Искусство в системе культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 14:55, реферат

Краткое описание

Человек осваивает окружающий мир не только с помощью разума в форме научных истин, но и посредством чувств, чувственных переживаний. Эстетическое постижение мира, наряду с религией, наукой и другими формами общественного познания, занимает одно из важных мест в иерархии духовных ценностей.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
1.Общее понятие искусства…………………………………………………….4-5
2. Гипотезы генезиса искусства………………………………………………..6-8
3. Социальные функции искусства ……………………………………………9-11
4. Проявление искусства в различных сферах культуры…………………….12-15
5. Классификация искусств…………………………………………………….16-18
6.Направления, течения и стили в искусстве в историческом развитии…….19-22
Заключение……………………………………………………………………..23
Список использованной литературы…………………………………………24

Вложенные файлы: 1 файл

реферат КУЛЬТУРОЛОГИЯ.docx

— 47.29 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

 высшего профессионального  образования

«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА 

И ГОСУДАРСТВЕННОЙ  СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

 

ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ

 

Факультет экономики  и права

Направление подготовки 080100.62 «Финансы и кредит»

Профиль подготовки бакалавр

Кафедра истории  и культуры

 

 

РЕФЕРАТ

по дисциплине «Культурология»

на тему:

«ИСКУССТВО В  СИСТЕМЕ КУЛЬТУРЫ»

 

 

 

Автор работы:

студент 1 курса, 712 группа

очной формы обучения

Ирина Александровна Попова

Подпись ________________

 

Руководитель  работы:

Ольга Васильевна Руденко

Оценка ___________________

Подпись __________________

«____»____________20____г.

 

 

 

Хабаровск 2012

 

Содержание.

Введение…………………………………………………………………………3

1.Общее понятие искусства…………………………………………………….4-5

2. Гипотезы генезиса искусства………………………………………………..6-8

3. Социальные функции искусства ……………………………………………9-11

4. Проявление искусства в различных сферах культуры…………………….12-15

5. Классификация искусств…………………………………………………….16-18

6.Направления, течения  и стили в искусстве в историческом  развитии…….19-22

Заключение……………………………………………………………………..23

Список использованной литературы…………………………………………24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Человек осваивает окружающий мир  не только с помощью разума в форме научных истин, но и  посредством чувств, чувственных  переживаний. Эстетическое постижение мира, наряду с религией, наукой и  другими формами общественного  познания,  занимает одно из важных  мест в иерархии духовных ценностей. Основатель  эстетики как науки - немецкий ученый А. Баумгартен (1714-1762), определял  эстетическое  как  способность чувственного познания, которое достигает совершенства в искусстве. Центральными ее понятиями  являются красота, отожествляемая с  совершенством чувственного познания, предполагающим «развитость» ощущений, эмоций, памяти, интуиции, остроумия, воображения, и искусство как наивысшее  ее выражение. Эстетическое отношение  человека к окружающей действительности, понимаемое часто как способность  воспринимать красоту, гармонию и совершенство форм, отнюдь не исчерпывается лишь прекрасным и его художественным отражением в искусстве. Эстетика равно  проявляет интерес к многочисленным его разновидностям: трагическому, комическому, возвышенному, низменному, безобразному, ужасному и т.д., представленным не только в формах искусства, но и  в жизни, в реальной действительности.

Способность к эстетическому  переживанию, эстетической оценке формировалась  в процессе активного освоения человеком  окружающей действительности, приспособления к своим нуждам природных сил, условий и факторов социального  взаимодействия, их очеловечивания, приложения к ним «человеческой меры». Эта  способность к эстетическому  освоению мира наиболее ярко проявлялась  в художественном творчестве, в искусстве. 

 

 

 

 

1.Общее понятие  искусства.

