Бенчмаркинг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 15:32, реферат

Краткое описание

Развитие предпринимательства в России сопровождается углублением экономических преобразований, что предопределяет повышенный интерес к новым теориям и направлениям развития маркетинга и менеджмента. Практика показывает, что классическое определение маркетинга, включающее известные «4 P» (Product (продукт), Price (цена), Place (место), Promotion (предложение)), становится недостаточным, так как не затрагивает процесс взаимодействия всех субъектов рыночной системы.

Вложенные файлы: 1 файл

бенчмаркинг.docx

— 33.51 Кб (Скачать файл)

Перенос знаний – это процесс взаимодействия людей; установление соответствующих  отношений между людьми предшествует обмену информацией и переносу извлеченных  из информации знаний.

Изучение и  перенос знаний – интерактивный, постоянно идущий и динамический процесс, который не может основываться на статичном содержании знания. Служащие компании изобретают, импровизируют  и узнают нечто новое каждый день.

Бенчмаркинг берет  свои корни из персонального и  организационного желания учиться. Здоровое любопытство, а также глубокое уважение к знаниям и горячее  желание учиться могут стать  настоящими ключами к успеху. Практика показывает, что взгляд на свою организацию  сквозь призму опыта лучших мировых  компаний или лидеров отрасли  дает возможность найти новые  ориентиры для повышения эффективности  управления и решить прикладные вопросы, такие как:

Оптимально ли количество работников в том или  ином подразделении?

Можно ли и дальше сокращать удельные издержки и на сколько?

Почему производительность труда в моей компании в 5 или в 10 раз меньше, чем у зарубежного  конкурента?

За счет каких методов продвижения наш конкурент сумел увеличить долю рынка на 5%?

Как правильно  выстроить взаимодействие сбытовиков, разработчиков и производственников?

Как это делают лучшие компании?

Какие модели организации  бизнеса в нашей отрасли наиболее эффективны?

Как адаптировать лучший опыт к условиям нашей организации?

Бенчмаркинг направлен на изучение бизнеса. Применительно к инновациям бенчмаркинг означает изучение бизнеса других предпринимателей с целью выявления основополагающих характеристик для разработки своей инновационной политики и конкретных видов инноваций. При бенчмаркинге важное значение имеет преодоление психологической закомплексованности руководителей и специалистов.

Психологическая закомплексованность  означает:

самоуспокоенность руководителя хозяйствующего субъекта достигнутыми результатами;

нежелание рисковать  денежными средствами, что означает нежелание тратить деньги на покупку  информации, оплачивать консультации аналитиков и экспертов, экономию всех видов ресурсов и денежных затрат на маркетинговых исследованиях  и т.п.;

опасение, что  делать лучше, чем конкурент, очень  трудно или невозможно из-за больших  затрат всех ресурсов, в том числе  денег.

Существуют  различные виды бенчмаркинга.

Например:

 -внутренний - сравнение работы подразделений компании.

- конкурентный - сравнение своего предприятия с конкурентами по различным параметрам.

- общий - сравнение компании с непрямыми конкурентами по выбранным параметрам.

- функциональный - сравнение по функциям (продажи, закупки и т. д.).

Общий бенчмаркинг представляет собой сравнение показателей производства и продажи своих продуктов с показателями бизнеса достаточно большого количества продуцентов или продавцов аналогичного продукта. Такое сравнение позволяет наметить четкие направления инвестиционной деятельности. Параметры, используемые для сравнения характеристик продукта, зависят от конкретного вида продукта.

Функциональный бенчмаркинг означает сравнение параметров работы отдельных функций (например, операций, процессов, приемов работ и т.п.) продавца с аналогичными параметрами наиболее лучших предприятий (продавцов), работающих в похожих условиях.

Конкурентный бенчмаркинг рассматривает изделия, услуги, и процессы работы прямых конкурентов организации.

Различают следующие этапы  проведения бенчмаркинга на предприятии:

1.Определение  объекта бенчмаркинга.

