Складская деятельность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2014 в 20:50, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изложение теоретических основ и практических аспектов организации складского хозяйства.
Основными задачами курсовой работы являются:
изучение понятия и функций складов в логистической системе предприятия;
изучение составных элементов логистического процесса на складе;
анализ деятельности общества и характеристика его складского хозяйства;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 Теоретические основы складской логистики 5
1.1Понятие, виды и функции складов 5
1.2 Система складирования и логистический процесс на складе 9
2 Анализ деятельности Светлогорского районного протребительского общества 19
2.1 Характеристика организации 19
2.2 Состояние торговой отрасли и материально-технической базы Светлогорского районного протребительского общества 22
3.Возможные направления улучшения работы распределительного склада. 27
3.1 Характеристика распределительного склада Светлогорского районного протребительского общества 27
3.2 Показатели работы склада и расчет необходимого количества подъемно-транспортного оборудования. 31
3.3 Возможные направления улучшения работы распределительного склада 36
3.4 Затраты на проектирование и внедрение системы адресного хранения 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по складам.doc

— 898.50 Кб (Скачать файл)

 

Организацию складского хозяйства в Светлогорском районном потребительском обществе рассмотрим в разрезе товарной отросли. Дадим ее характеристику.

2.2 Состояние торговой отрасли и материально-технической базы  Светлогорского районного протребительского общества

 

Общая характеристика. Кооперативная торговля является основной отраслью потребительской кооперации. Торговля выполняет роль связующего элемента между производством и народным (личным) потреблением.

Розничная торговля потребительской  кооперации играет особую роль, которая  выражается в торговом обслуживании сельского населения республики. Обслуживание сельского населения связано с более высокими издержками по сравнению с обслуживанием населения  города. В частности, торговые предприятия потребительской кооперации обслуживают более 10 тысяч деревень со средней численностью жителей 22 человека, более 4,2 тысяч деревень со средней численностью 71 человек, около 3 тысяч деревень со средней численностью жителей 140 человек. Удельный вес таких населенных пунктов составляет 82% в общей численности, но проживает в них всего 9% населения страны.

Розничной торговлей  в Светлогорском  райпо занимается непосредственно отрасль «Торговля».

Светлогорское  райпо  осуществляет следующие экономические  виды деятельности  в области  розничной торговли:

  • розничная торговля мотоциклами, мотороллерами, мопедами, деталями. Узлами принадлежащие к ним;
  • розничная торговля в неспециализированных магазинах преимущественно пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями;
  • прочая розничная торговля в неспециализированных магазинах;
  • розничная торговля фруктами и овощами;
  • розничная торговля мясом и мясными продуктами;
  • розничная торговля хлебобулочными изделиями;
  • розничная торговля кондитерскими изделиями;
  • розничная торговля книгами, газетами и писчебумажными принадлежностями;
  • розничная торговля через палатки, ларьки и киоски;
  • розничная торговля на рынках.

Динамика материально-технической  базы.Материально-техническая база торговли Светлогорского  райпо за 2010-2012 гг. представлена в таблице 2.2.1.

 

 

 

 

Таблица 2.2.1 - Материально-техническая база торговли Светлогорского  райпо за 2010-2012 годы

 

 

№ п/п

Показатель

Годы

2010

2011

2012

еди-ниц

пло-щадь*

еди-ниц

 пло-щадь*

еди-ниц

пло-щадь*

1.

Всего торговых предприятий

84

7345

83

7297

83

7428

1.1.

Магазины, всего

83

7345

82

7297

81

7428

 

в т.ч.

           
 

продовольственные

12

1536

13

1567

13

1672

 

непродовольственные

12

1589

12

1589

11

1551

 

Смешанные

59

4220

57

4141

57

4205

1.2.

Палатки, ларьки, киоски

1

 

1

 

2

 

1.3.

Автомагазины

2

 

3

 

3

 

2.

Торговые предприятия, расположенные в сельской местности

67

5297

64

5168

64

5232

2.1.

Магазины, всего

67

5297

64

5168

64

5232

 

в т.ч.

           
 

продовольственные

7

642

7

642

7

642

 

непродовольственные

6

864

6

864

6

864

 

Смешанные

54

3791

51

3662

51

3726

2.2.

