Формирование спроса на предприятиях общественного питания на примере ресторанного комплекса «АМАКС Золотое Кольцо»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2014 в 14:26, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы. В условиях стремительного развития рыночного механизма и смены концепции совершенствования производства, необходимо освоение и использование маркетинга как рыночной концепции во всех отраслях и сферах деятельности. Успешное функционирование предприятий на принципах маркетинга возможно при условии проведения систематических исследований спроса на продукцию и услуги, позволяющих получать адекватную действительности картину состояния рынка и осуществлять мониторинг внешней среды, одним из главных элементов которой является потребитель.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Понятие, сущность и особенности формирования спроса…………...5
Состояние и тенденции развития общественного питания………….9
Классификация и характеристика видов спроса на предприятиях общественного питания……………………………………………….13
Методы изучения спроса на продукцию и услуги общественного питания…………………………………………………………………26
Глава 2. Формирование спроса в ресторанном комплексе при гостинице «АМАКС Золотое Кольцо»……………………………………………………..32
2.1 Краткая характеристика объекта исследования…………………….32
2.2 Организация изучения спроса на продукцию и услуги на предприятии……………………………………………………………………...34
2.3 Рекомендации по совершенствованию формирования спроса на продукцию и услуги с целью повышения эффективности работы ресторанного комплекса………………………………………………………...36
Заключение ………………………………………………………………………38
Список используемой литературы……………………………………………...40

Вложенные файлы: 1 файл

Kursovaya_marketing.docx

— 77.04 Кб (Скачать файл)

Владимирский институт туризма  и гостеприимства

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

по дисциплине «Маркетинг»

на тему: «Формирование спроса на предприятиях общественного питания на примере ресторанного комплекса «АМАКС Золотое Кольцо».

 

 

 

Выполнил:

студентка 4 курса

группы МО-109

Кавелина Любовь

 

Проверил:

Доц. Мищенко В. И.

 

 

 

 

 

 

 

 

Владимир, 2013

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Понятие, сущность и особенности формирования спроса…………...5

    1. Состояние и тенденции развития общественного питания………….9
    2. Классификация и характеристика видов спроса на предприятиях общественного питания……………………………………………….13
    3. Методы изучения спроса на продукцию и услуги общественного питания…………………………………………………………………26

Глава 2. Формирование спроса в ресторанном комплексе при  гостинице «АМАКС Золотое Кольцо»……………………………………………………..32

2.1 Краткая характеристика  объекта исследования…………………….32

2.2 Организация изучения спроса  на продукцию и услуги на  предприятии……………………………………………………………………...34

2.3 Рекомендации по совершенствованию  формирования спроса на продукцию  и услуги с целью повышения  эффективности работы ресторанного комплекса………………………………………………………...36

Заключение ………………………………………………………………………38

Список используемой литературы……………………………………………...40

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Актуальность темы. В условиях стремительного развития рыночного механизма и смены концепции совершенствования производства, необходимо освоение и использование маркетинга как рыночной концепции во всех отраслях и сферах деятельности. Успешное функционирование предприятий на принципах маркетинга возможно при условии проведения систематических исследований спроса на продукцию и услуги, позволяющих получать адекватную действительности картину состояния рынка и осуществлять мониторинг внешней среды, одним из главных элементов которой является потребитель. Весь процесс производства, реализации товаров и оказания услуг строится исходя из всестороннего учета интересов потребителя и активного воздействия на его экономическое поведение, что позволяет решать рыночные проблемы наиболее рационально, добиваться согласования спроса и предложения с наименьшими потерями и обеспечивать получение необходимого размера прибыли.

Для общественного питания  вопросы исследования спроса имеют  особую значимость, что обусловлено  спецификой функций, выполняемых предприятиями  питания, и тем, что они непосредственно  контактируют с потребителями, выступая на рынке как самостоятельные  производители, продавцы и организаторы потребления своего продукта. Определение  перспектив развития рынка на территориальном  уровне и выбор направлений организации  маркетинговой деятельности предприятий  должны базироваться на изучении реальных и потенциальных желаний, мотивов, покупательских возможностей населения. Поэтому для общественного питания  особую актуальность и практическую значимость представляет комплексное  исследование спроса и процессов  его формирования на продукт (услугу) общественного питания.

Целью данной курсовой работы является изучение формирования спроса на предприятиях общественного питания.

В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие  задачи:

  1. Изучить состояние и тенденции развития общественного питания;
  2. Проанализировать роль изучения микроспроса на продукцию и услуги предприятий общественного питания;
  3. Ознакомиться с видами спроса и эффективностью методов его изучения;
  4. Дать организационно-экономическую характеристику объекта исследования;
  5. Проанализировать организацию изучения спроса на продукцию и услуги на предприятии;
  6. Дать рекомендации по совершенствованию изучения и формирования спроса на продукцию и услуги с целью повышения эффективности работы предприятия;
  7. Сделать выводы и дать рекомендации по совершенствованию коммерческой деятельности предприятия.

