Бенчмаркинг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 15:32, реферат

Краткое описание

Развитие предпринимательства в России сопровождается углублением экономических преобразований, что предопределяет повышенный интерес к новым теориям и направлениям развития маркетинга и менеджмента. Практика показывает, что классическое определение маркетинга, включающее известные «4 P» (Product (продукт), Price (цена), Place (место), Promotion (предложение)), становится недостаточным, так как не затрагивает процесс взаимодействия всех субъектов рыночной системы.

Вложенные файлы: 1 файл

бенчмаркинг.docx

— 33.51 Кб (Скачать файл)

БЕНЧМАРКИНГ

Развитие предпринимательства  в России сопровождается углублением  экономических преобразований, что  предопределяет повышенный интерес  к новым теориям и направлениям развития маркетинга и менеджмента. Практика показывает, что классическое определение маркетинга, включающее известные «4 P» (Product (продукт), Price (цена), Place (место), Promotion (предложение)), становится недостаточным, так как не затрагивает процесс взаимодействия всех субъектов рыночной системы. В связи с этим в монографии рассматриваются и другие направления и тенденции развития современного маркетинга. К ним относятся: маркетинг взаимодействия, стратегическая ориентация маркетинга,бенчмаркинг . Маркетинг взаимодействия базируется на непрерывном общении, сотрудничестве всех субъектов маркетинговой сети. При этом кроме известного маркетинга-микс используется перспективная концепция маркетинга, ориентированная на эффективный процесс взаимодействия партнеров и на непрерывный континиум предпринимательства, а не "на сделку за раз". Стратегическая ориентация маркетинга берет свое начало в восьмидесятых годах. Появление этой теории связано с именами М.Портера, И.Ансофа, Карлофа, Ж-Ж. Ламбена и других. Данная концепция направлена на развитие у фирмы конкурентных преимуществ и более полного удовлетворения потребностей потребителей.

Элитным предприятиям питания можно рекомендовать  в своей деятельности использование  бенчмаркинга (bench-marking). Бенчмаркинг как функция поиска преимуществ в системе предпринимательства завоевал симпатии и успешно используется в практике зарубежных стран (Япония, США и др.). Бенчмаркинг близок к понятию маркетинговой разведки, которое означает постоянную деятельность по сбору текущей информации об изменениях внешней среды маркетинга, необходимой как для разработки, так и для корректировки планов маркетинга. Однако маркетинговая разведка имеет целью сбор конфиденциальной информации, а бенчмаркинг можно рассматривать как деятельность по обдумыванию стратегии предпринимательства, основывающейся на лучшем опыте партнеров и конкурентов.

Ф. Котлер отождествляет бенчмаркинг с базисным анализом — процессом «поиска, изучения и освоения наиболее передового опыта практической деятельности и технологии, применяемых организациями в различных странах по всему миру, с целью повышения вашей организацией большей эффективности».

Базисный анализ (benchmarking) становится мощным рычагом усиления конкурентоспособности предприятия и искусством постижения того, как и почему одни компании добиваются значительно более высоких результатов, чем другие. С помощью бенчмаркинга можно совершенствовать лучшие технологии других компаний, т.е. он направлен на освоение «самого передового мирового опыта». Конечно, применение бенчмаркинга требует времени и денег, поэтому элитным предприятиям питания необходимо сконцентрировать усилия прежде всего на тех задачах, которые наиболее тесно связаны с повышением уровня удовлетворения потребностей клиентов и снижением расходов предприятия. Установив компании, владеющие «наиболее передовым опытом», элитным предприятиям питания следует провести сравнительный анализ своей эффективности по отношению к «передовым», учитывая такие параметры, как издержки, время выполнения технологических операций на кухне, качество блюд и кулинарных изделий, качество обслуживания. Однако элитным предприятиям питания следует проявлять и некоторую осторожность в применении бенчмаркинга, т.к., принимая деятельность других предприятий за отправную точку своей работы, можно потерять творческий подход.

Бенчмаркинг нашел  свое применение не только в коммерческих предприятиях, но и в государственном  управлении. Национальные и местные  правительства многих стран мира ищут способы уменьшить расходы, увеличить эффективность управления, усилить отдачу потраченных бюджетных  средств, повысить качество услуг, предоставляемых  гражданам. Однако, чтобы это сделать, необходимо кропотливо и внимательно изучать имеющийся опыт и перенимать приемы и методы управления наиболее успешно действующих организаций как общественного, так и частного сектора. Бенчмаркинг является той управленческой технологией, которая позволяет формализовать передачу и адаптацию передового управленческого опыта.

