Анализ маркетинговой среды ООО «Радужнинский завод ЖБИ»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 19:57, курсовая работа

Краткое описание

Целью дипломной работы является разработка предложений по совершенствованию маркетинговой деятельности для целей антикризисного управления ООО «Радужнинский завод ЖБИ» Задачами исследования являются выявление роли маркетинга в антикризисном управлении, анализ финансового состояния за три последних периода деятельности, построение антикризисных маркетинговых программ в ООО «Радужнинский завод ЖБИ»

Вложенные файлы: 1 файл

печать 2.doc

— 455.00 Кб (Скачать файл)

Введение

Цель маркетинга в антикризисном управлении - обеспечить в первую очередь производство и продажу таких товаров, которые пользуются наибольшим и устойчивым спросом на рынке и приносят предприятию основную массу прибыли. Наиболее полно и лучше, чем конкуренты, удовлетворять запросы потребителей возможно, если в выбранных направлениях деятельности предприятие имеет или может иметь сильные и устойчивые конкурентные преимущества, основанные на стержневых компетенциях предприятия.

  Задачами маркетинга являются комплексное изучение рынка, оценка спроса и неудовлетворенных потребностей, разработка маркетинговой стратегии и комплекса маркетинговых средств (товар, цена, каналы распределения, коммуникации) для ее реализации.

  Актуальность проблемы маркетинга в антикризисном управлении связана с существующими экономическими условиями хозяйствования предприятий в России и необходимостью осуществления не столько реформирования промышленных предприятий, сколько восстановления бизнес-процессов с учетом реальных экономических условий и проблем и возможностей предприятий.

  Объектом исследования выступает  ООО «Радужнинский завод ЖБИ» 

  Предметом исследования является  маркетинг в антикризисном управлении  и его основные стратегии, обусловливающие  характер и особенности формирования и использования маркетинговых программ в антикризисной политике развития организации.

Целью дипломной работы является разработка предложений по совершенствованию маркетинговой деятельности для целей антикризисного управления ООО «Радужнинский завод ЖБИ»  Задачами исследования являются выявление роли маркетинга в антикризисном управлении, анализ финансового состояния за три последних периода деятельности, построение антикризисных маркетинговых программ в ООО «Радужнинский завод ЖБИ»

  Методологической и теоретической основой исследования, а также источниками информации являются законодательные и нормативные акты, отечественная и зарубежная литература по проблемам конкурентоспособности предприятия, средства массовой информации, интернет-ресурсы

1. Теоретические основы   маркетинга в антикризисном управлении

1.1   Цели и функции  маркетинга в антикризисном управлении

 

Суть маркетинговой деятельности заключается в формировании реальной величины спроса, в воздействии на потребителя для побуждения его к приобретению товара, в разработке реальных программ действий организации на конкретном рынке.

Главный принцип маркетинга – ориентация на потребителя и его потребности, их формирование и максимальное удовлетворение. Реализация этого принципа во всех сферах производственно-хозяйственной деятельности осуществляется через менеджмент, основные функции которого – целеполагание, планирование, организация, мотивация и контроль. На рисунке 1 с использованием системно-целевого подхода показана взаимосвязь маркетинга и менеджмента производственно-хозяйственной организации [5].

Основная цель маркетинга – определить величину спроса на конкретный товар, выраженную в показателях объема продаж и его доли на рынке, и средствами маркетинга содействовать его достижению. Основная цель менеджмента – обеспечить устойчивое развитие организации в достижении ее миссии и целей путем использования присущих менеджменту средств воздействия на людей для их взаимодействия в совместной производственно-хозяйственной деятельности. При исследовании организации как целостной социально-экономической системы (корпорации, компании, фирмы) соотношение маркетинга и менеджмента рассматривается как части целого. В то же время маркетинг может быть системой управления самостоятельной функциональной организацией – маркетинговым центром, агентством, консультативной организацией. Указанное разграничение имеет формальную сторону.