Палатки, ларьки, киоски

           

2.3.

Автомагазины

2

 

3

 

3

 

3

Распределительные склады

2

4800

4

4800

4

4800


* для магазинов указана торговая площадь

Примечание – Источник: собственная на основе данных организации

Всего на 01.01.2013 г. отрасль «Торговля»  располагала 83 торговыми предприятиями, из которых 81 магазина общей торговой площадью 7428 кв. м. 30 объектов торговли оснащены платежными терминалами для безналичных расчетов с использованием банковских пластиковых карточек. Обслуживание 35 малонаселенных пунктов, не имеющих стационарной розничной сети с численностью жителей 1023 человек, осуществляют 3 автомагазина.

Из общего количества магазинов на начало 2013 г. 13 единиц (15,9 %)– продовольственные, 11 – непродовольственные, 57 (69,5%) магазина – смешанные.

79 % магазинов Светлогорского райпо расположено в сельской местности, в том числе 89,5% - смешанные магазины, 53,9% непродовольственных магазинов, 54,6 %  продовольственных магазинов.

Средняя торговая площадь  одного магазина в целом по райпо  на начало 2013 г. составила 91,7 кв. м., в том числе по продовольственным магазинам – 128,6 кв. м., по непродовольственным – 141 кв. м.,  по смешанным магазинам – 73,8 кв. м.

Таким образом, общество осуществляет: оптовую, розничную торговлю, в том числе путем создания магазинов, палотак, ларьков, киосков; реализацию продукции научного, промышленного, культурно-оздоровительного, сельско-хозяйственного назначения, продовольственных, промышленных товаров. Это требует постоянного обновления и модернизации производства, взвешенных подходов в принятии управленческих решений, максимальной адаптации кооперативных организаций и предприятий к рыночным условиям.

Весь розничный товарооборот торговли в 2012 г. сложился в сумме 75579 млн. руб., темп роста к 2011 г. составил 167,6% (таблица 2.2.2).

 

Таблица 2.2.2 - Основные показатели финансово-хозяйственной деятельности розничной торговли Светлогорского  райпо за 2010-2012 годы

 

Наименование показателя

Единицы измерения

Годы

2010

2011

2012

Реализация

млн. руб.

39 283,0

46 876,0

77 298,0

Валовой товарооборот

млн. руб.

38 650,0

46 532,0

76 808,0

Розничный товарооборот

млн. руб.

37 513,0

45 096,0

75 579,0

темп роста к предшествующему  году

%

116,9

120,2

167,6

Валовой доход

млн. руб.

6 715,0

8 255,0

14 705,0

уровень к товарообороту

%

17,4

17,7

19,1

Расходы на реализацию

млн. руб.

6 762,0

8 187,0

13 128,0

уровень к товарообороту

%

17,5

17,6

17,1

Условно-переменные издержки

млн. руб.

4 520,9

37 776,8

60 799,6

Условно-постоянные издержки

млн. руб.

29 317,1

2 920,2

4 844,4

Прибыль/убыток от реализации

млн. руб.

-47,0

68,0

1 577,0

уровень к товарообороту

%

-0,1

0,1

2,1

Рентабельность продаж

%

-0,1

0,2

2,3


 

Примечание – Источник: собственная на основе данных организации

За 2011, 2012 год получено валовых доходов от функционирования отрасли на сумму  8255 и 14705  млн. руб. или 17,7% и 19,1% к товарообороту соответственно.

Расходы на реализацию товаров  составили в 2010 г. 8157 млн. руб., или 17,59 % к валовому товарообороту, по сравнению с 2009 г. уровень затрат на реализацию  сократился на 0,2 процентных пункта.

По результатам деятельности торговли Светлогорского райпо в 2012 году получена прибыль от реализации в размере 1577 млн. руб., в 2010 г. были получены убытки от реализации в размере 47 млн. руб.

