Совершенствование управления информационными сетями товаропотоков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2015 в 16:21, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является разработка рекомендаций по логистической оптимизации информационной системы ЗАО «Данафлекс».
Объектом исследования является компания ЗАО «Данафлекс».
Предмет исследования - информационная система данного предприятия.
Достижение поставленной цели требует решения следующих задач:
теоретический обзор основных аспектов организации эффективной информационной системы предприятия на основе логистического подхода к управлению информационными потоками;

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
1. Теоретическая часть………………………………………………………………6
1.1 Информационные потоки и их виды …………………………………………..6
1.2 Сущность логистической информационной системы и принципы ее построения …………………………………………………………………………...9
1.3 Основные модели построения информационной системы…………………..16
2. Аналитическая часть…………………………………………………………….22
2.1 Общая характеристика предприятия ЗАО «Данафлекс»…………….............22
2.2 Структурные взаимосвязи подразделений предприятия, осуществляющих логистические функции …………………………………………………………...24
2.3 Анализ текущего состояния информационной логистической системы предприятия ………………………………………………………………………..28
3. Рекомендательная часть…………………………………………………………32
3.1 Разработка рекомендаций по оптимизации информационной логистической системы ЗАО «Данафлекс» ……………………………………………………….32
Заключение………………………………………………………………………….39
Список использованной литературы и источников……

Вложенные файлы: 1 файл

kursovaya_rabota.docx

— 169.84 Кб (Скачать файл)

Управлять информационным потоком можно, изменяя направление потока, ограничивая скорость передачи до соответствующей скорости приема. Поэтому для успешного управления информационным потоком на предприятии создается логистическая информационная система.

 

 

1.2 Сущность логистической  информационной системы и принципы  ее построения

 

Разнообразные информационные потоки, которые циркулируют внутри и между элементами логистической системы, между логистической системой и внешней средой, образуют логистическую информационную систему, которая может быть определена как интерактивная структура, включающая персонал, оборудование и технологии, которые объединены информационным потоком, и которые используются логистическим менеджментом для планирования, регулирования, контроля и анализа функционирования логистической системы [ 19, с.59].

Логистическая информационная система представляет собой сложную систему, которая в свою очередь состоит из различных подсистем [14, с.83]. По роли в обеспечении деятельности, в информационных системах можно выделить следующие подсистемы:

- функциональная - определяет набор задач, которые решаются в рамках каждой из логистических функций, их взаимосвязи и иерархию;

- обеспечивающая - определяет методы и средства решения поставленных задач.

Обеспечивающая подсистема информационной логистической системы включает в себя следующие элементы:

- техническое обеспечение - совокупность технических средств, которые позволяют осуществлять обработку и передачу информационных потоков;

- информационное обеспечение - включает в себя справочники, классификаторы, кодификаторы, другие  средства формализованного описания  данных;

- математическое обеспечение - совокупность методов решения  функциональных задач логистической  информационной системы; комплекс  программ и средств программирования, которые обеспечивают решение задач управления материальными потоками, обработку текстов, получение справочных данных и функционирование технических средств.

В информационной логистической системе в соответствии с иерархией систем управления определяют три уровня (вида) подсистем [20, с.119]:

- плановые - создаются на  важнейшем уровне управления и служат для принятия решений долгосрочного стратегического характера;

- диспозитивные (диспетчерские) - обеспечивают деятельность среднего  менеджмента (логистическое управление  в подразделениях предприятия);

- исполнительные (оперативные) - создаются на уровне оперативного  управления; в этих системах обработка информации производится в темпе, который определяется скоростью ее поступления.

Логистические информационные системы, которые входят в эти группы отличаются как по своим обеспечивающим, так и функциональным подсистемам.

В соответствии с концепцией логистики для обеспечения эффективности процессов товародвижения и эффективного функционирования предприятия в целом необходима интеграция всех составляющих информационной логистической системы предприятия.

Данная интеграция предполагает осуществление взаимосвязи между плановой, диспозитивной и исполнительной подсистемами посредством вертикальных информационных потоков; а также интеграцию функциональных и обеспечивающих подсистем каждой логистической функции между собой и с однородными подсистемами других функций посредством горизонтальных информационных потоков.

Организационная структура логистической информационной системы может быть укрупненно сформирована из четырех подсистем: управления процедурами заказов, научных исследований и связи, поддержки логистических решений и генерирования выходных форм и отчетов. Эти взаимосвязанные подсистемы осуществляют информационно-компьютерную поддержку всех функций логистического менеджмента и связь с микро- и макрологистической внешней средой [19, с.60].