Примеров бенчмаркинга в практике деятельности государственных  организаций достаточно много. Государственные  высшие учебные заведения применяют  методы управления, позаимствованные из частного сектора. К числу таких  методов относится ориентация на потребителя, постоянное совершенствование  бизнес процессов, маркетинг образовательных  услуг и пр. Так, например, опыт маркетинговой  деятельности торговых фирм, распространяющих товары широкого спроса, используется в маркетинге образовательных услуг  государственных учебных заведений, в стратегическом планировании развития вузов могут использоваться те же приемы, которые используются при  стратегическом планировании развития коммерческих фирм и т.д. Армия США  в подборе рекрутов широко использует телевизионную рекламу, основные приемы которой заимствуются из рекламы  потребительских товаров.

Бенчмаркинг можно  рассматривать как инструмент всеобщего  управления качеством. Этот инструмент с успехом используется в ряде корпораций. Бенчмаркингу помогает ориентация на стандарты управления качеством и прежде всего, стандарты ISO серии 9000. Эти стандарты дают всемирно признанный ориентир для управления качеством. Это дает возможность при применении бенчмаркинга делать выводы относительно того, как и в каком направлении развивать управление и одновременно дает точку отсчета для оценки системы управления. Выполнение стандартов ISO 9000 не только в коммерческих, но и в государственных организациях, в том числе в органах регионального и муниципального управления, - важный шаг к повышению эффективности их работы. В настоящее время система Всеобщего управления качеством достаточно широко применяется в деятельности коммерческих организаций всех стран мира. Думается, что все основные подходы, используемые во Всеобщем управлении качеством, с успехом могут применяться в деятельности местных органов власти. Качество предоставляемых услуг становится центральным моментом в работе многих органов местного управления и местных органов власти. Учитывая практику управления качеством в коммерческих организациях, достижение качества должно опираться на соответствующие стандарты, а оценка качества предполагает процедуру внешнего аудита.

Внедрение в  практику государственного управления подходов и технологий всеобщего  управления качеством, бенчмаркинга и  многих других подходов, концепций  и технологий управления должно быть признано весьма продуктивным. 
 

История возникновения бенчмаркинга

Англоязычное  слово "бенчмаркинг" пришло в экономику  из геодезии, где оно означает опорную  отметку. В наиболее общем смысле benchmark - это нечто, обладающее определенным количеством, качеством и способностью быть использованным как стандарт или  эталон при сравнении с другими  предметами. Впервые этот метод был  разработан в 1972 году для оценки эффективности  бизнеса Институтом стратегического  планирования в Кембридже (США). В 1979 году, в момент тяжелейшего кризиса, бенчмаркингом  воспользовалась компания Rank Xerox. Трамплином для бенчмаркинга в 70-х годах 20 века стали США. Первопроходцем в его использовании для анализа конкурентоспособности была компания Xerox, проводившая исследование затрат и качества собственных продуктов по сравнению с японскими, с целью преодоления рыночных проблем, обусловленных катастрофически быстро уменьшающейся долей рынка корпорации. У компании не было выбора и конкуренты предложили потребителям аналогичные по качеству товары по более низким ценам. Решение проблемы было найдено немедленно: для определения причин создавшейся ситуации провели сравнительный анализ товаров конкурентов, выявили и оценили их технические характеристики и на этой основе разработали уникальное рыночное предложение. Воодушевленные полученными результатами, сотрудники корпорации детально изучили опыт японской компании Fuji, адаптация и использование которого привели к успеху и процветанию компании Xerox. После чего концепция бенчмаркинга стала неотъемлемой частью бизнес-стратегии компании Xerox. В настоящее время Xerox по праву является признанным лидером в области использования технологий бенчмаркинга. Сегодня в США владение и эффективное использование технологий бенчмаркинга - неотъемлемое условие рыночного успеха компании.

В настоящее  время бенчмаркинг считается  самым эффективным направлением консалтинга. Джексон Грейсон-младший, глава International Benchmarking Clearinghouse, так определил причины сегодняшней популярности бенчмаркетинга:

1. Глобальная конкуренция

Сегодня, в эпоху  глобализации бизнеса, компании осознают необходимость всестороннего и  детального изучения и последующего использования лучших достижений конкурентов  в целях собственного выживания.

