Логистика - основа электронного бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2014 в 14:11, реферат

Краткое описание

Основой электронной торговли является логистика. Совет Логистического Менеджмента дает следующую формулировку: «Логистика - это процесс планирования, осуществления и управления эффективным и оптимальным по затратам процессом движения и складирования сырья, данных о наличии товаров на складе, готовых товаров и сопутствующей информации от пункта производства до пункта потребления с целью удовлетворения требований потребителя".
Осознание актуальности электронной логистики с опытом.
Электронная коммерция существенно отличается от традиционного бизнеса. Электронный магазин продает не только товар, но еще и услуги по его доставке - последнее является одним из преимуществ при совершении виртуальных покупок. Доставка выступает как самостоятельный товар, имеет свою цену и влияет на сам факт совершения покупки.

Вложенные файлы: 1 файл

08 Тема 8 Логистика основа электронного бизнеса.doc

— 82.50 Кб (Скачать файл)

Важность взаимосвязанных функций логистики в сфере электронного бизнеса, необходимость применения комплексного подхода к обеспечению поставок очевидна. Но стоит ли выделять некоторые или все функции логистики или оставлять их встроенными в общую структуру бизнеса?

Большинство компаний, как показал опрос IDC, относятся к разделению функций Интернет-логистики довольно скептически (исключение составляет лишь доставка товара). Их беспокоят такие вопросы как совместимость служб логистики с уже существующими системами, конфиденциальность транзакций, способность сторонней фирмы обеспечить законченное решение в области логистики и т.п.

Последнее вызывает недоверие со стороны онлайновых торговцев, которые с большой неохотой идут на передачу функций управления заказами сторонней структуре. 48% компаний высказались категорически против того, чтобы переложить функцию управления заказами на плечи другой фирмы.

Но по мере развития Интернет-логистики сотрудничество поставщиков будет направлено на делегирование службе доставки различных функций логистики. Потребитель тем самым будет избавлен от рассмотрения множества договоров с поставщиками.

 
Более 80% компаний обозначили четко прослеживаемую тенденцию оставить под своим контролем такие дистрибьюторские функции, как управление заказами и их исполнение, а также управление возвращенным и непроданным товаром. Тем не менее, все большее число компаний выражает готовность вывести эти функции. Прежде всего электронный бизнес готов "избавиться" от функции управления возвращенным и непроданным товаром (30% респондентов ответили на этот вопрос "вероятно да" и "скорее всего да"). В числе других кандидатов на отделение функция исполнения заказов (25%), а процедуру управления заказами доверили бы другой фирме лишь 18% опрошенных.

 

SCM –автоматизированная система управления цепочками поставок

При всех очевидных проблемах мировая, да и российская индустрия информационных технологий готова предложить решения практически для любой сферы деятельности. Финансы, сбыт, производство, исследования, маркетинг: У промышленных предприятий все большую популярность завоевывают системы, задача которых - повышение эффективности логистики. Такие системы получили название SCM (supply chain management) - АСУ цепочками поставок.

SCM представляет  собой виртуальную интеграцию  партнеров в цепочке производство - поставки продукции. 
SCM гарантирует, что сырье поступает производителю, а конечный продукт - потребителю.

Поясним несколько терминов, которые связаны с SCM:

Управление поставщиками - уменьшает число поставщиков как таковых, но при этом дает возможность стать партнерами по бизнесу.

Управление запасами - сокращает цикл " оформление заказа -доставка-оплата" посредством применения новых интернет технологий, связывает всех участников сделки электронным способом и позволяет снизить уровень запасов, улучшает их оборот и полностью устраняет ситуацию отсутствия необходимого наименования товара на складе.

Управление распределением - представляет документацию, связанную с процессом доставки товара (заказы на поставку, транспортные накладные, предварительные уведомления о доставке товара, претензии по декларациям грузов и т.д.), в электронном виде, тем самым позволяет улучшить процесс планирования ресурсов.

Управление каналами - быстрое распространение информации об изменении производственных условий у торговых партнеров. Техническая, производственная и ценовая информация, которая требовалась для выполнения бизнес-процесса, в обычных условиях передавалась по телефону, теперь может передаваться с помощью электронных бюллетеней. Кроме того, все партнеры имеют постоянный доступ к информации.

Управление платежами - связывает компанию, поставщиков и дистрибутеров таким образом, что отправление и получение платежей может осуществляться в электронном виде, тем самым происходит громадная экономия затрат труда.

Управление финансами - позволяет компаниям, имеющим представительства в различных странах мира, управлять своими средствами по счетам, которые ведутся в различных валютах.

Производительность торговых представителей - улучшает коммуникации и потоки информации между продавцами , клиентами, производственными структурами, тем самым, повышается доступ к информации о состоянии рынка и конкурентах.

Цепочку поставок можно определить как взаимодействие двух субъектов, между которыми перераспределяется товар, или как сам процесс передачи товара от одного контрагента к другому.

Некоторые специалисты считают системы такого класса просто составной частью (на уровне логистики) ИТ-решений, задача которых - планирование корпоративных ресурсов (ERP). Иногда SCM определяют как совокупность методов повышения эффективности взаимодействия с поставщиками или дистрибьюторами. Но в любом случае и вне зависимости от трактовок термин SCM возникает там и тогда, где и когда происходит перемещение товара. И не важно, закупает ли компания сырье или отгружает готовую продукцию. Используя мягкий и универсальный подход можно отнести к системам класса SCM все решения, которые способствуют выработке стратегии, координации планирования и управления в сфере снабжения, производства, складирования и доставки товаров.

В свою очередь, современное учение о видах ИТ-решений со всей определенностью относит системы SCM к классу B2B и одновременно - к семейству корпоративных приложений, предназначенных для повышения эффективности внутренних бизнес-процессов.