Основными востребованными  поставщиками товаров по Светлогорскому райпо являются:

    • по цельномолочной продукции – ОАО «Савушкин продукт» г. Брест, ОАО «Беллакт» г. Волковыск, ОАО «Светлогорский молочный завод»;
    • по кондитерским изделиям – ОАО «Коммунарка» г. Минск, ОАО «Спартак» г. Гомель, ОАО «КФ «Слодыч» г. Минск, КУП «ВКК «Витьба» ЧУП «Гомельская универсальная база» и другие;
    • по безалкогольным напиткам и минеральной воде – ПУЧП «Дарида», ООО «Вейнянский родник», СП ООО «Фрост и К»;
    • по колбасным изделиям – ОАО «Волковысский МК», ОАО «Жлобинский мясокомбинат» и другие;
    • по табачным изделиям – ОАО «ГТФ «Неман», ООО «Табак-Инвест»;
    • по телевизорам – ОАО «Горизонт», РУПП «Витязь»;
    • по трикотажным изделиям – ОАО «Свитанок» г. Жодино;
    • по чулочно-носочным изделиям – ОАО «8 Марта» г. Гомель, ОАО «Брестский чулочно-носочный комбинат»;
    • по кожаной обуви – ЗАО «Сивельга» г. Минск, ЗАО СП «Отико» г. Минск, ОАО «Обувь» г. Могилев;
    • по швейным изделиям – ОАО «Элема» г. Минск, ОАО «Свитанок» г. Орша.

Поставки продукции  осуществляются на основании заявок. В Светлогорском райпо на практике отработана модель ведения заявочной работы торговым агентом по централизованной поставке кондитерских изделий ЧУП «Гомельская универсальная база» с использованием карманных персональных компьютеров. Необходимо отметить, что Светлогорское райпо – самое удаленное в Гомельской области, куда с универсальной базы централизованно завозятся товары. Поэтому наличие торгового агента позволяет оперативно решать многие вопросы, связанные с товародвижением. В восьми районах области, в том числе и Светлогорском, эти обязанности возложены на одного человека- Дмитрия Веремеева, за которым закреплены пятьдесят два магазина. Торговый агент распологает карманным персональном компьютером, в котором содержатся данные по всем остаткам товаров, которые имеются на данный момент на Гомельской универсальной базе. Это позволяет качественно, быстро формировать заявки на поставку продукции, которая незамедлительно поступает на сервер универсальной базы. Там информация обрабатывается, и на основе транспортной  накладной на складе формируется заказ, подается под загрузку автомобиль и продукция отгружается.

 При осуществлении  заявочной работы диспетчера  получают информацию о наличии  остатков товаров на республиканских  и областных оптовых предприятиях, в том числе и на ЧУП «Гомельская универсальная база», по электронной почте.

Таким образом, основными  отраслями деятельности Светлогорского районного потребительского общество являются торговля; общественное питание; транспорт; производство; закупки сельхоз  продукции. Доминирующее положение занимает отрасль торговли, где занято большая часть работников организации – около 70%. Данная отрасль располагает достаточной материально-технической базой в составе 84 торговых предприятий, со средней торговой площадью 91,7 кв. м. Поставщиками товаров являются как производители Гомельской области (ОАО «Спартак», ЧУП «Гомельская универсальная база») так  и организации других областей (ОАО «Савушкин продукт», ОАО «Элема» и другие).  Деятельность отрасли торговли  в 2010 году характеризовалась убытком в 47 млн. руб. и отрицательной рентабельностью продаж  (-0,1%). По результатам 2012 года была получена прибыль от реализации в размере 1577 млн.руб., рентабельность 2,3%. Улучшение результатов финансово-хозяйственной деятельности в значительной степени достигнут благодаря четким поставкам товаров, которые в большинстве своем аккумулируются на торгово-распределительных складах Светлогорского райпо.

 

3.Возможные направления улучшения  работы распределительного склада.

3.1 Характеристика распределительного  склада   Светлогорского районного протребительского общества

 

Общая характеристика склада , находящегося по адресу г. Светлогорск, ул. Кооперативная, 38. Склад предназначен для приёма, учета, обработки, хранения и отгрузки товара оптовым покупателям и сети магазинов райпо. Имеет в своем составе следующие структурные подразделения:

1. Участок приемки (разгрузка, приемка);

2. Зона брака

3. Зона хранения;

4. Участок комплектования;

5. Диспетчерская вспомогательные  помещения.

