Искусство в системе культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2012 в 05:40, контрольная работа

Краткое описание

Если культуру изучает культурология, то искусство исследует наука, называемая искусствознанием (искусствоведением). Она представляет собой совокупность гуманитарных дисциплин, изучающих искусство, - художественную культуру общества в целом, отдельные виды искусства, их отношение к действительности, закономерности развития, взаимосвязи с социальной жизнью и с различными явлениями культуры, всю совокупность вопросов формы и содержания художественных произведений.

Содержание

1.Понятие искусства.
Искусство как центральное звено художественной культуры……………………..2
2. Социальные функции искусства…………………………………………………….5
3. Виды искусства……………………………………………………………………….9
4. Литература……………………………………………………………………………17

Вложенные файлы: 1 файл

Культурология.docx

— 40.67 Кб (Скачать файл)

 

Содержание:

1.Понятие искусства.

 Искусство как центральное звено художественной культуры……………………..2

2. Социальные функции искусства…………………………………………………….5

3. Виды искусства……………………………………………………………………….9

4. Литература……………………………………………………………………………17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Понятие искусства.

Искусство как центральное звено художественной культуры.

Искусство – специализированная профессиональная деятельность, построенная на способности  человека выражать свои ощущения в  художественно-образных средствах  и жанрах.

Если  культуру изучает культурология, то искусство исследует наука, называемая искусствознанием (искусствоведением). Она представляет собой совокупность гуманитарных дисциплин, изучающих искусство, - художественную культуру общества в целом, отдельные виды искусства, их отношение к действительности, закономерности развития, взаимосвязи с социальной жизнью и с различными явлениями культуры, всю совокупность вопросов формы и содержания художественных произведений. Искусствоведческие науки включают литературоведение (чаще рассматриваемое в комплексе филологических наук), музыковедение, театроведение, киноведение, а также искусствознание в узком и наиболее употребительном смысле – науку о пластических искусствах. Искусствознание складывается из теории искусств, их истории и художественной критики.

Искусство можно трактовать очень узко и  сводить его к изобразительному искусству, а можно понимать его  достаточно широко, включая все виды художественного творчества. Для  того, чтобы разобраться в этих нюансах, надо коротко сказать о том, чем отличается изобразительное искусство и художественное творчество.

Художественное  творчество выступает синонимом  художественной культуры.

К искусство принадлежит только та часть художественной культуры, которая выполнена на высоком уровне и имеет художественную ценность для других людей.

Таким образом, критерий выделения художественной культуры – предметный, а искусства – квалификационный. В художественную культуру включены не только результаты деятельности профессионалов, но и вся огромная инфраструктура, которая способствует им.

Центральным элементом художественной культуры является искусство. Поскольку термин этот столь же многозначен, необходимо и здесь точно определить тот смысл, который вкладывает в него эстетическая теория. Выделяются различные значения понятия «искусство», тесно связанные между собой. В самом широком смысле категория «искусство» отождествляется с мастерством. Другими словами, речь идет об искусно исполненной профессиональной деятельности, будь то работа врача, актера, ученого или рабочего.

В процессе дальнейшего разделения и усовершенствования труда под искусством стали понимать творческую деятельность, направленную на преобразование окружающего мира и человека «по законам красоты». Здесь также решающее значение имеет  мастерство, но направленное на реализацию внутренних закономерностей структуры  создаваемых произведений.

