Понятия логистики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 15:43, курсовая работа

Краткое описание

В последние годы в сфере товарного обращения ряда стран произошли существенные преобразования. В хозяйственной практике стали использоваться новые методы и технологии доставки товаров. Они базируются на концепции логистики.
Логистические методы строятся на основе концептуальных подходов, поэтому для эффективного применения методов необходимо знать сущность основных логистических концепций и систем.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 45.35 Кб (Скачать файл)

Введение.

Термин «логистика»  происходит от греческого слова «logistike», что переводится как умение рассуждать, принимать обоснованные решения, проводить практические расчёты.

Интерес к проблемам  развития логистики в промышленно  развитых странах связан, прежде всего, с причинами экономического характера. В условиях, когда рост объемов  производства и расширение внутринациональных и микрохозяйственных связей привели к увеличению издержек сферы обращения, внимание предпринимателей сконцентрировалось на поиске новых форм оптимизации рыночной деятельности и сокращения затрат в данной сфере.

В последние годы в сфере  товарного обращения ряда стран  произошли существенные преобразования. В хозяйственной практике стали  использоваться новые методы и технологии доставки товаров. Они базируются на концепции логистики.

Логистические методы строятся на основе концептуальных подходов, поэтому для эффективного применения методов необходимо знать сущность основных логистических концепций и систем.

 

Цель данной курсовой работы :рассмотреть основные  концепции и понятия логистики .

 

 

 

 

 

 

  1. Понятия логистики.

 

Для понимания смысла существования  логистической системы предприятия необходимо знать основные исходные понятия логистики.

Логистика – наука о планировании, контроле и управлении транспортированием, складированием и другими материальными и нематериальными операциями, совершаемыми в процессе доведения сырья и материалов до производственного предприятия, внутризаводской переработки сырья, материалов и полуфабрикатов, доведения готовой продукции до потребителя в соответствии с интересами и требованиями последнего, а также передачи, хранения и обработки соответствующей информации.

Логистическая операция представляет собой любое действие, которое не подлежит дальнейшей декомпозиции и направлено на преобразование материального и сопутствующих ему иных видов потоков (погрузки, разгрузки, сбор информации, передача информации и т.д.).

Логистическая функция – это дно из базовых понятий логистики, определяемое как совокупность логистических операций, направленных на достижение целей, обозначенных перед логистической системой или ее элементами (звеньями). Базисные логистические функции: снабжение, производство и сбыт (распределение). Кроме того, различают функции: управление заказами, управление запасами, транспортировка, хранение, переработка грузов, сервисное обслуживание и т.п.

Логистическая система представляет собой комплекс элементов (звеньев), состоящих в определенных отношениях и связях между собой и образующих некую целостность, ориентированную на управление потоками.

Эффективность логистической системы – показатель для характеристики качества работы рассматриваемой системы при заданном уровне логистических издержек. Существует 2 показателя – качество обслуживания и цена обслуживания.

Звено логистической системы – это функционально выделенный объект системы, не подлежащий дальнейшей декомпозиции (расчленению на подсистемы) в ходе построения логистической системы, добивающийся своей определенной локальной цепи, описываемой определенными логистическими функциями и операциями.

Логистический канал – частично упорядоченное множество, состоящие из поставщика, потребителя, перевозчиков, посредников, страховщиков и т.д.

Потребитель или поставщик  в условиях рыночной экономики имеют  возможность выбора по различным  критериям с помощью применения различных методов вычисления рейтингов. После сделанного выбора логистический канал превращается в логистическую цепь.

Логистическая цепь – это упорядоченная совокупность физических и (или) юридических лиц, ведущих логистические операции по обеспечению потребителя конкретной продукцией; это определенная последовательность технологических и логистических операций в любом производственном процессе, находящаяся под единой системой контроля.

