Управление банковским риском

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 10:53, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является раскрытие основных подходов к классификации банковских рисков, методов оценки и управления ими, а также минимизация рисков путем распределения их между различными участниками рынка.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить теоретические аспекты банковского риска в системе предпринимательских рисков
2. Проанализировать наличие рисков и рассмотреть методы их оценки и регулирования
3. Разработать комплекс мероприятий по диверсификации банковских рисков и обосновать эффективность предложенных мероприятий.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1БАНКОВСКИЙ РИСК В ОБЩЕЙ СИСТЕМЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ
РИСКОВ 5
1.1 Сущность и классификация банковских рисков 5
1.2 Методы оценки банковских рисков 11
1.3 Распределение риска между субъектами предпринимательства 16
2 ОЦЕНКА БАНКОВСКИХ РИСКОВ 19
2.1 Характеристика банка 19
2.2 Количественная оценка кредитного риска и методы его регулирования 38
2.3 Оценка процентного риска с использованием метода GAP-анализа 40
3 ДИВЕРСИФИКАЦИЯ БАНКОВСКИХ РИСКОВ 44
3.1 Распределение рисков при осуществлении пассивных операций 44
3.2 Совершенствование системы управления кредитным и процентным банковскими рисками 48
3.3 Экономическая эффективность предлагаемых мероприятий 60
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ 63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

курсач по фсп(хантемонсийский банк).doc

— 573.50 Кб (Скачать файл)

1. зона  допустимого риска - это когда потери от какого-то вида деятельности возможны, но они меньше ожидаемой прибыли.

2. зона  критического риска - характеризуется опасностью потерь, которые заведомо превышают ожидаемую прибыль и в максимуме ведут к потере средств, вложенных в операцию.

3. зона  катастрофического риска - это когда потери превышают критический уровень и распространяются на имущество банка.

       Пределы зон устанавливаются с помощью коэффициентов риска. Коэффициент риска определяется как отклонение максимально возможной величины убытка к собственному капиталу. Если коэффициент риска не превышает 0,3 - это зона допустимого риска; от 0,3 до 0,7 - зона критического риска; 0,7 и более - зона катастрофического риска. 
 

1.3 Распределение  риска между субъектами предпринимательства 

       Качественное управление риском повышает шансы коммерческого банка добиться успехов в долгосрочной перспективе. Деятельность по управлению рисками называется политикой риска. Под политикой риска принимается совокупность различных мероприятий, имеющих целью снизить опасность ошибочного принятия решения.

       В процессе управления риском следует учитывать следующие правила:

- нельзя рисковать больше, чем это может позволить собственный капитал;

- всегда нужно помнить о возможных последствиях риска;

- нельзя рисковать многим ради малого;

- положительное решение, связанное с риском, принимается лишь при отсутствии сомнений;

- всегда существует несколько решений рисковых задач [18].

  Основными методами управления рисками являются:

  • идентификация, анализ, оценка риска;
  • регламентирование операций – разработка процедур проведения;
  • установка лимитов на операции;
  • формирование достаточного уровня резервов на покрытие потерь; 
  • поддержание достаточности капитала [9].
    • диверсификация операций, которая предполагает распределение активов и пассивов банка по различным компонентам и субъектам, как на уровне финансовых инструментов, так и по их составляющим [13].

       Метод предполагает предоставление кредитов разнообразным группам клиентов - организациям и предприятиям различных отраслей и физическим лицам.

       Рассредоточивая кредиты, банк получает возможность уменьшить кредитный риск, компенсировать возможные потери от задержки возврата ссуды одним заемщиком доходом от других клиентов, своевременно выполняющих свои обязательства.

       Сущность диверсификации состоит в снижении максимально возможных потерь за одно событие, однако при этом одновременно возрастает количество видов риска, которые необходимо контролировать. Тем не менее, диверсификация считается наиболее обоснованным и относительно менее издержкоемким способом снижения степени финансового риска.

       Сегодня коммерческий банк в развитой рыночной экономике способен предложить клиенту до 200 видов разнообразных банковских продуктов и услуг. Широкая диверсификация операций позволяет сохранять клиентов и оставаться рентабельными даже при весьма неблагоприятной конъюнктуре.

       Банковские кредитные операции подразделяются на две большие группы: 
- активные, когда банк выступает в лице кредитора, выдавая ссуды; 
- пассивные, когда банк выступает в роли заёмщика (дебитора), привлекая деньги от клиентов и других банков на условиях платности, срочности, возвратности [1].

       Существует определённый базовый "набор", без которого банк не может существовать и нормально функционировать. К таким операциям банка относятся: 
- прием депозитов; 
- осуществление денежных платежей и расчётов; 
- выдача кредитов.