Существует множество  определений искусства. Назовем  основные подходы к пониманию  этого явления. Во-первых, искусство - это специфический вид духовного  отражения и освоения действительности. На протяжении многих лет исследователи  искусства далее добавляли: "имеющий  целью формирование и развитие способности  человека творчески преобразовывать  окружающий мир и самого себя по законам красоты". Следует заметить, что сам факт существования цели у искусства является спорным, а  понятие красоты - относительным, так  как эталон красоты может сильно различаться в разных культурных традициях (например, в западной и  восточной культурах), утверждаться через торжество безобразного (И. Босх, А. Дюрер, модернизм и постмодернизм) и даже совсем отрицаться (искусство  абсурда). Во-вторых, искусство - это  один из элементов культуры, в котором  аккумулируются художественно-эстетические ценности. В-третьих, это форма чувственного познания мира. Можно выделить три  способа человеческого познания: рациональный (логический, абстрактный, основанный на мышлении); чувственный (основанный на эмоциях, чувствах) и  иррациональный (основанный на интуиции). В основных проявлениях духовной культурной деятельности человека, в  блоке социально значимого знания, являющего символический облик  культуры (науке, искусстве, религии), присутствуют все три, но каждая из сфер имеет  свои доминанты: наука - рациональную, искусство - чувственную, религия - интуитивную. В-четвертых, в искусстве - проявляются творческие способности человека. В-пятых, искусство может рассматриваться как процесс освоения человеком художественных ценностей, доставляющий ему удовольствие, наслаждение (проблема восприятия и понимания искусства). Искусство многогранно, это душа человека. Искусство - это богатейший мир прекрасных образов, это полет фантазии, это желание понять смысл жизни и человеческого бытия, это концентрация творческих сил человека... Искусство - это многоярусные, устремленные ввысь буддийские пагоды, изысканная вязь мусульманских орнаментов, скорбный лик Богоматери, глядящий на нас с русских икон... Искусство - это совершенство античных статуй, грандиозность средневековой готики, прекрасные образы ренессансных мадонн, буйство воздуха, света, жизни у импрессионистов, это загадки, которые нам загадывает сюрреализм... Искусство - это величайшие творения Данте и Микеланджело, Шекспира и Пушкина, живопись Леонардо и Рубенса, Пикассо и Матисса, гениальная музыка Баха и Моцарта, Бетховена и Шопена, Чайковского и Шостаковича, скульптуры Фидия и Поликлета, Родена и Майоля, спектакли Станиславского и Мейерхольда, Брехта и Брука, фильмы Феллини, Бергмана, Тарковского. Искусство - то, что окружает нас в повседневной жизни, приходит в наш дом с экранов телевизоров и видео, звучит на эстраде и в аудиозаписях.

Если попытаться лаконично  определить, что такое искусство, то можно сказать, что это "образ" - образ мира и человека, переработанный в сознании художника и выраженный им в звуках, красках, формах. В художественных образах отражается не только действительность, но и мироощущение, мировоззрение  культурных эпох. Исследователи, пытаясь  понять природу искусства, видели в  нем и реализацию инстинкта украшения  и подражания природе, и средство общения между людьми и источник познания мира, и своеобразное кодирование  информации об исторических периодах и народах, рассматривали искусство  как текст и знаковую систему, как игру, удовольствие, проявление иррационального и бессознательного начала в человеке, видели в нем  способ самовыражения и самосознания человечества через личность художника. Все эти интерпретации отражают накопленное знание об искусстве  и раскрывают различные грани  культуры.

 

 

 

 

 

 

2.Гипотезы генезиса искусства.

Самые древние из известных  нам художественных произведений принадлежат  к эпохе позднего (верхнего) палеолита (20 - 30 тыс. лет до н.э.). Стремление понять свое место в окружающем мире прочитывается  в тех образах, что донесли  до нас гравированные и живописные изображения на камне из Бурделя, Эль Парналло, Истюрица, палеолитические "венеры", живопись и петроглифы (изображения, выбитые, выцарапанные или  высеченные на камне) пещер Ласко, Альтамиры, Нио, наскальное искусство Северной Африки и Сахары. До открытия в 1879 г. росписей в испанской пещере Альтамира  дворянином Марселино де Саутуолла  среди этнографов и археологов бытовало мнение, что первобытный человек  был лишен всякой духовности и  занимался только поиском пищи. Некоторые  ученые до сих пор упрощенно подходят к оценке образов первобытного художественного  творчества. Однако уже английский исследователь первобытного искусства  Анри Брейль в начале века заговорил  о настоящей "цивилизации каменного  века", проследив эволюцию первобытного искусства от простейших спиралей и  отпечатков рук на глине через  гравированные изображения животных на костях, камне и роге к полихромным (многоцветным) росписям в пещерах  на огромных пространствах Европы и  Азии. Анри Брейль был приверженцем магической теории, согласно которой  все фрески, статуэтки и гравировку следует воспринимать как объекты  культа, напрямую связывая их с необходимостью заманивать животных в охотничьи  угодья.

Говоря о первобытном  искусстве, необходимо иметь в виду, что сознание первобытного человека представляло неразрывный синкретический (от греч. synkretismos - соединение) комплекс, и все в дальнейшем развившиеся  в самостоятельные формы культуры существовали как единое целое, были взаимосвязаны между собой. Искусство, фиксируя ту меру социальности, которая  свойственна Homo Sapiens, становилось и  средством общения между людьми и закрепляло свойственную ему способность  давать обобщенную картину мира в  художественных образах. Известный  исследователь психологии искусства  Л. С. Выгодский пришел к такому выводу: "Искусство есть социальное в нас... Существеннейшая особенность человека, в отличие от животного, заключается в том, что он вносит и отделяет от своего тела, и аппарат техники, и аппарат научного познания, которые становятся как бы орудиями общества. Так же точно и искусство есть общественная техника чувства, орудие общества, посредством которого он вовлекает в круг социальной жизни интимные и самые личные стороны нашего существа".

