Логистика - основа электронного бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2014 в 14:11, реферат

Краткое описание

Основой электронной торговли является логистика. Совет Логистического Менеджмента дает следующую формулировку: «Логистика - это процесс планирования, осуществления и управления эффективным и оптимальным по затратам процессом движения и складирования сырья, данных о наличии товаров на складе, готовых товаров и сопутствующей информации от пункта производства до пункта потребления с целью удовлетворения требований потребителя".
Осознание актуальности электронной логистики с опытом.
Электронная коммерция существенно отличается от традиционного бизнеса. Электронный магазин продает не только товар, но еще и услуги по его доставке - последнее является одним из преимуществ при совершении виртуальных покупок. Доставка выступает как самостоятельный товар, имеет свою цену и влияет на сам факт совершения покупки.

Вложенные файлы: 1 файл

08 Тема 8 Логистика основа электронного бизнеса.doc

— 82.50 Кб (Скачать файл)

Логистика – основа электронного бизнеса

Основой электронной торговли является логистика. Совет Логистического Менеджмента дает следующую формулировку: «Логистика - это процесс планирования, осуществления и управления эффективным и оптимальным по затратам процессом движения и складирования сырья, данных о наличии товаров на складе, готовых товаров и сопутствующей информации от пункта производства до пункта потребления с целью удовлетворения требований потребителя".

Осознание актуальности электронной логистики с опытом.

Электронная коммерция существенно отличается от традиционного бизнеса. Электронный магазин продает не только товар, но еще и услуги по его доставке - последнее является одним из преимуществ при совершении виртуальных покупок. Доставка выступает как самостоятельный товар, имеет свою цену и влияет на сам факт совершения покупки. Если товар:

  • привезен несвоевременно;
  • нарушена комплектность заказа;
  • услуги по его доставке слишком дороги,

то клиент утрачивает интерес к покупке. В этих случаях именно логистика приобретает едва ли не самое важное значение в построении перспективных взаимоотношений Интернет-магазина и заказчиков. 
 
До появления электронной торговли клиенты, как правило, не интересовались затратами, связанными с логистическим обеспечением доставки товаров в магазин или на склад. Взаимодействие покупателя и компании осуществлялось через торговых операторов–посредников, которые брали на себя доставку товара покупателю. Электронная торговля связала клиента с предприятием напрямую, без посредников. Соответственно, заказчик, осознав сложность и дороговизну логистических процедур, делает свой выбор с учетом новых факторов.

 
В традиционном бизнесе логистика благодаря долгосрочным маркетинговым акциям имеет достаточно времени, чтобы своевременно реагировать на повышение потребительского спроса. Интерактивная же природа Интернета позволяет заказчику реагировать на маркетинговую акцию мгновенно, а гибкость Web-технологий дает возможность маркетингу держать рынок в постоянном напряжении. Поэтому медленная логистическая обработка заказов приводит к их лавинообразному нарастанию. Интернет-магазины должны уметь осуществлять прямую доставку большому числу клиентов, поскольку электронный бизнес предполагает переход от продажи оптом – к рознице, от массового обслуживания – к индивидуальному. Индивидуализированная логистика имеет очень важное значение в электронном бизнесе – без нее компания не будет готова к электронному бизнесу. При этом важно не только уметь доставлять товар, но и сделать каждое обращение своего клиента более удобным и быстрым. 
 
Персонализированная работа с заказчиком приводит к тому, что клиент становится элементом логистической цепочки самого предприятия. Поэтому задачи по построению новых способов взаимодействия с клиентом являются приоритетными.

Неудачи огромного числа Интернет-проектов за последнее время свидетельствует о том, что первым шагом на пути к выходу компании в сеть должно быть не создание Web-сайта, а полное переосмысление системы логистики предприятия. Логистика как интегрированная система сбыта, снабжения, транспортировки, хранения и производства товаров, подразумевает все виды деятельности - от получения заказа до поставки товара потребителю. Кроме того, она обеспечивает оптимальный сбыт продукции за счет снижения издержек на всем пути от продавца к покупателю. Таким образом, важность логистики в электронном бизнесе и необходимость в комплексном подходе к обеспечению товарных поставок уже не ставится под сомнение.

Традиционная цепочка поставки состоит из пяти звеньев:

  • Поставщик;
  • Производитель;
  • Дистрибьютор;
  • Розничный продавец;
  • Конечный потребитель.

В некоторых отраслях электронная коммерция, вкупе с информационными технологиями, делают возможным прямое взаимодействие поставщика или производителя с потребителем. Тем предприятиям, которые хотят выжить в конкурентной борьбе и остаться на рынке, следует сосредоточить свои усилия на улучшении качества логистики в трех областях:

  • обработка заказов,
  • доставка
  • управление складами.