В организационной структуре логистической информационной системы в качестве одной из главых подсистем выделена подсистема управления процедурами заказов, что обусловлено непосредственным контактом этой подсистемы с потребителями в процессах обработки и выполнения заказов. Большое значение в этой подсистеме имеет использование концепции «электронного обмена данными» и основанных на ней стандартов EDI.

Подсистема научных исследований и связи отражает влияние внешней и внутренней среды предприятия на процесс логистического менеджмента и осуществляет взаимодействие между звеньями логистической системы и функциями управления за счет:

  • интеграции логистического планирования с корпоративным планированием;
  • взаимодействия логистического менеджмента с другими корпоративными функциями;
  • стратегических установок для организационной структуры логистической системы и персонала;
  • интеграции информационных технологий;
  • подготовки или покупки технологических решений и использования посредников;
  • адаптации к условиям предприятия форм логистических цепей, каналов и сетей, а также функций управления;
  • акцентирования на производительности и качестве услуг в логистике.

Указанная подсистема играет огромную роль в отражении изменений и требований как внешней, так и внутренней среды предприятия.

Для оптимизации результатов оценивания влияния внешней и внутренней среды предприятия на поведение логистической системы, менеджер должен использовать ключевые информационные источники подсистемы в процессе мониторинга. Здесь необходимо учитывать два аспекта. Во-первых, использование информации персоналом предприятия для оценки эффективности своих логистических решений. Во-вторых, логистические партнеры предприятия, такие, как поставщики материальных ресурсов, перевозчики и потребители готовой продукции также могут использовать информацию подсистемы для совершенствования координации и снижения собственных затрат.

В рассматриваемой подсистеме особое место принадлежит прогнозированию, и в частности, таких его аспектов, как сбор исходной информации, оценка точности, достоверности, использование наиболее результативных методов прогнозирования.

Третьим компонентом логистической информационной системы является подсистема поддержки логистических решений, которая представляет собой интерактивную компьютерную информационную систему, которая включает базы данных и аналитические модели, реализующие, оптимизационные задачи, возникающие в процессе логистического менеджмента.

Подсистема формирует, обновляет и поддерживает различно структурированные централизованные и распределенные базы данных для четырех основных типов файлов:

  • базисных файлов, которые содержат внешнюю и внутреннюю информацию, необходимую для принятия логистических решений;
  • критических факторов, которые определяют главные действия, цели и ограничения при принятии решений;
  • параметров, которые содержат основные логистические операционные процедуры для ключевых областей;
  • файлов решений, которые хранят информацию о предыдущих решениях для различных логистических функций.

В указанной подсистеме используется большое число экономико-математических моделей и методов для поддержки решений, которые принимаются менеджментом по логистике. Все эти модели и методы можно разделить на три основных класса: оптимизационные, эвристические и имитационные.

Оптимизационные модели принятия решений основаны на методах операционного исчисления: вариационного исчисления, программирования математической статистики, оптимального управления и других. В рассматриваемой подсистеме широко применяются интерактивные процедуры информационной поддержки принятия решений менеджментом по логистике.

Четвертый элемент организационной структуры логистической информационной системы - подсистему генерирования выходных форм и отчетов - можно представить как выходной интерфейс с остальными компонентами.

В основании функциональной структуры логистической информационной системы лежит система операций между звеньями логистической системы, которая определяет взаимоотношения между функциональными подразделениями предприятия, логистическими посредниками и потребителями продукции предприятия.

Характеристики системных уровней функциональной структуры логистической информационной системы связаны с достижением определенных стратегических и тактических целей предприятия и конкурентных преимуществ.

Шесть основных принципов заложены в основу построения логистической информационной системы [2, с.325].