На этом этапе  устанавливаются потребности предприятия  в изменениях, улучшении; проводится оценка эффективности деятельности предприятия; выделяются изучаются основные операции, влияющие на результат деятельности предприятия, а также способ количественного измерения характеристик; устанавливается на сколько глубоким должен быть бенчмаркинг.

2.Выбор  партнера по бенчмаркингу.

Необходимо установить, каким будет бенчмаркинг внешним  или внутренним; проводится поиск  предприятий, которые являются эталонными; установить контакты с этими предприятиями; сформулировать критерии по которым будет производиться оценка и анализ.

3.Поиск  информации.

Необходимо собрать  информацию о своем предприятии  и партнерах по бенчмаркингу. Для этого используются как первичные так и вторичные данные. Полученная информация, должна быть  всесторонне проверена, 
 

4.Анализ.

Последующий анализ позволяет оценить различия в  эффективности, выявить причины  своего отставания, опыт, который можно  использовать у себя.

5. Внедрение.

Разработать план внедрения, процедуры контроля, оценивать  и анализировать процесс внедрения. Добиться, чтобы изменяемые процессы достигли наивысшей эффективности.

Опираясь именно на бенчмаркинг, смогли удержать свои позиции на рынке такие известные  компании, как Apple и Rank Xerox. На этот метод ориентируются Hewlett-Packard, Dupont, Motorola, Unilever и многие другие.

Для большинства  компаний бенчмаркинг не является новым  методом, так как осуществляется в рамках конкурентного анализа. Только он является более детализированной и формализованной функцией управления, чем метод конкурентного анализа. За двадцать лет существования данного  инструмента управления сформировался  определенный стандарт его выполнения. Сначала определяются функциональные области для анализа с помощью  бенчмаркинга, факторы и переменные, которые будут анализироваться, потом подбирают лидеров в  отрасли и вне ее, проводят сбор и оценку их показателей по выбранным  факторам, сравнивают показатели лидеров  с собственными показателями, разрабатывают  программы действий для ликвидации этих разрывов. Ну и в итоге внедряют и осуществляют на постоянной основе мониторинг.

Конечно же, ни один из этих шагов не является революционным. Новизна заключается в создании постоянно действующего механизма  копирования и адаптации достижений других применительно к своей  фирме.

Фактически бенчмаркинг - это альтернативный метод стратегического  планирования, в котором задания  определяются не от достигнутого, а  на основе анализа показателей конкурентов. Технология бенчмаркинга стягивает  в единую систему разработку стратегии, отраслевой анализ и анализ конкурентов. Для понимания методов бенчмаркинга необходимо определить его связь  со стратегическим планированием.

Чтобы отбирать направления деятельности, размещать  ресурсы и искать связи между  направлениями своей деятельности, компания должна понимать стратегические особенности своей отрасли. Поэтому  отраслевой анализ - первая ступень  в разработке стратегии. Он включает в себя изучение степени и характера  конкуренции, моделей поведения  клиентов и их покупательной способности, моделей поведения поставщиков, барьеры входа в отрасль, угрозы замены продуктов и услуг, а также  другие особенности. Отраслевой анализ дает материал для расчета потенциала прибыли в среднем по отрасли  и помогает выявить причины превосходства  некоторых компаний по сравнению  с другими.

Начиная отраслевой анализ, необходимо ответить на вопросы  о том, насколько прибыльной является отрасль сейчас и каковы ее перспективы  в ближайшем будущем, каковы ключевые факторы успеха. Рынок сегментируется по наиболее прибыльным секторам, потом  выделяются факторы успеха (это может  быть система продаж, низкая цена и  др.). Затем определяется, каким образом ключевые из них отличаются друг от друга по влиянию на прибыльность.

Следующий этап - это анализ конкуренции. В первую очередь должно быть проанализировано, какое внимание конкурент уделяет  вашим направлениям бизнеса, то есть какой объем ресурсов он затратит на развитие данных направлений. Здесь необходимо понять общую финансовую силу конкурента и соотношения его приоритетов в области вашей с ним конкуренции. Hапримep, снижение цены, имеющее целью увеличить долю присутствия на рынке, будет эффективным оружием в борьбе с финансово слабым конкурентом, но та же самая стратегия потерпит фиаско, если конкурент финансово стабилен и вы придерживаетесь схожих приоритетных направлений. Ваш конкурент также снизит цены, чтобы ваша компания не увеличила свою долю на рынке, и в конце концов вы оба проиграете.

