Искусство как форма культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2014 в 17:00, реферат

Краткое описание

Наука считает, что процесс зарождения цивилизации был подготовлен неолистической революцией. Со временем перехода человека к производящей экономике возникают искусственные центры его постоянного проживания, где происходят коренные изменения социально-политического строя и духовного мира. В своей основе они имели следующие моменты: выделение частной собственности; превращение в объект собственности человека, ставшего рабом, и возникновение рабовладельческого хозяйства; развитие регулярного обмена и появление денег; расширение структуры и организованности производства; дробление видов деятельности и подъем ремесел. Усложнившиеся социальные и экономические отношения не могли больше поддерживаться нормами нравственности и институтами общественного самоуправления. Возникло государство, выполняющее функцию внутреннего регулирования и внешней защиты. Выражение его организующей роли – города, письменность, писаные законы. Они и являются признаками общества – цивилизации, состоящего из множества сельских общин, низовая ячейка которых – семья.

Содержание

1 Понятие о цивилизации

2 Искусство как форма культуры

3 Развитие культуры в период первой промышленной революции

Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Искусство как форма культуры.doc

— 101.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

1 Понятие о цивилизации

 

2 Искусство как форма  культуры

 

3 Развитие культуры в  период первой промышленной революции

 

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Понятие о цивилизации

 

Термин «цивилизация» был введен в научный оборот французскими просветителями для обозначения гражданского общества, в котором царят свобода, справедливость, правовой строй. Позже это слово приобрело более широкий смысл, а как научное понятие употребляется в трех значениях:

1. как идеал прогрессивного  развития человечества;

2. как стадия в процессе  всемирного, прогрессивного развития;

3. как качественно различные, уникальные, исторические, этнические, общественные образования[1] .

Наука считает, что процесс зарождения цивилизации был подготовлен неолистической революцией. Со временем перехода человека к производящей экономике возникают искусственные центры его постоянного проживания, где происходят коренные изменения социально-политического строя и духовного мира. В своей основе они имели следующие моменты: выделение частной собственности; превращение в объект собственности человека, ставшего рабом, и возникновение рабовладельческого хозяйства; развитие регулярного обмена и появление денег; расширение структуры и организованности производства; дробление видов деятельности и подъем ремесел. Усложнившиеся социальные и экономические отношения не могли больше поддерживаться нормами нравственности и институтами общественного самоуправления. Возникло государство, выполняющее функцию внутреннего регулирования и внешней защиты. Выражение его организующей роли – города, письменность, писаные законы. Они и являются признаками общества – цивилизации, состоящего из множества сельских общин, низовая ячейка которых – семья.

Понятие «цивилизации» применяется почти во всех социально-гуманитарных дисциплинах: философии, истории, экономике и т. д. Каждая из них высвечивает определенную сторону цивилизационного процесса. Например, Бродель, выделяет логику экономического роста; Вебер – взаимосвязь ментальности и хозяйственного уклада; Сорокин – накопление социальных изменений; Шпенглер – смену культурной парадигмы, проявляющуюся через форму и стиль; Данилевский и Тойнби – культурно-эстетический тип. В зависимости от содержательного ядра понятий цивилизация определяется и их типология.

Цивилизации могут различаться по господствующему типу хозяйственной деятельности: земледельческие и индустриальные, приморские и континентальные. Если в основе лежит принцип историко-географической среды, то в цивилизации делятся, в зависимости от того, выступают они во взаимодействии с другими цивилизациями, или нет, на «открытые» и «закрытые», или «интравертные»; т.е. те, чья творческая энергия обращена «вовнутрь» и «экстравертные», стремящиеся к расширению своих пределов. Существует также концепция о двух типах цивилизационного развития в истории человечества: традиционном (Восточные цивилизации) и техногенном (Западно-Европейские цивилизации)[2] .

 

  1. Искусство как форма культуры

 

Искусство — это сфера духовно-практической деятельности людей, которая направлена на художественное постижение и освоение мира. Оно призвано удовлетворять универсальную потребность человека, воссоздавать окружающую действительность в развитых формах человеческой чувственности.

Выделяются различные значения понятия «искусство», тесно связанные между собой. В самом широком смысле категория «искусство» отождествляется с мастерством. Другими словами, речь идет об искусно исполненной профессиональной деятельности, будь то работа врача, актера, ученого или рабочего.

В процессе дальнейшего разделения и усовершенствования труда под искусством стали понимать творческую деятельность, направленную на преобразование окружающего мира и человека «по законам красоты». Здесь также решающее значение имеет мастерство, но направленное на реализацию внутренних закономерностей структуры создаваемых произведений.

Особым видом социальной практики является собственно художественное творчество, в процессе функционирования которого создаются произведения искусства, имеющие общественно значимый смысл и отличающиеся оригинальностью и новизной. Это третий и самый «узкий» смысл в понимании искусства.