Существуют и другие точки  зрения на происхождение искусства. Одна из них связана с игровой  концепцией культуры и восходит к  идеям Ф. Шиллера, И. Канта, Г. Спенсера. Наиболее законченно эта точка зрения выражена в книге голландского культуролога Йохана Хейзинги (1872 - 1945) "Homo Ludens. Опыт определения игрового элемента культуры". Еще Г. Спенсер утверждал, что  искусство берет свое начало в  тех же импульсах, которые побуждают  к играм. Искусство в этом случае рассматривается как "незаинтересованная игра". И. Хейзинга пошел в исследовании игрового элемента дальше. Игра, как  и искусство, есть деятельность непринужденно-свободная  и творческая. Если игра в ее первозданном виде присуща ребенку, то игровое начало не только включено в жизнь отдельного человека, но и в жизнь социума. Элементы игры проявляются в различных ритуалах, обрядах, присутствуют в празднествах, где фактически непосредственная веселая игра сливается с самой жизнью (вспомним взаимосвязь средневекового карнавала с искрометным смехом Ф. Рабле, блестяще показанную нашим отечественным литературоведом М. Бахтиным). И. Хейзинга в своей книге показал наличие игрового начала в самых разнообразных проявлениях культуры: праве, философии, науке, религии, особо останавливаясь на соотношении игры и поэзии, игры и искусства. "Игра-состязание как импульс, более старый, чем сама культура, издревле заполняла жизнь, и подобно дрожжам, побуждала расти формы архаической культуры,- пишет в своей книге И. Хейзинг. - Культ разворачивается в священной игре. Поэзия родилась в игре и стала жить благодаря игровым формам. Музыка и танец были сплошной игрой. Мудрость и знание находили свое выражение в освященных состязаниях... Вывод должен был следовать один: культура в ее древнейших фазах "играется". Она не происходит из игры, как живой плод, который отделяется от материнского тела; она разворачивается в игре и как игра"'. Игра, по мнению Хейзинги, является критерием оценки всех культурных явлений, в том числе искусства, родственного ей по своей природе. Таким образом, игра рассматривается как импульс возникновения искусства, а игровая природа как одна из граней его существования.

Следующая концепция, связанная  с генезисом искусства, носит  название "имитативной теории". В ней утверждается, что в искусстве  проявляется инстинкт подражания (Лукреций Кар, О. Конт, Ж.Л. Даламбер и др.). Античный мыслитель Демокрит считал, что искусство  возникает из непосредственного  подражания животным (именно в античности появляется термин "мимезис" - подражание). Наблюдая за действиями животных, насекомых, птиц, люди научились "от паука -ткачеству и штопке, от ласточки -постройке домов, от певчих птиц - лебедя и соловья - пению". Аристотель, рассматривая проблему мимезиса, считал, что в искусстве не просто создаются образы реально существующих предметов или явлений, но и заложен импульс к сравнению с ними.

Некоторые ученые рассматривают  искусство как реализацию "инстинкта  украшения", средство полового привлечения (Ч. Дарвин, О. Вейнигер, К. Грос и др.). По-видимому, это один из возможных  многочисленных вариантов ответа на вопрос о происхождении искусства, ведь нательные украшения и раскраска  тела существуют сегодня в культуре племенных народов.

Если рассматривать данную проблему в контексте генезиса культуры в целом, то очевидно, что многие идеи и теории можно экстраполировать в область искусства. Так, в качестве импульсов для возникновения  искусства могут выступать рефлексия, труд, расово-антропологические особенности, процесс сигнификации, коммуникации, внеземные и сверхъестественные источники.

 

3. Социальные функции искусства.

Познавательная (гносеологическая) функция. Отражая действительность, искусство является одним из способов познания духовного мира людей, психологии классов, наций, отдельных личностей  и общественных отношений. Специфика  этой функции искусства – в  обращенности к внутреннему миру человека, стремлении проникнуть в  сферу сокровенной духовности и  нравственных побуждений личности.

Аксиологическая функция  искусства заключается в оценке его воздействия на личность в  контексте определения идеалов (или  отрицания определенных парадигм), т. е. обобщенных представлений о  совершенстве духовного развития, о  той нормативной модели, ориентация на которую и стремление к которой  задается художником как представителем социума.

Коммуникативная функция. Обобщая  и концентрируя в себе многообразный  опыт жизнедеятельности людей разных эпох, стран и поколений, выражая  их чувства, вкус, идеал, взгляды на мир, их мироощущение и мировоззрение, искусство является одним из универсальных средств связи, общения между людьми, обогащения духовного мира отдельного человека опытом всего человечества. Классические произведения объединяют культуры и эпохи, раздвигают горизонты человеческого мировоззрения. "Искусство, всякое искусство, – писал Л. Н. Толстой, – само по себе имеет свойство соединять людей. Всякое искусство делает то, что люди, воспринимающие чувство, переданное художником и, во-вторых, со всеми людьми, получившими то же впечатление".

Гедонистическая функция  заключается в том, что подлинное  искусство несет людям наслаждение, одухотворяет их.

Эстетическая функция. По своей природе искусство –  это высшая форма освоения мира "по законам красоты". Оно, по сути, возникло как отображение действительности в ее эстетическом своеобразии. Выражая  эстетическое сознание и воздействие на людей, формируя эстетическое мировосприятие, а через него и весь духовный мир личности.

Информация о работе Искусство в системе культуры