Управление товарным ассортиментом предприятия (на примере ОАО «Агрофирма «Октябрьская»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 13:11, курсовая работа

Краткое описание

Основная цель исследования состоит в разработке практических подходов к управлению товарным ассортиментом, которые должны быть ориентированы на формирование эффективного механизма управления товарным ассортиментом.
Достижение поставленной цели предполагает решение ряда задач:
- изучение теоретических взглядов, сложившихся в отечественной и зарубежной науке по управлению товарным ассортиментом;
- определение и постановка целей управления товарным ассортиментом;
- анализ и оценка управления товарным ассортиментом в ОАО «Агрофирма «Октябрьская»;
- разработка рекомендаций по совершенствованию механизма управления товарным ассортиментом исследуемого предприятия.

Содержание

Введение
5
1 Теоретические аспекты управления товарным ассортиментом на предприятии
7
1.1 Сущность и содержание товарного ассортимента
7
1.2 Принципы формирования товарного ассортимента
10
1.3 Управление товарным ассортиментом
13
2 Исследование процессов управления товарным ассортиментом на предприятии (на примере ОАО «Агрофирма «Октябрьская»)
16
2.1 Характеристика товарного ассортимента ОАО «Агрофирма «Октябрьская»
16
2.2 Анализ процессов управления товарным ассортиментом ОАО «Агрофирма «Октябрьская»
21
2.3 Оценка эффективности управления товарным ассортиментом на ОАО «Агрофирма «Октябрьская»
25
3 Разработка мероприятий по совершенствованию системы управления товарным ассортиментом в ОАО «Агрофирма «Октябрьская»
27
3.1 Рекомендации по совершенствованию ассортиментной политики ОАО «Агрофирма «Октябрьская»
27
3.2 Разработка механизма управления товарным ассортиментом ОАО «Агрофирма «Октябрьская»
30
3.3 Информационное обеспечение процессов управления товарным ассортиментом ОАО «Агрофирма «Октябрьская»
33
Заключение
36
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

КР по УТА.doc

— 452.00 Кб (Скачать файл)

      Итак, управление товарным ассортиментом  предполагает координацию взаимосвязанных  видов деятельности – научно-технической  и проектной, комплексного исследования рынка, организации сбыта, сервиса, рекламы, стимулирования спроса. Трудность решения данной задачи состоит в сложности объединения всех этих элементов для достижения конечной цели оптимизации ассортимента с учетом поставленных стратегических рыночных целей предприятия. Если этого достигнуть не удается, то может получиться, что в ассортимент начнут включаться изделия, разработанные скорее для удобства производственных подразделений предприятия, нежели для потребителя. С точки зрения концепции маркетинга — это прямо противоречит тому, что необходимо действительно делать.

 

     

     2 Исследование процессов управления товарным ассортиментом на предприятии (на примере ОАО «Агрофирма «Октябрьская») 
 

     2.1 Характеристика товарного ассортимента ОАО «Агрофирма «Октябрьская»

     ОАО Агрофирма «Октябрьская» входит в десятку крупнейших экономически развитых производителей мяса птицы  в Российской Федерации. Агрофирма введена в эксплуатацию в 1979 году. Первоначальная проектная мощность — производство 4700 т. мяса цыплят бройлеров в год.

     В настоящее время ОАО «Агрофирма «Октябрьская» – это мощное многоотраслевое  сельскохозяйственное предприятие, в  котором динамично и взаимосвязано  развивается бройлерное производство, свиноводство и молочное животноводство, пушное звероводство и различные направления растениеводства, мясомолочная переработка и фирменная торговля. Это позволяет работать предприятию по замкнутому технологичному циклу. Организация деятельности всех отраслей направлена на обеспечение безотходной технологии производства и переработки.

     Полное  официальное название общества —  открытое акционерное общество «Агрофирма «Октябрьская». В 1992 году завод был  преобразован путем приватизации в  акционерное общество открытого  типа.

     Мощность  предприятия к 2009 году увеличилась в 7 раз. В настоящее время хозяйство является основным поставщиком птичьего мяса в Республике Мордовия, крупные партии поставляются в различные регионы России. В 2009 году на балансе предприятия числилось 60 магазинов. Рентабельность фирменных магазинов около 30%.

     Объем реализованной продукции за 2009 год составил более 1,9 млрд. руб. Это означает, что на одного работника, занятого в производстве, реализовано продукции на сумму более 1 млн. 450 тыс. рублей.