       Выполнение каждого вида операций  сосредоточено в специальных  отделах банка и осуществляется  особой "командой" сотрудников,  они теснейшим образом переплетаются  между собой.  
        Кредитные операции - это отношения между кредитором и заёмщиком (дебитором) по предоставлению первым последнему определённой сумы денежных средств на условиях платности, срочности, возвратности.        

       В настоящее время некоторые кредитные операции, проводимые российскими коммерческими банками, можно отнести к косвенному, нетрадиционному кредитованию (вексельные, факторинговые, лизинговые, сделки репо и т.д.). Эти формы финансирования имеют существенные особенности и могут рассматриваться как альтернативы традиционному банковскому кредитованию, значение которого в последнее время растёт.

       Таким образом, банк, распределяя капитал между различными субъектами предпринимательства, уменьшает объем риска за счет возможности компенсаций убытков в одной из сфер деятельности банка прибылями в другой (или так же лучше выдать много мелких кредитов, чем один большой).         Диверсификация широко используется на финансовых рынках и является основой для управления портфельными инвестициями [14]. 

  
 
 
 
 
 
 

2 ОЦЕНКА  БАНКОВСКИХ РИСКОВ 

2.1  Характеристика банка 

       Главным управлением Центрального банка РФ по Тюменской области 27 июля 1992 года был зарегистрирован «Ханты-Мансийский банк возрождения и развития народов Севера». Запись о регистрации кредитной организации в Едином государственном реестре юридических лиц внесена 14 августа 1992 года.

       За время осуществления своей деятельности, Банк в своем развитии прошел ряд этапов. Рассмотрим основные из них.

       В 1993 году Ханты-Мансийский банк стал первым в России банком-оператором по исполнению бюджета Пенсионного фонда, а также стал уполномоченным дилером Министерства Финансов РФ по работе с золотыми сертификатами. Были открыты филиалы в гг. Москве и Советском.

       В 1994 году были открыты филиалы в гг. Тюмень, Сургут и Новосибирск. Банк стал участников Сибирской Межбанковской валютной биржи, а также участников российской платежной системы UNION CARD.

       В 1995 году на основании решения внеочередного Общего собрания акционеров «Ханты-Мансийский банк возрождения и развития народов севера», был переименован в Ханты-Мансийский Банк открытое акционерное общество (ОАО Ханты-Мансийский Банк). В этом же году Банк стал управляющей компанией Ханты-Мансийского негосударственного пенсионного фонда и получил статус уполномоченного банка Министерства финансов РФ на осуществление операций с казначейскими обязательствами.

       В последующие годы Банк продолжал наращивать объемы своей деятельности и улучшать основные показатели. Так, например, Ханты-Мансийский банк, в 2005 году, стал обладателем Национальной банковской премии в номинации «Наиболее динамично развивающийся банк», а президент банка вошел в число лауреатов в номинации «За эффективное управление».

       Как уже было сказано выше, Ханты-Мансийский банк имеет форму открытого акционерного общества, что оказывает влияние на структуру управления Банком (Рисунок 1).

 
 
 
 

Рисунок 1- Структура управления ОАО «Ханты-Мансийский Банк» 

       Высшим органом управления является общее собрание акционеров. В состав совета директоров банка входят одиннадцать человек, включая президента банка. Председателем совета директоров является Губернатор, Председатель Правительства Ханты-Мансийского автономного округа Филиппенко А.В.

       В состав правления Банка входят шесть человек: президент, четыре вице-президента и главный бухгалтер Банка.

       Внутренний контроль в банке осуществляют:

- Совет  директоров банка;

- Ревизионная  комиссия;

- Правление  банка;

- президент  банка;

- вице-президенты  банка;

- главный  бухгалтер (его заместители);

- директора  филиалов ( их заместители);

- подразделения  и служащие банка осуществляющие  внутренний контроль в соответствии  с полномочиями определенными  внутренними документами банка.

       Система внутреннего контроля, установленная в банке, является одним из инструментов реализации стратегии, предусматривает действия руководителей структурных подразделений и органов управления в случае возникновения нестандартных ситуаций, либо отрицательных тенденций по ликвидности, а также изменений законодательства РФ.

       Особое внимание при проверках уделяется вопросам выявления, оценки и управления банковскими рисками, соблюдения процессов и процедур внутреннего контроля, соответствия совершаемых операций действующему законодательству РФ. В течении 2008 года было проведено 244 проверки, из которых 201- в филиалах банка, в том числе 10 комплексных проверок филиалов банка. В ходе работы нарушений, ошибок и недостатков в деятельности банка, которые могут создавать угрозу интересам кредиторов и вкладчиков или оказать влияние на финансовую устойчивость не выявлено.

