Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2015 в 11:43, курсовая работа
Целью работы является изучение особенностей организации торговле на объекте и разработка предложений по развитию продаж строительных материалов.
Для выполнения цели необходимо детально выяснить:
- характеристику строительных материалов;
- процесс продажи товара Брестского региона;
- пути развития организации торговли в Брестском регионе.
Введение 5
1. ХАРАКТЕРИСТИКА ТОВАРА 6
1.1. Общая классификация строительных материалов, их свойства 6
1.2. Ассортимент строительных материалов на рынке Брестского региона
2. ПРОЦЕСС ПРОДАЖИ ТОВАРОВ В БРЕСТСКОМ РЕГИОНЕ (ПО ФОРМАМ ТОРГОВЛИ)
2.1. Формы продажи строительных материалов 20
2.2. Организация розничной торговли строительных материалов 24
2.3. Технологические процессы продажи строительных материалов 29
3. ПУТИ РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ТОРГОВЛИ СТРОИТЕЛЬНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ В БРЕСТСКОМ РЕГИОНЕ
3.1. Анализ показателей торговли строительными материалами
3.2. Анализ показателей качества торгового обслуживания 37
3.3. Предложения по улучшению эффективности организации торговли 39 строительными материалами
Заключение 48
Список использованных источников 49
Перечень этих операций может быть расширен при продаже технически сложных материалов, когда требуется помощь продавца-консультанта.
Торговый персонал должен обеспечивать строгое соблюдение установленных правил торговли. Так, не разрешается требовать от покупателей, входящих в торговый зал магазина самообслуживания, предъявления приобретенных ими в других магазинах товаров, ставить на них штампы или какие-либо отметки, а также обязывать оставлять личные вещи. При желании покупатель может оставить у входа в торговый зал хозяйственную сумку, портфель и т.д., при этом магазин обязан обеспечить их сохранность.
Отобранные товары покупатели укладывают в инвентарную корзину или тележку и доставляют в узел расчета. Здесь происходит расчет как за товары, отобранные покупателем, так и за товары, отпущенные ему через прилавок обслуживания (в магазинах, где не все товары продают по методу самообслуживания). В узле расчета покупателю вручают кассовые чеки, служащие подтверждением правильности расчетов, и в случае необходимости, основанием для обмена товаров. Запрещено устраивать двойной контроль при расчетах с покупателями. Администрация магазина имеет право проводить лишь выборочную проверку правильности оплаты и контролировать работу кассира.
Для того, чтобы ускорить расчетные операции с покупателями, в магазине рекомендуется оборудовать единый узел расчета. Напряженность работы контролеров-кассиров в часы "пик" следует регулировать. Для расчетов с покупателями, совершившими мелкие покупки (1-2 предмета), выделяют "экспресс-кассы". Ускорению расчетов с покупателями способствует также применение быстродействующих и автоматизированных кассовых машин, а также механизированных расчетных узлов с механизмом для автоматической выдачи сдачи, конвейером для перемещения товаров и другими устройствами, облегчающими и ускоряющими расчетные операции с покупателями. Несмотря на существенные преимущества метода самообслуживания, в период перехода к рыночным отношениям годами создававшаяся сеть магазинов самообслуживания оказалась практически полностью разрушенной.
Правила продажи товаров по заказам на дому у покупателей
Продажа по предварительным заказам удобна для покупателей, так как позволяет им экономить время на приобретение товаров. По предварительным заказам продают преимущественно материалы для внутренней отделки. Заказы могут быть приняты в магазине или на дому покупателей. Они могут быть поданы в устной или письменной форме. Расчет осуществляется путем предварительной оплаты в кассе магазина или посредством почтового перевода, а также путем оплаты стоимости товаров в момент их получения. Предварительно заказанные товары могут быть доставлены на дом или вручены покупателю в магазине. Срок выполнения заказа устанавливается в зависимости от вида материалов и их объема, возможностей его исполнения.
Независимо от применяемого метода продажи товаров работники магазинов должны строго соблюдать правила торговли, содержащиеся в основных правилах работы магазина.
