Контрольная работа по "Логика"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 08:43, контрольная работа

Краткое описание

Задание №1: Дайте полную логическую характеристику избранными вами трём понятиям.
Понятие - это форма мышления, отражающая предметы в их существенных признаках. Признаком предмета называют то, в чем предметы сходны друг с другом или чем они друг от друга отличаются. Любые свойства, черты, состояния предмета, которые, так или иначе, характеризуют, выделяют его, помогают распознать среди других предметов, составляют его признаки. Признаками могут быть не только свойства, принадлежащие предмету; отсутствующее свойство (черта, состояние) также рассматривается как его признак.

Вложенные файлы: 1 файл

логика.docx

— 89.73 Кб (Скачать файл)

2)Саша любит играть в волейбол – q

«либо…,либо» - разделительная связка

Суждение со сложным предикатом: « S есть либо ».

Символически это суждение записывается: p q (либо р либо q).

г) «Если наступила зима, то будет холодно».

Сложное суждение, условное – импликация. Состоит из двух простых  суждений:

1) Наступила зима- p

2) Будет холодно – q

«если…,то…» - логическая связка.

Суждение со сложным субъектом  и сложным предикатом: « есть ,то есть ».

Символически это суждение записывается : p → q (если р, то q).

д) «В нормальных условиях вода закипает тогда и только тогда, когда  температура достигает 100 º выше нуля по Цельсию».

Сложное эквивалентное суждение. Состоит из двух простых суждений:

1) В нормальных условиях  вода закипает - p

2) температура достигает  100 º выше нуля по Цельсию – q

«…тогда и только тогда, когда…» - логическая связка.

Суждение со сложным субъектом  и сложным предикатом: « есть ,тогда и только тогда, когда есть ».

Символически это суждение записывается: p q (если и только если р, то q).

Задание № 7: Подберите суждения А, Е, О (по одному на каждый вид), сделайте из них выводы путём противопоставления предикату, проверьте правильность вывода с помощью превращения и обращения.

а)  А.: «Все S есть Р» - «Все продукты являются натуральными».

Противопоставление  предикату: «Ни один не Р не есть S» - «Ничто не натуральное не является продуктом»

Проверка:

Превращение: «Все S есть Р» превращается : «Ни один S не есть не Р»

«Все продукты являются натуральными»

«Ни один продукт не является не натуральным»

Обращение: «Ни один S не есть не Р» обращается : «Ни один не Р не есть S»

«Ни один продукт не является не натуральным»

«Ничто не натуральное  не является продуктом»

б) Е.: «Ни одно S не есть Р» - Не один пингвин не является летающей птицей».

Противопоставление  предикату: «Некоторые не Р есть S» - «Некоторые не летающие птицы являются пингвинами».

Проверка:

Превращение: «Ни одно S не есть Р» превращается «Все S есть не Р»

«Не один пингвин не является  летающей птицей»

«Все пингвины являются не летающими птицами»

Обращение: «Все S есть не Р» обращается «некоторые не Р есть S»

«Все пингвины являются не летающими птицами»

«некоторые не летающие птицы  являются пингвинами»

 

в) О.: «Некоторые S не есть Р» - «некоторые актёры не являются певцами».

Противопоставление  предикату: «Некоторые не Р есть S» - «Некоторые люди не поющие на сцене являются актёрами».

Проверка:

Превращение: «Некоторые S не есть Р» превращается «некоторые S есть не Р».

«Некоторые актёры не являются певцами»

«Некоторые актёры не поют на сцене»

Обращение: «Некоторые S есть не Р» обращается «Некоторые не Р есть S»

«Некоторые актёры не поют на сцене»

«Некоторые люди не поющие на сцене являются актёрами».

Задание №8: Приведите пример неправильного силлогизма и сделайте его полный разбор (установите структуру, изобразите в круговых схемах отношения между терминами; осуществите проверку правильности различными способами, укажите ошибки, определите фигуру и модус).

Категорический  силлогизм (или просто: силлогизм) – это дедуктивное умозаключение, в котором из двух категорических высказываний выводится новое категорическое высказывание.

 

1) «Некоторые студенты(М)  получают стипендию (Р)». –  большая посылка

2) «Все студенты (М)  двоечники  (S)». – меньшая посылка

Заключение: «Некоторые двоечники(S) получают стипендию (Р)».


Первое суждение – большая  посылка; второе суждение – меньшая  посылка; третье суждение – заключение.

Термины силлогизма:

Получают стипендию –  большой термин (Р)

Двоечники – меньший термин(S)

Все студенты – средний  термин (М)


 

 

 

 

Фигура силлогизма №3 : средний  термин занимает место субъекта в  обоих посылках.

М             Р


 


М            S

Модус: IАА, что не соответствует третьей фигуре, значит заключение не верное.

Проверяем:

1 правило терминов: В силлогизме должно быть только три термина:

Термины силлогизма:

Получают стипендию –  большой термин (Р)

Двоечники – меньший термин(S)

Все студенты – средний  термин (М)

Правило не нарушено.

2 правило терминов: Средний термин должен быть распределен хотя бы в одной из посылок:

«Некоторые студенты ( ) получают стипендию (Р)» - «Некоторые S есть Р»

«Все студенты ( )  двоечники (S)» - «Все S есть Р»

Средний термин (М) не распределён  в большей посылке, так как  является субъектом частного суждения и не распределён в меньшей  посылке, так как предикат утвердительного  суждения. Следовательно, необходимую  связь между крайними терминами (S и Р) установить нельзя.

3 правило терминов: Термин, не распределённый в посылке, не может быть распределён в заключении.

«Некоторые студенты(М) получают стипендию ( )».

