Экономическая эффективность комплексной механизации погрузочно-разгрузочных и складских работ (на примере ОАО «Калининградский хладоко

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 15:27, курсовая работа

Краткое описание

Логистика – наука о планировании, управлении, контроле и регулировании движения материальных и информационных потоков в пространстве и во времени от их первичного источника до конечного потребителя.

Содержание

Введение..............................................................................................................
3
1.Теоретические основы комплексной механизации погрузочно-
разгрузочных и складских работ.......................................................................

7
1.1.Склады и складирование товаров...............................................................
7
1.2.Комплексная механизация складского хозяйства на предприятии..........
12
1.3.Показатели эффективности комплексной механизации складского
хозяйства.............................................................................................................

32
2.Анализ производственной и финансовой деятельности ОАО «Калинин-
градский хладокомбинат»..................................................................................

35
2.1.Краткая производственная характеристика...............................................
35
2.2.Финансовая деятельность предприятия.....................................................
48
2.3.Анализ комплексной механизации складского хозяйства на предприятии........................................................................................................

59
3.Оценка эффективности комплексной механизации на погрузочно-
разгрузочных и складских работ.......................................................................

63
3.1.Разработка мероприятий по повышению эффективности погрузочно-разгрузочных работ............................................................................................

63
3.2.Экономическая эффективность разработанных мероприятий по
повышению эффективности погрузочно-разгрузочных работ......................

66
Заключение.........................................................................................................
71
Список использованной литературы...............

Вложенные файлы: 1 файл

Экономическая эффективность комплексной механизации погрузочно-разгрузочных и складских работ н.doc

— 411.00 Кб (Скачать файл)

Однако это лишь самое общее представление о складах. Любая из вышеперечисленных функций может изменяться в широких пределах, что сопровождается соответствующим изменением характера и интенсивности протекания отдельных логистических операций. Это, в свою очередь, меняет картину протекания всего логистического процесса на складе.

Рассмотрим функции  различных складов, встречающихся  на пути движения материального потока от первичного источника сырья до конечного потребителя.

На складах готовых  изделий предприятий-изготовителей осуществляется складирование, хранение, подсортировка или дополнительная обработка продукции перед ее отправкой, маркировка, подготовка к погрузке и погрузочные операции.

Склады сырья и исходных материалов предприятий-потребителей принимают продукцию, выгружают, сортируют, хранят и подготавливают ее к производственному потреблению.

Склады оптово-посреднических фирм в сфере обращения продукции  производственно-технического назначения, кроме перечисленных выше, выполняют  также следующие функции: обеспечивают концентрацию товаров, подкомлектовку продукции, подборку ее в нужном ассортименте, организуют доставку товаров мелкими партиями как на предприятия-потребители, так и на склады оптовых посреднических фирм, осуществляют хранение резервных партий.

Склады торговли, находящиеся в местах сосредоточения производства (выходные оптовые базы), принимают товары от производственных предприятий большими партиями, комплектуют и отправляют крупные партии товаров получателям, находящимся в местах потребления.

Склады, расположенные в местах потребления (торговые оптовые базы), получают товары производственного ассортимента и, формируя широкий торговый ассортимент, снабжают ими розничные торговые предприятия.

Логистические функции  складов реализуются в процессе осуществления отдельных логистических операций. В предыдущем параграфе показано, что функции разных складов могут существенно отличаться друг от друга. Соответственно будут различны и комплексы выполняемых складских операций. В широких пределах варьируются и способы выполнения однородных операций.

В целом комплекс складских  операций представляет собой следующую  последовательность:

– разгрузка транспорта;

– приемка товаров;

– размещение на хранение (укладка товаров в стеллажи, штабели);

– отборка товаров из мест хранения;

– комплектование и упаковка товаров;

– погрузка;

– внутрискладское перемещение грузов.

Остановимся на характеристике отдельных операций.

Наиболее тесный технический  и технологический контакт склада с остальными участниками логистического процесса имеет место при осуществлении операций с входным и выходным материальными потоками, то есть при выполнении так называемых погрузочно-разгрузочных работ. Эти операции определяются следующим образом.

Разгрузка – логистическая  операция, заключающаяся в освобождении транспортного средства от груза. Погрузка – логистическая операция, заключающаяся в подаче, ориентировании и укладке груза в транспортное средство.

Технология выполнения погрузочно-разгрузочных работ на складе зависит от характера груза, от типа транспортного средства, а также от вида используемых средств механизации.

Следующей, существенной с точки зрения совокупного логистического процесса, операцией является приемка  поступивших грузов по количеству и  по качеству.

