Шпаргалки по "Логистике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2013 в 00:50, шпаргалка

Краткое описание

Управление цепями поставок отвечает за балансирование потребностей и поставок интегрировано по всей цепи создания добавленной стоимости и определяет около 30% успеха бизнеса.
В современной экономике, продукт нужно не просто произвести, но и продать (т.е. произвести продукт с учетом потребностей рынка). Помимо этого, желательно произвести продукт с минимальными затратамиресурсов в цепи поставок.

Вложенные файлы: 1 файл

UPTs_shporyizIvanova.docx

— 1.21 Мб (Скачать файл)
  1. Экономическая сущность управления цепями поставок в современной экономике

Современные рыночные тенденции предполагают несколько иную логику построения экономики предприятия (см.рис. 1.1).

Всю совокупность обозначенных выше функциональных областей управления предприятием можно агрегировать в четыре блока:

• управлением финансами,

• управление жизненным циклом изделий,

• управлением логистикой,

• управление цепями поставок.

 

Управление цепями поставок отвечает за балансирование потребностей и поставок интегрировано по всей цепи создания добавленной стоимости  и определяет около 30% успеха бизнеса.

В современной экономике, продукт нужно не просто произвести, но и продать (т.е. произвести продукт  с учетом потребностей рынка). Помимо этого, желательно произвести продукт  с минимальными затратамиресурсов  в цепи поставок. А для этого  необходимо, с одной стороны, 
оптимизировать собственно производственные и логистические процессы, а с другой стороны - обеспечить поддержание постоянного балансамежду потребностями и поставками, что реализуется на основе интеграции и балансирования локальных процессов по всей протяженности цепи создания добавленной стоимости.

Как показывает практика, именно этот второй аспект – оптимизациясвязей между производственными и логистическими процессами - является наиболее критичным относительно возможностей оптимизации бизнеса. Именно этот аспект и есть основной предмет SCM.

Управление жизненным  циклом изделий связано с управлением  цепями поставок, например, через подключение  поставщиков и маркетинга уже  на ранних стадиях к разработке новой  продукции. Синхронизация материальных и информационных потоков положительно скажется на финансовых потоках. Эффективной  является и оптимизация производственных и логистических процессов совместно  с оптимизацией взаимосвязей между  этими процессами.

Резюмируя, отметим, что управление цепями поставок является, наряду с  управлением финансами, управление жизненным циклом изделий и управлением  логистикой, одним из четырех основных элементов успеха бизнеса. SCMопределяет до 30% дохода предприятия.

 

 

 

 

 

 

2. Эволюция  производственно-логистических концепций

Производственно-логистические  процессы претерпевают постоянныеизменения, что приводит к появлению новых  концепций организации иуправления  промышленными и транспортными  предприятиями, адекватных уровню развития рыночных отношений. Это развитие с 60-х гг. 
XX века до настоящего времени представлено на рисунке 1.3 на примере стран с развитой рыночной экономикой.

 

 

За рассматриваемый период времени произошел переход от ненасыщенного «рынка производителя» к насыщенному «рынку потребителя».Этот переход начался в 60-е гг. с возрастанием роли маркетинга в условиях массового производства однородных продуктов с небольшим количеством вариантов на «анонимный» рынок (экономика масштаба).

После первоначального насыщения  рынка существенную роль сталииграть  требования потребителя к качеству товаров, что проявилось вфилософии всеобщего управления качеством  (TotalQualityManagement- TQM). Возникающие при этом дополнительные затраты компенсировались за счет безупречного качества продукции.

Повышение качества повлекло за собой индивидуализацию требований клиентов, что привело к развитию ориентированной на клиента философии ведения бизнеса (экономика клиента).

Непосредственным влиянием этой тенденции на производство и логистику стали требования к сокращению длительности производственного цикла, низкому уровню запасов, высокой надежности в соблюдении сроков поставки, а также к гибкости производства и логистики(число вариантов видов продукции росло чрезвычайно быстро).

Другой важной тенденций  развития промышленности и логистики  в80-90-ее гг. стал эффект скорости (скорости реакции на рыночные изменения, вывода продукции на рынок, обслуживания продукции и т.д.).Данному периоду соответствует развитие концепций LeanProduction

(«бережливое, гибкое»  производство) и Just-in-Time(точно-во-время).

