Совершенствование системы материально-технического снабжения ДОАО «Ижмаш-авто»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2014 в 16:23, дипломная работа

Краткое описание

Реализация рыночной концепции интеграции российской экономики в систему хозяйственных связей предполагает не только поиск путей взаимовыгодного экономического сотрудничества в условиях проводимой в стране экономической реформы, но и защиту интересов национального рынка от неблагоприятного воздействия мировой конъюнктуры и неравномерной иностранной конкуренции на этапе становления в России рыночных отношений.

Вложенные файлы: 1 файл

Совершенствование системы материально-технического снабжения.doc

— 447.00 Кб (Скачать файл)

А теперь попробуем ответить на вопрос: можно ли столь различные процессы организовывать одинаковым образом. Ответ, казалось бы, ясен, тем не менее, многие пытаются все это унифицировать, хотя в том же снабжении канцтоварами и прочим можно вполне обойтись без централизации процесса: дайте деньги подразделениям-заявителям и они прекрасно снабдят себя сами (в конечном счете, предприятию такое самоснабжение обойдется дешевле, а сам процесс будет качественным и быстрым). И это касается не только канцтоваров или моющих и чистящих средств: все, что продается, в большом разнообразии, в настоящее время на каждом углу, может быть децентрализовано. Поразительно, как практически отжившие методы сочетаются на некоторых предприятиях с разговорами об эффективности, информационных технологиях, словами «логистика» и прочим.

Другой пример. В том же процессе снабжения ремонта, все подразделения-заявители, всегда, на всех предприятиях заявляют одно, а получают от службы снабжения несколько иное. Происходит это потому, что:

  • заявители заранее очень часто не знают, что им конкретно потребуется, а потом меняют свои заявки, детализируют их по номенклатуре и срокам;
  • снабженцы не могут закупать, по заявкам десятков и сотен подразделений, пять метров одной трубы, семь другой и так далее, они унифицируют заявляемую номенклатуру настолько, насколько это возможно, собирают крупные партии, а потом уж обращаются к поставщикам;
  • поставщики не могут поставить любые материалы в любое время (у них свой производственный процесс – сегодня на этом оборудовании производится то, через неделю это, а также ограниченные возможности по содержанию широкой номенклатуры, да еще и в значительном количестве, готовой продукции на своих складах.

Думать, что может быть как-то по-другому – это утопия. На то, что процесс именно такой, какой он есть, надо заранее рассчитывать.

Таким образом, сначала надо попытаться навести порядок в самом предмете, а потом уж его информационно поддерживать.

Надо сказать и о процессе создания информационной системы, о выборе проектировщиков, если система создается практически, что называется «с нуля», или о людях, которые адаптируют уже готовые решения, если принято взять их за основу, о выборе «за или против» так называемых готовых систем.

Начнем с выбора «за или против». Тут существует заблуждение, что есть готовые системы. Для крупных предприятий, с их многочисленными нюансами, таких систем нет. А если они и есть, то все равно это не готовые системы, их еще нужно настраивать на нужды конкретного предприятия, а настройки эти таковы, что сродни программированию, да еще надо знать в какую сторону и что настраивать (ставить задачу, как при проектировании «с нуля»).

Теперь о людях и фирмах. Тут мы имеем все те же иллюзии.

Иллюзия первая: иногородняя фирма с громким именем сделает лучше, чем малоизвестная фирма местная. На самом деле серьезные иногородние фирмы всегда опираются на местные кадры. Никто не любит быть часто и подолгу в командировках. Исключением не являются и сотрудники иногородних фирм. Думать, что наездами можно создать серьезную информационную систему – это значит не понимать, что из себя представляет процесс проектирования, сутью которого является практически тесное ежедневное сотрудничество с будущими пользователями, не говоря уж о процессе внедрения. Никакая иногородняя фирма требуемый уровень сотрудничества не обеспечит, этого никогда не было и не будет. Иногородняя фирма может обеспечить только так называемый патронаж, а работать придется местным кадрам.

Иллюзия вторая: создание системы можно обеспечить собственными силами предприятия. Действительно, казалось бы, есть служба АСУ, есть персонал, не понаслышке знающий предмет информатизации. Все это так, но:

  • специалисты службы АСУ не проектируют системы, они их сопровождают (что далеко не одно и то же), для проектирования у них нет времени, а самое главное, необходимых знаний и навыков;
  • предметные специалисты, работающие в подразделениях предприятия, знают о процессе только то, какой он есть (да и то, трудно найти людей, которые знали бы все – каждый знает какую-то часть процесса, и только), трудятся по не ими заведенному распорядку, это совсем другая работа, в корне отличающаяся от проектирования.

