Контрольная работа по "Логике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2013 в 23:09, контрольная работа

Краткое описание

Формальная логика изучает не только формы абстрактного мышления, но и формы развития научного знания. Таковыми являются факты науки, рождающаяся из потребности их объяснения научная проблема, первоначальное решение проблемы в форме гипотезы, ее подтверждение или опровержение в ходе доказательства и, наконец, теория, формулирующая законы.
Между всеми названными формами существует глубокая внутренняя связь. Каждая последующая форма научного знания включает в себя, результаты предшествующей формы.

Содержание

Введение
1.Гипотеза 4
Понятие «гипотеза» как форма развития знаний 4
Логическая природа гипотезы и их виды. 5
Построение гипотезы и этапы ее развития .7
Способы подтверждения гипотез .8
2.Вопрос и ответ. 9
Понятия «вопрос» и «ответ» 9
Виды вопросов и ответов 9
3. Тест 15
Заключение 17
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

43558.doc

— 96.00 Кб (Скачать файл)



Содержание.

Введение                                                                                                                   3

1.Гипотеза                                                                                                                4

  Понятие «гипотеза» как форма   развития знаний                                              4

Логическая  природа гипотезы и их виды.                                                           5

Построение  гипотезы и этапы ее развития                                                          .7

Способы подтверждения гипотез                                                                         .8

2.Вопрос и ответ.                                                                                                     9

  Понятия «вопрос» и «ответ»                                                                                 9

  Виды вопросов и ответов                                                                                      9

3. Тест                                                                                                                     15

Заключение                                                                                                             17

Список  литературы                                                                                               18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Формальная логика изучает  не только формы абстрактного мышления, но и формы развития научного знания. Таковыми являются факты науки, рождающаяся  из потребности их объяснения научная проблема, первоначальное решение проблемы в форме гипотезы, ее подтверждение или опровержение в ходе доказательства и, наконец, теория, формулирующая законы.

Между всеми названными формами существует глубокая внутренняя связь. Каждая последующая форма научного знания включает в себя, результаты предшествующей формы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Гипотеза.

 Понятие «гипотеза» как форма  развития знаний.

Достоверному  познанию в научной или практической области всегда предшествует рациональное осмысление и оценка доставляемого наблюдением фактического материала. Эта мыслительная деятельность сопровождается построением различного рода догадок и предположительных объяснений наблюдаемых явлений. Вначале объяснения носят проблематичный характер. Дальнейшее исследование вносит поправки в эти объяснения. В итоге наука и практика преодолевают многочисленные отклонения, заблуждения и противоречия и достигают объективно истинных результатов.

Решающим звеном в познавательной цепочке, обеспечивающей становление нового знания, является гипотеза.

Гипотеза - это  форма развития знания, обоснованное предположение, выдвигаемое для  объяснения причин и свойств исследуемого явления. (3.с.221)

Гипотеза создается  для того, чтобы дать объяснение «это не объяснений явлениям, фактам, событиям. Познание любого явления действительности, как известно, начинают со сбора и накопления отдельных фактов, относящихся к этому явлению. Фактов, имеющихся в начале познания явления, всегда недостаточно, чтобы полностью и сразу объяснить это явление, дать достоверный вывод о том, что это такое, каковы причины его возникновения, законы развития и т.д. Поэтому познания явлений и событий внешнего мира происходит в форме гипотезы: не ожидая, пока накапливаются факты для конечного, достоверного заключения о характере и причине исследуемого явления, делают в начале здогадане объяснения наблюдаемых явлениях, а потом этот догадки развивают и доказывают.

 

 

Логическая  природа гипотезы и  их виды.

Гипотеза еще не истина, свойством истинности она в представлении выдвинувшего ее исследователя не обладает. Гипотеза — это предположительно новое знание (его истинность или ложность требуется доказать), полученное путем экстраполяции старого знания и в то же время порывающее с ним. Сохраняя определенную преемственность в отношении прошлого знания, гипотеза должна содержать принципиально новое знание.