  • Полнота и пригодность информации для пользователя. Менеджер по логистике должен располагать необходимой и достаточнойьинформацией для принятия решений. Например, информация о запасах или заказах потребителей часто нуждается в предварительной обработке и обычно размещается не там, где менеджер принимает решения. Поэтому логистическая информационная система должна представлять информацию в том месте, того вида и полноты, которая требуется при выполнении соответствующих логистических функций и операций.
  • точность. Точность исходной информации имеет принципиальное значение для принятия правильных решений. Например, информация об уровне запасов в распределительной сети в современных логистических системах допускает не более 1% ошибок или неопределенности для принятия эффективных решений в физическом распределении, создании запасов и удовлетворении запросов потребителей. Огромное значение имеет точность и достоверность исходных данных для прогнозирования спроса, планирования потребностей в материальных ресурсах.
  • Своевременность. Логистическая информация должна поступать в систему менеджмента во время, как этого требуют многие логистические технологии, особенно созданные на концепции «точно в срок». Своевременность информации важна практически для всех комплексных логистических функций. Кроме того, многие задачи в транспортировке, операционном менеджменте, управлении заказами и запасами решаются в режиме реального времени («on line»). Этого же требуют и множественные задачи логистического мониторинга. Требование своевременности поступления и обработки информации реализуется передовыми логистическими технологиями сканирования, спутниковой навигации, штрихового кодирования, внедрения стандартов EDI / EDIFACT.
  • ориентированность. В логистической информационной системе информация должна быть ориентирована на выявление дополнительных возможностей совершенствования качества продукции, сервиса, уменьшения логистических издержек. Способы получения, передачи, отображения и предварительной обработки информации должны способствовать выявлению «узких» мест, резервов экономии ресурсов.
  • Гибкость. Информация, которая циркулирует в логистической информационной системе, должна быть приспособлена для конкретных пользователей, и иметь наиболее удобный для них вид. Это касается как персонала предприятия, так и логистических посредников и конечных потребителей. Бумажный и электронный документооборот, промежуточные и выходные формы, отчеты, справки и другие документы должны быть в высшей степени приспособлены к требованиям всех участников логистического процесса и адаптированы к возможному диалоговому режиму для большинства пользователей.
  • Подходящий формат данных. Формат данных и сообщений, который применяется в компьютерных и телекоммуникационных сетях логистической информационной системы, должен максимально продуктивно использовать производительность технических средств (объем памяти, быстродействие, пропускную способность). Виды и формы документов, расположение реквизитов на бумажных документах, размерность данных и другие параметры должны делать легче машинную обработку информации. Кроме того, необходима информационная совместимость компьютерных и телекоммуникационных систем, логистических посредников и других пользователей по форматам данных в логистической информационной системе.

В соответствии с принципами системного подхода любая система сначала должна исследоваться во взаимоотношении с внешней средой, а уже затем внутри своей структуры. Данный принцип, принцип последовательного продвижения по этапам создания системы, должен соблюдаться и при проектировании логистических информационных систем.

 

 

 

 

 

 

1.3 Основные модели  построения информационной системы

 

Специальные информационные технологии разработаны на современном уровне научно – технического развития, которые позволяют оптимизировать процессы товародвижения. Большинство из них нашли применение в хозяйственной практике.

Использование Интернет-технологий является одним из направлений логистической оптимизации деятельности предприятия, как для совершенствования организации внутренних информационных потоков, так и для вывода на новый уровень информационных взаимодействий с поставщиками, потребителями, посредниками, то есть для оптимизации входных и выходных информационных потоков.

Специалисты компании IBM при помощи Интернет-технологий преобразование основных бизнес-процессов обозначают понятием «электронный бизнес» («онлайновый бизнес») [22, с.87]. Отечественные специалисты в области Интернет-технологий определяют электронный бизнес как «..любую деловую активность, которая использует возможности глобальных информационных сетей для преобразования внутренних и внешних связей с целью получения прибыли» [22, с.88]. С этих позиций офлайновый (традиционный) бизнес понимается как деловая активность с целью извлечения прибыли без применения Интернет-технологий.

Среда Интернета (Интернет-пространство) обладает рядом характеристик, которые могут рассматриваться как факторы, которые оказывают влияние на деятельность предприятия, внедряющего в практику логистического управления Интернет-технологии [16]. К числу таких факторов можно отнести следующие:

  • количественные (численность, географическое положение и др.) и качественные (социальные, психологические и др.) характеристики аудитории Интернета;
  • уровень развития инфраструктуры Интернет-среды (насыщенность информационными ресурсами, номенклатура предоставляемых услуг, численность и качественный состав коммерческих участников Интернет-рынка);
  • условия и применяемые методы осуществления трансакций (в том числе качество применяемых платежных систем);
  • уровень развития телекоммуникационной инфраструктуры (наличие доступа в Интернет, качество линии связи, скорость передачи данных, стоимость провайдерских услуг);
  • уровень развития правовой базы функционирования бизнеса в Интернете.

Информация о работе Совершенствование управления информационными сетями товаропотоков