2.3. Технологические процессы продажи строительных материалов
Торгово-технологический процесс представляет собой комплекс взаимосвязанных торговых (коммерческих) и технологических операций и является завершающей стадией всего торгово-технологического процесса товародвижения. На этой стадии к осуществлению торгово-технологического процесса товародвижения подключаются розничные покупатели, которые, в зависимости от применяемых методов продажи товаров, могут играть в нем весьма активную роль.
Структура торгово-технологического процесса, последовательность выполнения различных операций зависят от степени хозяйственной самостоятельности торгового предприятия, применяемого метода продажи товаров, типа, размера магазина и других факторов. Большую роль в торгово-технологическом процессе играют коммерческие операции. Их своевременность и качество выполнения влияют на широту и глубину ассортимента предлагаемых товаров, бесперебойность торговли ими и в целом на качество обслуживания покупателей. К числу таких операций относят: изучение спроса покупателей, составление заявок на завоз товаров, формирование оптимального ассортимента, организация рекламы и информации. Естественно, что в самостоятельных торговых предприятиях характер коммерческих операций более сложный, чем в магазинах, не обладающих хозяйственной самостоятельностью.
Таким образом, торгово-технологический процесс в магазине можно разделить на три основные части:
- операции с товарами до предложения их покупателям;
- операции непосредственного обслуживания покупателей;
- дополнительные операции по обслуживанию покупателей.
Для того чтобы обеспечить высокий уровень обслуживания покупателей, в магазине должен постоянно изучаться спрос, который служит основанием для составления заявок на завоз товаров. Работники магазина обязаны обеспечить квалифицированную приемку поступивших товаров. В магазине должны быть созданы все условия для рационального хранения товаров и подготовки их к продаже. Существенно облегчается процесс непосредственного обслуживания покупателей, если товары надлежащим образом подготовлены к продаже, рационально подобран их ассортимент, и они правильно размещены в торговом зале. Особенно большое значение имеют операции с товарами до предложения их покупателям в магазинах.
Наиболее ответственную часть торгово-технологического процесса на рынке строительных материалов Брестского региона составляют операции непосредственного обслуживания покупателей, к которым относятся:
- предложение материалов;
- отбор подходящего строительного материала покупателями;
- расчет за покупку;
- оказание покупателям дополнительных услуг.
В магазинах созданы все условия для удобного выбора строительных материалов, беспрепятственного ознакомления покупателя с предлагаемым ассортиментом. Весь ассортимент материалов на рынке представлен в виде отдельных павильонах. Так же в дополнение к основным материалам представлены расходные материалы и строительный инструмент, такие как бетономешалки, перфораторы, шпатели и т.д., которые помогут покупателю не только выбрать соответствующий материал, но и определиться с дополнительными составляющими которые понадобятся в процессе строительства. Такой подход наиболее привлекателен для покупателя.
Приемка и хранение товаров являются важными этапами работы торгового предприятия. Несоблюдение правил приемки товаров, неправильное ее оформление приводит к осложнению предъявления претензий к поставщику или к транспортной организации за недопоставку или поставку недоброкачественных товаров. В условиях централизованной доставки, приемка товаров ведется в магазинах (складах). Она осуществляется материально ответственными лицами по количеству и качеству (заведующими отделами, секциями, товароведами) на основании сопроводительных документов (счетов-фактур, товарно-транспортных накладных, описей, упаковочных ярлыков). Если товары прибыли без сопроводительных документов, приемка проводится по акту, в котором указывают фактическое наличие товара и отмечают отсутствие документов. Особенности приемки отдельных товаров определяются особыми условиями поставки, стандартами, техническими условиями, договорами поставки и др.
Приемки товаров по количеству заключается в сверке единиц фактически поступившей мебели с показателями счетов-фактур, товарно-транспортных накладных и других сопроводительных документов. Если при приемке строительных материалов выявлены количественные расхождения по сравнению с данными сопроводительных документов поставщика, то оформляются дополнительные акты. Если в процессе приемки выявляется недостача, то приемку приостанавливают. При этом обеспечивается сохранность материалов, чтобы не было повреждений.