Особым  видом социальной практики является собственно художественное творчество, в процессе функционирования которого создаются произведения искусства, имеющие общественно значимый смысл  и отличающиеся оригинальностью  и новизной. Это третий и самый  «узкий» смысл в понимании  искусства.  
Специфика искусства, позволяющая отличать его от всех других форм человеческой деятельности, заключается в том, что искусство осваивает и выражает действительность в художественно-образной форме. Она является результатом конкретной художественно-творческой деятельности и одновременно — реализацией исторического культурного опыта человечества. Художественный образ выступает не просто как внешнее сходство с действительностью, а проявляется в виде творческого отношения к этой действительности, как способ домыслить, дополнить реальную жизнь.  
Художественный образ — это суть искусства, это чувственное воссоздание жизни, сделанное с субъективных, авторских позиций. Художественный образ концентрирует в самом себе духовную энергию создавшей его культуры и человека, проявляя себя в сюжете, композиции, цвете, звуке, в том или ином зрительном толковании. Иными словами, художественный образ может быть воплощен в глине, краске, камне, звуках, фотографии, слове и в то же время реализовать себя как музыкальное произведение, картина, роман, а также фильм и спектакль в целом.

Как всякая развивающаяся система, искусство  отличается гибкостью и подвижностью, что позволяет ему реализовывать  себя в различных видах, жанрах, направлениях, стилях. Создание и функционирование произведений искусства происходит в рамках художественной культуры, которая объединяет в исторически изменяющееся целое художественное творчество, искусствознание, художественную критику и эстетику.

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Социальные функции искусства

В теории искусства встречаются  классификации искусств с точки зрения тех социальных функций, которые они выполняют. Различают искусства и псевдоискусства. Например, различает шесть видов "псевдоискусств". Во-первых, искусство как развлечение. Для него характерны "иллюзия", "игра", но в то же время оно утилитарно. Примеры этого псевдоискусства —история ужасов, детективные истории. Второй вид псевдоискусства — искусство, как "магия", это — религиозное искусство, инструментальная музыка военных и танцевальных оркестров и др. Остальные четыре разновидности — это искусство, как "загадка", когда стимулируются интеллектуальные способности ради их упражнения, как "инструкция" типа рекламы или пропаганды, как "проповедь". 
     Сходным образом в современной социологии искусство различаются: искусство, которые в качестве социального института выполняют специфические социальные функции. Примером такого деления может быть различение "великого", "магического" и иллюзорного искусства.

 Основной целью "великого" искусства провозглашается описание "истинных" действий в человеческом  поведении вообще, в поведении  определенных групп и институтов, в индивидуальных действиях. Поведение  в соответствии с истиной есть  свобода. В демократическом обществе задача такого искусства — создавать символические образцы для такого поведения, для воображаемого "проигрывания" жизненных ситуаций, для "социализации эмоций". Например, символическое выражение сексуальных потребностей позволяет выразить сексуальные стремления социально-приемлемым образом, т.е. с учетом "истинного" понимания ролевой структуры семьи, брака и т.п. "Великое" искусство создает также мифы, легенды, поэмы будущего, призванные помогать действовать в настоящем. 
    Если с помощью "великого" искусства исследуются средства и цели "истинного" действия и осуществляется их сознательный выбор, то задача "магического" искусства — "побуждать" людей к практическим действиям, соответствующим господствующим в обществе социальным институтам.

Искусство используется в  качестве символического средства манипуляции  поведением масс в политических и  коммерческих целях. Понимаемое таким  образом "магическое искусство" во многом совпадает по своим функциям с "массовой культурой". Основные потребности, к которым апеллирует такое искусство как —социальный статус.

В отличие от "великого" и "магического" "иллюзорное" искусство имеет своей целью  предотвратить как поиск истины, так и практическое действие. Главное — это "рассеять" желание, представляющее угрозу для общественной системы (побуждения к убийству, насилию и т.п.), дать эмоциональную разрядку. Эту функцию выполняют истории ужасов, детективная литература, мемуары преступников и т.п. Восприятие "иллюзорного" искусства дает ощущение соучастия в символических действиях, напоминая детскую игру по определенным правилам.    

 Еще одна важная  функция этого искусства —  компенсировать социальную ущербность. Символическое приобщение к чужому "успеху" создает иллюзию преодоления  реальных противоречий жизни  и питает несбыточные надежды. "Иллюзорное" искусство лишено  воспитательного заряда, присущего  "великому" искусству.


