Розничная торговля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2012 в 15:53, курсовая работа

Краткое описание

В процессе коммерциализации белорусской экономики особую значимость приобретает такая важная форма реализации товаров как, розничная торговля.
Розничная торговля – это завершающая форма продажи товаров конечному потребителю в небольших объемах через магазины, павильоны, лотки, палатки и другие пункты сети розничной торговли.

Вложенные файлы: 1 файл

теория.docx

— 108.18 Кб (Скачать файл)

Доказано, что различные методы обслуживания покупателей позволяют в 5—8 раз сократить средние затраты времени покупателей на совершение покупок. В этом заключается социальная эффективность торговли с применением метода самообслуживания, дает возможность коренным образом реорганизовать процесс продажи товаров, ликвидировать традиционные рабочие места, убрать все прочие средства и орудия труда продавцов. С введением самообслуживания сокращается численность продавцов и вместо них появляется новая профессия — продавец-консультант. От продавца-консультанта требуется знание широкого круга товаров, психологии покупателей, умение вовремя прийти им на помощь, дать исчерпывающую консультацию. Продавец-консультант должен иметь общее среднее образование и специальную подготовку на соответствующих курсах [12].

    Для того чтобы ускорить расчетные операции по методу самообслуживание с покупателями в России, в магазине рекомендуется оборудовать единый узел расчета. Напряженность работы контролеров-кассиров в часы пик следует регулировать. От кассира-контролера требуется не только отличное знание кассовых аппаратов и умение быстро на них работать, но и знание ассортимента, цен на товары, умение быстро ориентироваться в проверяемых покупках, знать психологию покупателей, уметь их отлично обслуживать, так как это сокращает тяжелый физический труд работников магазина. Одновременно с социальной эффективностью метод самообслуживания продажи позволяет получить весьма ощутимую экономическую эффективность от сокращения живого труда на единицу розничного товарооборота и от повышения фондоотдачи за счет лучшего использования торговых площадей и других элементов материально-технической базы магазинов.

Для расчетов с покупателями, совершившими мелкие покупки (1-2 предмета), выделяют "экспресс-кассы". Ускорению расчетов с покупателями способствует также применение быстродействующих и автоматизированных кассовых машин, а также механизированных расчетных узлов с механизмом для автоматической выдачи сдачи, конвейером для перемещения товаров и другими устройствами, облегчающими и ускоряющими расчетные операции с покупателями. Несмотря на существенные преимущества метода самообслуживания, в период перехода к рыночным отношениям годами создававшаяся сеть магазинов самообслуживания оказалась практически полностью разрушенной. Если до начала перестройки магазинов самообслуживания было более половины от их общего числа, то в период перестройки осталось 5-7%. Основной причиной такого сокращения этих магазинов явилась их нерентабельность в связи с участившимися случаями хищения товаров.

   Первое направление является главным и совершенно очевидным. Ведь при самообслуживании покупатели сами отбирают нужный им товар, а продавцы, составляющие основную и самую многочисленную категорию работников, сокращаются, следовательно, сокращаются и фонды заработной платы, и издержки обращения.

Расчеты показали, что при внедрении самообслуживания:

  • не осуществляется деление единого торгового зала на секции. Следовательно, должности заведующих секциями и заместителей заведующих секциями не нужны: вместо них можно обойтись одним дежурным по залу;
  • вместо трех сокращенных продавцов нужно 1,5 должности фасовщика;

при хорошо организованной справке и информации на одного кассира-контролера предусматривается 0,5 должности продавца-консультанта, т.е. самообслуживание позволяет сократить численность работников торговых залов более чем вдвое [12].