По результатам окончательной приемки составляют акт. В нем указывают количество недостающих единиц, их стоимость.
К основным факторам, определяющим культуру обслуживания в торговых предприятиях, относятся: наличие современной материально-технической базы, виды и характер предоставляемых услуг, ассортимент реализуемых товаров и услуг, внедрение прогрессивных методов и форм обслуживания, уровень рекламно-информационной работы, профессиональное мастерство работников предприятия, санитарное состояние помещений, степень комфортности и уюта залов и т.д. Высокий профессиональный уровень продавца определяется следующими основными составляющими:
- вежливое и внимательное отношение к покупателю;
- владение всем комплексом знаний о реализуемых товарах, своевременное их пополнение и обновление;
- предоставление покупателю всей необходимой информации о товарах, услугах, сервисе;
- владение техникой проведения рекламы на месте продажи;
- соответствие внешнего вида продавца установленным правилам (опрятность, наличие форменной одежды и т.д.);
- знание психологии торговли;
- умение создавать и
поддерживать хорошее
Качество торгового обслуживания в значительной степени определяется и количеством и качеством дополнительных торговых услуг, оказываемых магазинами покупателям товаров. В развитой торговле их удельный вес весьма высок. Осуществление актов купли-продажи товаров при высоком качестве организации торговли неразрывно связано с разнообразными операциями по обслуживанию покупателей.
Дополнительные торговые услуги можно подразделить на три вида:
- связанные с покупкой товаров;
- связанные с оказанием
помощи покупателям при
- связанные с созданием благоприятной обстановки для посещения магазина.
Классификация услуг
розничной торговли и номенклат
Таблица 2.1 Классификация услуг розничной торговли
Признак |
Виды |
По степени связи с процессом продаж |
Связанные с продажей |
Не связанные непосредственно с продажей | |
По принципу возмещения затрат на оказание услуги |
Платные |
Бесплатные | |
По отношению ко времени продажи |
Предшествующие продаже |
Оказываемые в процессе продаж | |
Выполняемые после продажи | |
По месту оказания |
В магазине |
Вне магазина | |
По срокам исполнения |
Срочные |
С регламентацией срока |
Раздел 3. Пути развития организации торговли строительными материалами в Брестском регионе
3.1. Анализ показателей торговли строительными материалами
Анализ современного состояния торговли
строительными материалами в Брестском
регионе показал, что ее уровень позволяет создать
эффективную систему обеспечения населения стройматериалами.
С сожалением приходится констатировать
значительное сокращение
Наличие постоянного растущего спроса
на строительные товары, с одной стороны,
и сокращение объемов их продажи, с другой стороны, свидетельствуют
о крайней разбалансированности
Реализация данной задачи требует оптимизации существующей системы товародвижения с целью обеспечения быстрого, своевременного и бесперебойного доведения этих товаров до покупателей в объеме и ассортименте, удовлетворяющих их потребности, при наименьших затратах на эти цели.
Создание сбалансированного рынка строительных товаров требует совершенно новых нестандартных подходов и формированию ресурсов, совершенствования базы регулирования хозяйственных взаимоотношений между поставщиками и покупателями товаров, структурной перестройки товаропроводящих звеньев.
В основе формирования ресурсов потребительского рынка лежит самостоятельность и равноправие субъектов рынка, возможность выбора контрагентов для поставщика и покупателя, свобода ценообразования на товары и услуги, наличие конкуренции.
Культура обслуживания также включает целый ряд элементов, характеризующих уровень обслуживания покупателей и состояние торговых залов магазинов. К ним относятся показатели устойчивости ассортимента, применения прогрессивных форм продажи и дополнительных услуг, затраты времени на ожидание обслуживания, оценка культуры обслуживания по мнению покупателей, хорошее санитарное состояние и красивый внешний вид торгового зала и работников, соблюдение установленных правил торговли и продажи отдельных товаров и т.д.
Информация о работе Ассортимент строительных материалов на рынке Брестского региона