Активно дискутируется и вопрос о том, какие взаимоотношения между SCM и электронными торговыми площадками. Если такая площадка используется конкретной компанией, например, для организации снабжения производства, можно считать ее системой снабжения. Впрочем, гораздо важнее для российских предприятий вопрос о взаимоотношениях между системами SCM и ERP: их принципиальное отличие; как они дополняют друг друга.

На содержательном уровне основное отличие - в тех знаниях о внешней среде, которые накапливает система SCM (спрос на продукцию, предложение сырья) и в возможности оперировать в этой среде с использованием ИТ. Полноценная система такого рода должна обрабатывать, анализировать и прогнозировать переменные внешней среды, а в результате предоставлять возможность адекватно планировать производство и необходимые закупки.

Наконец, SCM со всеми основаниями следует относить к новейшим технологиям управления, описываемых комплексом стандартов и рекомендаций CSRP (customer synchronized resource planning) и предполагающим наличие в системе возможностей управления внешними (по отношению к предприятию) элементами производственной цепочки.

Задача ERP - повышение эффективности функционирования замкнутой производственной среды.

Задачи, решаемые с применением технологии SCM:

  • Операционные;
  • Тактические.

Операционные задачи прямо связаны с текущей деятельностью предприятия.

Закупки и снабжение производства. Для ведения бизнеса большинству предприятий постоянно требуются различные материалы и ресурсы, используемые непосредственно в процессе производства и опосредованно - для организации основной деятельности, начиная канцелярскими товарами и заканчивая оргтехникой. На этом поле система SCM должна решать задачи взаимодействия с поставщиками: их поиск, оформление заказов, взаиморасчеты и т. п.. Причем эти задачи могут решаться при помощи специальных АСУ снабжения (e-procurement) и электронных торговых площадок: чаще всего на стороне закупщика устанавливается специальное программное обеспечение, позволяющее подключаться к площадке и формировать заказы (иногда достаточно стандартного web-обозревателя). Аналогичную схему применяют продавцы - они публикуют свои предложения, а также ведут переговоры с покупателями в рамках установленных правил. Как правило, снабженческие электронные площадки строятся по отраслевому ("вертикальному") принципу. Впрочем, не редкость и многоотраслевые площадки. Показательный пример здесь - отечественная торговая площадка Faktura.ru: на базе стандартных решений и технологий любая компания может создать здесь свою частную, закрытую торговую площадку.

Очевидно, что настоящая система SCM должна предоставлять достаточно мощный аналитический модуль, который позволял бы закупщику определять фактические потребности - что и в каких объемах следует закупать для обеспечения производственного процесса. Такие выводы в идеальном случае делаются на основе прогноза уровня спроса на готовую продукцию (интеграция с CRM) и - информации о загруженности производственных мощностей (интеграция с ERP). Основываясь на таких данных, система SCM обеспечивает осуществление закупок при минимуме административного участия со стороны менеджера.

Управление складами. Здесь полноценная система SCM позволяет накапливать и отражать данные о размещении товара на каждом складе, фактически контролировать все складские процессы: ожидание приемки, подготовку склада, а в процессе хранения помогает учитывать особенности как самого склада, так и - характеристики товара. Наконец, в идеале возможна интеграция модулей, позволяющих информировать каждого работника склада о его задачах (возможно, с применением радиоканала передачи данных и КПК или других мобильных терминалов).

Управление логистикой, оптимизация транспортных операций. Эта стандартная подсистема SCM позволяет рассчитывать стоимость перевозки различным транспортом, агрегирует таможенные затраты и данные о погрузочно-разгрузочных работах, отслеживает сроки перевозок. Одна из задач системы - мгновенно выдать менеджеру по запросу, например, информацию о том, где находится товар и каковы сроки его доставки.

Сбыт, работа с дистрибьюторами. Здесь в составе комплекса SCM могут так же, как и в случае с организацией снабжения, использоваться специальные электронные торговые площадки для работы с дистрибьюторами, где размещаются заказы и происходят взаиморасчеты. Кроме того, система может обеспечивать индивидуальный контроль за деятельностью каждого дистрибьютора, а также мониторинг его прибыльности и надежности. С другой стороны и сами дистрибьюторы могут использовать такого рода системы. В качестве характерного примера можно привести центр электронного бизнеса "Дилайн", основным направлением деятельности которого является дистрибуция компьютерного оборудования при помощи торговой площадки www.dealine.ru.

Понятно, что при интеграции всех этих подсистем достигается огромный эффект. И именно в этом случае систему SCM можно назвать полноценной и максимально эффективной. Ко всему прочему, в SCM должен присутствовать модуль, позволяющий собирать, обрабатывать и анализировать всю информацию, относящуюся к движению товара по всей цепочке поставок - от поставщиков до конечного потребителя. Здесь должны отражаться реквизиты товара, время его прохождения между субъектами, затраты на перемещение, складирование и пр.

Тактические задачи определяют относительно глобальные позиции по производству и поставкам.

 

Для подготовки к семинару:

 

  • Подумайте над следующими вопросами, которые будут обсуждаться на семинаре:
  1. Электронная логистика: российский и зарубежный опыт
  1. Оптимальная структура материального потока интернет-магазина и трудности с которыми сталкиваются владельцы Интернет-магазинов.

 

Для подготовки к практикуму:

  • Выполните задание № 8 из практикума.

Оформите Ваши решения и передайте преподавателю.

 

Выполните тестовое задание для самопроверки:

 

 



Логистика – основа электронного бизнеса  14.05.2007          8:39

 


Информация о работе Логистика - основа электронного бизнеса