 

Обработка заказов

Цикл потребительского заказа длится с момента самого заказа и до получения покупателем товара. Этот цикл включает в себя получение заказа, проверку статуса заказа и сообщение об изменении этого статуса покупателю, оформление необходимых документов и доставку заказанного товара покупателю. Также в этот цикл входят проверка наличия товара на складе, проверка платежеспособности покупателя (в случае оплаты по банковской карте или через электронную платежную систему), выставление счета и получение денег. Раньше покупатель мог сделать заказ следующим образом: заполнить бумажную форму и передать ее продавцу, переслать ее по почте или продиктовать свой заказ по телефону клерку. По мере совершенствования технических средств, покупатель получил возможность отправить заполненную форму по факсу в представительство поставщика, оснащенное автоматической системой обработки заказов.

Сегодня Интернет позволяет значительно сократить цикл заказа и одновременно создать непрерывный процесс без использования бумажной документации, удобный как для потребителя, так и для компании. Многие корпорации уже разрабатывают "виртуальные организации" – целостные, состоящие из интерактивных частей, системы, охватывающие множество отделов и подорганизаций. Отдача от такой интеграции настолько велика, что обеспечивает этим компаниям существенные конкурентные преимущества - за счет наилучшего обслуживания клиента и минимизации времени исполнения заказа.

Пользуясь услугами интернет-провайдеров, потребители, будь то частные лица или корпорации, получают доступ к источникам информации, а также имеют возможность делать заказы напрямую у корпораций и общаться с другими пользователями Сети.

В качестве примера неэффективности традиционной системы заказа можно привести следующий: ранее от момента изготовления персонального компьютера и до продажи его в розничной сети проходило 47 дней. Внедренная компанией Dell модель продажи компьютеров через Интернет под названием «make-to-order» (создать на заказ), позволяла сократить временные затраты до одного дня. Выяснилось, что клиенты не заказывают модели с жесткими дисками емкостью в 1 Гб, а предпочитают 3 гигабайта, поэтому компания прекратила закупку дисков в 1 Гб. Компании-изготовители предложили излишки таких дисков другим производителям ПК по более низкой цене. Те накинулись на это предложение. Через 47 дней выяснилось, что никто не хочет покупать компьютеры с одногигабайтным винчестером.

Рынок бумизделий никуда не денется, потому что бумажная документация по-прежнему будет использоваться при доставке товаров покупателю, и покупатели по-прежнему будут читать бумажные газеты, книги и журналы. Тем не менее, как было продемонстрировано в предыдущем примере, бизнес вошел в эпоху использования цифровой информации и электронной обработки заказов, что позволяет предоставить клиентам дополнительные услуги в области маркетинга и коммуникаций.

 

Доставка

Доставка является основой логистики. Железные дороги, грузовики, трубопроводы, водный и воздушный транспорт – все это различные способы доставки товара до потребителя.

Несмотря на то, что в прошлом компании пытались выиграть в конкурентной борьбе в основном за счет снижения расходов, появление Интернета породило новую тенденцию. Компании, работающие во всех секторах экономики, начали стремительно создавать собственные онлайновые представительства – опять-таки, ради получения преимуществ перед конкурентами. Транспортные компании обнаружили, что возможности Интернета могут быть использованы для того, чтобы ускорить доставку и более оперативно работать с сопутствующей информацией. Как грузоотправители, так и грузополучатели полагают, что наиболее важной частью доставки является возможность в любое время получить информации о местонахождении и статусе груза.

В условиях динамичной экономики потребитель требует высочайшего уровня сервиса на протяжении всей цепочки поставок, в том числе возможности отслеживать движение заказа и его статус.

Требование действовать оперативно относится ко всем областям "новой" экономики, особенно к тем, которые имеют представительство в Интернете. А оперативность начинается с того, чтобы нужный продукт в нужное время был в нужном месте. Доставка всегда была жизненно важной составляющей логистики, и с течением времени ее роль и значение только возрастают. Со тех пор, как появилась электронная коммерция, представление о доставке изменилось от статичной схемы регулярных перевозок товара со складов в розничных магазинах до принципиально новой динамичной области, занимающей ключевое место в логистике.