Параметрами логистической цепи могут быть организационный коэффициент звенности, который показывает, сколько раз продукция была перепродана и складской коэффициент звенности – сколько перевалок прошла продукция на том же пути; логистический цикл – интервал времени между оформлением заказа на поставку товаров и доставкой продукции на склад потребителя.

Логистический цикл в общем виде включает в себя:

- время на формулировку  заказа и его оформление в  установленном порядке;

- время на доставку  или передачу заказа поставщику;

- время выполнения заказа (время ожидания постановки заказа  на выполнение, время выполнения  заказа, время простоев, комплекса  услуг);

- время доставки изготовленной  продукции заказчику;

- время на подготовку  продукции к потреблению.

П.п. В, Г – занимают наибольший удельный вес.

Производственный цикл – часть логистического цикла (от запуска на операцию до полного изготовления).

Логистические издержки – затраты на выполнение логистических операций (складирование, сбережение...). В масштабе отдельно взятой фирмы логистические издержки могут быть определены в процентах от суммы продаж, в стоимостном выражении в расчете на единицу массы сырья, материалов, готовой продукции или в процентах от условно чистой продукции.

Ключевыми понятиями в  логистике являются материальный и  информационный потоки.

Материальный поток – отнесенная к временному интервалу совокупность материально товарных ценностей, находящихся в процессе приложения к ним различных логистических операций (складирование – элементарный материальный поток). Исчисляется в шт./час, т./год.

Множество элементарных материальных потоков формирующихся на предприятии  составляют общий материальный поток, обеспечивающий функционирование предприятия. Материальный поток имеет размерность (объём, время, количество, масса), формой существования материального потока может быть грузооборот склада или грузовой поток (количество грузов, перевезенное отдельными видами транспорта от пункта отправления до пункта назначения за определённый период времени).

Различают материальные потоки:

- внешние, то есть протекающие во внешней системе по отношению к данной логистической системе;

- внутренние, то есть протекающие во внутренней системе по отношению к данной логистической системе.

Также имеется деление материальных потоков на:

- входящие – внешние потоки, входящие в данную логистическую систему;

- выходящие – выходящий во внешнюю среду поток.

Информационный поток – это совокупность циркулирующих внутри логистической системы между ней и внешней средой сообщений, необходимых для управления и контроля логистической системой.

Выделяют информационные потоки: внешние и внутренние; входящие и выходящие.

В логистических системах материальные потоки и информационные могут опережать друг друга, могут иметь одинаковое направление (прямое) и противоположное (встречное).

Информационный поток  характеризуется: источником возникновения, направленностью, объёмом, периодичностью, скоростью передачи.

В логистике для управления потоками использую функции:

- планирование (установление  оптимальной траектории движения, разработка расписания или графика  следования потока, расчёт потребностей  в ресурсах для осуществления  потока);

- оперативное регулирование  (отслеживание каждого объекта  потока, согласно графику движения, выработка и применение управленческих  воздействий);

- учёт (сбор, обработка, хранение  и выдача информации о материальном  потоке, составление отчётности);

- контроль (степень соответствия  фактических параметров потока  плановым);

- анализ (причины несоответствия  плану);

- координация (координация  процессов закупки, сбыта).

 

Деятельность предприятий  и организаций в области логистики  для достижения конкурентных преимуществ складывается из нескольких правил, которые получили название "шесть правил логистики":  

 

1. Груз - нужный товар; 

2. Качество - необходимого  качества;

3. Количество - в необходимом  количестве;

4. Время - должен быть  доставлен в нужное время; 

5. Место - в нужное место; 

6. Затраты - с минимальными  затратами. 

 

  1. Основные концепции логистики.

 

Западными учеными и специалистами  было разработано множество логистических концепций, успешно применяемых на многих известных предприятиях и корпорациях, которые дали значительные конкурентные преимущества выпускаемым ими товарам и позволили стать предприятиям ведущими в своей отрасли производства.

