Технология транспортировки предметов культуры и искусства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 13:57, курсовая работа

Краткое описание

Для этого используются специализированные полуприцепы, прицепы, надстройки, которые:
- полностью адаптированы под условия перевозок ценных грузов;
- обеспечивают абсолютную герметичность внутреннего пространства;
- гарантируют полную сохранность ценностей при перевозке;
- имеют надежные системы для крепления грузов и освещения внутри кузова;
- могут быть оборудованы гибробортами различного вида, автономными системами для поддержания нужного температурного режима и т.д.

Содержание

Введение. ………………………………………………………………..3
1. Основные требования к обеспечению сохранности музейных предметов при упаковке и транспортировке…………………………………6
2. Упаковка произведений станковой живописи……………………..10
3. Упаковка произведений темперной живописи……………………..13
4. Упаковка произведений графики……………………………………15
5. Упаковка скульптурных произведений……………………………..16
6. Упаковка предметов декоративно-прикладного искусства………..17
7.Заключение……………………………………………………………..19
8.Список используемой литературы…………………

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовой проект.doc

— 245.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение. ………………………………………………………………..3

1. Основные требования к обеспечению сохранности музейных предметов при упаковке и транспортировке…………………………………6

2. Упаковка произведений станковой живописи……………………..10

3. Упаковка произведений темперной живописи……………………..13

4. Упаковка произведений графики……………………………………15

5. Упаковка скульптурных произведений……………………………..16

6. Упаковка предметов декоративно-прикладного искусства………..17

7.Заключение……………………………………………………………..19

8.Список используемой литературы……………………………………20

9.Приложения…………………………………………………………….21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

 Перевозка музейных экспонатов –  очень кропотливая и высокопрофессиональная работа. Музейные экспонаты, картины и другие ценные грузы нуждаются в соблюдении особого температурного режима, уровня влажности, что необходимо для их сохранности при транспортировке.

Для этого используются специализированные полуприцепы, прицепы, надстройки, которые:

- полностью адаптированы  под условия перевозок ценных  грузов;

- обеспечивают абсолютную  герметичность внутреннего пространства;

- гарантируют полную  сохранность ценностей при перевозке;

- имеют надежные системы  для крепления грузов и освещения  внутри кузова;

- могут быть оборудованы  гибробортами различного вида, автономными  системами для поддержания нужного температурного режима и т.д.

При перевозке картин, статуэток и других музейных экспонатов они могут подвергаться разрушающему воздействию влаги, света, пыли, перепадов  температур, микроорганизмов, насекомых  и других факторов, оказывающих влияние на их состояние при перемещении из привычной среды. Защитные меры необходимо принимать в отношении каждого предмета, ведь потеря, кража, пожар при перевозке - хоть и редкие явления, однако исключать их нельзя. Поэтому ценные предметы из одной коллекции транспортировать вместе не рекомендуется.

Рекомендации, касающиеся особенностей упаковки и перевозки  музейных экспонатов, должны дать специалисты-реставраторы. Большое значение для сохранности  предметов искусства играет упаковка, служащая защитой от пыли, механических повреждений, резких перепадов влажности и температуры. В большинстве случаев в качестве упаковочной тары используют ящики из дерева соответствующей формы и размера, покрытые снаружи влагонепроницаемой краской и промаркированные. Наиболее уникальные предметы дополнительно могут помещаться еще и в металлический ящик.

Существуют определенные правила упаковки, которые требуется  соблюдать при международной  перевозке выставок и музейных экспонатов. Однородные либо близкие по весу, размеру, материалу предметы могут быть уложены в один ящик. Они должны располагаться так, чтобы в ходе транспортировки предметы не перемещались и не давили друг на друга. Небольшие предметы упаковывают в оберточную бумагу, лигнин или вату, чтобы придать им округлую форму, а наиболее хрупкие предметы вначале укладывают в коробки. Дно ящиков необходимо выстлать завернутой в бумагу стружкой, а все пустоты заполнить упаковочным материалом. Предметы большого размера перевозят в отдельных ящиках, закрепляя их так, чтобы они не могли сместиться. С этой целью предмет фиксируется мягкими прокладками и планками, соответствующими размеру и форме предмета.

