Управление товарным ассортиментом предприятия (на примере ОАО «Агрофирма «Октябрьская»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 13:11, курсовая работа

Краткое описание

Основная цель исследования состоит в разработке практических подходов к управлению товарным ассортиментом, которые должны быть ориентированы на формирование эффективного механизма управления товарным ассортиментом.
Достижение поставленной цели предполагает решение ряда задач:
- изучение теоретических взглядов, сложившихся в отечественной и зарубежной науке по управлению товарным ассортиментом;
- определение и постановка целей управления товарным ассортиментом;
- анализ и оценка управления товарным ассортиментом в ОАО «Агрофирма «Октябрьская»;
- разработка рекомендаций по совершенствованию механизма управления товарным ассортиментом исследуемого предприятия.

Содержание

Введение
5
1 Теоретические аспекты управления товарным ассортиментом на предприятии
7
1.1 Сущность и содержание товарного ассортимента
7
1.2 Принципы формирования товарного ассортимента
10
1.3 Управление товарным ассортиментом
13
2 Исследование процессов управления товарным ассортиментом на предприятии (на примере ОАО «Агрофирма «Октябрьская»)
16
2.1 Характеристика товарного ассортимента ОАО «Агрофирма «Октябрьская»
16
2.2 Анализ процессов управления товарным ассортиментом ОАО «Агрофирма «Октябрьская»
21
2.3 Оценка эффективности управления товарным ассортиментом на ОАО «Агрофирма «Октябрьская»
25
3 Разработка мероприятий по совершенствованию системы управления товарным ассортиментом в ОАО «Агрофирма «Октябрьская»
27
3.1 Рекомендации по совершенствованию ассортиментной политики ОАО «Агрофирма «Октябрьская»
27
3.2 Разработка механизма управления товарным ассортиментом ОАО «Агрофирма «Октябрьская»
30
3.3 Информационное обеспечение процессов управления товарным ассортиментом ОАО «Агрофирма «Октябрьская»
33
Заключение
36
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

КР по УТА.doc

— 452.00 Кб (Скачать файл)

     Пересмотр приоритетов производства того или  иного вида продукции должен затронуть  в первую очередь монопольные позиции предприятия. Последние, при достаточном внимании и маркетинговой поддержке могут составить конкурентоспособное преимущество ОАО «Агрофирма «Октябрьская» при соперничестве на рынке.

     Инновационные усилия следует обратить на создание явных отличительных особенностей у существующих видов продукции. Нововведения могут касаться не только технологических параметров, но и эстетических характеристик товара и его упаковки. Особое внимание необходимо обратить на разработку и внедрение новых видов продукции. На заводе ведется большая работа в этом направлении. Тут очень важна роль маркетинговых изысканий, так как в практике завода есть продукция из новых разработок, которую пришлось снять с производства из-за отсутствия спроса у потребителя.

     В настоящее время предприятие ставит перед собой задачу – стабилизировать сбыт продукции. Анализ, проведенный во второй главе, показывает, что в реализации решения по стабилизации продаж необходимо использовать особенности жизненного цикла продукции. Концепция жизненного цикла может не только прогнозировать спрос на товар предприятия, но и сглаживать колебания объемов реализации.

     Управление  товарным ассортиментом тесно связано  с вопросами производства и сбыта  продукции. С точки зрения производственно-сбытовой деятельности, предприятие могло бы повысить эффективность, совершая следующие действия:

     - определение времени выхода продукта  на рынок;

     - бесперебойная доставка необходимых  видов сырья, материалов, комплектующих;

     - ревизия сбытовой сети и развитие системы дилерских представительств.

     Таким образом, повышение эффективности управления товарным ассортиментом затрагивает активизацию производства, сбыта и маркетинга.

     Рекомендации  по повышению эффективности управления товарным ассортиментом ОАО «Агрофирма «Октябрьская» представлены следующим перечнем мер:

    1. анализ структуры товарного ассортимента и его соответствие потребностям покупателя;
    2. создание модификаций с отличительными особенностями, ясными для потребителя;
    3. планирование потребности в сырье, материалах;
    4. использование концепции жизненного цикла при планировании ассортимента предприятия;
    5. привлечение дилеров и ревизия существующей сбытовой сети;
    6. оценка положения на рынке ассортиментных позиций предприятия.

     Реализация  данных мероприятий не только позволит построить эффективную систему управления товарным ассортиментом, но и вывести ассортиментную стратегию предприятия на качественно новый уровень. Совершенствование управления ассортиментом нацелит деятельность ОАО «Агрофирма «Октябрьская» на повышение конкурентоспособности. 
 

