Сказка как средство развития творческих способностей детей 5

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 15:14, курсовая работа

Краткое описание

Цель: выявить и определить как сказка влияет на творческие способности детей 5-6 лет жизни.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
изучить сущность понятия и структуру творческих способностей;
рассмотреть развитие творческих способностей детей дошкольного возраста;
определить сущность народной сказки и её особенности;
изучить использование народной сказки в решении педагогических задач;
рассмотреть народную сказку в развитии творческих способностей детей 5-6 лет жизни.

Содержание

Введение 3
Глава 1.Творческие способности детей дошкольного возраста 5
Творческие способности, сущность понятия, структура 5
Глава 2.Народная сказка, как средство развития творческих способностей детей 5-6 лет жизни 7
Сущность народной сказки и её особенности 7
Народная сказка в развитии творческих способностей детей 5-6 лет жизни 12
Заключение 21
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

Сказка как средство развития творческих способностей детей 5-6 лет жизни.docx

— 48.99 Кб (Скачать файл)

В рисовании  на темы сказок требуется передача характера ситуативных моментов, действия, поисков специфических  изобразительных средств для выражения «сказочного» сюжета. Все эти моменты содействуют деятельности воображения и воплощения их в создании выразительного образа. Произведение должно быть реалистическим и высокохудожественным. Эта мысль неоднократно высказывалась в педагогической литературе. Авторы, исследовавшие вопросы восприятия произведений искусства детьми, одним из первых условий при отборе произведений для восприятия ставили их реалистичность и высоко художественность.

По своей  тематике сказки должны быть близки и  понятны детям. Дети должны иметь  запас представлений и знаний о явлениях и предметах, художественно  отраженных в картине.

Подбор произведений содействует нахождению и обогащению способов передачи детьми в рисунках своих замыслов. Помимо того, что  произведение художественно и доступно по своему сюжету, оно должно быть понятно  самой своей художественностью, т.е. должно производить эстетическое воздействие. 

Эстетическое  воздействие могут оказывать  на детей такие произведения, выразительные  средства которых доступны их восприятию. Произведения обогащают замыслы  детей, содействуют развитию умения образно видеть.

Поэтому необходима предметность, конкретность рисунков, особая эмоциональность, обеспечивающаяся цветом и динамикой.

При изучении влияния сказки на детское изобразительное  творчество большое значение приобретает  вопрос об эстетическом восприятии искусства.   Только при условии эстетического  восприятия искусства можно говорить о влиянии искусства на развитие творчества [1, C. 11].

Повествование в сказке развертывается по прямой линии: один эпизод вытекает из другого  и все они связаны между  собой. В сказках нет многословных описаний, даны скупые, но яркие характеристики; чаще всего образ показан в  действии. Образы сказок, несмотря на фантастические элементы, просты, реальны, связаны  с жизнью, знакомой детям.

Воссоздать  рисунки можно только по тексту такого произведения, где картины действительно  подразумеваются и воображаются.

Основные  персонажи, участвующие в этих сказках, доступны для изображения ребенком старшего дошкольного возраста. Эти  сказки дают возможность в своих  рисунках объединить несколько предметов  в несложный сюжет, т.е. выразить взаимоотношения между персонажами, отразить обстановку действия, выразить свое отношение к изображаемому  событию [10, C. 19].

Подведя итог вышесказанному можно сделать вывод, что сущность народных сказок заключается в том, что сказки раскрывают исторически сложившиеся национальные и общечеловеческие ценности. Сказка несет в себе народную мудрость. В ней заключены идеалы, мечты людей о счастливой жизни, покорении природы, радостном труде. Сказки основаны на реальном и фантастическом.

Выделяют  жанры сказок: сказки о животных; волшебные сказки; бытовые новеллистические сказки, авантюрные сказки.

Также выделяют особенности народных сказок: народность, оптимизм, забавность, дидактизм.

Сказки являются важным воспитательным средством, в  течение столетий выработанным и  проверенным народом. Жизнь народная практика воспитания убедительно доказали педагогическую ценность сказок. Дети и сказки – неразделимы, они созданы друг для друга и поэтому знакомство со сказками своего народа должно обязательно входить в курс образования и воспитания каждого ребенка.

Богатство и  яркость фантастических образов  народной сказки способствует развитию творческих способностей. Изобразительное творчество формируется за счет образного видения ребенка – умения наблюдать, замечать характерные признаки, детали, анализировать форму, цвет наблюдаемого объекта и в то же время способности сохранить целостное впечатление от объекта и явления.

