Организация централизованной доставки товара

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2014 в 10:59, курсовая работа

Краткое описание

Централизованная доставка требует согласованных действий всех заинтересованных сторон: покупателей, транспортных организаций и поставщиков. Поэтому организации централизованной доставки должна предшествовать большая подготовительная работа, которая включает:
составление характеристик розничных торговых предприятий;
установление перечня товаров, подлежащих централизованной доставке;
определение минимальных норм доставки товаров;
определение частоты и размера партии доставки;
составление графиков и маршрутов доставки каждого вида товаров;
расчет потребности в транспортных средствах и стоимости доставки товаров;
определение потребности в многооборотной таре;

Содержание

Введение …………………………………………………………………….3
1. Значение централизованной доставки в организации рационального товароснабжения розничной торговой сети ……………..7
1.1 Организация и технология завоза товаров в розничные торговые предприятия……………………………………………………………………...7
1.2 Порядок представления и выполнения заявок на завоз товаров в розничную сеть…………………………………………………………………13
1.3 Планирование поступления и доставки товаров ………………...15
2. Организационно-экономическая характеристика исследуемого предприятия ……………………………………………………………………23
2.1 Цели, задачи, функции и структура аппарата управления, зона деятельности ……………………………………………………………………23
2.2 Материально-техническая база предприятия ……………………29
2.3 Экономические показатели хозяйственной деятельности предприятия за последние два года …………………………………………32
3. Организация централизованной доставки товара ………………..44
3.1 Подготовительные мероприятия, проводимые поставщиками и оптовыми базами по доставке товаров ……………………………………..44
3.2 Составление графиков отборки и доставки товаров в розничную торговую сеть …………………………………………………………………..50
3.3 Разработка маршрутов доставки товаров ………………………...55
Выводы и предложения ………………………………………………….63
Библиографический список …………

Вложенные файлы: 1 файл

организация централизованной доставки товаров в магазин.doc

— 1.92 Мб (Скачать файл)

Маршруты доставки товаров разрабатывают с учетом территориального размещения сети розничных торговых предприятий. С этой целью составляют карту-схему размещения обслуживаемых оптовой базой розничных торговых предприятий и по ней определяют возможные транспортные связи между несколькими населенными пунктами, в которых расположены предприятия розничной торговли. При этом сначала составляют линейные маршруты, а затем формируют кольцевые. Маршруты составляются с учетом обеспечения оптимальных показателей работы транспортных средств.

Оптовые базы, осуществляющие  централизованную   доставку   товаров  в розничную торговую сеть, должны правильно определять потребность в транспортных средствах и многооборотной инвентарной таре.

В основу расчетов потребности в транспортных средствах должны быть положены данные об объемах заявок розничных торговых организаций и предприятий, грузоподъемности транспортных средств и среднем количестве рейсов. Потребность в транспортных средствах должна отвечать требованиям безусловного выполнения разработанных оптовой базой графиков и маршрутов  централизованной   доставки   товаров . Наряду с тарой-оборудованием для доставки товаров в розничную торговую сеть используют специальную многооборотную ящичную и текстильную тару. При этом технологическая схема процесса товароснабжения будет отличаться от приведенной выше.

Для определения потребности в отдельных видах инвентарной многооборотной тары может быть использована следующая формула:

 

где Qит – потребное количество инвентарной многооборотной тары;

Qг – количество подлежащего доставке груза, т;

tоб - время оборота единицы тары, дни;

qт – грузовместимость тары, т;

а – коэффициент использования грузовместимости тары;

Тэ – время эксплуатации тары в планируемом периоде (с учетом

Для упрощения управления процессом товароснабжения могут быть использованы технологические карты, которые представляют собой детальную разработку важнейших составных элементов  централизованной   доставки   товаров  в розничную торговую сеть. В них указывается не только день и время доставки товаров в магазин, но и номер автомашины, обслуживающей маршрут, фамилия водителя, размер партий товара и другие данные [17, 33].

Успешное функционирование системы товароснабжения розничной торговой сети требует оперативного сбора, обобщения и передачи коммерческим службам информации о состоянии торговли отдельными товарами на каждом розничном торговом предприятии. Оперативное управление товароснабжением розничной торговой сети возлагается на диспетчерскую службу. Диспетчерская служба обеспечивает постоянную связь с розничной торговой сетью и оптовыми базами, осуществляющими товароснабжение. Она занимается сбором и обобщением информации, поступившей от магазинов, и оперативно передает ее коммерческой службе оптовой базы для принятия необходимого решения о завозе товаров.

