Бенчмаркинг и маркетинговые решения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 21:20, лекция

Краткое описание

Развитие предпринимательства в России сопровождается углублением экономических преобразований, что предопределяет повышенный интерес к новым теориям и направлениям развития маркетинга и менеджмента. Практика показывает, что классическое определение маркетинга, включающее известные 4 P (Product, Price, Place, Promotion), становится недостаточным, так как не затрагивает процесс взаимодействия всех субъектов рыночной системы. В связи с этим в монографии рассматриваются и другие направления и тенденции развития современного маркетинга.

Вложенные файлы: 1 файл

50marketing7.doc

— 846.50 Кб (Скачать файл)

Бенчмаркинг и маркетинговые решения

И.А.Аренков, Е.Г.Багиев

 

Развитие предпринимательства  в России сопровождается углублением  экономических преобразований, что  предопределяет повышенный интерес  к новым теориям и направлениям развития маркетинга и менеджмента. Практика показывает, что классическое определение маркетинга, включающее известные 4 P (Product, Price, Place, Promotion), становится недостаточным, так как не затрагивает процесс взаимодействия всех субъектов рыночной системы. В связи с этим в монографии рассматриваются и другие направления и тенденции развития современного маркетинга. К ним относятся: маркетинг взаимодействия, стратегическая ориентация маркетинга, бенчмаркинг. Маркетинг взаимодействия базируется на непрерывном общении, сотрудничестве всех субъектов маркетинговой сети. При этом кроме известного маркетинга-микс используется перспективная концепция маркетинга, ориентированная на эффективный процесс взаимодействия партнеров и на непрерывный континиум предпринимательства, а не "на сделку за раз". Стратегическая ориентация маркетинга берет свое начало в восьмидесятых годах. Появление этой теории связано с именами М.Портера, И.Ансофа, Карлофа, Ж-Ж. Ламбена и других. Данная концепция направлена на развитие у фирмы конкурентных преимуществ и более полного удовлетворения потребностей потребителей. Бенчмаркинг является новым направлением развития бизнеса. Он связан с поиском и изучением наилучших методов и способов предпринимательства, чтобы осуществлять собственный бизнес еще лучше и производительнее. В настоящей монографии приводятся теоретические и методологические основы современного маркетинга, маркетинговых исследований и бенчмаркинга. Данная публикация является логическим завершением серии предыдущих работ авторов [2,7,8,9,10]. Особенностью исследования является рассмотрение проблем маркетинга с позиции принятия управленческих решений. Важное место в работе отводится проблемам проведения маркетинговых исследований, которые способствуют принятию маркетинг-менеджерами соответствующих решений. Впервые в отечественной литературе вводится понятие стратегически ориентированное маркетинговое исследование. Авторы выражают рецензенту д.э.н., профессору О.А.Новикову искреннюю благодарность за глубокое ознакомление с рукописью и предложения по улучшению структуры монографии, д.э.н., профессору Багиеву Г.Л. за научную редакцию, а также асс. Соловьевой Ю.Н., инж. Галимовой Д.И. за подбор и подготовку материалов рукописи к изданию. Предложенные методология и методика отнюдь не бесспорны, некоторые утверждения следует рассматривать как личную точку зрения авторов, однако изложенный материал, как нам представляется, позволит по новому взглянуть на принципы философию маркетинговых исследований в системе разработки бизнес-решений.

Оглавление

Глава 1. Стратегические направления развития маркетинга

Глава 2. Концептуальные основы формирования теории маркетинговых решений

Глава 3. Дизайн маркетингового исследования

Глава 4. Методы получения и обработки маркетинговой информации

Глава 5. Бенчмаркинг и маркетинговые исследования в разработке стратегий маркетинга