Для международной перевозки  картин предназначены специальные  кассеты, которые устанавливаются  в ящиках. В некоторых случаях  поступают проще - картины подбирают по размерам и попарно складывают лицевой стороной друг к другу, прокладывая мягкой бумагой или тканью. Затем картины помещают в ящик и фиксируют брусками или рейками.

В целом международная  перевозка музеев проводится в соответствии с установленными нормативными документами правилами. В ящики, в которых размещены экспонаты, вкладываются упаковочные акты, на которых должна стоять подпись ответственного за упаковку лица. Помимо упаковочных бланков, вкладываемых в каждый ящик, при отправлении музейных экспонатов на выставки должен быть составлен акт, в котором содержится вся информация об отправляемых предметах с подробным описанием их состояния.

В любом случае, перевозка произведений искусства - работа очень ответственная, при которой необходимо учитывать не только вид экспонатов, но и их состояние. Поэтому перед организацией транспортировки необходимо, чтобы хранитель или реставратор осмотрел экспонаты и дал заключение о возможности или невозможности их перевозки и, соответственно, использования на выставке. Например, перевозке не подлежат произведения темперной и масляной живописи, у которых нарушен грунт, красочный слой или основа.

Одним из важнейших требований, предъявляемых к перевозке выставочных  экспонатов, особенно картин, является создание для них условий температуры и влажности, максимально приближенных к условиям их постоянного хранения. Очень сложно поддерживать постоянный уровень влажности и температуры в контейнере или ящике, в который помещен выставочный экспонат, поскольку музеи, которые отправляют и принимают выставки, могут располагаться в разных климатических зонах, кроме того, следует учитывать и изменение климатических условий во время пути. Однако перевозка выставок предполагает, что температурно-влажностному режиму во время транспортировки будет уделяться внимания не меньше, чем в музее. Если предметы перевозятся в жаркую, холодную или влажную погоду, ящики можно вскрыть только по прошествии двадцати четырех часов после их прибытия, чтобы произведения искусства смогли акклиматизироваться.

Во время упаковки, распаковки и транспортировки музейных экспонатов следует соблюдать предельную осторожность, поскольку толчки во время погрузочно-разгрузочных работ, а также тряска и вибрация во время  пути могут нанести произведениям искусства непоправимый ущерб. Поэтому используемый для упаковки и изготовления тары, размер и форма ящиков, способы упаковки - все это должно выбираться так, чтобы была обеспечена эффективная термоизоляция, а любые механические воздействия были сведены к минимуму.

Основные требования к обеспечению сохранности музейных предметов при упаковке и транспортировке

 

 

Музейные предметы, подлежащие транспортировке, должны тщательно  осматриваться реставрационным  советом или специальной комиссией, назначаемой приказом директора музея, в состав которой входят ответственные сотрудники музея (заведующие соответствующими отделами, хранители, реставраторы).

Совет (комиссия) составляют письменное заключение о возможности  транспортировки музейных предметов  и дают необходимые рекомендации по их упаковке и транспортировке. Если состояние сохранности музейных предметов вызывает опасение, то их транспортировка может быть запрещена или разрешена лишь при условии выполнения всех рекомендаций реставрационного совета (комиссии). Упаковка предметов производится квалифицированными упаковщиками под наблюдением ответственного за упаковку сотрудника или хранителя музея и реставратора. Все предметы, подлежащие транспортировке, делятся на группы, требующие определенной упаковки. В соответствии с этими группами заказывается упаковочная тара (ящики). Тара, предназначенная для перевозки предметов, и упаковочный материал должны храниться в сухом закрытом помещении. Упаковка должна обеспечивать изолированность предметов от внешних атмосферных влияний и защиту их от механических повреждений. Предмет должен быть прочно закреплен внутри упаковки. 
          Для особо ценных высокохудожественных, уникальных предметов, а также предметов, находящихся в не вполне удовлетворительном состоянии сохранности, предусматривается изготовление специальной упаковочной тары с учетом индивидуальных особенностей каждого предмета