Идеальный мир искусства есть своеобразный испытательный полигон для многочисленных человеческих устремлений, желаний, страстей и т.д. Экспериментировать с живыми людьми морально недопустимо, а вот  с художественными образами, символами  — сколько душе угодно. Только художественные средства позволяют анатомировать  любую житейскую ситуацию, поступок, мотив без ущерба для человека. Можно проигрывать любые варианты человеческого поведения, обострять  конфликты до предела, доводить до логического  конца все мыслимые побуждения человека. «А что будет, если...» — вот  исходная точка всех комедий, трагедий, драм, утопий и антиутопий. Вымышленный  художественный мир порою «как друг и зовет, и ведет», но может служить  и грозным предостережением человечеству о многочисленных социальных опасностях. Искусство, таким образом, выступает  инструментом самопознания общества, в том числе и «на пределе» его возможностей, в экстремальных  условиях. Считается, что именно в  таких ситуациях лучше всего  познается человек. Может быть, это  верно и применительно к обществу?

Идеальный художественный мир вырабатывает систему  эстетических ценностей, эталонов красоты, стимулирующих человека стремиться к совершенству, оптимуму в любой  сфере деятельности.

Наиболее  глубокие и удачные художественные образы вырастают до уровня общечеловеческих символов, в которых воплощена  вся гамма человеческих характеров, темпераментов, способов поведения. Гамлеты и Дон-Кихоты, Мастера и Маргариты, Медные всадники и Всадники без головы — все это точнейшие иллюстрации к книге о человеческой психологии, точные ориентиры в налаживании взаимоотношений между людьми. Искусство, следовательно, выступает и как своего рода наглядное средство обучения, незаменимый способ социализации человека.

Эстетический  мир является подлинной памятью  человечества. В нем бережно и  надежно в течение тысячелетий  сохраняются неповторимые особенности  множества самых разнообразных  укладов жизни.

Иными словами, искусство выполняет множеством других практически полезных функций — разведывательную (проб и ошибок), познавательную, воспитательную, аксиологическую, мемориальную и т.д. Но все же главная функция искусства — эстетическая. Суть ее состоит в том, что искусство призвано доставлять человеку эстетическое удовлетворение и наслаждение. Ведь в конце концов мы ходим в кино или театр не затем, чтобы нас там учили жизни или демонстрировали поучительные примеры для подражания. От произведений искусства прежде всего мы хотим получить удовольствие. Причем не просто удовольствие, а удовольствие именно эстетическое. Оно отнюдь не сводится к благоприятному расположению духа от созерцания прекрасного. Природа эстетического удовольствия заключается в возбужденном, растревоженном состоянии духа, испытывающего немой восторг от безупречно исполненной работы «мастеров искусств».

При этом художественный вкус любого человека — это, конечно, дело воспитания и  привычки. Но объективная его основа — всеобща. К примеру, даже если человека никогда не учили музыкальной  грамоте, он обычно отличает «правильное» пение от фальшивого. Как это ему удается, науке, как говорится, неизвестно, но вполне очевидно, что наши органы чувств самой природой настроены на избирательное восприятие определенных отношений гармонии, симметрии, пропорциональности и т.д. Так вот, когда в организуемых искусством звуках, красках, движениях, словах проступают эти отношения, наш дух невольно приходит в некоторое волнение, пробует совместить свое состояние с этим «ритмом Вселенной». В этом и заключается суть эстетического переживания. А уж если мы, воодушевленные от соприкосновения с подлинным произведением искусства, переносим эти эмоции на повседневность, стараемся достичь хотя бы приблизительно такого же совершенства в своей обычной деятельности, искусство может считать свою главную задачу (эстетическую функцию) выполненной.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Виды искусства

 

Виды  искусства — это исторически  сложившиеся, устойчивые формы творческой деятельности, художественно реализующие  жизненное содержание и различающиеся  по способам его материального воплощения.