В логистике закупок существует два основных метода: система поставок «Точно в срок» (ТВС); метод быстрого реагирования.

Система поставок «Точно в срок» (ТВС) - это философия и в то же время технические приемы. Система основана на том, что в звено логистической системы не должно поступать никаких материалов, пока в этом звене не возникнет острой необходимости в этих материалах.

Сущность системы заключается в том, что на любом участке цепи определяется спросом, предъявленном в ее конце. Ответов на спрос является соответствующий ему материальный поток. Снизился спрос - течение замедлилось, увеличился - соответственно усилилась скорость потока (противоположная система - накапливание запасов в ожидании спроса).

Система поставок «Точно в срок» - это система производства и поставки комплектующих или товаров к месту производственного потребления или к моменту продажи в торговом предприятии в требуемом количестве и в нужное время.

Применение системы ТВС позволяет резко сократить запасы, как производственные, так и товарные, а также сокращает потребность в складских мощностях, персонале.

К положительным результатам использования ТВС следует отнесги:

1) исключение ряда операций из  технологической цепи поставок;

2) сокращение текущих запасов, так  как предметы труда поступают  либо в цех, либо в торговый зал;

3)  сокращение страховых запасов  за счет увеличения надежности  поставок;

4) сокращение запасов в пути  за счет сокращения времени  доставки;

5) улучшение качества товара (посредством  сертификации);

6) увеличение надежности поставок за счет совместной заинтересованности.

При использовании данного метода могут возникнуть некоторые затруднения, которые обусловлены следующими причинами:

1)  требованием потребителя к качеству;

2)  сокращением степени диверсификации;

3)  удаленностью потребителя;

4)  расписанием поставок;

5)  размером партии и периодичностью  поставок.

Метод быстрого реагирования. Данный метод был разработан в результате развития философии «Точно в срок».

 

 

1.2 Порядок представления  и выполнения заявок на завоз  товаров в розничную сеть

 

Для рациональной организации товароснабжения розничной торговой сети необходимо четко соблюдать порядок представления заявок и обоснования в них объема и ассортимента на завоз товаров. Заявки составляют по установленной форме [16, 219].

В них указываются наименование товаров, вид, сорт и другие ассортиментные признаки, содержащиеся в ассортиментном перечне, но отсутствующие в продаже; затем – товары, требующие пополнения, и далее – товары, не входящие в ассортиментный перечень магазина, но на которые приняты заказы от покупателей. В заявке следует отразить одноименные товары с различными ценами с тем, чтобы в магазине предлагались как сравнительно недорогостоящие товары, пользующиеся устойчивым спросом покупателей, так и товары повышенного спроса с более высоким уровнем цен.

В заявке может указываться также норматив товарных запасов и их наличие в магазине, фактический товарооборот на день ее составления, месячный план товарооборота и перечень излишне завезенных и залежалых товаров с указанием их количества.

При составлении заявки важно правильно определить количество заказываемого товара. Оно устанавливается с учетом однодневного товарооборота, имеющихся в наличии остатков однодневного розничного товарооборота, имеющихся в наличии остатков товара и неснижаемых запасов, частоты завоза товаров и сроков реализации, сезонности спроса на отдельные товары и других факторов. При определении количества заказываемых товаров, ответственному за это лицу следует посоветоваться с продавцами, которым лучше известная конъюнктура торговли отдельными товарами.

Экономическое обоснование определения потребности в товарах и периодичности их завоза достигается расчетами частоты завоза и оптимальных размером товарных партий. Периодичность завоза по скоропортящимся товарам определяется исходя из однодневного оборота и срока продажи товара, определенного в соответствии с условиями его хранения.

По товарам, имеющим длительные сроки реализации, периодичность завоза товаров определяется как удвоенная разница между средним и неснижаемым запасом товаров в днях:

И = 2(3С - 3Н),

Ге И – интервал завоза в днях;

Зс и Зн – средний и неснижаемый запас товаров в днях.

Данная методика расчета распространяется на товары простого ассортимента, когда в каждой партии поступает полное число разновидностей. В каждой завозимой парши товаров сложного ассортимента поступает лишь часть разновидностей, предусмотренных ассортиментным перечнем. Интервал завоза в этом сл>чае определяется с учетом коэффициента комплектности (К), который рассчитывается отношением среднею числа разновидностей товаров, поступающих в одной партии, к общему количеству разновидностей, указанному в ассортиментном перечне

Выполненные расчеты по периодичности завоза отдельных групп товаров группируются по источникам поступления и устанавливается рациональная частота завоза по общему объему поставок товаров с учетом максимального использования грузоподъемности автомобилей и разработанных маршрутов завоза товаров

При составлении заявок очень важно правильно определить размер заказываемой партии товаров. Размер очередной партии завоза товаров определяется исходя из среднедневной продажи товара, интервала завоза, фактических и нормативных запасов по формуле

Пз = Тд * И + Зн – Зф,

где П — размер очередной партии завоза товаров, тыс руб ,

Тд - дневной товарооборот, тыс. руб.;

И - интервал завоза товаров, дней,

Зн и 3ф — запасы товаров по нормативу и фактические, тыс руб.