В последнее десятилетие  многие компании переместили свое внимание с вопросов внутриорганизационной реструктуризации бизнес-процессов на ключевые компетенции и межорганизационное взаимодействие. Это привело к распространению концепции аутсорсинга, т.е. 
привлечению сторонних организаций для выполнения работ, не являющихся ключевыми компетенциями для данной компании. Если первоначально внимание фокусировалось на внутренних процессах в организациях, то в 90-х гг. произошел переход к внешней интеграцииучастников цепи создания стоимости (ValueChainManagement).

Современная ступень развития промышленности и логистики определяется такими понятиями как компетенции (развитие тех направленийдеятельности, по которым предприятие является наиболее конкурентоспособным), виртуальность и взаимодействие (участие в различных сетевых структурах, цепях поставок, виртуальных предприятиях, широкоеиспользование Интернет-технологий).

В целом, изменения в организации  производства и логистики связаныс выделением ключевых компетенций предприятий, аутсорсингом неосновных бизнес-процессов  и формированием гибких инструментов организации производства, основанных на создании узкоспециализированных участков и сегментов внутри предприятия (модулей, компетенцединиц и т.д.), атакже с развитием кооперационных стратегий управления на принципахстратегического взаимодействия с партнерами по бизнесу.

Предпосылками происходящих изменений в подходах к организациии управлению бизнесом являются, прежде всего, появление новых формконкурентной борьбы, основанных на стратегическом взаимодействии(Collaboration) предприятий, а также все большее проникновение информационных технологий в бизнес.

Современные изделия все  чаще разрабатываются и изготавливаютсяодновременно  на нескольких, географически распределенных предприятиях, в том числе в «виртуальном режиме», на основе использованияинтернет-технологий. Кроме того, все большее влияния на экономикупредприятий оказывают внепроизводственные, т. е. не связанные на прямую с технологическими процессами, стадии жизненного цикла изделий (ЖЦИ), такие как сбыт, поставки, сервисное обслуживание. Это 
требует поиска новых резервов повышения эффективности производства и логистики, основанных на развитии межфирменных кооперационных связей и создании единых информационных каналов с поставщиками и клиентами.

 

3. История  развития управления цепями поставок

Развитие управления цепями поставок имеет объективные основы. В90-х гг. 20 в. явно обозначились три тенденции: превышение предложением спроса, глобализация рынков и информатизация общества. Этитенденции вызвали изменения в стратегиях обеспечения конкурентоспособности и доходности бизнеса (см. рис 1.4).

Практика SCMдоказала эффективность построения ианализа бизнеса исходя из интегрированного рассмотрения всех участков и мест стыковки различных этапов цепи создания стоимости, а не оптимизации локальныхфункций управления собственного предприятия.

Впервые термин «управление цепями поставок» был использован Р. Оливером и М. Вебером в 1982г.

В 70-80-е гг. активно развивались концепции синхронизации процессов дистрибуции, производства и поставок. На практике наибольшеераспространение получила концепция «точно вовремя» (Just-in-Time).

На практике управление цепями поставок (ЦП) стало развиваться  в90-х гг. 20 в США, Европе и Японии в ориентированных на индивидуального клиента отраслях промышленности (таких, как автомобильная,легкая промышленность, электротехника) и торговли. Все возрастающее значение управления цепями поставок связано с развитием аутсорсинга, усилением конкуренции и появлением новых форм конкурентнойборьбы в условиях глобализации и интеграции, а также развитием информационных технологий, логистики, расширением спектра логистических услуг и возрастанием роли логистических провайдеров.

В настоящее время в  управлении цепями поставок уже явно обозначился переход от простой информационной координации и операционной кооперации к целостному взаимодействию в цепях поставок, чтоприводит к пониманию управления цепями поставок как концепции 
управления бизнесом.

 

4. Взаимосвязь  управления цепями поставок и  логистики

В начале развития управления цепями поставок в середине 1990-х  гг.оно трактовалось как некоторое  дополнение к логистике. В настоящеевремя, управление цепями поставок является самостоятельной научнойдисциплиной.

Одним из ключевых понятий  влогистике является понятие потока. Потоки же, в свою очередь, формируются поставками. Понятие «поставка» играет в логистике фундаментальную роль. Вся история развития межорганизационного взаимодействия различных предприятий связана с поставками. Вместе сразвитием кооперации и специализации предприятий развивались и методы управления поставками. Управление цепями поставок - это основная концепция управления поставками в современной экономике.Единой точки зрения на проблему взаимоотношений логистики иуправления цепями поставок вряд ли удастся достичь в ближайшем будущем.