«Все студенты (М)  двоечники ()».


«Некоторые двоечники( ) получают стипендию ( )».

Ошибка: незаконное расширение меньшей посылки.

Правила посылок:

1) Хотя бы одна из  посылок должна быть утвердительным  суждением.

И 1 и 2 посылка у нас  утвердительные – правило соблюдено.

2) Хотя бы одна из  посылок должна быть общим  суждением.

1 посылка – частноутвердительное  суждение «Некоторые S есть Р»

2 посылка – общеутвердительное  суждение «Все S есть Р»

Правило не нарушено.

Задание №9: Подберите примеры чисто-условного, условно- категорического, разделительно-категорического, условно-разделительного умозаключений и сделайте их символическую запись.

а) чисто-условное умозаключение:

«Если студент не сдаст  контрольную (p), то он не будет допущен к зачёту(q)».

«Если студент не будет  допущен к зачёту (q), то он не получит зачёт (r)».

   «Если студент  не сдаст контрольную (р), то  он не получит зачёт (r)».


Схема:    (p → q) (q → r)


                           p → r

 

б) условно-категорическое умозаключение:

1) утверждающий модус:

«Если хочешь получить зачёт (р), то ты должен много заниматься (q)».

«Ты хочешь получить зачёт (р)».


«Ты должен много заниматься (q)».

Схема:              p → q, p


                                q

 

2) отрицающий модус:

«Если пойдёт дождь (р), то все  цветы расцветут (q)».

«Цветы не расцвели (┐q)».

«Дождь не пошёл (┐р)».


Схема:             p → q, ┐q


                              ┐p

 

в) разделительно-категорическое умозаключение:

«Студенту предложили очную (р) или заочную форму обучения (q)».

«Это студент заочной  формы обучения (q)».

«Это не студент очной  формы обучения (┐р)».


Схема:            < p >, q


                               ┐p

 

г) условно-разделительное умозаключение:

«Если студент решит контрольную (р), то он будет допущен к зачёту (q); если студент сдаст зачёт (q), то его переведут на следующий семестр (r)».

«Но студент решил контрольную (р) и сдал зачёт (q)».

«Студент был допущен  к зачёту(q) и переведён на следующий семестр(r)».


Схема:       (p → q) (q → r) , p


                                    q r

 

Задание № 10: Приведите содержательный пример энтимемы. Произведите восстановление энтиме- мы и дайте её логический анализ/

 

Энтимема – это умозаключение, в котором пропущена одна из посылок  или заключение.

Смысл этого названия (от греч. ẻν θυμφ – в уме) заключается  в том, что какая-то часть силлогизма не выражается явно, а произносится как бы в уме.

Возможность сокращённого выражения  умозаключений обусловлена тем, что если даны две какие-то части  силлогизма, то всегда возможно логическим способом точно установить пропущенную  часть.

В энтимеме пропущены либо одна из посылок, либо заключение. Но это  не беда. Ведь в оставшихся двух суждениях  у нас будут все три термина, которые есть в силлогизме. Так, например, если в “уме” пойдет большая  посылка, то у нас будет заключение, т. е. суждение, содержащее меньший и  больший термины. Средний термин мы определим по оставшейся посылке  как такой, который не будет ни меньшим, ни большим. Отсюда мы восстанавливаем  большую посылку, соединяя средний  термин с большим термином, т. е. предикатом заключения.

Причем мы должны это сделать  таким образом, чтобы восстановленный  силлогизм был, если это возможно, правильным. Например: “Сократ смертен, так как он человек”. Союз “так как” показывает нам, где посылка, а где  заключение. Посылка идет после слова  “так как”. По заключению мы определяем его субъект, т. е. меньший термин — “Сократ” и его предикат, т. е. больший термин “смертен”. В посылке  находим средний термин — “человек”. Значит, нужно соединить “человека” и “смертность”. Сделав это, мы получим  большую посылку “Все люди смертны”. Таким образом, мы восстановили энтимему до полного силлогизма.

Другой вариант: “Все люди смертны, значит, Сократ смертен”. Здесь  пропущена меньшая посылка, очевидное  суждение “Сократ — человек”.

Третий вариант: “Все люди смертны, а Сократ — человек”. Пропущено  вполне очевидное заключение, которое  мы получим, соединив друг с другом крайние термины, имеющие место  в посылках, т. е. “Сократа” и  “смертен”. Аналогичный метод мы можем использовать и применительно  к другим фигурам силлогизма.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Используемая  литература:

1. Кириллов В. И., Старченко  А. А. – Логика: учебник для  юридических вузов/ под ред. проф. В.И. Кириллова. -6-е, перераб. и доп. – М.: Проспект,2009. – 240 с.

2. О. Б. Кора - Учебно  – методическое пособие по  логике, Благовещенск: Амурский гос.  ун-т,  2002.

3. Содержание лекционного  курса по Логике – Амурский  гос. ун-т.

4.Современный справочник  необходимых знаний. – составление:  Титова Г. П., Карантиров С. И.,- М.:Славянский дом книги, 2004.

5. А.А.Ивин, А.Л.Никифоров, Словарь по логике, Москва, изд. "Владос", 1998 г., 384 с.

1 Тавтология (от греческого – «то же самое слово») - является разновидностью круга в определении понятий.

2 Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика: Учебник для юридических вузов. -М.:  Юрист, 2003. С. 56.

3 Челпанов Г. И. Учебник логики. - М.,  2000. С. 48

4 Войшвилло Е.К., Дегтярёв М.Г. Логика: учеб. для студ. высш. учеб. завед. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. С. 22-78




Информация о работе Контрольная работа по "Логика"