Предметом исследования является формирование спроса на предприятиях общественного  питания.

Объектом исследования является ресторанный комплекс «АМАКС Золотое Кольцо».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Понятие, сущность и особенности формирования спроса.

Одной из основных категорий  рынка является спрос, который представляет собой экономическую категорию, присущую товарному производству, проявляющуюся  в сфере обмена, торговли и выражающую совокупную платежеспособную потребность  в товарах, услугах, складывающуюся из множества конкретных требований потребителей. Составляющими понятия  «спрос» являются:

1) Наличие потенциальных  потребителей с определенными  потребностями, т.е. желанием купить;

2) Обеспеченность потребности  денежными доходами;

3) Возможность удовлетворить  потребность наличие товарного  предложения по объему, структуре  и уровню цен, соответствующее  потребностям и покупательской способности 1.

Выделяют два уровня спроса: совокупный (на макроуровне) и индивидуальный (на микроуровне). Анализ, оценка и прогнозирование  совокупного спроса необходимы для  выявления тенденций его развития и определения возможных объемов  в будущем. Изучение индивидуального  спроса (спроса единичного потребителя) прежде всего необходимо для целенаправленной эффективной деятельности предприятий  производителей и продавцов.

Микроспрос классифицируется по двум признакам:

1) Спрос на отдельные  типы предприятий общественного  питания, кулинарную продукцию;

2) Спрос на услуги, формирующиеся  на уровне отдельного предприятия;

Микроспрос формируется  под воздействием следующих факторов:

1) Месторасположение предприятия;

2) Тип предприятия и  его специализация;

3) Эффективность обслуживания  потребителей;

4) Качество предоставляемых  услуг;

5) Уровень цен;

6) Наличие рекламы;

7) Перечень дополнительных  услуг и др.

Микроспрос должен изучаться  не только в целом по предлагаемому  ассортименту продукции, но и в разрезе  отдельных кулинарных блюд и позиций, а также должен изучаться спрос  по каждой конкретной группе потребителей (пол, возраст, семейное, социальное положение, доход).

Спрос на продукцию и услуги дифференцируется в зависимости  от типов предприятий и их специализации, он различен в кафе, ресторанах, барах, закусочных, столовых и зависит от целей их создания и функционирования и мотивов посещения. Соответственно, потребители предъявляют разные требования, посещая тот или иной тип предприятия. Нужно отметить, что в экономической литературе необходимость дифференцированного  подхода к изучению спроса практически  не рассматривается. Исследователи  говорят о спросе на продукцию  и услуги общественного питания  вообще, в целом, не подразделяя его. С нашей точки зрения, это принципиально  важный момент, который должен учитываться  при разработке методики изучения спроса. Зависимость спроса от типа предприятий  предопределяется еще и тем, что  удовлетворение спроса на продукцию  происходит в конкретном месте, в  силу этого потребителю небезразлично, в каких условиях будет происходить  процесс потребления, а само потребление, как уже отмечалось, в большинстве  случаев предусматривает организацию  досуга. Данная специфика также обычно почти не учитывается при характеристике спроса общественного питания, хотя для общедоступных предприятий  это весьма значимо. Спрос напрямую зависит от условий, созданных в  предприятии для комфортного  времяпровождения (уровень и быстрота обслуживания, уютная обстановка, санитарное состояние, наличие музыкального сопровождения  и т.д.). До обмена на деньги он существует лишь в представлении потребителя, в виде идеи воспользоваться услугами предприятий питания, подкрепленной  подсчетом обеспеченности своей потребности денежными средствами. Этот сложный экономико-психологический процесс завершается на рынке, когда потребитель приобретает и потребляет продукцию2.

В общественном питании, в  отличие от торговли, процесс проявления спроса по времени практически почти  всегда совпадает с процессом  его удовлетворения, т.е. потребления, так как реализация продукции  завершается непосредственным обслуживанием  посетителей в торговом зале (за исключением магазинов – кулинарий, которые выполняют только функцию  реализации, но составляют незначительную долю предприятий).

Следовательно, спрос на продукцию и услуги общественного  питания определенного вида проявляется  в предприятии и вне его  не может быть удовлетворен. Поэтому  объем и структура спроса зависят  от количества предприятий, их производственной мощности, числа мест в них, специализации, оборачиваемости мест и т.д., определяющих объем предложения на рынке.