     3.2 Разработка механизма управления товарным ассортиментом ОАО «Агрофирма «Октябрьская»

     Для эффективного управления товарным ассортиментом  предприятия необходимо иметь определенный механизм. Для ОАО «Агрофирма «Октябрьская»  предлагается следующая методика управления ассортиментом товаров.

     Первоначально необходимо проанализировать уже имеющийся  на птицефабрике товарный ассортимент: выявить, какие товары приносят основную прибыль предприятию, какие товары нерентабельны или теряют свои рыночные позиции, определить сбалансированность «товарного портфеля».

     Оценка  сбалансированности «товарного портфеля»  субъекта рынка товаров и услуг  представляет собой достаточно сложный  процесс, поэтому, на наш взгляд, он должен осуществляться группой специалистов птицефабрики с учетом распределения функций по областям их профессиональных задач. Результатом данной работы является определение отклонения фактического состояния предлагаемого товарного ассортимента ОАО «Агрофирма «Октябрьская» от оптимального в процентном выражении и выявление причин отклонений.

     Необходимо  рассмотреть факторы, которые лежат  в основе изменения ассортимента продукции птицефабрики:

     - изменения в товарном ассортименте  конкурентов;

     - изменение спроса на конкретные  товары;

     - НИОКР.

     Коммерческая  деятельность ОАО «Агрофирма «Октябрьская» по сбыту продукции должна начинаться с координации интересов предприятия-изготовителя с требованиями рынка. Для этого предприятие должно, прежде всего, определить структуру спроса, исследовать товарный рынок по следующим направлениям:

     1) изучение товара;

     2) определение потенциала и емкости  рынка;

     3) анализ конъюнктуры рынка;

     4) изучение потребителей и сегментация  рынка;

     5) анализ деятельности конкурентов;

     6) изучение основных форм и методов  сбыта товаров.

     После изучения рынка и получения на этой основе информации о спросе и предпочтениях потребителей ОАО «Агрофирма «Октябрьская» должна планировать ассортимент как новой, так и выпускаемой продукции. Необходимо осуществить обоснованный отбор изделий для будущего производства и сбыта, а также приведение всех характеристик изделий в соответствие с требованиями потребителей.

     Несмотря  на то, что внедрение новой продукции  имеет очень большое значение для предприятия, оно является весьма рискованным мероприятием. Поэтому при внедрении новых видов продукции на ОАО «Агрофирма «Октябрьская» целесообразно учитывать возможные причины неудач и свети к минимуму возможность их появления. Причины неудач могут заключаться в следующем:

     - относительной бесполезности идеи  нового товара;

     - низком качестве изготовления товара;

     - неправильной политике цен;

     - недостаточном количестве средств  на маркетинг;

     - недооценки реакции конкурентов;

     - существующих организационных структурах, не способствующих инновациям;

     - несвоевременном выпуске товара  на рынок;

     - низком уровне и слабом использовании рыночных исследований;

     - необъективности принятия решения  на уровне предприятия.

     В процессе планирования товарного ассортимента специалистами ОАО «Агрофирма «Октябрьская»  следует учитывать жизненный  цикл изделия. Это поможет руководителю анализировать деятельность предприятия с позиций настоящего и будущего, увязывать краткосрочные задачи с долгосрочными целями предприятия.

     Для эффективного управления товарным ассортиментом  немаловажным для ОАО «Агрофирма «Октябрьская» является прогнозирование товарного рынка. Цель такого прогноза — определить тенденции изменения факторов, воздействующих на рыночную ситуацию, таких как: структурные изменения экономики, инвестиционная активность в потребляющих товар отраслях, изменение потребностей покупателей под влиянием научно-технического прогресса, появление новых товарных рынков. Это позволяет управлять товарным ассортиментом с учетом меняющихся условий.

     Механизм  управления товарным ассортиментом  ОАО «Агрофирма «Октябрьская» должен обязательно включать в себя контроль. При управлении товарным ассортиментом контроль должен осуществляться постоянно, чтобы своевременно выявить негативные тенденции и устранить их. Процесс контроля на предприятии должен осуществляться по определенной схеме (рис. 3.1).