Рассмотрим основные концепции:

 

    1. Логистическая концепция « точно в срок»

 

 

 Наиболее широко распространенной в мире логистической концепцией является концепция "точно в срок". Она появилась в конце 1950-х гг., когда японская компания Toyota Motors, а затем и другие автомобилестроительные фирмы Японии начали активно внедрять микрологистическую систему KANBAN. Название данной концепции несколько позже дали американцы, попытавшиеся также использовать указанный подход в автомобилестроении. Первоначальным лозунгом концепции "точно в срок" было потенциальное исключение запасов материалов, компонентов и полуфабрикатов в производственном процессе сборки автомобилей и их основных агрегатов. Основная идея концепции JIT заключается в следующем: если производственное расписание задано (абстрагируясь пока от спроса или заказов), то можно так организовать движение материальных потоков, что все материалы, компоненты и полуфабрикаты будут поступать в необходимом количестве, в нужное место (на сборочной линии - конвейере) и точно к назначенному сроку для производства или сборки готовой продукции. При этом страховые запасы, иммобилизующие денежные средства фирмы, не нужны.

Терминологический словарь ELA определяет концепцию "точно в  срок" так - это подход для достижения успеха, основанный на последовательном устранении потерь (под потерями понимаются любые действия, не добавляющие стоимости  к продукту). Это также доставка материалов в необходимое время  и нужное место.

Концепция "точно в  срок" послужила основой для  последующего внедрения таких логистических концепций/технологий, как "плоское" или "тощее" производство и "логистика добавленной стоимости".

С логистических позиций концепция "точно в срок" предполагает, что потоки материальных ресурсов тщательно синхронизированы с потребностью в них, задаваемой производственным расписанием выпуска готовой продукции. Подобная синхронизация есть не что иное, как координация двух базисных логистических функций: снабжения и производственного менеджмента. Эта концепция успешно применяется в дистрибуции, системах сбыта готовой продукции и в макрологистических системах. С учетом этого можно дать следующее его определение.

Концепция "точно в  срок" - это современная концепция/технология построения логистической системы в производстве (операционном менеджменте), снабжении и дистрибуции, основанная на синхронизации процессов доставки материальных ресурсов и готовой продукции в необходимых количествах к тому времени, когда звенья логистической системы в них нуждаются, с целью минимизации затрат, связанных с созданием запасов.

Концепция "точно в  срок" тесно связана с составляющими  логистического цикла. В идеальном случае материальные ресурсы или готовая продукция должны быть доставлены в определенную точку логистической цепи (канала) именно в тот момент, когда в них есть потребность, что исключает излишние запасы, как в производстве, так и в дистрибуции. Многие современные логистические системы, основанные на данном подходе, ориентированы на короткие составляющие логистических циклов, а это требует адекватной реакции звеньев логистической системы на изменения спроса и соответственно производственной программы.

Логистическая концепция "точно в срок" характеризуется следующими основными чертами:

• минимальными (нулевыми) запасами материальных ресурсов, незавершенного производства, готовой продукции;

• короткими производственными (логистическими) циклами;

• небольшими объемами производства готовой продукции и пополнения запасов (поставок);

• взаимоотношениями по закупкам материальных ресурсов с небольшим  числом надежных поставщиков и перевозчиков;

• эффективной информационной поддержкой;

• высоким качеством готовой  продукции и логистического сервиса.

Внедрение и распространение  концепции "точно в срок" в  мире привело к изменению традиционного  подхода менеджмента к управлению запасами.

Широкое распространение  в логистической практике концепции "точно в срок" объясняется низким уровнем запасов материальных ресурсов, незавершенного производства и готовой продукции; сокращением производственных площадей; повышением качества изделий и снижением брака; сокращением сроков производства; повышением гибкости при изменении ассортимента продукции; высокой производительностью и эффективностью использования оборудования; активным участием рабочих в решении производственно-технологических проблем; хорошими отношениями с поставщиками и др.

Информация о работе Понятия логистики