2. Вознаграждение за  качество

В последние  годы все большее распространение  получают проходящие на национальном уровне кампании по определению и  вознаграждению фирм - лидеров качества. Условия участия в подобных программах предполагают, помимо демонстрации компаниями-участниками  конкурентных преимуществ выпускаемых  ими продуктов, обязательное применение концепции бенчмаркинга в практике управления компанией.

3. Необходимость повсеместной  адаптации и использования  мировых достижений  в области производственных  и бизнес-технологий

Чтобы не остаться позади своих конкурентов, всем компаниям, независимо от размера и сферы  деятельности, необходимо постоянно  изучать и применять передовой  опыт в области производственных и бизнес-технологий.

Позднее с ухудшением конкурентной ситуации на рынке стало  понятно, что только анализа достижений соперников бывает недостаточно для  обретения конкурентного преимущества, иногда требуется принципиально  новое решение, которое можно  найти у лидеров других отраслей. Бенчмаркинг становится одной из составляющих философии бизнеса, основанной на постоянном процессе усовершенствований в рамках Total Quality Management (TQM). Компании, исповедующие концепцию TQM, ставят перед собой цель непрерывного совершенствования, считая, что единственный путь, который может привести компанию к успеху, - постоянное отслеживание и непременное использование достижений как основных конкурентов, так и мировой практики бизнеса.

Сущность  бенчмаркинга

Термин "бенчмаркинг" произошел от английского слова benchmark (bench- место, to mark- отметить), представляет собой способ изучения деятельности хозяйствующих субъектов, прежде всего своих конкурентов, с целью использования и положительного опыта в своей работе. Бенчмаркинг включает в себя комплекс средств, позволяющих систематически находить, оценивать и организовывать использование всех положительных достоинств чужого опыта в своей работе. Бенчмаркинг представляет собой искусство выявлять то, что другие фирмы делают лучше, а также изучение их методов работы. Может показаться, что речь идет о банальном шпионаже, однако все, о чем будет говориться, соответствует этике ведения бизнеса. В основу бенчмаркинга положена идея сравнения деятельности не только предприятий-конкурентов, но и передовых фирм других отраслей. Практика показывает, что грамотное использование опыта конкурентов и успешных компаний позволяет сократить затраты, повысить прибыль и оптимизировать выбор стратегии деятельности вашей организации.

Бенчмаркинг - это  постоянное изучение лучшего в практике конкурентов, сравнение компании с  созданной эталонной моделью  собственного бизнеса. Бенчмаркинг  позволяет выявлять и использовать в своем бизнесе то, что другие делают лучше.

Бенчмаркинг есть систематический процесс выявления  лучших организаций и оценки их продукции  и методов производства с целью  использования передового опыта  этих организаций. Бенчмаркинг - термин, который первоначально использовался  землеустроителями для обозначения  степени возвышения. В управлении бенчмаркинг нацелен на выявление и использование лучшего опыта в производстве товаров и услуг.

В основе бенчмаркинга лежит концепция непрерывного совершенствования  деятельности, которое предусматривает  непрерывный цикл планирования, координации, мотивации и оценки действий с  целью устойчивого улучшения  деятельности организации.

Основные  цели бенчмаркинга:

Повышение доходности и эффективности.

Ускорение процесса изменений и управление им.

Постановка гибких целей.

Осуществление прорыва в области инноваций.

Создание духа постоянной боевой готовности компании.

Преодоление самодовольства организации.

Расширение ее кругозора.

Осознание достижений мирового класса.

Принятие более  обоснованных решений.

Итак, цель бенчмаркинга состоит в том, чтобы на основе исследования надежно установить вероятность  успеха предпринимательства. Ядром  бенчмаркинга является поиск наилучших  стандартов ведения бизнеса для  использования организацией-исследователем. Он концентрируется не на простом  измерении и сравнении достижений, а на том, как можно улучшить любой  заданный процесс путем применения передовых подходов. Бенчмаркинг  предполагает, что компания должна быть достаточно скромной для того, чтобы принять, что кто-то другой может быть в чем-то лучше, и достаточно мудрой для того, чтобы пытаться узнать, как догнать и даже превзойти  чужие достижения. Бенчмаркинг отражает постоянные усилия организации по совершенствованию  и помогает объединить разрозненные улучшения в единую систему управления изменениями.

При проведении успешного бенчмаркинга и переноса передовых практик на собственное  «поле» следует учитывать, по крайней  мере, три момента:

Информация о работе Бенчмаркинг