Решения по управлению материальным потоком принимаются на основании обработки информационного потока, который не всегда адекватно отражает количественный и качественный состав материального потока. В ходе различных технологических операций в составе материального потока могут происходить несанкционированные изменения, которые носят вероятностный характер, такие, как порча и хищения грузов, сверхнормативная убыль и др. Кроме того, не исключены ошибки персонала поставщика при формировании партий отгружаемых товаров, в результате которых образуются недостачи, излишки, несоответствие ассортиментного состава.

В процессе приемки происходит сверка фактических параметров прибывшего груза с данными сопровождающих товар документов. Это дает возможность  скорректировать информационный поток.

Проведение приемки на всех этапах движения материального потока от первичного источника сырья до конечного потребителя позволяет постоянно актуализировать информацию о его количественном и качественном составе.

На складе принятый по количеству и качеству груз перемещается в зону хранения. Тарно-штучные грузы могут храниться в стеллажах или в штабелях. Некоторые способы укладки грузов на хранение приведены на рис. 1.3.

 

Рис. 1.3. Выполнение различных  операций в зоне хранения: а, б, в  – механизированным способом; г  – с помощью средств малой механизации

 

Следующая операция –  отборка товаров из мест хранения, может производиться двумя основными  способами:

– отборка целого грузового пакета;

– отборка части пакета без снятия поддона.

Эта операция может выполняться  с разной степенью механизации. На рис. 3 г изображена операция отборки с помощью средств малой механизации, на рис. 3 а, б, в – механизированная отборка.

В высотных складах тарно-штучных  грузов отборщик в специальном стеллажном подъемнике передвигается вдоль  ячеек стеллажа, отбирая необходимый товар. Такие склады называют статистическими.

Другой вариант отборки  реализуется в так называемых высотных динамических складах, здесь  стеллажный подъемник автоматически  подается к ячейке с необходимым  грузом. С помощью телескопического вилочного захвата грузовой пакет вынимается из места хранения и транспортируется к рабочему месту отборщика. Необходимое количество груза отбирается, остальное подается назад в место хранения.

Максимальная высота статических складов составляет обычно 12 м. Длина стеллажей выбирается произвольно, но считается оптимальным соотношение 1:5.

Динамические склады обычно крупнее статических. Высота стеллажей 16 – 24 м, но может достигать  и 40 м. Длина вплоть до 150 м.

Для всех основных операций склада в целях четкой организации работ рекомендуется составлять технологические карты, разрабатываемые применительно к конкретным условиям склада.

Карты технологического процесса представляют собой документ, регламентирующий цикл операций, выполняемых  на конкретном складе. Составляется карта на базе утвержденной транспортно-технологической (структурной) схемы.

Технологические карты  определяют состав операций и переходов, устанавливают порядок их выполнения, содержат технические условия и  требования, а также данные о составе оборудования и приспособлений, необходимых в процессе выполнения предусмотренных картами операций. Например, технологические карты для склада предприятия оптовой торговли должны содержать исчерпывающую информацию по следующим вопросам:

– каковы исходные условия для выполнения работ;

– где выполняются работы;

– кто исполнители;

– каково содержание работ с материальным потоком;

– каково содержание работ с информационным потоком, то есть какая информация используется или формируется (какие документы составляются либо используются) в процессе выполнения работ;

– какие механизмы применяются в ходе выполнении работ.

Одним из ключевых понятий  логистики является понятие грузовой единицы. Грузовая единица – некоторое  количество грузов, которые погружают, транспортируют, выгружают и хранят как единую массу.

Грузовая единица –  это тот элемент логистики, который  своими параметрами связывает технологические  процессы участников логистического процесса в единое целое, формироваться грузовая единица может как на производственных участках, так и на складах.

Существенными характеристиками грузовой единицы являются следующие:

– размеры грузовой единицы;

– способность к сохранению целостности, а также первоначальной геометрической формы в процессе разнообразных логистических операций.

Размеры грузовых единиц, а также оборудования для их погрузки, транспортировки, разгрузки и хранения должны быть согласованы между собой. Это позволяет эффективно использовать материально-техническую базу участников логистического процесса на всех этапах движения материального потока.

В качестве основания, платформы  для формирования грузовой единицы  используются стандартные поддоны  размером 1200х800 и 1200х1000 мм. Любой груз, упакованный в стандартную транспортную тару, можно рационально уложить на этих поддонах. Это достигается унификацией размеров транспортной тары.

В логистике применяется  разнообразная материально-техническая  база. Для того чтобы она была соизмерима, используют некоторую условную единицу площади, так называемый базовый модуль. Этот модуль представляет собой прямоугольник со сторонами 600х400 мм, который должен укладываться кратное число раз на площади грузовой платформы транспортного средства, на рабочей поверхности складского оборудования.