Литература

  1. Авдулов П.В. Введение в теорию принятия решений. - М., 1977.
  2. Аренков И.А., Ченцов В.И. Маркетинговые исследования. / Под ред. проф. Багиева Г.Л. - Л.: ЛОП ВНТОЭ, 1991.
  3. Аренков И.А. Маркетинговые исследования: основы теории и методики. - СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1992.
  4. Афанасьева Н.В., Багиев Г.Л., Лейдиг Г. Концепция и инструментарий эффективного предпринимательства: Учебное пособие. - СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1996.
  5. Аунапу Ф.Ф. Научные методы принятия решений в управлении производством. - М.: Экономика, 1974.
  6. Багиев Г.Л. Методы получения и обработки маркетинговой информации. - СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1996.
  7. Багиев Г.Л., Аренков И.А., Мартынова М.В. Benchmarking в разработке стратегий маркетинга // Маркетинг в системе управления предпринимательством. - Киев, 1996.
  8. Багиев Г.Л., Аренков И.А. Основы маркетинговых исследований: Учеб. пособие. СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1996.
  9. Багиев Г.Л., Аренков И.А. Основы современного маркетинга: Учеб. пособие. - СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1995.
  10. Багиев Г.Л., Аренков И.А., Соловьева Ю.Н. Бенчмаркинг - как функция и инструмент предпринимательской деятельности. В кн.: Международная научная конференция " Маркетинг и культура предпринимательства: Тезисы докладов. - СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1996. - Ч.1.
  11. Багиев Г.Л., Брячак И.В., Ченцов В.И. Оценка маркетингового потенциала предпринимательских структур. В кн.: Международная научная конференция " Маркетинг и культура предпринимательства: Тезисы докладов. - СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1996. -Ч.1.
  12. Багиев Г.Л., Варжапетян А.А., Левицкий Н.В. Маркетинговые исследования рынка ценных бумаг. В кн.: Маркетинг и предпринимательство: ученые записки факультета коммерции. - СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1995.
  13. Багиев Г.Л., Новиков О.А. Маркетинг средств производства: основы планирования, организации и экономики: Учеб. пособие. - Л.: ЛФЭИ, 1991.
  14. Багиев Г.Л. Основы организации маркетинговой деятельности на предприятии: Материалы к научно-практическому семинару / Л.: Ленинградское областное правление ВНТОЭ, 1990.
  15. Багиев Г.Л., Светуньков С.Г., Козлов М.А. Прогнозирование в маркетинговых информационных системах. В кн.: Маркетинг и рыночные сети: ученые записки коммерческого факультета / СПбУЭФ. - СПб., 1994. - Ч.2.
  16. Багиев Г.Л., Светуньков С.Г., Лукьянова А.Л. О методологиях коньюнктурных исследований. В кн. : Международная научная конференция " Маркетинг и культура предпринимательства": Тезисы докладов.- СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1996. - Ч.2.
  17. Багиев Г.Л., Синицин О.А., Шандыбин Д.В. Исследование и анализ рынка рекламодателей Санкт-Петербурга. В кн.: Маркетинг и предпринимательство: ученые записки факультета коммерции. - СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1995.
  18. Бир Ст. Наука управления. - М.: Энергия, 1971.
  19. Блюмберг В.А., Глущенко В.Ф. Какое решение лучше? Метод расстановки приоритетов. - Л.: Лениздат, 1982.
  20. Венделин А.Г. Подготовка и принятие управленческого решения: Методический аспект. - М.: Экономика, 1977.
  21. Гвишиани Д.М. Организация и управление. - М.: Наука, 1970.
  22. Дихтль Е., Хершген Х. Практический маркетинг. - М.: Высш. шк.: ИНФРА-М, 1996.
  23. Диксон Дж. Проектирование систем. - М.: Мир,1961.
  24. Завгородняя А.В., Кодзевич М.С. Маркетинг: методы и процедуры: Учеб. пособие.- 1990.
  25. Карлоф Б. Деловая стратегия. - М.: Экономика, 1991.
  26. Козелецкий Ю. Психологическая теория решений. - М.: Прогресс, 1979.
  27. Котлер Ф. Основы маркетинга: Пер. с англ. - М.: Прогресс, 1990.
  28. Ламбен Жан-Жак. Стратегический маркетинг. Европейская перспектива. - Спб.: Наука, 1996.
  29. Ларичев О.И., Мечитов А.И., Ребрик С.Б. Анализ риска и проблемы безопасности. Преп./ М.: ВНИИСИ, 1990.