По логической природе  гипотеза есть умозаключение, в котором  одна или несколько посылок неизвестны. Более того, гипотеза — это система  умозаключений, сложный целенаправленный процесс мысли, содержащий моменты аналогии, индукции и дедукции. Логическая схема проверки гипотезы такова: если истинно А (гипотеза), то истинно В (следствие); В истинно (на основании эксперимента); отсюда заключают, что А (гипотеза) истинно. Однако полученное таким образом заключение об истинности гипотезы является лишь вероятным, т. е. не следует из посылок с логической необходимостью. Подтверждение той или иной гипотезы в отдельном эксперименте еще не является окончательным доказательством ее истинности, поскольку одно и то же следствие может вытекать (дедуктивно выводиться) из разных гипотез.

Напротив, экспериментальное  опровержение следствий из гипотезы считается опровержением и самой  гипотезу (ибо из посылок "если А, то 5" и "неверно, что В" логически следует "неверно, что А"), т. е. для опровержения гипотезы достаточно найти хотя бы один противоречащий факт.

В структуре гипотезы различают следующие элементы:

Основание - совокупность фактов или обоснованных утверждений, на которых основывается предположение;

Форму – совокупность умозаключений,  которая ведет от основания гипотезы к основному предположению;

Предположение (или гипотеза в узком смысле слова) – выводы из фактов и утверждений, обосновывающих  гипотезу. (1.с86)

Будучи  одинаковыми по логической структуре, гипотезы, различаются по содержанию и выполняемым функциям.

Среди разных видов гипотез следует  выделить частную, общую и рабочую.

Общая гипотеза - это научно обоснованное предположение о причинах, законах и закономерностях природных и общественных явлений, а также закономерностях психической деятельности человека. Общие гипотезы выдвигаются с целью объяснения всего класса описываемых явлений, выведения закономерного характера их взаимосвязей во всякое время и в любом месте. Частная гипотеза – это обоснованное предположение о происхождении и свойствах единичных фактов, конкретных событий и явлений. Если единичное обстоятельство послужило причиной возникновения других фактов и если оно недоступно непосредственному восприятию, то познание его принимает форму гипотезы о существовании или о свойствах этого обстоятельства.Частные гипотезы выдвигаются как в естествознании, так и в общественно-исторических науках Археолог, например, выдвигает гипотезу о времени происхождения и принадлежности, обнаруженных при раскопках предметов Историк строит гипотезу о взаимосвязи между конкретными историческими событиями или действиями отдельных лиц.Частными гипотезами являются и предположения, которые выдвигаются в судебно-следственной практике, ибо здесь приходится умозаключать о единичных событиях, поступках отдельных людей, отдельных фактах, прочносвязанных с преступным деянием.

В различных  областях научной и практической деятельности используется версия, которая  может рассматриваться как разновидность  частной  гипотезы.

Версией называется одно из возможных предположений, объясняющих  какое – либо явление, событие  или факт. В отличие от других видов гипотез, в которых выдвигается  одно предположение, в версии выдвигается  несколько предположений, по-разному объясняющих исследуемый факт.(3. 223с)

Рабочая гипотеза – это выдвигаемое на первых этапах исследования предположение, которое служит условным допущением, позволяющим сгруппировать результаты наблюдений и дать им первоначальное объяснение.Специфика рабочей гипотезы – в условном и тем самым временном ее принятии. Для исследователя чрезвычайно важно систематизировать имеющиеся фактические данные в самом начале расследования, рационально обработать их и наметить пути дальнейших поисков. Рабочая гипотеза как раз и выполняет в процессе исследования функцию первого систематизатора фактов.Дальнейшая судьба рабочей гипотезы двоякая. Не исключается, что из рабочей она может превратиться в устойчивую плодотворную гипотезу. Вместе с тем она может быть заменена другими гипотезами, если будет установлена ее несовместимость с новыми фактами.

 

Построение гипотезы и этапы  ее развития.

Гипотеза  не сводится к выдвижению предположения, она представляет собой сложный  мыслительный процесс, включающий следующие  этапы.

1.Наблюдение фактов, их анализ и синтез. Наблюдаемых фактов должно быть как можно больше, они должны прямо или косвенно относиться к исследуемым явлениям. Собранные факты обобщаются с помощью синтеза.

На  этом  этапе  создается эмпирическая  база для  выдвижения предположения.

2.Выдвижение предположения, объясняющего явление.На этом  этапе важно исходить из вероятности предположения, а не принимать его за достоверное. Гипотеза не должна противоречить исходному  эмпирическому материалу.