На основании заявки, поступившей от розничного предприятия, товаровед-реализатор оптовой базы оформляет заказ (отборочный лист) в трех экземплярах. Один направляется для выписки товарно-транспортной накладной, другой на склад для отборки товаров, а третий - вместе с заявкой подшивается папку данного предприятия.

Товарно-транспортная накладная, отпечатанная в четырех экземплярax, поступает на склад. По ее данным проводят сверку отобранных товаров, которые затем упаковывают и сдают экспедиционному складу вместе с товарно-транспортной накладной. Эта передача оформляется в специальном журнале.

На экспедиционном складе поступившие товарные места размещают по маршрутам перевозок и в зависимости от объема грузов в конце рабочего дня заказывают автомобильный транспорт соответствующей грузоподъемности.

 

1.3 Планирование поступления  и доставки товаров

 

Важнейшим условием плана реализации товаров и формирования необходимого размера товарных запасов является обеспечение поступления товаров на торговое предприятие.

Основной целью планирования поступления товаров и организации закупки товаров в соответствии с этим планом является обеспечение ритмичной поставки товаров на торговое предприятие в необходимых объемах и ассортименте.

Процесс планирования поступления товаров осуществляется на торговом предприятии по следующим основным этапам (рис. 1.1). 

 

 

 

 

 




 



 



 



 

Рис. 1. Последовательность отдельных этапов планирования поступления товаров на торговом предприятии

1. Анализ поступления товаров  на предприятие в предплановом периоде. Такой анализ проводится в тесной увязке с показателями анализа реализации товаров и товарных запасов. Для увязки этих показателей анализ поступления товаров осуществляется в розничных ценах. В процессе проведения анализа изучаются следующие основные вопросы:

а) динамика общего объема и товарной структуры поступления Динамический анализ поступления товаров проводится в сопоставимых ценах. В процессе анализа устанавливаются темпы изменения объема поступления товаров в предплановом периоде в целом по предприятию и в разрезе отдельных товарных групп;

б)   обеспеченность предусмотренных объемов реализации и размеров прироста товарных запасов необходимым объемом поступления товаров на предприятие. Снижение объемов реализации товаров, предусмотренных в предплановом периоде, при одновременном сокращении размеров товарных запасов свидетельствует, как правило, о недостаточности объемов поступления товаров на предприятие;

в)   состав источников поступления товаров на предприятие. В процессе проведения этого анализа устанавливается удельный вес поступления товаров от непосредственных производителей, оптовых торговых предприятий,  торговых посредников и т.п. Кроме того, определяется удельный вес поставки товаров от местных и иногородних поставщиков. При необходимости отдельные аспекты этого анализа могут быть углублены;

г)   соответствие  объемов  фактического  поступления товаров   объемам,   предусмотренным  заключенными   контрактами. Для проведения такого анализа используется показатель «коэффициент поставки», который рассчитывается по формуле:

 

 

где Кп - коэффициент поставки товаров на предприятие, в %;

Оф — фактическая сумма (количество) поступления товаров на предприятие (в сопоставимых ценах);

Ок - сумма (количество) поступления товаров на предприятие, предусмотренная заключенными контрактами.

Коэффициент поставки рассчитывается по торговому предприятию в целом, в разрезе групп товаров, а также в разрезе отдельных поставщиков, с которыми были заключены контракты. При значениях коэффициента ниже единицы выясняются причины невыполнения контрактных обязательств: отказ торгового предприятия от части закупленных товаров; форс-мажорные обстоятельства; иные причины;

д) равномерность поступления товаров по отдельным периодам (месяцам, декадам, неделям). Такой анализ проводится в сопоставимых ценах в целом по предприятию и в разрезе отдельных товарных групп. Для анализа равномерности поступления товаров используются показатели средне-квадратического отклонения и коэффициента вариации (алгоритмы их расчета рассмотрены ранее). В процессе анализа показатели равномерности поступления товаров сопоставляются с показателями равномерности их реализации поj отдельным периодам;                                                            

Информация о работе Организация централизованной доставки товара