 

Управление складом

Как и доставка, управление складами – неотъемлемая часть логистики. Однако, в отличие от ситуации с доставкой грузов, в управлении складом наблюдается другая тенденция: к поиску путей работы с минимальным количеством ресурсов. У компании может быть превосходная бизнес-модель и отличная система доставки, чтобы заставить эту модель работать, но если доставлять компании нечего, то никакого бизнеса не получится. У многих корпораций содержимое склада составляет приличный процент от общего объема активов. Большие запасы товара на складе желательны, а иногда и необходимы для беспрерывной работы и организации качественного обслуживания. Это может помочь снизить некоторые затраты (например, отпускную цену товара, затраты на заказ у производителя, убытки от неосуществленных продаж и т.д.), однако большие склады, как правило, увеличивают операционные расходы (расходы на хранение, налоги, страховку и т.д.).

Сегодня информационные системы управления позволяют обновлять информацию о запасах на складе, как только товар отгружается или, наоборот, поступает в хранилище. Компания Toyota внедрила и усовершенствовала эту технологию, известную под именем "как раз вовремя" ("just-in-time") или "kanban". Оценив выгоды такой системы работы, компании всего мира теперь выживают в конкурентной борьбе за счет того, что удерживают складские запасы на невысоком уровне.

 

Хранение товарных запасов – дорогое удовольствие, и все компании, особенно те, которые работают в Интернете, выигрывают от внедрения систем управления складами в реальном времени. Это позволяет получить и удержать преимущество перед конкурентами. Использование системы "kanban" дает возможность поставщикам взаимодействовать непосредственно с производителем, к тому же устраняет излишки запасов и необходимость в больших складских помещениях. Например, если торгующий книгами в Интернете коммерсант знает, что некоторые позиции пользуются большим спросом по воскресеньям, потому что их покупатели – деловые люди, у которых нет времени совершать покупки в разгар рабочей недели, то он может запастись достаточным количеством товара, чтобы доставить все сделанные заказы в понедельник, и не забивать свои склады в будни. Нельзя торговать, если товара нет вообще, однако делать запасы "на всякий случай" в мире, в котором все должно быть "как раз вовремя", не стоит.

 

Возможности, надежность и простота использования Интернета создают единую и прозрачную связь между потребителем и производителем, а также между производителем и поставщиком. Интернет позволяет потребителям свободно обмениваться информацией.

Сейчас логистика вышла на первый план в деятельности многих компаний. Этому способствует постоянное развитие компьютерных и информационных технологий, расширение мировых рынков, которое выражается в появлении большего числа транснациональных компаний; ориентация на качество и удовлетворение потребностей клиента. Потребитель ждет от предприятий (будь то производители, розничные продавцы или поставщики) дополнительных услуг,  ориентированных на потребителя, на продвижение товара, на увеличение производства и на снижение временных затрат. Гибкость служб доставки позволяет объединить усилия с другими предприятиям и сосредоточиться каждому из них на выполнении своих профилирующих задач. А предприятия преуспели в предоставлении дополнительных услуг и одновременно в удовлетворении потребительского спроса.

 

Известно, что цена товара в России после его прохождения через сферу обращения может увеличиться в 2-3 раза (и более) против цены производства/производителя. Поэтому оптимизация процессов транспортировки, формирования и содержания запасов, снабжения, дистрибуции и т.д. позволяет получать весьма существенную прибыль. За счет увеличения нормы прибыли посредством: во-первых, снижения издержек; во-вторых, увеличения доли рынка (объема продаж) за счет конкурентов благодаря более низким ценам. Хотя это очень не просто. Решая логистические задачи полностью самостоятельно компания может столкнуться с различными проблемами.

Поэтому многие компании пользуются услугами логистического предприятия по перевозке и экспедированию товара. Поскольку это позволяет:

  • не держать свой штат диспетчеров и логистиков (по перевозкам);
  • организовать отправку с минимальными затратами;
  • иметь от логистического предприятия гарантии качественной доставки и материальной ответственности за перевозимый груз.

 

Итоги последнего времени (разорение огромного числа Интернет-проектов) наводит на мысль о том, что первым шагом на пути к выходу компании в Сеть должно быть не создание Web-сайта, а полное переосмысление логистической системы.

Проблемы управления поставками и снабжением хорошо изучены на Западе и существуют эффективные методы их решения, известные под названием SCM (Supply Chain Management - управление цепочками поставок). SCM решает задачи координации, планирования и управления процессами снабжения, производства, складирования и доставки товаров и услуг конечным потребителям. Управление поставками неразрывно связано с внутрифирменным ресурсным планированием (Enterprise Resource Planning, ERP), которое ведет учет других ресурсов компании (финансы, персонал и т. д.) и играет существенную роль и в построении эффективных логистических цепочек.

Информация о работе Логистика - основа электронного бизнеса