 

Рисунок 1 – Место маркетинга в менеджменте организации

 

В действительности роль и значение маркетинговой концепции управления значительно шире. Она представляет собой тип мышления управляющих и всего персонала организации. Специфика такого подхода – в ориентации всей деятельности организации, ее персонала и процессов управления на конечные результаты организации: качество, результативность, эффективность, конкурентоспособность. Ориентация развития организации на конечные результаты усиливает роль управления процессами последовательного прохождения производственного результата (продукта) через все стадии воспроизводства [11].

Функции маркетинга заключаются в исследовании и формировании его средствами организационно-экономических условий осуществления воспроизводственных процессов, обеспечивая их непрерывность, снижение издержек и уровень эффективности, достаточный для развития организации. Иначе говоря, посредством маркетинга производственно-хозяйственные организации комплексно решают проблемы потребителя (заказчика). Указанные особенности позволяют рассматривать маркетинг как важное условие и существенный резерв антикризисного менеджмента. В антикризисном менеджменте, особенно на стадии поиска путей выхода из экономического кризиса, существенное значение может иметь комплексный характер используемых в процессе маркетинга средств и методов выявления рыночных возможностей организации, ее сильных и слабых сторон, а также комплексный анализ обширной информации о динамике социально-экономических процессов. Поэтому важно рассмотреть характерные особенности и практику применения маркетинговых средств воздействия на функционирование организации. На рисунке 2 представлены основные средства маркетинга и наиболее значимые объекты маркетинговых исследований и воздействий [5].

Средства маркетинга представляют собой совокупность факторов, объединенных понятием «комплекс маркетинга»:

– товар – изделия и услуги, предлагаемые потребителю;

– цена – денежная сумма, соответствующая ценности товара для покупателя;

– методы распределения, делающие товар доступным для потребителя (покупателя);

– коммуникации – система содействия потребителям в принятии решения о приобретении товара (реклама).

Использование комплекса маркетинга применительно к конкретному продукту и рынку, а также разработка вариантов их взаимодействия позволяют выяснить маркетинговые возможности организации и рыночные опасности как базовую информацию для выработки целей и стратегии поведения организации на рынке.

При оценке маркетинговых возможностей главными рыночными объектами выступают спрос, предложение и цена, взаимосвязь которых отражает действие экономического закона спроса и предложения, а именно сбалансированность по объему, структуре и сопряженность во времени [8].

Вырабатывая антикризисную политику, маркетинговый менеджер опирается на внутренние факторы организации: производственно-технологические особенности; ресурсный потенциал; характер внутренней атмосферы; уровень развития компонентов менеджмента: прогнозирование, планирование, информационное обеспечение, мотивацию персонала, процессы централизации и децентрализации, интеграции и диверсификации управления, организационные структуры управления и контроля.

Особую значимость имеют стратегии конкурентов, их преимущества, логика поведения на конкретном рынке (товарном, инвестиционном, финансовом, ресурсном). Объектом маркетинговых исследований и анализа выступают также объективные экономические тенденции развития: научно-технические, демографические, социальные, политические, культурные процессы, состояние которых оказывает в условиях кризиса активное влияние на рыночную ситуацию. Исследование коммуникаций и отбор информации позволяют маркетинговым службам осуществлять контроль ситуации на рынках в отдельных регионах страны и мира. В таблице 1 приведены укрупненные факторы, динамика которых может служить сигналом к определенным действиям маркетингового менеджера в антикризисном менеджменте.

 

 

1.2  Формирование маркетинговых  стратегий в антикризисном управлении  и их классификация

 

Разработка маркетинговой стратегии для антикризисного управления – сложная и многогранная работа, в значительной степени зависящая от конкретной ситуации.

Стратегия управления представляет собой хозяйственную политику, разработанную на основе предвидения будущего развития, характера и последствий производственно-хозяйственной деятельности путем определения и прогнозирования результатов, потребных ресурсов, средств и методов управления. Объектом стратегии маркетинга производственно-хозяйственной системы выступает будущее положение организации на конкретном рынке, а также характер использования для его достижения разнообразных маркетинговых средств и методов [5].

Учитывая комплексный характер средств маркетинга и логическую последовательность их использования в маркетинговом цикле, любая маркетинговая стратегия рассматривается как многоаспектная. Содержание стратегии маркетинга обогащается по мере ее продвижения по стадиям маркетинговой деятельности. При выборе маркетинговой стратегии существенную помощь менеджеру может оказать выделение признаков и классификация стратегий (таблица 2).