Важно понять, как  конкурент распределяет свои ресурсы. Иными словами, с чем он приходит на рынок (продукты, цены, система продаж и доставки, маркетинговые усилия, система обслуживания клиентов), а  также уровень его затрат. Надо не забыть отметить еще один немаловажный фактор - усилия конкурента в области  исследований и разработок, которые  способны изменить себестоимость его  продукции и затраты на маркетинг  через определенный промежуток времени.

Разобравшись  с наиболее прибыльными сегментами рынка и оценив свои конкурентные преимущества, необходимо выбрать объект для "подражания". Для достижения наиболее эффективного результата в  бенчмаркинге специалисты рекомендуют не только найти такие предприятия и накапливать информацию об их деятельности, прогрессивных управленческих решениях, но и установить контакты с ними. После того как информация собрана и классифицирована, оценивается степень достижения цели и факторы, определяющие результат. Ну а потом разрабатывается план. Цель его очевидна: добиться, чтобы изменяемые процессы достигли наивысшей эффективности.

Определившись с отраслевым анализом и анализом конкурентов, можно приступить к  разработке стратегии. Фактически нужно  ответить на вопрос, как ваша компания может обойти конкурентов, используя  ключевые факторы успеха в разрезе  различных функциональных направлений: расширения производства, внедрения  новых продуктов и услуг, изменения  ценообразования, продаж и доставки, маркетинга, персонала, технологий и  т. д.

В отечественной  практике прошлых лет бенчмаркинг  более известен как использование  передового опыта лучших предприятий  в рамках соцсоревнования. Однако имеются  важные отличия бенчмаркинга, используемого  в рыночных условиях, от внедрения  передового опыта в рамках соцсоревнования, используемого в условиях централизованной экономики.

Первое  отличие: соцсоревнование, как правило, навязывало лучшие образцы сверху, а бенчмаркинг проводится на инициативной основе.

Второе: бенчмаркинг использует передовой опыт не только аналогичных предприятий, но и предприятий из других отраслей и сфер.

Третье: бенчмаркинг не ищет самых лучших образцов для подражания, ему достаточно использовать опыт деятельности, который по тем или иным параметрам оказался лучше и на этой основе проводить улучшение собственной деятельности.

Четвертое: бенчмаркинг осуществляется, как правило, непрерывно, каждый раз после внедрения тех или иных новшеств проводится новый поиск лучших образцов для передачи передового опыта. 

Основы  бенчмаркинга:

Эволюция концепций качества.

Чтобы проследить эволюцию бенчмаркинга, рассмотрим его  в контексте ранних концепций  качества: от развития статистического  подхода к контролю качества до концепции TQM, а, впоследствии, до японской концепции  бенчмаркинга. В действительности, бенчмаркинг - это продукт эволюционного  развития концепций качества.

Статистический  подход к оценке качества

Развитие статистического  подхода к контролю качества началось в 1920 году в США, когда В. Стюард впервые  применил статистические методы к измерению  и контролю качества.

Преимущества  этого подхода сразу стали  очевидны. Вместо того, чтобы осуществлять контроль на конечном этапе производства, уровень качества отслеживался в течение всего производственного процесса, что стало возможным благодаря специально разработанным для этой цели диаграммам и схемам, в которых отражались все важнейшие этапы процесса производства продукции. Разработанная технология позволяла не только проконтролировать качество выпускаемой продукции, но и выявить и, что самое ценное, быстро устранить технические неполадки и сбои в производственном процессе.

По утверждению  практиков, методология В. Стюарта  способствовала улучшению качества выпускаемых продуктов. В. Стюарт подчеркивал, что разработанная им система  нацелена на выявление и устранение причин возникновения брака, вызванного сбоем в технологическом процессе.

Информация о работе Бенчмаркинг