Продажа товаров по предварительным заказам, получившая существенное развитие в 1970—80-е гг., в продовольственной торговле в настоящее время осуществляется отдельными крупными магазинами (особенно мебельными, стройматериалов), автомагазинами, потребительской кооперацией, развозной торговлей. Основными элементами торгово-технологического процесса при этом являются прием и оформление заказа (по почте, телефону, непосредственно агентом в устной или письменной форме), комплектование заказанных товаров, доставка, расчет и выдача заказов. Расчет может осуществляться путем предварительной оплаты в магазине, посредством почтового перевода или непосредственно в момент получения заказа. Срок исполнения заказа по продовольственным товарам — 4—8 часов, но непродовольственным товарам устанавливается от вида товара и возможности его исполнения.

Продажа товаров по образцам. В повышении культуры торговли важное место отводится такому прогрессивному методу продажи, как продажа товаров по образцам, когда в торговом зале магазина выставляются только образцы товаров, имеющихся в продаже. Покупатель выбирает товары самостоятельно или с помощью продавца, который дает консультации о свойствах товаров и демонстрирует их в действии. При продаже по образцам после оформления и оплаты покупки товар может быть доставлен покупателю как из магазина, так и со складов торговой организации или непосредственно с промышленного предприятия.

    Социальный эффект достигается за счет улучшения обслуживания покупателей, сокращения времени на приобретение товаров, транспортировку, разгрузку и установку или сборку изделий на месте их потребления.

Необходимость развития этого метода продажи диктуется  также крайне низкой обеспеченностью  населения республики торговыми  площадями по таким группам товаров, как мебель, бытовые машины, электротовары, стройматериалы, музыкальные, радиотовары.

Продажа товаров с открытой выкладкой — это метод продажи, при котором ознакомление покупателей с имеющимся ассортиментом товаров осуществляется самостоятельно или с помощью продавца, а проверка качества, консультация, упаковка и отпуск товаров производится продавцом.

При открытой выкладке товары размещаются на рабочем  месте продавца. Покупатели самостоятельно осматривают и выбирают нужные изделия, при необходимости пользуются консультацией продавца. Отпуск товаров производится продавцом. Методом открытой выкладки рекомендуется продавать фарфорофаянсовые товары, бижутерию, сувениры, электротовары, тюлегардинные изделия и др. Расчет за товары может производиться непосредственно через кассовые аппараты, установленные на рабочем месте продавца.

Однако оценка эффективности применяемой в розничной торговле потребительской кооперации прогрессивных методов розничной продажи товаров приобретает особый интерес и актуальность в условиях динамично развивающихся рыночных отношений. Основой оценки эффективности любой деятельности являются определенные критерии с соответствующей им системой показателей. Выбор критериев и показателей эффективности работы магазинов, использующих прогрессивные методы розничной продажи товаров (в частности, самообслуживание), обуславливается специфическими особенностями торговли как отрасли народного хозяйства. Критериями эффективности самообслуживания являются экономический и социальные эффекты, полученные в результате использования магазинами указанного метода. Под эффективной эффективностью магазинов, работающих с использованием метода самообслуживания, общепринято понимать достижение более высоких, по сравнению с обычными магазинами, основных экономических показателей хозяйственной деятельности при одновременной экономии времени покупателей на приобретение товаров. Из этого, следует что для оценки эффективности целесообразно проводить анализ целого ряда показателей деятельности торговых объектов.

В настоящее  время не существует единой, общепризнанной и утвержденной методики оценки эффективности используемых прогрессивных методов розничной продажи товаров, хотя определение попытки в разработке общих подходов предпринимались. Помимо общих, существуют более конкретизированные подходы. В практике работы торговых организаций системы потребительской кооперации широкое распространение получили следующие методы (подходы) определения экономической эффективности работы магазинов самообслуживания:

  1. Сравнение отдельных показателей работы магазина до и после перевода его на самообслуживание.
  2. Сравнивание показателей работы магазинов самообслуживания с показателями работы аналогичных магазинов с традиционным методом продажи.
  3. Сравнивание отдельных показателей работы магазинов самообслуживания между собой.