       Важно отметить, что большое внимание уделяется развитию филиальной сети. По состоянию на 01.01.2009 сеть офисов обслуживания клиентов ОАО «Ханты-Мансийский Банк» состоит из:

- дирекции  в г.Ханты-Мансийске;

- 16 филиалов

- двух  представительств в гг. Екатеринбург  и Прага (Чешская Республика);

- 63 дополнительных  офисов;

- 24 операционных  касс вне кассового узла;

       В настоящий момент действуют 30 управлений. В рамках каждого управления, в зависимости от объема проводимой работы, осуществляют свою деятельность 99 отделов. Из организационной структуры (Приложение 1) видно, что имеет место четкое разграничение обязанностей и специализация отделов на определенных сторонах деятельности. В то же время, в ходе работы все отделы, и тем более управления тесно взаимодействуют между собой. Сбои в работе одного отдела, неизбежно  ведут к нарушению слаженности и четкости в работе банка в целом.

       Таким образом, уделяется огромное внимание контролю за соблюдение трудовой дисциплины, соблюдению всеми работниками без исключения локальных нормативных актов Банка, требований информационной безопасности и так далее.

       Непосредственно работой с населением занимаются отделы кредитования физических и юридических лиц: осуществляют консультирование по вопросам кредитования, прием заявлений на предоставление кредитов, оформление кредитных заявок; отдел по работе с держателями банковских карт, который занимается выдачей банковских карт; отдел обслуживания клиентов и так далее. Отдел обслуживания клиентов включает пять дополнительных офисов и одну операционную кассу.

       Важным моментом является и подбор персонала. При приеме на работу, служба безопасности тщательно проверяет всю имеющуюся информацию о кандидате. Управление по работе с персоналом проводит собеседование и различного рода тестирования для определения готовности кандидата занимать ту или иную должность и выполнять требуемую работу. Только после прохождения данных процедур кандидату назначается собеседование с начальником управления и начальниками отделов, входящих в данное управление, которое принимают окончательное решение о приеме на работу, либо об отказе.

       С работниками Банка проводятся многочисленные тренинги по клиентоориентированности, навыкам продаж банковских продуктов, продолжает действовать и развиваться программа стажировки сотрудников, как в смежных, так и вышестоящих подразделениях (стажировка сотрудников филиалов в головном банке). В течение 2008 года было организовано и проведено 28 корпоративных семинаров, на которых прошли обучение более 1000 работников.

       В целом, численность персонала банка (включая все филиалы и представительства) на 01.01.2009 достигла 2909 человек. По количественным и качественным показателям кадровый состав соответствует стоящим перед ним задачам: 67% сотрудников Банка - специалисты с высшим образованием. Средний возраст сотрудников-34 года, кроме того, широко распространена практика приема на работу молодых специалистов.

Таблица 1- Динамика численности работников Головного банка

Должность 2006 2007 2008 Отклонение (+/-)
количество, чел уд. вес, % количество, чел уд. вес, % количество, чел уд. вес, % количество, чел уд. Вес, %
1 2 3 4 5 6 7 8 9
Экономист: 145 32,9 172 32,6 195 33,1 50 0,2
в т.ч.   ведущий

           экономист                  

36 8,2 49 9,3 51 8,7 15 0,5
           старший

           экономист                     

41 9,3 52 9,7 63 10,7 22 1,4
          экономист 1

           категории

23 5,2 27 5,1 31 5,3 8 0,1
          экономист 2

          категории

16 3,6 18 3,4 20 3,4 4 -0,2
          экономист 29 6,6 26 4,9 30 5,1 1 -1,5
Руководитель 4 0,9 7 1,3 7 1,2 3 0,3
Делопроизводитель 9 2,0 14 2,7 17 2,9 8 0,9
Юрисконсульт 7 1,6 13 2,5 15 2,5 8 0,9
Специалист 134 30,5 157 29,8 160 27,2 26 -3,3
в т.ч.: ведущий

          специалист             

41 9,3 47 8,9 49 8,3 8 -1
          старший

          специалист

38 8,6 42 7,9 44 7,5 6 -1,1
         специалист 1

         категории

15 3,4 21 3,9 21 3,6 6 0,2
         специалист 2

         категории

11 2,5 15 2,8 11 1,9 0 -0,6
          специалист 19 4,3 24 4,6 22 3,8 3 0,3
          специалист-

          стажер 

10 2,3 8 1,5 13 2,2 3 -0,1
Инженер 46 10,5 54 10,2 60 10,2 14 -0,3
Бухгалтер 19 4,3 21 3,9 23 3,9 4 -0,4
Бухгалтер-контролер 18 4,1 23 4,4 26 4,4 8 0,3
Бухгалтер-операционист 4 0,9 5 0,9 5 0,8 1 -0,1
Кассир-операционист 39 8,9 47 8,9 54 9,2 15 0,3
Оператор 4 0,9 6 1,1 9 1,5 5 0,6
Контролер 2 0,5 3 0,6 3 0,5 1 0
Техник 6 1,4 6 1,1 8 1,3 4 -0,1
Консультант 3 0,7 5 0,9 7 1,2 4 0,5
Итого 440 100 527 100 589 100 149 -

Информация о работе Управление банковским риском