  30. Ларичев О.И. Наука и искусство принятия решений. - М.: Наука, 1979.
  31. Ластед Л. Введение в проблему принятия решений в медицине. - М.: Мир, 1971.
  32. Льюс Р., Райфа Х. Игры и решения. - М.: Изд-во иностр. лит., 1961.
  33. Льюис К.Д. Методы прогнозирования экономических показателей. - М.: Финансы и статистика, 1988.
  34. Методические указания к проведению практических занятий по курсу "Маркетинг" для всех форм обучения./ Под ред. проф. Г.Л. Багиева. - СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1996.
  35. Оптнер Ст. Системный анализ для принятия решений деловых и промышленных проблем. - М.: Сов. радио, 1969.
  36. Робинсон К. То, что Вы всегда хотели знать о маркетинговых исследованиях, но никогда не решались спросить // Маркетинг и маркетинговые исследования в России, 1996, ?1. - С. 7 -18.
  37. Рос Джей. Низкозатратный маркетинг - Финляндия: Васала, 1994.
  38. Тихомирова Н.Г. Модели и методы прогнозирования рынка. - М.: МИНХ им. Г. В. Плеханова, 1991.
  39. Четыркин Е.М. Статистические методы прогнозирования. - М.: Статистика, 1978.
  40. Швальбе Х. Практика маркетинга для малых и средних предприятий: Пер. с нем. - М.: Республика, 1995.
  41. Форрестер Дж. Основы кибернетики предприятий. - М.: Прогресс, 1971.
  42. Bauer P. Какой сервис имеет смысл? Бенчмаркинг в логистике. 1993.
  43. Boyd H.W., Westfall J. and R. Marketing research: Text and cases. - London, 1972.
  44. Bruckhardt W.Цикл ключевых вопросов о бенчмаркинге: новаторское и компетентное создание ценности. 1993.
  45. Сamp R.C. Benchmarking. The Search for Indastry Best Practices That Lead to Superior Performance, ASQC Industry Press, Milwaukee, Wisconsin, 1989.
  46. Сateora P.R. International marketing. - Irwin, Boston, 1990.
  47. Сharchill G.A. Marketing Researsh, Technological Foundtions, Chikago, The Dryden Press, 1991.
  48. Erfolgreiche Marktforschung im Investitionsguutervertrieb: Handbuch d. Informationsguеllen, Methoden, Anwendungsbereiche / von Helmut Langer u. Hermann Sand. - Berlin; Muunchen: Siemens- Aktiengesellschaft, 1983.
  49. Furey T.R. Бенчмаркинг ключ к созданию конкурентного преимущества на этапе зрелости рынка. 1987.
  50. G. Leidig. Benchmarking - Lernen von den Besten, Leistung und Qualitaut steigern, in: Informationen Betriebswirtschaft I/1995, Hsrg.: Bundesverband Druck E.V., Wiesbaden, 1995.
  51. G. Leidig. Oukologisches Benchmarking am Beispiel der Abfallwirtshaft in Druckbetrieben, in: Controlling 1995. H. 6. S. 378 ff.
  52. Krokowski W. Сравнение с лучшими в мире конкурентами. Бенчмаркинг в управлении снабжением. 1993.
  53. Meffert H. Marketing: Grundlagen der Absatzpolitik; mit Fallstudien Einfuuhrung und Relaunch des VW-Golf / H.Meffert.-7., uuberarb. u. erw. Aufl., Nachdr. - Wiesbaden: Gabler, 1993.
  54. Ohinata Y. Бенчмаркинг: японский опыт. 1985.
  55. Pesch J.Grundzuuge des Marketing. - Muunchen: Verlag fuur Wirtschaftsskripten, 1988.
  56. Reves G., Pfleger E. Мировой класс в качестве стандарта - как подняться к вершинам с помoщью бенчмаркинга. 1993.
  57. Schuchart - Fischer u.a., Multivariate Analyseverfahren, 2 Anlage, Berlin. 1982.
  58. Shetty Y.K. Ставя высокую цель: конкурентный бенчмаркинг для наилучшего функционирования. 1993.
  59. Venetucci R. Бенчмаркинг: проверка реальностью стратегии и целей работы. 1993.
  60. Watson G.H. IL Benchmarking / edizione italiana A/ cura di Piercarlo Ceccarelli, Franco Angeli, - Milano., 1995.
  61. Wehrli H.-P. Marketing. 2., uuberarb.- Wetzikon; Switzerland: by WWC AG, 1992.
  62. Гренроос К. Маркетинг и менеджмент услуг.Lexingston Books, 1990.
  63. Usingthe 7 Ps fs f generic marketing mix: an exploratory survey of UK and European marketing akademics/ Rafig M., Ahmed P.K.//Market. Intell and Plann. - 1995. - 13/ - ? 9. - с.4 -15.
  64. Huttner M. Grundzugt der Marktforschung. - Berlin; New York: de Gruyter, 1986.
  65. Bresin S. Pratiquer le benchmarking. 1995.
  66. Matheson D., Matheson J., Menke M.Making excelent R&D decisions. 1994.