Ящики для упаковки предметов  следует изготовлять из двойной  фанеры, между листами которой  прокладывать пергамент. Фанера должна быть хорошего качества, не поврежденная микроорганизмами. Желательно применять фанеру, изготовленную на синтетических смолах. Крупные ящики необходимо изготовлять из листов фанеры общей толщиной не менее 12 мм. При изготовлении ящиков с двойными - тройными фанерными стенками необходимо учитывать перпендикулярность направления волокон в слоях фанеры во избежание ее прогибания. Бруски следует ставить в клетку на расстоянии не более чем 50 см и крепить к фанере шурупами (крепление толевыми гвоздями допускается только в порядке исключения). 
Внутренние стенки ящика обиваются фанерой и оклеиваются пыленепроницаемым и влагонепроницаемым материалом (клеенкой), дерматином или технической бумагой на полимерных клеях. При этом следует вводить в клей антисептик (пентахлорфенолят натрия). Размер материала должен превышать размер каждой стороны ящика на 15 см. Крышка ящика с внутренней стороны также оклеивается клеенкой и крепится на болтах, для которых заранее подготавливаются гнезда. Края крышки оклеиваются полосами микропористой резины. При упаковке предметов крышка ящика крепится на болтах с шайбами (для которых заранее отводятся гнезда). Не рекомендуется закреплять крышку гвоздями. 
Края крышки оклеивают полосами микропористой резины. Упакованные ящики необходимо окантовывать окантовочным железом. На ящике трафаретом ставятся номер и шифр, маркировка, предупреждающая о необходимости хранить предметы от сырости, и маркировка, фиксирующая вес, указываются верх и низ, а также делаются предупреждающие надписи "не кантовать" и т.д. Снаружи ящики должны обязательно окрашиваться масляной, нитро или другой влагонепроницаемой краской. 

В качестве упаковочного материала используются микалентная  бумага, крафт-картон, гофр-картон, воздушно-пупырчатый целлофан, плотная упаковочная бумага, фланель, байка. 
 
Для заполнения пустот в ящиках используют газетную, микалентную бумагу или полистирольную крошку.

Категорически запрещается: 
- упаковка предметов, разнотипных как по материалу, так и по весу, в один ящик;

- упаковка предметов  в мягкую тару. 
В каждый упакованный ящик вкладывается один экземпляр упаковочного акта на предметы, находящиеся в данном ящике, подписанный хранителем или научным сотрудником музея, ответственным за упаковку предметов, реставратором и упаковщиком.

Сторона, отправляющая предметы, должна своевременно уведомить грузополучателя об отправке груза и сопровождающем для принятия необходимых мер по приему груза. 
   Прием музейных предметов производится группой ответственных лиц по поручению руководителя принимающей стороны. Приемка производится с участием сопровождающего груз, а при его отсутствии грузоотправителю сообщается дата и место приема для командирования в случае необходимости своего представителя.

Груз принимается поящично. Находящиеся в ящиках предметы тщательно  осматриваются .Результаты приемки оформляются актом, в котором указывается наличие прибывших предметов в каждом ящике, фиксируются состояние сохранности каждого предмета и возможные причины, приведшие к их повреждению. 
 Обо всех случаях повреждений предметов немедленно сообщается организации – отправителю.

Перевозка предметов  автотранспортом производится только в закрытых автофургонах, пригодных  для этих целей. При погрузке ящики  размещаются по ходу движения и закрепляются неподвижно.

Рекомендуется, возможно меньше пользоваться временным хранением ящиков с предметами в пакгаузах. Ящики с предметами разрешается хранить только в пакгаузах закрытого типа. 
 Ящики вскрываются обязательно в закрытом помещении, температурно-влажностные условия которого должны быть близки к нормальному музейному режиму. В зимнее время, а также ранней весной и поздней осенью (при большой разнице между наружной температурой и температурой внутри помещения) ящики вскрываются только на следующие сутки пребывания их в помещении. Предметы, хранящиеся запакованными в ящики длительное время, периодически распаковываются для проверки состояния их сохранности. При контрольных вскрытиях ящиков произведения станковой масляной живописи выдерживаются на свету (только не на солнце) в течение нескольких суток и затем вновь пакуются. 
Ткани необходимо распаковывать не менее 3 раз в год, весной и осенью проветривать и затем перекладывать, меняя места сгибов материала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Упаковка произведений станковой живописи

 