3.Выдвижение следствий из выдвинутого предположения. Если, например, причиной  пожара  является неосторожное обращение с огнем, то эта причина должна вести к определенным следствиям.

4.Сопоставление следствий с фактами. Если следствие не совпадает с фактами , значит оно ложно. Но из ложности следствия следует ложность основания. Рассуждение строится по отрицательному модусу условно – категорического умозаключения, вывод которого достоверен. Заключение следует с необходимостью. Гипотеза опровергнута. (3. с226)

Способы подтверждениягипотез.

 

Доказательство  гипотез может быть как фактическим, так и логическим. Фактическое  доказательство – это непосредственно  обнаруженная  причина,  вызывающее  определенные следствия.

Но  поскольку не всякая гипотеза может  быть подтверждена фактами, существует  логическое  доказательство.Логическое доказательство может быть доказано следующими способами:

1. Основной способ подтверждения гипотез - выведение следствий и их верификация. В процессе верификации большая роль принадлежит различным экспериментам. Эксперимент учитывает чаще всего влияние не одного фактора, а многих, поэтому надо планировать эксперимент так, чтобы результат был получен за более короткое время, более эффективно и по возможности не дорого.

2. Косвенный способ превращения гипотезы в достоверное знание состоит в опровержении всех ложных гипотез, после чего заключают об истинности одного оставшегося предположения. Для этого применяется разделительно-категорическое умозаключение, отрицающий -утверждающий модус. Структура его та же, что и при косвенном доказательстве.

 

 

Вопрос и ответ.

Сущность понятий «вопрос» и  «ответ».

Познавательная  функция вопроса связана с  восполнением, уточнением и конкретизацией ранее полученных общих представлений  о предметах и явлениях действительности. Грамматической формой выражения запроса мысли в языке выступает вопросительное предложение.

Вопрос - это выраженный в форме вопросительного предложения и реализуемый в виде ответа запрос мысли, направленный на развитие - уточнение или дополнение знаний.

В процессе познания вопросы не возникают самостоятельно, без всяких на то оснований. Любой вопрос всегда опирается на уже известное знание, которое выступает его базисом и выполняет роль предпосылки вопроса.

Познавательная  функция вопроса реализуется  в форме ответа на поставленный вопрос. Ответ представляет собой новое суждение, уточняющее или дополняющее в соответствии с поставленным вопросом прежнее знание.

Их виды.

Существуют  различные по структуре и функциям вопросы. Среди них:

Правильно и неправильно поставленные вопросы. В отличие от суждения вопрос не содержит ни утверждения, ни отрицания, поэтому выраженную в нем информацию не оценивают в терминах истины и лжи, т.е. о вопросе не говорят как об истинном или ложном.

Вместе с тем вопрос явно или неявно включает либо опирается на определенное исходное, или базисное знание, выступающее предпосылкой вопроса. Качество базисного знания существенно влияет на логический статус вопроса, определяя правильность и неправильность постановки вопроса.

Правильно поставленным считается вопрос, предпосылка которого представляет собой истинное и непротиворечивое знание.

Неправильно поставленным считается вопрос с ложным или  противоречивым базисом. Примером неправильно  поставленного может быть следующий  вопрос: “Какой размер обуви у снежного человека?” Предпосылка этого вопроса включает отнюдь не бесспорную идею о существовании снежного человека. О таком вопросе говорят как о неправильно, или некорректно поставленном - прежде чем выяснять размер обуви снежного человека, следует установить факт существования снежного человека.

В том случае, когда неправильно поставленный вопрос умышленно используется с целью запутать отвечающего, такой вопрос квалифицируют как улавливающий, или “провокационный”.

Вопросы могут  быть закрытыми и открытыми.

Открытые вопросы предполагают возможность неограниченного количества ответов.    

Закрытые вопросы - это вопросы, на которые возможно дать ограниченное количество ответов. Такие вопросы чаще всего используют во время социологических опросов.

По логической структуре и познавательной функции  вопросы подразделяются на два основных типа:

- уточняющие;

- восполняющие.

Уточняющим  называется вопрос, направленный на выявление  истинности выраженного в нем  суждения.

Например:

Информация о работе Контрольная работа по "Логике"