На складе используется следующее складское оборудование:

1. Стеллажи -200штук;

2. Тележка гидравлическая –  2 единицы;

3. Тележка – 6 единиц;

4. Паллеты (120 * 80);

5. Вилочные электропогрузчики – 3 единицы;

Также офисное оборудование:

- компьютер – 2единиц;

- телефон-факс, принтер.

Технические средства обеспечения безопасности:

- камеры видео наблюдения

Средства пожаротушения:

- огнетушитель – 5 единиц;

- контейнер с песком – 2 единицы;

- ПК (пожарный кран) – 1 единица.

Персонал склада – 17 человек в  том числе: 2 кладовшиков; 2 диспетчера, 3 водителя погрузчика; 6 грузчиков, 2 контролера, 4 сторожа.

На складе выполняются такие  основные виды работ как: прием товаров  от поставщика, прием возвратов, хранение и учет товара, сбор заказов, комплектация заказов, отгрузка готовой продукции. Склад разбит на несколько зон: приемки; основного хранения; комплектации заказа; разгрузки и отгрузки (рисунок 3.1.1).

 

 

Рисунок 3.1.1 Схема распределительного склада.

Примечание – Источник: собственная на основе данных организации

Помещения основного  производственного назначения (или основные помещения) используются как для хранения продукции, так и для выполнения целого ряда складских операций.

Рампа представляет собой  платформу, специально оборудованную для проведения погрузочно-разгрузочных работ: разгрузка автомобилей; погрузка на грузовые автотранспортные средства укомплектованных партий отправки.

Приемочная экспедиция используется для кратковременного хранения грузов, прибывающих вне рабочего времени склада, например, в праздники, выходные или ночные часы. Отправочная экспедиция предназначается для временного хранения грузовых партий отправки, ожидающих подачи транспортного средства для проведения погрузочных операций.

Участок приемки предназначается  для проверки поступающей продукции  по количеству и качеству. На участке комплектования осуществляется комплектование грузовых партий отправки в соответствии с поступающими потребительскими заказами.

Зона брака- для ответственного хранения партий не пошедших проверку.

Зона хранения - основная технологическая зона склада. Товары в эту зону поступают из приемочной экспедиции, участка приемки или непосредственно с рампы. Они размещаются на стеллажах и оттуда впоследствии поступают уже на участок комплектования, в отправочную экспедицию или непосредственно на автомобильную рампу для отправки покупателям.

Диспетчерская - для работы диспетчеров, кладовщиков.

Вспомогательные помещения  предназначаются для хранения поддонов,  складской тары. В этих же помещениях производиться ремонт поврежденной в процессе оборота тары.

В подсобно-технических  помещениях находятся кладовые, места отдыха и приема пищи.

Приемка продукции. Продукция сначала попадает в зону разгрузки. В этой зоне производиться первичный внешний осмотр партии продукции. Если товар упакован, то вначале оценивается качество упаковки, и только затем - внешний вид товаров. С помощью подъемно-транспортного оборудования (электропогрузчики), гидравлической тележки происходит выгрузка грузов и укладка его на поддоны. Затем грузовые единицы доставляются в зону приемки, где происходит их дальнейшая  проверка и одновременно, приемка. При поступлении товаров на склад кладовщик принимает их по количеству и качеству. Качество и комплектность проверяется кладовщиком путем сопоставления поступивших товаров с требованиями ГОСТов, ТУ, ТИ на продукцию и сопроводительных документов (товарной накладной, качественного удостоверения, сертификата качества и соответствия). При поступлении товаров на склад кладовщик осуществляет проверку путем внешнего осмотра товара. Оценка качества поступившей продукции органолептическим методом осуществляется в определенной последовательности. Вначале кладовщик проводит наружный осмотр партии, после - ознакомление с сопроводительными документами. Для пищевой продукции обязательным является сверка сроков изготовления и годности, указанных на упаковке и заявленных в сопроводительных документах. Для этого кладовщик выбирает произвольно из упаковки несколько единиц и производит сверку. Следует отметить, что в случае, если при приемке кладовщик обнаружил некачественный товар, то он приостанавливает приемку по качеству и составляет акт. А товар не соответствующий качеству принимается на ответственное хранение (зона брака). При этом в обязательном порядке извещают поставщика. На прием продукции приходится 15-18% времени проведения складских опреаций.

Информация о работе Складская деятельность