Произведения станковой  живописи на холсте группируются поящично, по размерам, в соответствии с которыми заказывается упаковочная тара. Желательно, чтобы вес ящика с картинами не превышал 100 кг. Произведения живописи могут упаковываться как вместе с рамами, так и без рам. В случае транспортировки картин в рамах застекленные картины перед упаковкой демонтируются, между стеклом и рамой вкладывается кусок оргалита или плотного картона, по размеру равный картине, после чего картина вновь монтируется в раму. Все предметы перед упаковкой обертываются крафтом или оберточной бумагой. Предварительно они обертываются фланелью или байкой. Запрещается закалывать края бумаги кнопками во избежание повреждения экспоната. Картины перед упаковкой помещаются в водонепроницаемый чехол или конверт, края которого заклеиваются. Для изготовления чехлов или конвертов рекомендуется использовать синтетические эластичные материалы. В случае упаковки картин в рамах картина помещается в чехол или конверт до вставления в раму. При транспортировке на дальние расстояния водным транспортом все экспонаты помещаются перед их упаковкой в двойные водонепроницаемые заклеенные пакеты. Картины укладываются в ящик плотными рядами попарно живописной поверхностью друг к другу. В тех случаях, когда картины с пастозной живописью пакуются сложенными попарно без рам, они укладываются так, чтобы угол одной картины не давил на красочный слой другой. Их красочный слой предварительно защищается микалентной или папиросной бумагой, прокладывается фланелью или байкой. Затем обе картины плотно обертываются бумагой или крафтом. Каждая пара или отдельная картина раскрепляется рейками и небольшими брусками. Все пустоты в ящике плотно заполняются свертками из мятой бумаги или кусками пенопласта и поролона (если картины укладываются в рамах). 
 
Наилучшей системой упаковки является укладка картин в ящик в кассетах (рамках с вертушками).

Картины большого размера (от 1 метра по одной из сторон и  больше), как правило, пакуются в  количестве не более 5 в ящик. Картины  укладываются в горизонтальном положении  попарно красочной поверхностью друг другу. Каждая пара картин раскрепляется рейками и небольшими брусками. Картины небольшого габарита разного размера укладываются в ящики в специально изготовленные для них деревянные рамки, накладывающиеся одна на другую. Внутренние стороны упаковочной рамки должны иметь паз с тупым углом, чтобы картина своим полотном не касалась упаковочной рамы. Перед упаковкой картины подбираются по размерам и укладываются в ящик красочным слоем вниз в горизонтальном положении, придвинутыми к одному из углов нижней стороны ящика, где имеются салазки. Углы лепных или резных рам обкладываются поролоновыми или ватными подушками. Лицевая сторона картины должна быть защищена от случайного повреждения осколками от лепнины рамы. Пустоты между торцами картин и стенками ящика плотно заполняются поролоном, пенопластом или рулонной гофрированной бумагой. Ящики с произведениями станковой живописи на холсте транспортируются так, чтобы упакованные картины, независимо от способа их укладки (горизонтального или вертикального), обязательно находились в вертикальном положении. Накатка на вал больших картин допускается лишь в присутствии опытного реставратора. При этом картина кладется живописной поверхностью на чистый пол, застеленный холстом или упаковочным материалом. Оборотная сторона картины простилается упаковочным материалом, Над картиной параллельно ее кромке устанавливается вал с кружалами. Кромка картины плотно прижимается к валу, закрепляется обойными гвоздями и прокладывается микалентом. Полотно картины должно заходить на вал вполоборота. 
 
Накатка на вал производится тремя или, в крайнем случае, двумя лицами. При накатке необходимо следить за тем, чтобы не было перекоса полотна картины. На вал может быть накатано до 10 картин в зависимости от их размера. По мере накатки картины на вал кромка каждой следующей накатываемой картины склеивается с кромкой предыдущей при помощи ленты с обратимым клеем или, в идее исключения, сшивается ниткой. К углам кромки последней картины пришиваются тесемки, которые крепятся за обойные гвозди, вбитые по обоим концам вала. После того как веревки завязаны, гвозди забиваются окончательно. Края холстов, накатанных на вал, не должны доходить до краев кружал на 5-10 см с каждой стороны. Вал с накатанными картинами обертывается упаковочным материалом, а затем по спирали водонепроницаемой синтетической пленкой или клеенкой и упаковывается в ящик. Вал с накатанными на него картинами должен транспортироваться в горизонтальном положении.

Информация о работе Технология транспортировки предметов культуры и искусства