Виды  искусства:

-декоративно-прикладное искусство охватывает ряд отраслей творчества, которые посвящены созданию художественных изделий, предназначенных главным образом для быта. Его произведениями могут быть: различная утварь, мебель, ткани, орудия труда, средства передвижения, а также одежда и всякого рода украшения. Декоративно-прикладное искусство одновременно принадлежит к сферам создания и материальных, и духовных ценностей.

Произведения  этого вида искусства неотделимы от материальной культуры современной  им эпохи, тесно связаны с отвечающим ей бытовым укладом.

Нередко в декоративно-прикладном искусстве  красота материала, пропорциональные соотношения частей, ритмическая  структура служат единственными  средствами воплощения эмоционально-образного  содержания изделия 

Декор, появляясь  на изделии, также существенно влияет на его образную структуру. Нередко  именно благодаря своему декору бытовой  предмет становится произведением  искусства.

Для создания декора широко привлекаются орнамент и элементы (порознь или в самых  различных сочетаниях) изобразительного искусства (скульптура, живопись, реже - графика). Средства изобразительных  искусств и орнамент служат не только для создания декора, но порой проникают  и в форму предмета (детали мебели в виде пальметт, волют, звериных лап, голов; сосуды в виде цветка, плода, фигуры птицы, зверя, человека).

- живопись, вид изобразительного искусства, художественные произведения, которые создаются с помощью красок, наносимых на какую-либо твёрдую поверхность. Как и другие виды искусства, живопись выполняет идеологические и познавательные задачи, а также служит сферой создания предметных эстетических ценностей, будучи одной из высокоразвитых форм человеческого труда.

Живопись  отражает и в свете тех или  иных концепций оценивает духовное содержание эпохи, её социальное развитие.

В силу наглядности  образа оценка жизни художником, выраженная в его произведении, приобретает  особую убедительность для зрителя. Создавая художественные образы, живопись использует цвет и рисунок, выразительность  мазков позволяет воспроизводить на плоскости красочное богатство мира, объёмность предметов, их качественное своеобразие и материальную плоть, глубину изображаемого пространства, свето-воздушную среду.

По назначению, по характеру исполнения и образов  различают: живопись монументально-декоративную (стенные росписи, плафоны, панно), участвующую  в организации архитектурного пространства, создающую идейно-насыщенную среду  для человека; станковую (картины), более  интимную по характеру, обычно не связанную  с каким-либо определенным местом; декорационную (эскизы театральных и кинодекораций и костюмов); иконопись; миниатюру (иллюстрации рукописей, портреты и т. д.).

Основное  выразительное средство живописи —  цвет — своей экспрессией, способностью вызывать различные чувственные  ассоциации усиливает эмоциональность  изображения, обусловливает широкие  изобразительные и декоративные возможности этого вида искусства. Другое выразительное средство живописи — рисунок (линия и светотень) — ритмически и композиционно  вместе с цветом организует изображение; линия отграничивает друг от друга  объёмы, является часто конструктивной основой живописной формы, позволяет  обобщённо или детально воспроизводить очертания предметов, выявлять их мельчайшие элементы.

- архитектура - зодчество, система зданий и сооружений, формирующих пространственную среду для жизни и деятельности людей, а также само искусство создавать эти здания и сооружения в соответствии с законами красоты. Архитектура составляет необходимую часть средств производства и материальных средств существования человеческого общества. Её художественные образы играют значительную роль в духовной жизни общества. Функциональные, конструктивные и эстетического качества архитектуры (польза, прочность, красота) взаимосвязаны.

Произведениями  архитектуры являются здания с организованным внутренним пространством, ансамбли зданий, а также сооружения, служащие для  оформления открытых пространств (монументы, террасы, набережные и т.п.).

Информация о работе Искусство в системе культуры