Процесс потребления в  общественном питании индивидуализирован, каждый потребитель имеет свои вкусы, привычки, потребности, предпочтения, мотивы посещения. В силу этого спрос  носит весьма дифференцированный характер и в существенной степени зависит  от психофизиологических особенностей людей, их привычек, национальных традиций. Поэтому при исследовании спроса особую актуальность приобретает изучение поведения потребителя.

На спрос влияет и место  расположения предприятий питания. Практически спрос на услуги любых  типов предприятий, расположенных  в центральной части городов, в местах отдыха и интенсивных  людских потоков, в районах сосредоточения торговых предприятий, на оживленных магистралях, в несколько раз выше, чем в  жилых районах.

Особенность спроса общественного питания состоит  и в том, что фактически основной количественный показатель, характеризующий  его объем, товарооборот общественного питания (сумма средств, полученная от продажи продукции отрасли). Но сам объем продаж в значительной степени зависит от условий организаций потребления, т.е. уровня и качества обслуживания, хотя в количественном выражении эти показатели напрямую не учитываются.

 

Таблица 1 - Система показателей, характеризующих  основную услугу общественного питания.

Показатели

Характеристика показателей

  1. Продукция
  1. Ассортимент
  • широта;
  • полнота.
  1. Качество:
  • вкус;
  • внешний вид (оформление).

3. Уровень цен

  1. Уровень обслуживания
  1. Вежливость, внимательность персонала
  2. Быстрота обслуживания
  3. Сервировка стола
  4. Внешний вид и качество столовой посуды, приборов
  5. Соблюдение правил приема и выдачи блюд, рас чета
  6. Внешний вид персонала
  1. Состояние торгового зала
  1. Уровень комфорта
  2. Санитарное состояние
  3. Эстетическое оформление зала (интерьер)
  4. Удобство мебели
  1. Организация отдыха
  1. Музыкальное сопровождение и его качество
  2. Развлекательные программы
  3. Другие виды услуг
  1. Месторасположение предприятий и организация его работы
  1. Степень доступности
  2. Режим работы

 

Помимо основных, предприятия  общественного питания могут  оказывать целый ряд дополнительных услуг и организовывать развлекательные  мероприятия, что также влияет на спрос потребителей.

Большое влияние на спрос  оказывает конкурентное окружение  предприятия, но в общественном питании  конкурентом выступает предприятие  аналогичного типа с примерно одинаковым ассортиментом продукции и сопоставимым уровнем цен на нее, расположенное  в радиусе пешеходной доступности. Ресторан и закусочная, размещенные  рядом друг с другом, не являются основными конкурентами, так как  каждое ориентировано на своего потребителя: с определенным уровнем дохода, с  разной целью посещения, располагаемым  временем, возможностью и согласием  заплатить разную сумму денег  на удовлетворение своей потребности. Но в некоторой степени такое соседство предприятий питания и влияет на объем спроса.

Таким образом, спросу в общественном питании свойственны большая  подвижность, изменчивость, диверсификация, быстрота реакции на изменение цен, часто меняющиеся требования потребителей3.

 

    1. Состояние и тенденции развития общественного питания

Предприятие общественного питания  – общее название организации, которая оказывает услуги общественного питания посредством: производства кулинарной продукции, её реализации и организации питания различных групп населения.

Ресторан – предприятие общественного питания с широким ассортиментом блюд сложного приготовления, включая заказные и фирменные.

В современных экономических условиях предприятие общественного питания  представляет собой сложный организационно-экономический  комплекс, развивающийся с определёнными  закономерностями, имеющий свои цели, структуру, внешние и внутренние связи. Деятельность предприятий необходимо рассматривать во взаимосвязи и  взаимозависимости с внешним миром, с позиции системы или системного подхода4.

Под системой понимается совокупность взаимодействующих элементов, составляющих целостное образование. Любой реальный экономический объект может быть отнесён к разным системам. Предприятие  общественного питания является элементом сложной рыночной системы  в качестве самостоятельного хозяйствующего субъекта, ориентированного на получение  прибыли, т.е. относится к коммерческим системам, одновременно предприятие можно рассматривать как часть сферы товарно-денежных отношений. Поэтому для эффективного развития предприятия необходимы знания по развитию финансовых, информационных систем. Предприятие общественного питания по своим свойствам можно отнести и к социально-экономическим системам. Социальной системой является потому, что создаётся для удовлетворения физиологических потребностей общества. Экономической является потому, что использует ресурсы и товары, обеспечивая непрерывность воспроизводства общественного продукта и доведение до конечного потребителя5. Предприятия общественного питания необходимо рассматривать и как производственную систему, т.к. в процессе производства кулинарной продукции создаётся продукт с новыми потребительскими свойствами.

Информация о работе Формирование спроса на предприятиях общественного питания на примере ресторанного комплекса «АМАКС Золотое Кольцо»