     В последние годы производство оснащается современными машинами и оборудованием. Обновляемость основных фондов производства ежегодно составляет более 20%. Достаточно сказать, что только за последние 3 года освоено более 1,5 млрд. руб. собственных капиталовложений. Все работы проводятся в основном хозспособом, силами собственного строительного цеха за счет собственных средств.

     Номенклатурный  каталог ОАО «Агрофирма «Октябрьская»  содержит перечень ассортиментных позиций, выпускаемых предприятием. Весь товарный ассортимент представлен одиннадцатью группами: мясопродукты, полуфабрикаты натуральные, полуфабрикаты рубленные, колбасные изделия и копчености, шашлык, пельмени, консервы (стеклобанка), гриль, рулеты, молочная продукция, яйцо. Данные ассортиментные группы включают большое количество наименований изделий (приложение А).

     Широкий диапазон потребления продукции  ОАО «Агрофирма «Октябрьская» позволяет  судить о том, что номенклатуру предприятия  составляет конкурентоспособный товар.

     Количественный  анализ товарного ассортимента ОАО  «Агрофирма «Октябрьская» позволяет определить число ассортиментных групп и их долевое соотношение (таблица 2.1). 

     Таблица 2.1 – Состав и структура ассортиментных групп, составляющих номенклатурный каталог ОАО «Агрофирма «Октябрьская» (1.01.2011 год)

    Номенклатура Число позиций, ед. Удельный вес, %
    1 2 3
    Мясопродукты 29 17,6
    Полуфабрикаты натуральные 23 13,9
    Полуфабрикаты рубленные 6 3,6
    Колбасные изделия и копчености 65 39,4
    Шашлык 2 1,2
    Пельмени 7 4,2
    Консервы (стеклобанка) 1 0,6

Продолжение таблицы 2.1

    Гриль 2 1,2
    Рулеты 3 1,8
    Молочная  продукция 23 13,9
    Яйцо 4 2,4
    Всего 165 100

 

     Каталог выпускаемых предприятием товаров  предлагает потребителям одиннадцать видов продукции. Основную долю в номенклатуре предприятия занимают колбасные изделия и копчености – 39,4%. Значительная часть приходится на мясопродукты – 17,6%. На одном уровне находятся полуфабрикаты натуральные и молочная продукция – 13,9%, шашлык и гриль – 1,2%. Меньшую долю от общей номенклатуры занимают консервы – 0,6%.

     Товарную  номенклатуру ОАО «Агрофирма «Октябрьская» можно определить как умеренно-прогрессивную (среднее число ассортиментных позиций и их динамичное соотношение). Это дает предприятию выигрыш со следующих позиций:

  • Глубокий ассортиментный набор удовлетворяет потребности различных покупательских сегментов.
  • Такая товарная номенклатура предприятия позволяет активно участвовать в конкурентной борьбе.
  • Позволяет предприятию специализироваться в сфере производства и маркетинговой деятельности.

     Оптимизация номенклатуры изделий, одновременно продающихся  на рынке, позволяет гарантировать предприятию относительно стабильные общие условия обеспечения объемов реализации, покрытия расходов и уровней прибыли. Это можно проанализировать с помощью АВС-анализа на основе полученной прибыли от реализации продукции (табл. 2.2). 
 
 

     Таблица 2.2 – АВС-анализ продукции ОАО «Агрофирма «Октябрьская»

    № п/п Наименование Прибыль Доля в общей прибыли (в %) Категории товаров
    1 Колбасные изделия  и копчености  
     
    193948
    35  
     
     
     
     
    Группа А
    2 Яйцо 69824 13
    3 Пельмени 59810 11
    4 Мясопродукты 46897 9
    5 Молочная продукция  
    49890
    9
    6 Полуфабрикаты натуральные  
    43643
    8
    7 Полуфабрикаты рубленные  
    29630
    5  
    Группа  В
    8 Рулеты 19690 4
    9 Шашлык 13100 2  
     
    Группа  С
    10 Консервы (стеклобанка)  
    9934
    2
    11 Гриль 13066 2

 
 

     Проанализировав продукцию ОАО «Агрофирма «Октябрьская» с помощью АВС-анализа, можно классифицировать ее по степени важности:

     - колбасные изделия и копчености, яйцо, пельмени, мясопродукты, молочная  продукция, полуфабрикаты натуральные  являются основным товаром, приносящим  основную прибыль предприятию;

     - полуфабрикаты рубленые, рулеты  являются поддерживающими товарами, стабилизирующими выручку от продаж;

     - шашлык, консервы, гриль являются  товарами стратегического значения, которые позволять получать прибыль  в будущем.