Казалось бы, все это азбука, не требующая каких-либо подтверждений, но, тем не менее, предприятия упорно продолжают наступать на те же самые «грабли». Результат известен.

Иллюзия третья: система, особенно когда это с хорошим именем, иногородний или иноземный программный продукт, внедряется быстро и легко, так что можно практически и не внедрять. И не внедряют. Затрачивают огромные деньги, а потом так называемый хороший, известный программный продукт пылится на предприятии никому не нужным и потихоньку умирает. Напротив, внедрение является одним из самых важных этапов в создании системы. Требуется предусмотреть все:

  • в каком порядке вы будете внедрять функциональность системы (так в снабжении, начните с того, что попытайтесь контролировать выполнение договоров, не имея информационной поддержки со стороны учета движения запасов, планирования поставок, увидите, что у вас получится, или начните планировать поставки без заявок на снабжение, получите то же самое, попытайтесь внедрить одни заявки – вы представляете, кому они нужны без всего остального, хотя бы без тех же запасов);
  • с каких подразделений вы начнете (попытайтесь внедрить систему сразу на большом количестве рабочих мест, и будете метаться между этими рабочими местами, исправляя огрехи проектирования или настройки, которые, безусловно, будут);
  • как вы будете поддерживать связь со смежными информационными системами, с разными справочниками на одну и ту же тему (процесс внедрения быстрым не будет, серьезные системы быстро не внедряются, во время этого процесса придется контактировать с какими-то разрозненными, так называемыми АРМами, если только внедрение системы не спланировано так, что этого удалось избежать – все эти разрозненные АРМы сразу же замещаются новой системой);
  • как вы будете вводить в систему данные на начало ее внедрения (остатки на складах, невыполненные заявки на снабжение или заказы поставщикам и так далее – все это надо будет делать, как говорится быстро и без потерь, все эти данные каждый день меняются, не успел завести их в систему и тут же начать в ней работать, начинай сначала).

Подводя итоги, можно сказать, что создание информационной системы на предприятии – это довольно длительный процесс, на него уходят годы, попытки заплатить большие деньги за так называемый готовый продукт, который можно быстро внедрить, поскольку он хорош и не потребует переделок в ходе внедрения – это обман самих себя, вы заплатите больше денег, а получите тоже самое, если не подойдете к процессу создания информационной системы серьезно, так, как он этого заслуживает. Для крупного предприятия, готового к тому, что система будет создаваться несколько лет, важнее выбрать «команду», которая этим будет заниматься, а не продукт (готовый продукт, в конце концов, за несколько лет можно создать и «с нуля»).

Концептуальная схема предметной области представлена на рис. 2 и рис. 3.

 

Концептуальная схема предметной области (спрос и предложение).

 

 


Рис. 2.

 

 

Концептуальная схема предметной области (договор).

 

 


Рис. 3.

 

Сетевая модель реализуется с помощью так называемых семантических сетей. В семантической сети имена некоторых объектов, процессов, действий, сущностей и их классов ассоциируются с узлами, а отношения между ними ассоциируются с дугами, соединяющими узлы. Сетевую модель можно представить в виде следующей конструкции: S= , где I – множество информационных единиц, С1,С2,…,Сn – множество типов связей между информационными единицами, Г – отображение, задающее связи (из заданного множества типов связей) между информационными единицами, входящими в I.

Классифицирующие сети наряду с функциональными,  являются одним из классов однородных (у которых дуги только одного типа) сетей. Классифицирующие сети строятся на основе родовидового отношения sup, заданного на множестве классов объектов. Это отношение интерпретируется следующим образом: если Ki sup Kj, то в любой момент времени t  каждый объект класса Ki является объектом класса Kj, т.е. Kj является подклассом Ki (или Ki является подклассом Kj). Конкретные объекты, как правило, связываются с классами низшего уровня иерархии отношением принадлежности isa. Запись ki isa K означает, что объект ki является элементом класса K.

В данном дипломном проекте классифицирующая сеть используется для определения региональной принадлежности производителя сырья материалов. Благодаря этому при заключении договоров покупателю не обязательно задавать конкретного производителя, а можно задать только регион  расположения тех производителей, продукция которых покупателю кажется наиболее предпочтительной.

Логическая модель – это описание предметной области на каком-либо логическом языке. Одним из таких логических языков является многосортное исчисление предикатов. При представлении логических моделей на этом языке классы сущностей предметной области интерпретируются, как имена  сортов.

Сигнатура задает структурные связи между понятиями предметной области, представленными предикатами и функциями. Логические связи между этими понятиями задаются формулами, которые записываются в сигнатуре. Структурные и логические связи выражают некоторое знание о предметной области. Таким образом, сигнатура формально представляет одну часть знания о предметной области, а формулы, записанные в этой сигнатуре, представляют другую часть знания.