Специфика искусства, позволяющая отличать его от всех других форм человеческой деятельности, заключается в том, что искусство осваивает и выражает действительность в художественно-образной форме. Она является результатом конкретной художественно-творческой деятельности и одновременно — реализацией исторического культурного опыта человечества. Художественный образ выступает не просто как внешнее сходство с действительностью, а проявляется в виде творческого отношения к этой действительности, как способ домыслить, дополнить реальную жизнь.

Художественный образ — это суть искусства, это чувственное воссоздание жизни, сделанное с субъективных, авторских позиций. Художественный образ концентрирует в самом себе духовную энергию создавшей его культуры и человека, проявляя себя в сюжете, композиции, цвете, звуке, в том или ином зрительном толковании. Иными словами, художественный образ может быть воплощен в глине, краске, камне, звуках, фотографии, слове и в то же время реализовать себя как музыкальное произведение, картина, роман, а также фильм и спектакль в целом.

Как всякая развивающаяся система, искусство отличается гибкостью и подвижностью, что позволяет ему реализовывать себя в различных видах, жанрах, направлениях, стилях. Создание и функционирование произведений искусства происходит в рамках художественной культуры, которая объединяет в исторически изменяющееся целое художественное творчество, искусствознание, художественную критику и эстетику.

Виды искусства — это исторически сложившиеся, устойчивые формы творческой деятельности, художественно реализующие жизненное содержание и различающиеся по способам его материального воплощения:

- изобразительное искусство  раскрывает многообразие мира с помощью красок, мрамора, глины и т. д. (т. е. с помощью пластических и колористических материалов);

- литература включает  в себя все оттенки творчества, реализуемые в слове;

- музыка имеет дело  не только со звучанием человеческого  голоса, но и с разнообразными тембрами, созданными природными и техническими приспособлениями (речь идет о музыкальных инструментах);

- архитектура и прикладное  искусство — через существующие  в пространстве материальные  конструкции и вещи, удовлетворяющие  практические и духовные нужды людей, — сложно и многообразно выражают свою видовую определенность.

Каждый из видов искусства имеет свои особые роды и жанры, есть внутренние разновидности. Видовые свойства искусства проявляются в конкретную историческую эпоху и в различных художественных культурах по-разному, ибо само деление искусства на виды связано прежде всего с особенностями человеческого восприятия мира. Язык красок, форм, звуков возник в силу того, что краски, звуки, формы получили выразительный смысл и определенное значение в жизни людей.

В ходе функционирования мировой художественной культуры система видов искусства постоянно изменялась, проявляя при этом различные, порой взаимоисключающие тенденции:

— из древнего синкретического искусства произошла дифференциация всех его видов,

— в процессе исторического развития образовались синтетические виды искусства (театр, архитектура),

— влияние научно-технического прогресса стимулировало появление новых видов искусства (кинематограф, телевидение, видео).

В современном развитии взаимодействия видов искусства четко обозначились тенденции:

— сохранения суверенности каждого отдельного его вида искусства;

— тяготения к синтезу искусств.

Обе тенденции на сегодняшний день актуальны и плодотворны, ибо существующее между ними противоречие ведет не к поглощению одних видов искусства другими, а к взаимовлиянию и взаимообогащению, но в то же время еще раз подчеркивая их право на самостоятельное функционирование в системе художественной культуры.

Взаимоотношение различных видов искусства — явление весьма полезное, прежде всего для самого развития искусства. Не оно имеет свои пределы, его грани исторически подвижны и изменчивы. Существование различных видов искусства вызвано тем, что ни одно из них своими собственными средствами не может дать всеобъемлющую художественную карт пну мира. Такую картину может создать только вся художественная культура человечества в целом, состоящая из отдельных видов искусства.

Искусство — явление социальное. Оно участвует в социальном преобразовании общества, оказывая эстетическое воздействие на личность. Сам процесс творчества в искусстве аккумулирует в себе впечатления, события и факты, взятые из действительности. Автор перерабатывает весь этот жизненный материал, воспроизводя новую реальность — художественный мир.

Искусство полифункционально. Оно познает, воспитывает, предсказывает будущее, оказывает смысловое, почти гипнотическое воздействие на людей, а также имеет и другие функции. В этом и заключается общественная значимость искусства.

Многогранна и практика искусства. Но главной его целью является социализация личности и утверждение ее самоценности. Искусство вовлекает человека в круг социальной жизни, влияя на самые личные стороны человеческого существа[3] .

Уже на ранней ступени развития общественного сознания, когда оно имело еще не теоретический, а образно-мифологический характер, в кругу осмыслявшихся им проблем мы обнаруживаем поиски ответов на вопросы, которые впоследствии будут названы эстетическими: что есть красота и откуда она в мире? Как человек обрел способность к различным способам воспроизведения предметов окружающего его мира и самого себя - к той удивительной деятельности, которая позднее будет названа художественным творчеством? Чем объяснить очевидную взаимосвязь между этими двумя явлениями красотой и искусством?