 

 

ГЛАВА 1. Стратегические направления развития маркетинга

Переход к рыночным отношениям связан с глубокими социально-экономическими преобразованиями во всех сферах экономики. Перед участниками этих изменений  возникают сложные проблемы, требующие  научно-обоснованных решений. Наиболее сложными и специфичными они являются в предпринимательской среде. Здесь последствия неправильно принятых решений и цена ошибки имеют разнонаправленный характер и чрезвычайно серьезные последствия.

Для предпринимателя  это не только угроза банкротства и потеря денег, но и утрата доброго имени, привычного образа и стиля жизни, круга знакомых и т.п. Неверно принятые решения в бизнесе наносят серьезный ущерб обществу: появляется недоверие к бизнес структурам, выражается недовольство государством, усиливается социальная напряженность. Однако основная тяжесть и самые серьезные проблемы связаны с населением. Снижается уровень благосостояния, появляется неуверенность в будущем. Все это переживает российское общество в настоящее время.

Развитие предпринимательства в России носит все еще скачкообразный характер и сопровождается определенными трудностями. В то же время нельзя не отметить и позитивные изменения, которые имеют место в сфере предпринимательства. Это - рост числа предприятий в негосударственном секторе; повышение эффективности малого и среднего предпринимательства. Более трети средних и крупных предприятий, выпускающих более 40 % промышленной продукции находятся в частной и смешанной формах собственности. Растет инновационная активность предприятий.

Развитие предпринимательства в России тесным образом связано и с развитием теории и практики маркетинга. Подобное сложно назвать случайным, т.к. современное понимание предпринимательства как "процесса непрерывного поиска изменений в потребностях, спросе конечного потребителя на продукцию и услуги, удовлетворения этой потребности путем организации производства, сбыта, маркетинга, логистики, менеджмента, ориентированного на самые лучшие новации, приносящие максимум производительности в каждой из стадий системы воспроизводства" [ 4] находится во взаимосвязи с современным пониманием маркетинга.

Рассмотрим  это несколько подробнее. Известно, что термин маркетинг начали применять  в США. Большинство специалистов, рассматривая эволюцию маркетинга, отождествляют  его содержание с известными пятью концепциями Ф. Котлера. Имеются в виду производственная, товарная, сбытовая, а также концепции традиционного и социально-этического маркетинга [ 27] .

Современная концепция  маркетинга прошла достаточно долгую эволюцию. Как особый подход к управлению производством и реализацией, она выделилась в начале ХХ века, когда формировалось крупномасштабное производство, резко обострилась конкуренция. Это стимулировало поиск и разработку новых подходов к управлению рыночной деятельностью фирм, стимулированию спроса на выпускаемую продукцию. Наиболее остро этот процесс проявлялся в Соединенных штатах. Американские экономисты того времени подчеркивали, что основная проблема для предпринимателей - анализ и организация сбыта. Сходные проблемы наблюдаются и в российской экономике конца 80-х, когда начались экономические реформы и появился значительный интерес к маркетингу.

Таким образом - изначально маркетинг увязывается  главным образом лишь с реализацией  товаров. В тоже время маркетинг  выделился в самостоятельный учебный курс в ведущих университетах США - Мичиганском, Иллинойском, Гарвардском и др. Основное внимание при его изучении уделялось вопросам организации сбыта, торговли и рекламы. Однако в дальнейшем ограниченность такой трактовки стала очевидной. Значительную роль в этом сыграл и кризис 1929-1933 гг., после которого маркетинг окончательно утратил чисто сбытовую ориентацию. Он приобрел гораздо более комплексный характер, начал охватывать различные стороны функционирования фирм, превратившись в один из важнейших элементов их деятельности по разработке и продвижению продукции к потребителям, созданию условий для увеличения спроса на товары.