Графическое представление сигнатуры показано на рис.4.

 

Графическое представление сигнатуры

 


Рис.4.

 

3.2. Маркетинг в МТС

 

 

Для эффективной рыночной деятельности, ведения целенаправленной конкурентной борьбы ДОАО «Ижмаш-авто» необходимы маркетинговые исследования. Существует несколько определений маркетингового исследования. В научной же литературе наиболее часто применяется широкая трактовка термина «исследование маркетинга», в соответствии с которой последние могут представлять собой как раздельные, так и комплексные исследования рынка и маркетинговой деятельности фирмы. Такой подход упрощает классификацию маркетинговых исследований, позволяет избежать терминологической путаницы при общении с практиками и поэтому представляется предпочтительным.

Принципиальной особенностью маркетингового исследования, отличающей его от сбора и анализа внутренней и внешней текущей информации является его целевая направленность на решение определенной проблемы или комплекса проблем маркетинга. Эта целенаправленность и превращает сбор и анализ информации в маркетинговое исследование.

Основной реалией современной действительности является острый недостаток правильной и проверенной информации, важной для принятия управленческого решения. При этом, отечественные фирмы действуют на своеобразной стадии шума, где из-за постоянных изменений, колебаний и присутствия большого количества ненужных либо устаревших данных не представляется возможным делать какие-либо долгосрочные прогнозы.

Тем более важным является умение проводить маркетинговые исследования, знание их технологии и организации, что и определяет актуальность выбранной темы.

В современной концепции маркетинга изучению рынков придается особое значение. Эти исследования служат основой разрабатываемой предприятием стратегии и тактики выступления на рынках, проведения целенаправленной товарной политики. Цель любого рыночного исследования состоит в оценке существующей ситуации (конъюнктуры) и разработка прогноза развития рынка. Программа такого комплексного изучения зависит от особенности товаров, характера деятельности предприятия, масштаба производства экспортных товаров и ряда других факторов. Исследование рынка - не самоцель, а источник информации для принятия эффективного управленческого решения. Это решение может относиться к любому аспекту внешнеторговой и маркетинговой деятельности, поэтому нерационально ограничивать расходы на такие исследования по причине «экономии средств»: потери, вызванные неверным решением, бывают обычно в 10 - 100 раз большими. Использование маркетинговых исследований широко варьируется в зависимости от компании и типа требуемой информации. Несмотря на то, что большинство фирм проводит их в той или иной форме, исследовательские отделы создаются скорее в крупных, чем в небольших фирмах.

Чтобы системе материально-технического снабжения ДОАО «Ижмаш-авто» должным образом функционировать в условиях маркетинга, необходимо получать адекватную информацию до и после принятия решений. Существует множество причин, в силу которых маркетинговая информация должна собираться при разработке, реализации  и пересмотре маркетингового плана предприятия или каких-либо его элементов. Недостаточно опираться на интуицию суждения руководителей и опыт прошлого.

Хорошая информация позволяет маркетологам:

  • получать конкретные преимущества
  • снижать финансовый риск и опасности для образца
  • определить отношения потребителей
  • следить за внешней средой
  • координировать стратегию
  • оценивать деятельность
  • повысить доверие к рекламе
  • получить поддержку в решениях
  • подкрепить интуицию
  • улучшить эффективность.

Если подходить к сбору маркетинговой информации как к случайному, редкому событию, которое необходимо только тогда, когда нужно получить данные по конкретному вопросу, можно столкнуться с рядом проблем.

Например, может возникнуть ситуация, когда:

  • результаты предыдущих исследований хранятся в неудобном для использования виде;
  • незаметны изменения в окружающей среде и действиях конкурентов;
  • проводится несистематизированный сбор информации;
  • возникают задержки при необходимости проведения нового исследования;
  • по ряду временных периодов отсутствуют данные, необходимые для анализа;
  • маркетинговые планы и решения анализируются неэффективно;
  • действия представляют собой лишь реакцию, а не предвидение.

Маркетинговые исследования надо рассматривать как часть постоянно действующего интегрированного информационного процесса. Необходимо, чтобы служба материально-технического снабжения ДОАО «Ижмаш-авто» разрабатывала и использовала систему постоянного слежения за окружающей средой и хранения данных с тем, чтобы они могли анализироваться в будущем. Маркетинговую информационную систему можно определить как совокупность процедур и методов, разработанных для создания, анализа и распространения информации для опережающих маркетинговых решений на регулярной постоянной основе.

Информация о работе Совершенствование системы материально-технического снабжения ДОАО «Ижмаш-авто»