 

Таблица 2 – Классификация маркетинговых стратегий в антикризисном управлении

Признак

Виды стратегии

1. Маркетинговая среда

Интеграционные стратегии: макроэкономическая; внешнеэкономическая; региональная; производственной сферы и непроизводственной сферы; межотраслевая и отраслевая

2. Функциональное назначение

Стратегии факторов производства: производственных, инвестиционных, инновационных, финансовых, трудовых и информационных

3. Развитие организации

Антикризисная стратегия: предотвращение несостоятельности, выход из кризиса, ликвидация его последствий

4. Вид и масштаб рынка

Рыночная стратегия: расширение рынка, проникновение в глубь рынка, продвижение товара на новые рынки, конкурентные преимущества

5. Приоритет средств маркетинга

Товарная стратегия: дифференциация профилирующего товара, диверсификация.

Ценовая стратегия: повышение (понижение) цен, ценовая конъюнктура.

Фирменная стратегия: фирменного товара, имиджа, сервиса, стиля и дизайна.

Рекламная стратегия: информирование о преимуществах товара, убеждение, мотивация, напоминание

6. Рыночная конъюнктура

Стратегия спроса и предложения: стимулирующая, креативная, поддерживающая, противодействующая

7. Рыночное поведение

Стратегия мелких организаций: копирование продуктов ведущих фирм, приспособление к потребностям, интеграция с более крупными организациями.

Стратегия средних организаций: патентная – рыночных ниш, инновационная, интенсивного маркетинга.

Стратегия крупных фирм: широкое проникновение, «снятие сливок»


 

Особенность данной классификации – в выделении признаков, комплексно характеризующих не только будущее положение организации на рынке, но и пути его достижения.

Признаки, определяющие характер производственно-хозяйственной деятельности, ее функциональное назначение, место в экономике страны, ключевые проблемы, решаемые в данной сфере, вид бизнеса, стадию развития организации (признаки 1–3), имеют интеграционный характер и формируют социально-экономическую и организационно-правовую базу для разработки реальной маркетинговой стратегии организации [12].

Вид и масштаб рынка (признак 4) определяют поведение организации в достижении устойчивого рыночного положения: расширение и углубление рынка, продвижение товара на новые рынки, стратегия конкурентных преимуществ. Критерием такой оценки выступает доля продукции организации на рынке и ее абсолютная и относительная величины. Чаще всего в качестве методологического принципа в данном процессе выступает жизненный цикл товара: выведение на рынок, стратегия расширения рынка, рост продаж (стратегия проникновения в глубь рынка), зрелость и стабилизация (стратегия осваивания своей доли на рынке), упадок (стратегия повышения рентабельности).

В соответствии с изменением стратегии изменяются приоритеты средств маркетинга (признак 5). На стадии выведения товара на рынок организация имеет небольшое количество покупателей, наиболее подготовленных и готовых заплатить высокую цену за новый товар. Объем продаж небольшой, и при высокой цене прибыль невысока. Реклама направлена на сообщение о преимуществах товара для потенциальных покупателей, число конкурентов небольшое, затраты на маркетинг высокие. На каждой стадии жизненного цикла товара изменения средств маркетинга имеют особый характер, что и принимается во внимание при формировании антикризисных программ. Естественно, при устойчивой рыночной ситуации стратегии, выделяемые по приоритетам средств маркетинга, могут выполнять роль самостоятельной стратегии или конкурентного преимущества.

Рыночная конъюнктура (признак 6) оказывает главное воздействие на стратегию спроса и предложения, т.е. воздействие на производителя.

Особенности спроса дают основание для использования ряда стратегий рыночной политики организации. Стимулирующая стратегия спроса используется для привлечения потребителей к покупке товара (услуги), когда интерес к предлагаемому товару снижается. Креативная стратегия используется, когда потенциальные потребности следует преобразовать в реальный спрос. Поддерживающая стратегия используется в условиях устойчивых рынков для поддержания спроса и доли рынка [3].

Информация о работе Анализ маркетинговой среды ООО «Радужнинский завод ЖБИ»