Приведенные выше подходы не лишены определенных недостатков и не могут без определенной доработки применяться для оценки эффективности используемых прогрессивных методов продажи товаров, так как в современных условиях стали заметнее интенсивнее действовать экономические законы. Кроме этого, указанным подходам присущ ряд недостатков снижающих объективность результатов и их полноту, а именно:

  1. Отсутствие гибкого подхода в определении системы показателей при использовании отдельно взятого метода (основой каждого метода служит фиксированный ограниченный набор показателей, при этом значение отдельных групп показателей (социальных) определяются экспериментально и их значения в разные отрезки времени могут отличаться).
  2. Так называемая «ограниченность» представляемых методов (набор показателей) не охватывают все стороны деятельности торгового объекта.

Таким образом, достаточно сложно предпочесть тот или иной из указанных подходов, поскольку каждый из них имеет свои преимущества и недостатки и позволяет с различной степенью объективности оценить эффективность использования метода самообслуживания. помимо этого на практике сложно обеспечить сопоставимость отдельных показателей, ввиду влияния различных факторов на процесс организации розничной продажи товаров. Повышение эффективности работы магазинов с прогрессивными методами продажи в значительной степени зависят от совершенствования методологии ее изменения и оценки. Разнообразия подходов и условия их применения, а также достоинства и недостатки подходов определяют необходимость расчетов системы показателей. Соответственно оптимальный подход должен быть лишен основных недостатков и при всей своей уникальности иметь возможность гибко учитывать происходящее изменения, как во внешней среде торговой организации, так и во внутренней.

В связи  с этим нам предоставляется целесообразным рекомендовать к использованию  комплексный обобщенный подход, который  базируется на представленных выше методах, но при этом требуется более тщательное изучение деятельности конкретных объектов торговли. В частности, предлагается для сравнения использовать более широкий круг показателей, анализируя при этом следующее:

1.Результаты хозяйственной деятельности магазина до и после перевода его на самообслуживание

2.Основные экономические показатели магазина самообслуживания и аналогичного по размерам, товарному профилю и месторасположению магазина, торгующего традиционным методом.

3.Изменение доли реализации по товарным группам, занимающим преобладающий удельный вес в розничном товарообороте магазина.

4.Экономические показатели магазина самообслуживания в динамике за ряд лет с тем, чтобы определить тенденции изменения результатов.

5.Затраты времени покупателей на приобретение покупок в магазинах самообслуживания с аналогичным показателем в магазинах с традиционным методом.

В итоге  возникает необходимость расчета комплексного показателя социально-экономической эффективности прогрессивных методов продажи товаров и Н. Л. Каунова, И. Б. Юркова, С. В. Буртоликова предлагают для этого следующие формулы:

                                     ,                                         (2.1)

где Эк – комплексный показатель социально-экономической эффективности прогрессивных методов продажи товаров;

Ур – уровень  расходов на реализацию, в % к товарообороту;

К – средний коэффициент затрат времени покупателей на приобретение товаров.

Коэффициент К рассчитывается для отдельных торговых объектов и в целом по торговой организации на основе средней арифметической взвешенной:

                                         , (2.2)

где d – доля розничного товарооборота товарных групп, реализуемых тем или иным методом, в %;

К – сравнительные коэффициенты затрат времени на покупку товаров при различных методах их продажи.

В экономической  литературе данный показатель предлагается использовать для оценки социально-экономической эффективности торговли, что не совсем правомерно в силу объективных причин. Нам предоставляется целесообразным его использование применительно к определению обобщающего показатели при оценке эффективности применяемых прогрессивных методов продажи товаров. Предложенный подход, позволит выявить определенный эффект от внедрения в магазинах метода самообслуживания, причем комплексный показатель позволит рассчитать количественный прирост полученного эффекта.

Таким образом, рекомендуемый подход оценки эффективности  методов продажи товаров позволит количественно определить, как экономический так и социальный эффект. Следует также отметить, что применение системы показателей оценки эффективности и комплексного обобщающего показателя позволит наставить усилия торговых работников на улучшение различных сторон их многократной деятельности. В конечном итоге это будет способствовать повышению качества торгового обслуживания населения и условиях их жизни [7, с. 188-190].

Информация о работе Розничная торговля