Четыре основные точки зрения на взаимосвязь логистики и управления цепями поставок, доминирующие в современной литературе:

- логистика как часть управления цепями поставок, 
- управление цепями поставок как часть логистики, 
- управление цепями поставок вместо логистики, 
- логистика и управление цепями поставок как две независимые дисциплины, имеющие некоторые точки пересечения.

Если суммировать все  многообразие мнений по поводу связи  логистики и управления цепями поставок, можно прийти к следующему заключению: логистика ориентирована, главным образом, на локальныефункции реализации физического потока преобразования материалов, вто время как управление цепями поставок ориентировано на всю цепьсоздания добавленной стоимости и оптимизацию связей между этимилокальными функциями как внутри предприятий, так и на межорганизационном уровне.

Логистика тяготеет к уровню физической реализации материальныхпотоков, а управление цепями поставок - к  управленческому уровню(информационные и финансовые потоки). Иными словами, логистикаобеспечивает реализацию правила «7П» (Правильный товар, в Правильном месте, в Правильное время, в Правильном количестве, с Правильным качеством, в Правильной упаковке, с Правильными затратами) налокальных участках цепи создания стоимости, а управление цепями поставок балансирует поставки по всей протяженности цепи созданиястоимости для полного удовлетворения потребностей клиентов.

Примерами задач, решаемых в  логистике, могут служить управлениевнутрискладскими операциями, оптимизация транспортных маршрутов,расчет оптимального размера партии закупок (EOQ), оптимизация запасов материалов, проектирование подъемно-транспортных систем и систем перегрузки при интермодальных перевозках. Примерами задачуправления цепями поставок могут являться формирование сети дистрибуции, производства и поставок, прогнозирование спроса и поставок,интеграция и координация поставок, управление отношениями с поставщиками и клиентами, управление запасами в цепи поставок, интеграция процессов изготовления продукции, поставок и общего циклавыполнения заказа, анализ поставок и контроллинг.

 

5. Сущность  цепей поставок и управления  ими

Принципиальным понятием в управлении цепями поставок являетсяпонятие  цепи создания стоимости (Value-addingchain)SCM являетсяосновным методом повышения эффективности цепи создания стоимости, а, следовательно, и увеличения доходности бизнеса. Принципиальные организационная и функционально-информационная схемы цеписоздания стоимости показаны на рисунках.

Цепь создания стоимости, характерную для большинства предприятий в 70-80-с гг. 20 в.:

До развития концепции  управления цепями поставок большинствобизнес-процессов  и технологических процессов  было сосредоточено врамках одного крупного предприятия или производственного объединения. Кооперация существовала между цехами предприятия и с поставщиками исходного сырья. Зачастую предприятия осуществляли исбыт своей продукции через собственную розничную сеть. Конечно же,никакой речи о создании обратной связи с клиентами и развитии горизонтально-интегрированных структур для системной координации собственной деятельности с планами поставщиков не шло.

Современная структура цени создания стоимости:

В последние годы резко  возросла роль специализации, концентрациина ключевых компетенциях, индивидуализации продукции в условияхглобализации рынков и повышения значения информационных технологий. В таких условиях стало невозможным обеспечить эффективность 
бизнеса, сосредотачивая все ключевые компетенции внутри одногопредприятия.

Все это привело к значительному сокращению глубины производства, развитию аутсорсинга и межорганизационной координации вдольвсей цепи создания стоимости. На первые роли стали выходить вопросысоздания обратной связи с клиентами и системной координации собственной деятельности с планами других предприятий.

 

Цепь поставок (процессное понимание) - это совокупность потокови соответствующих им кооперационных и координационных процессовмежду различными участниками цепи создания стоимости для удовлетворения требований потребителей в товарах и услугах.

Цепь поставок (объектное  понимание) - это совокупность организаций (предприятий-изготовителей, складов, дистрибуторов, 3PL и 4PLпровайдеров, экспедиторов, оптовой и розничной торговли), взаимодействующих в материальных, финансовых и информационных потоках, атакже потоках услуг от источников исходного сырья до конечного потребителя.

Особенностями цепей поставок являются, прежде всего:

• юридическая независимость участников цепи и их конкуренция какдруг с другом, так и с другими цепями поставок,

Информация о работе Шпаргалки по "Логистике"