Представление о различиях между художественным и научным способами постижения мира, понимание сущностного единства всех видов искусства сложилось в Новое время, и это станет одной из причин, породивших эстетику как способ философско-теоретического рассмотрения всего мира искусств и его специфического, отличающегося от научного, отношения к красоте.

Возрождение, ставшее своего рода "культурной революцией" в истории Европы и всего западного мира, радикально изменило и эстетическое сознание: вместе с философией оно перестало быть "служанкой богословия", и эта его десакрализация привела к тому, что его разработка стала делом самих художников -- Леонардо да Винчи, Дюрера, Ломаццо и многих других, а затем и теоретиков искусства - Скалигера, Кастельветро; подчас же делалось это не в теоретической, а в образно-поэтической форме. Так эстетика становилась самосознанием художественного творчества.

История эстетической мысли начинается с осознания особого ценностного качества мира, человека и плодов его деятельности, которое фиксировалось в образах мифологического сознания, а затем получило понятийно-словесное обозначение во всех языках мира, соответствующее тому, что в современном языке именуется красотой или прекрасным.

Вместе с тем процесс осознания отличия красоты от пользы, добра, священности, истинности был связан с пониманием того, что в разных сферах бытия и культуры красота проявляется особенным образом. Следовательно, начали искать те черты красоты, которые являются общими для всех ее конкретных проявлений.

Предметом эстетики является не тот или иной вид искусства, не та или иная семья искусств, а искусство как таковое, как особый способ освоения действительности, как специфическая, художественно-образная сфера человеческой деятельности, предметом ее рассмотрения является целостное бытие искусства в культуре, т.е. сама сущность художественной деятельности.

С творческой деятельностью человека напрямую связан такой феномен культуры как искусство. Определений этого термина много, приведем наиболее общее. Искусство - это процесс и совокупный результат человеческой деятельности, выражающийся в практическо-духовном освоении мира; особая форма общественного сознания и человеческой деятельности, представляющая собой отражение действительности в художественных образах; один из важнейших способов эстетического освоения мира, его воспроизведение в образно-символическом ключе при опоре на ресурсы творческого воображения; специфическое средство целостного самоутверждения человеком своей сущности, способ формирования "человеческого" в человеке[4] .

Итак, искусство - это один из элементов культуры, в котором накапливаются художественно-эстетические ценности, это форма чувственного познания мира, в искусстве проявляются творческие способности человека, искусство есть процесс освоения человеком художественных ценностей.

В отличие от рациональной науки, искусство - это душа человека. Художник и ученый изучают мир, создают свою картину мира. Но науки изучают мир каждая со своей точки зрения, а искусство, создавая художественный образ действительности, дает нам многограннное представление об окружающем мире.

Искусство - это "образ", образ мира и человека, сформировавшийся в сознании художника и выраженный им в слове, звуках, красках, форме. В художественном образе выражается не только действительность, но и мировосприятие эпохи. Исследователи искусства видели в нем и инстинкт украшения, и способ кодирования информации, и стремление подражания природе, игру, проявление иррационального и бессознательного, способ социализации личности и т.д. Эта многогранность трактовки искусства и есть следствие колоссальной информации и колоссального опыта поколений, содержащихся в искусстве.

Существуют различные объяснения процесса зарождения художественно-творческой деятельности человека. Это связано с тем, что решая данную проблему, ученые руководствуются различным пониманием того, что вообще представляет собой искусство, каковы его основные отличительные признаки.

Когда главной чертой художественной деятельности считают саму способность человека оперировать линией, цветом, звуком и т.д. независимо от того, какой смысл имеют создаваемые таким образом формо-, цвето- и звукосочетания, тогда происхождение искусства относят к каменному веку, и произведениями искусства признаются в этом случае плиты с выдолбленными в них ямочными углублениями или так называемые "макароны", т.е. ничего не изображающие сплетения линий, обнаруженные на стенах пещер; соответственно причинами возникновения оказываются технологическими или "игровыми". Когда критерием художественного творчества полагается создание изображений предметов видимого мира, тогда уже другие более поздние группы памятников выступают в качестве исходных, например: цветные отпечатки руки на стенах, ориньякская наскальная живопись; в этом случае причины зарождения искусства трактуются иным образом. Когда сущность искусства видят в его эстетических качествах - в его ориентированности на создание красоты и на возбуждение чувства удовольствия, тогда наличие или отсутствие изобразительности в рассматриваемых произведениях становится несущественным и проблема возникновения искусства сводится к вопросу о формировании эстетического чувства. Когда основным признаком искусства объявляется его полная автономия, при которой решение художественных задач отделяется от всяких иных, тогда вообще отрицают существование первобытного искусства.

Информация о работе Искусство как форма культуры