Использование единого  модуля позволяет привести в гармоническое соответствие размеры материально технической базы на всем пути движения материального потока, начиная от первичного источника сырья, вплоть до конечного потребителя (рис. 1.4). На основании базового модуля разработана единая система унифицированных размеров транспортной тары. Принцип создания этой системы заключается в том, что площадь поддона разделяют на сетку кратных поддону размеров, которые определяют наружные и внутренние размеры транспортной тары. Отдельные варианты схем размещения транспортной тары на поддонах приведены на рис. 1.5.

Рис. 1.4. Принципиальная схема  использования основного модуля на разных стадиях логистического процесса

Способность грузовой единицы  сохранять целостность в процессе выполнения логистических операций достигается пакетированием. Пакетирование – это операция формирования на поддоне грузовой единицы и последующее связывание груза и поддона в единое целое.

Пакетирование обеспечивает:

– сохранность продукта на пути движения к потребителю;

– возможность достижения высоких показателей эффективности при выполнении погрузочно-разгрузочных и транспортно складских работ за счет их комплексной механизации и автоматизации;

– максимальное использование грузоподъемности и вместимости подвижного состава на всех видах транспорта;

– возможность перегрузки без переформирования;

  • безопасность выполнения погрузочно-разгрузочных и транспортно-складских работ.

Рис. 1.5. Примеры размещения транспортной тары различного размера  на поддоне 1200х800 мм (в плане): а) тары прямоугольного сечения; б) тары круглого сечения

На практике применяют  различные методы пакетирования  грузовых единиц, такие как обандероливание  стальными или полиэтиленовыми  лентами, веревками, резиновыми сцепками, клейкой лентой и др.

Одним из наиболее прогрессивных методов формирования грузовых единиц является пакетирование грузов с помощью термоусадочной пленки. Остановимся подробнее на преимуществах этого метода.

1. Высокая степень  сохранности грузов.

Грузовой пакет, обандероленный термоусадочной пленкой, имеет повышенную устойчивость. Не вызывает разрушения пакета даже его наклон под углом до 35 градусов. В результате уменьшаются потери при транспортировке, увеличивается безопасность работы с грузом.

Грузы в термоусадочной пленке защищены от пыли, грязи и влаги и могут противостоять атмосферным условиям до двух месяцев. Снижается возможность хищения грузов, так как любое нарушение упаковки сразу становится заметным.

2. Возможность пакетирования  грузов различных размеров и  формы.

Упаковывать в термоусадочную пленку можно кирпич, бакалейные товары, книги, металлические детали неправильной формы и многое другое.

3. Сравнительно низкие  затраты труда.

При использовании автоматического  и полуавтоматического оборудования затраты труда на пакетирование  в термоусадочную пленку в 3 – 4 раза меньше затрат труда на пакетирование с помощью стальной ленты.

Кроме того, хранящаяся в  стеллаже обандероленная пленкой грузовая единица, может быть вскрыта для  отборки части пакета. При этом целостность грузовой единицы не нарушается, что также дает экономию рабочего времени: не требует повторной упаковки груза.

На товарных складах  хранится большая номенклатура грузов, поэтому правильное их размещение по камерам и местам хранения значительно  упрощает всю работу складов.

В зависимости от объема грузопотока, условий хранения, погрузки и выгрузки, складирования и транспортирования грузов к месту потребления складское помещение оснащается стеллажами, поддонами, весами и другими измерительными приборами, подъемно-транспортными устройствами, противопожарным инвентарем.

Важнейшим требованием, которому должно отвечать правильно  организованное хранение товаров на складе, является обеспечение качественной и количественной сохранности товаров  Складские работники должны хорошо знать свойства хранимых товаров, и требования к условиям хранения, владеть технологией хранения. К условиям хранения относят условия окружающей среды, то есть температуру, влажность, солнечный свет и т. п. Технология хранения включает в себя схемы размещения товаров на складе, способы их укладки и обработки.

Условия и технология хранения товаров в основном зависят  от их физико-химических свойств, следовательно, могут определяться применительно  не только к отдельным товарам, но и к целым товарным группам. Совместное размещение товаров, близких по своим физико-химическим свойствам, то есть товаров однородного режима хранения, обеспечивает правильное товарное соседство, исключающее возможность вредного воздействия товаров друг на друга при совместном хранении.

Другим условием возможности совместного хранения является взаимосвязанность в ассортименте. Расположение по соседству товаров, отпускаемых вместе, в общей партии, позволяет сократить количество движения на складе.

Функционирование склада сопровождается затратами трудовых и технических ресурсов. Снизить эти затраты можно путем разделения всего ассортимента на группы, требующие большого количества перемещений, и группы, к которым обращаются достаточно редко. Размещение названных групп товаров в разных зонах склада позволит минимизировать количество передвижений на складе.

Информация о работе Экономическая эффективность комплексной механизации погрузочно-разгрузочных и складских работ (на примере ОАО «Калининградский хладоко