     Рисунок 3.1 – Схема процесса контроля при управлении товарным ассортиментом ОАО «Агрофирма «Октябрьская» 

     Предложенный  для ОАО «Агрофирма «Октябрьская»  механизм управления товарным ассортиментом  позволит повысить эффективность деятельности агрофирмы. Процесс управления в данном механизме представлен серией непрерывных и взаимосвязанных управленческих функций: планированием, организацией, формированием и контролем товарного ассортимента. Именно выполнение всех этих функций при управлении товарным ассортиментом позволит агрофирме создать конкурентоспособный «портфель товаров». 
 

     3.3 Информационное обеспечение процессов управления товарным ассортиментом

     Приступая к процессу управления товарным ассортиментом  необходимо обладать определенной информацией. Обеспеченность управленческих процессов информацией позволяет находить наиболее перспективные целевые рынки, оптимизировать ассортимент реализуемых товаров и вовремя приспосабливать их к меняющимся требованиям рынка (потребителя).

     Информация  получается в ходе маркетинговых  исследований. Чтобы сэкономить людские  и финансовые ресурсы и при  этом получить наиболее высокие результаты от проведения маркетинговых исследований, необходимо концептуальное видение  проблемы на перспективу. При проведении сложных маркетинговых исследованиях целесообразно разработать концепцию исследования, дав в ней развернутое определение проблемы, путей и средств ее решения наиболее эффективным способом. На основе такой концепции можно разработать проект исследования, метод его проведения, провести сбор, обработку и анализ информации, подготовить предложения и рекомендации. Для получения необходимой информации маркетинговые исследования предлагается проводить по схеме, представленной на рисунке 3.2. 

     Рисунок 3.2 – Схема, предлагаемая для проведения маркетингового исследования ОАО «Агрофирма «Октябрьская»

     Для эффективного управления товарным ассортиментом  используется информация, получаемая в ходе исследования основных рыночных объектов.

     Информация  об исследовании рынка поможет установить:

     - наличие или отсутствие реальной  или потенциальной потребности  в той или иной продукции;

     - количественные показатели и  тенденции развития рынка (количество  потенциальных покупателей, их  желания и предпочтения, географическое размещение, покупательскую способность, закономерности совершения покупок, расширение или сокращение рынка и т.д.);

     - конкуренцию на рынке;

     - репутацию, которой пользуются  у покупателя продукты конкурентов  и собственные продукты предприятия.

     Все это объекты исследований, результаты которых позволят предприятию уточнить свой ассортимент с учетом требований покупателей, решить проблему конкурентоспособности  товаров, разработать новые товары и рассчитать их жизненный цикл, модифицировать существующие продукты, усовершенствовать упаковку.

     Для эффективного управления товарным ассортиментом  необходимо проанализировать потребителей. Это даст предприятию возможность  сделать выводы о предпочтениях  клиентов, об их желаниях, о возможностях покупать тот или иной товар, о том, какие товары пользуются наибольшим спросом, а о каких предприятие может частично или полностью отказаться.

     Разумеется, исследование объектов рыночной среды  должно быть тесно увязано с исследованиями внутренней среды фирмы с целью определения реального потенциала ее конкурентоспособности путем сопоставления объектов изучения внешней и внутренней среды. Только таким образом можно определить, что необходимо сделать для более полной адаптации к изменяющимся условиям. 

     Заключение 

     Управление  товарным ассортиментом в системе  мер воздействия на рынок и  на конкурентоспособность фирмы  занимает основное место, так как  именно товар и его особенности  определяют успех производителя.

     Это связано с тем, что товар служит эффективным средством воздействия на рынок, главной заботой предприятия и источником получения прибыли. Цена, сбыт, коммуникации основываются на особенностях ассортимента.

     Проведенное в работе исследование подтвердило  актуальность данной проблемы для ОАО  «Агрофирма «Октябрьская». Был выявлен ряд факторов, позволяющих существенно улучшить сегодняшнюю практику управления товарным ассортиментом с целью более гибкой адаптации данного предприятия в рыночных условиях.

     На  примере ОАО «Агрофирма «Октябрьская» были рассмотрены основные процессы управления товарным ассортиментом. Процесс управления товарным ассортиментом представлен как процесс планирования, организации, формирования и контроля товарного ассортимента.

     Анализ, проведенный нами, показал, что товарный ассортимент ОАО «Агрофирма «Октябрьская» представлен одиннадцатью ассортиментными группами: мясопродукты, полуфабрикаты натуральные, полуфабрикаты рубленные, колбасные изделия и копчености, шашлык, пельмени, консервы (стеклобанка), гриль, рулеты, молочная продукция, яйцо.

Информация о работе Управление товарным ассортиментом предприятия (на примере ОАО «Агрофирма «Октябрьская»)