     Безусловно, успехи и неудачи в формировании товарного ассортимента зависят от многих факторов (как экономических, так и политических), но их надо рассматривать, на наш взгляд, одновременно с изменением уровня цен на предприятии.

     Проведем  анализ товарного ассортимента ОАО «Агрофирма «Октябрьская» в соответствии с матрицей товарного ассортимента (матрица BCG) (рис. 2.1). 

Темпы роста 

объемов продаж

     
 
 
Высокие
1) Колбасные  изделия и копчености

2) Мясопродукты

3) Полуфабрикаты

 натуральные

1) Пельмени

2) Молочная  продукция

 
 
 
Низкие 
1) Яйцо

2) Шашлык

3) Полуфабрикаты

 рубленые

4) Рулеты

1) Консервы

2) Гриль

 
   
Высокая
 
Низкая
Относительная

доля  рынка


     Рисунок 2.1 – Матрица BCG ОАО «Агрофирма «Октябрьская» 

     Представленная  матрица показывает, что в номенклатуре преобладают «звезды» и «дойные коровы». Это говорит о том, что в товарном ассортименте предприятия значительное место занимают конкурентоспособные товары, дающие основную долю прибыли. «Портфель товаров» ОАО «Агрофирма «Октябрьская» является сбалансированным (небольшое количество «собак» и «трудных детей»), товарный ассортимент — комбинированным (наличие четырех типов товаров).

     Итак, широта товарной номенклатуры ОАО «Агрофирма «Октябрьская» — одиннадцать  ассортиментных групп, насыщенность товарной номенклатуры — 165 товарных единиц. Товарный ассортимент предприятия характеризуется гармоничностью, сопоставимостью и оптимальностью. В состав товарного ассортимента предприятия входят основные товары, а также поддерживающие товары и товары стратегического значения. 
 

     2.2 Анализ процессов управления товарным ассортиментом ОАО «Агрофирма «Октябрьская»

     Процесс управления товарным ассортиментом  можно рассмотреть как процесс  планирования, организации, формирования и контроля товарного ассортимента.

     Анализируя  существующий в ОАО «Агрофирма «Октябрьская» товарный ассортимент особое внимание необходимо обратить на ширину и глубину объекта анализа. Ассортимент предприятия характеризуется достаточной глубиной, благодаря которой удовлетворяются потребности различных покупательских сегментов по одному товару, предлагается диапазон цен и стимулируется поддержка дилеров.

     У предприятия довольно не широкий  ассортимент, однако он полностью может  удовлетворить запросы покупателей. Следует отметить, что неоправданное  расширение ассортимента может привести к оседанию товара в магазине, снижению оборачиваемости средств, а то и вовсе к «замораживанию» денег.

     Анализ  ассортимента с позиций ширины и  глубины проводится на ОАО «Агрофирма «Октябрьская» один раз в год.

     После проведения анализа ассортимента выявляется необходимость его изменения. Принимается решение о снятии с производства определенных товаров, о модификации отдельных видов товаров или о создании абсолютно нового продукта (рис. 2.2). 

     Рисунок 2.2 – Направления работы с продуктом ОАО «Агрофирма «Октябрьская»

     Принятию  решения об изъятии или оставлении товара в программе предприятия  предшествует оценка качества показателей  каждого товара на рынке. При этом необходимо учитывать объединенную информацию со всех рынков, где они реализуются, чтобы установить реальный объем продаж и уровень рентабельности (прибыльности) в динамике, которые обеспечивает изготовителю каждый из его товаров.

     Если  речь идет о новом или усовершенствованном  продукте, который увязывается с  существующим ассортиментом птицефабрики, очередной шаг заключается в том, чтобы дать предварительную оценку замыслу, который сложился на основе выводов проведенного исследования рынка и ассортимента фирмы. Если замысел оценен как многообещающий, на изделие составляется спецификация.

Информация о работе Управление товарным ассортиментом предприятия (на примере ОАО «Агрофирма «Октябрьская»)