 

 

 

Заключение

Творческие  способности – далеко не новый  предмет   исследования. Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общества не возникало особой  потребности в овладении  творчества людей. Таланты появлялись как бы сами собой, стихийно создавали шедевры литературы и искусства: делали научные открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся человеческой культуры. В наше время ситуация коренным образом изменилась. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Если учесть тот факт, что доля умственного труда почти во всех профессиях постоянно растет, а все большая часть исполнительской деятельности перекладывается на машины, то становится очевидным, что творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития – одной из важнейших задач в воспитании современного человека [11, C. 3].

Ведь все  культурные ценности, накопленные человечеством – результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения. 

Характерная для современного этапа развития общества гуманизация образовательного процесса, обращение к личности ребенка  стимулирует необходимость формирования у детей способностей и стремления к творческой деятельности [16, C. 7].

В заключение следует отметить, что воспитание творческих способностей детей 5-6 лет жизни  будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели.

Также важна заинтересованность  в занятиях самого педагога. Известно, что заинтересовать детей чем-либо, взрослый может только, когда он увлечен сам. Если ребенок чувствует такое отношение взрослого, восхищение красотой музыки, он постепенно тоже признает музыкальные ценности. Если же взрослый проявляет равнодушие, оно передается и детям [4, C. 21].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

  1. Азарина Т. Формы и методы ознакомления детей старшего дошкольного возраста со сказками разных народов / Т. Азарина // Пралеска. –2011. – №3. – С. 10-11.
  2. Выготский Л.С. Лекции по психологии. Психологические механизмы в детском возрасте / Л.С. Выготский. – М.: АСТ, 2012. – 672с.
  3. Габай Т.В. Педагогическая психология / Т.В. Габай. – М.: Академия, 2010. – 240с.
  4. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Я учусь думать творчески. 3-6 лет / С.Е. Гаврина, Н.Л. Кутявина, И.Г. Топоркова, С.В. Щербинина. – М.: Харвест, 2010. – 96с.
  5. Гайдуль Е.П. В мире сказок / Е.П. Гайдуль // Пачатковая школа. – 2010. – №1. – С. 10.
  6. Груздова И.В., Кузнецова С.В., Котова Е.В., Романова Т.А. Настольная книга воспитателя и методиста детского сада. Развитие творческих способностей дошкольников / И.В. Груздова, С.В. Кузнецова, Е.В. Котова, Т.А. Романова. – М.: Феникс, 2010. – 390с.
  7. Дубровина И.В. Психология / И.В. Дубровина. – М.: Академия, 2010. – 464с.
  8. Иванова О.Л., Васильева И.И. Как понять детский рисунок и развить творческие способности ребенка / О.Л. Иванова, И.И. Васильева. – М.: Речь, 2010. – 96с.
  9. Кислов А.В., Пчелкина Е.Л. Диагностика творческих способностей ребенка / А.В. Кислов, Е.Л. Пчелкина. – М.: Речь, 2010. – 64с.
  10. Кочегарова Т., Кунц И. Наука думать, размышлять / Т. Кочегарова, И. Кунц // Пралеска. – 2001. – №1. – С.12-19.
  11. Крылов Е. Школа творческой личности / Е. Крылов // Дошкольное воспитание. 2010. 11. С. 3.
  12. Кудрявцев В.  Ребёнок дошкольник: новый подход к диагностике творческих способностей / В. Кудрявцев // Пралеска. – 2009. – №10. – С. 11-15.
  13. Кузнецова С.В., Рудакова Е.Б., Терских Е.А. Комплексы творческих заданий для развития одаренности ребенка / С.В. Кузнецова, Е.Б. Рудакова, Е.А. Терских. – М.: Феникс, 2011. – 256с.
  14. Леонтьев А.Н. Психологические основы развития ребенка и обучения / А.Н. Леонтьев. – М.: Смысл, 2009. – 426с.
  15. Образцова Л.Н. Главная книга о воспитании и развитии ребенка / Л.Н. Образцова. – М.: АСТ, 2010. – 240с.
  16. Прохорова Л. Развиваем творческую активность дошкольников. Дошкольное воспитание / Л. Прохорова // Пралеска. – 2010. – №2. – С. 7.
  17. Ривкинд Ф.М. Развиваем логическое мышление, навыки чтения и творческие способности. Книга 4 / Ф.М. Ривкинд. – М.: Основа, 2008. – 40с.
  18. Сергеенкова И.В. Психологическое развитие детей / И.В. Сергеенкова. – М.: Феникс, 2007. – 128с.
  19. Тумина Л.Е. Кружок «Сочини сказку»: Сказка как средство развития речи и литературно-творческих способностей детей / Л.Е. Тумина. – М.: Речь, 2001. – 373с.
  20. Шаповаленко И.В. Психология развития и возрастная психология / И.В. Шаповаленко. – М.: Юрайт, 2012. – 576с.

 

 

 

 

 


Информация о работе Сказка как средство развития творческих способностей детей 5