В 1926 году в США  была организована Национальная ассоциация маркетинга и рекламы, на основе которой  в дальнейшем было создано Американское общество маркетинга, переименованное в 1973 г. в Американскую ассоциацию маркетинга (АМА). Несколько позже подобные ассоциации и организации появились в странах Западной Европы и Японии. Стали возникать международные маркетинговые организации - Европейское общество исследования маркетинга и общественного мнения, Европейская академия маркетинга и т.д. В бывшем СССР в середине 70-х годов при Торгово-промышленной палате была образована секция маркетинга, а уже в ходе реформ в 1990 г. была создана Всесоюзная ассоциация маркетинга. В настоящее время в России действует Всероссийская ассоциация маркетинга (президент - проф. А.А. Браверман) и целый ряд региональных организаций, например, Балтийская ассоциация маркетинга в Санкт-Петербурге.

Широкое распространения  маркетинга породило и множество  его различных определений. В  настоящее время на принципах  маркетинга строит свои системы управления подавляющее большинство компаний США, Японии, Западной Европы. Растет роль специализированных маркетинговых организаций и фирм, национальных и международных маркетинговых ассоциаций (например, Европейского общества маркетинговых исследований, Всемирной ассоциации маркетинга, Европейской ассоциации промышленного маркетинга и т.д.). Маркетинг - неотъемлемый и обязательный элемент подготовки экономистов, специалистов по управлению.

В экономической  литературе существуют различные трактовки  сущности и содержания понятия "маркетинг". Однако все экономисты сходятся в  одном, что "маркетинг" - явление так или иначе связанное с рынком, рыночными процессами, рыночной деятельностью. Определения маркетинга могут быть объединены в две основные группы: классические (ограниченные) и современные (обобщенные). В классическом понимании маркетинг определяется как предпринимательская деятельность, целью которой является продвижение товаров и услуг от производителя к покупателю или потребителю. Широкий диапазон маркетинга был официально признан Американской ассоциацией маркетинга (АМА) в 1985 г., когда традиционное определение маркетинга, одобренное ею в 1960 г. было заменено следующим: "Маркетинг представляет собой процесс планирования и воплощения замысла, ценообразование, продвижение и реализацию идей, товаров и услуг посредством обмена, удовлетворяющего цели отдельных лиц и организаций".

По мере развития и становления маркетинга выделились следующие виды и области применения маркетинга:

  • потребительский маркетинг или маркетинг товаров массового спроса;
  • промышленный маркетинг - маркетинг товаров производственного назначения;
  • маркетинг услуг;
  • международный маркетинг;
  • некоммерческий маркетинг - или метамаркетинг (например, в управлении политическими партиями, профессиональными ассоциациями и т.п.)
  • микромаркетинг - маркетинговая деятельность фирм и других коммерческий организаций;
  • макромаркетинг - деятельность государства в сфере рынка;
  • социальный маркетинг - совокупность методов осуществления социальных программ государством и общественными организациями, а также социальные аспекты рыночной деятельности корпораций;
  • эгомаркетинг - деятельность индивидуума на рынке, например, при трудоустройстве.

На первом этапе (20-е годы) маркетинг рассматривался как сфера прикладной экономики, практика сбытовой деятельности. Все  теоретические исследования строились  на анализе и обобщении эмпирического материала, связанного со сбытом, реализацией товаров на уровне отдельного предприятия (фирмы).

На втором этапе, в 30-40-е годы начинают появляться различные  концепции маркетинга, различающиеся  между собой подходом к пониманию  предмета маркетинга. Здесь следует выделить распределительную, институциональную и функциональную концепции маркетинга.

Распределительная концепция маркетинга - отождествляет  маркетинг с анализом механизма  товародвижения.

Институциональная концепция маркетинга - исходит из предположения, что рынок представляет собой сферу, в которой проявляется коллективная деятельность социальных групп и организаций, поэтому теория рынка и маркетинга предполагает анализ поведения социальных групп, государств, различных организаций как коммерческого, так и некоммерческого характера

Функциональная  концепция маркетинга - дает понимание  маркетинга как комплекса функций  промышленного предприятия по реализации товаров. Среди таких функции  могут быть выделены, например: изучение рынка, реклама и стимулирование сбыта, планирование торговых операций и т.д.

Развитие функциональной концепции привело в 50-х годах  к трактовке маркетинга как рыночной концепции управления. Начался третий этап в эволюции маркетинга. Ориентация на рынок - основная идея маркетинга, как рыночной концепции управления.

Рассмотрение  маркетинга в качестве рыночной концепции  управления потребовало теоретических  исследований и методического обеспечения  практики маркетинга.

Информация о работе Бенчмаркинг и маркетинговые решения