Контрольная работа по "Логика"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 08:43, контрольная работа

Краткое описание

Задание №1: Дайте полную логическую характеристику избранными вами трём понятиям.
Понятие - это форма мышления, отражающая предметы в их существенных признаках. Признаком предмета называют то, в чем предметы сходны друг с другом или чем они друг от друга отличаются. Любые свойства, черты, состояния предмета, которые, так или иначе, характеризуют, выделяют его, помогают распознать среди других предметов, составляют его признаки. Признаками могут быть не только свойства, принадлежащие предмету; отсутствующее свойство (черта, состояние) также рассматривается как его признак.

Вложенные файлы: 1 файл

логика.docx

— 89.73 Кб (Скачать файл)

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Пермский национальный исследовательский

политехнический университет»

Кафедра менеджмента и маркетинга

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

по дисциплине

 

ЛОГИКА

 

 

 

 

Выполнил:  студент гр. БУ-11Б

ПолуяноваС.М.

 

Проверил:преподаватель Рочев С.С.

 

 

 

 

Пермь 2013

    Задание №1: Дайте полную логическую характеристику избранными вами трём понятиям.

Понятие - это форма мышления, отражающая предметы в их существенных признаках. Признаком предмета называют то, в чем предметы сходны друг с другом или чем они друг от друга отличаются. Любые свойства, черты, состояния предмета, которые, так или иначе, характеризуют, выделяют его, помогают распознать среди других предметов, составляют его признаки. Признаками могут быть не только свойства, принадлежащие предмету; отсутствующее свойство (черта, состояние) также рассматривается как его признак.

 

Бесконечность -  понятие общее; нерегистрирующее; несобиратнльное; абстрактное; положительное; безотносительное.

Непогода – понятие общее; нерегистрирующее; несобирательное; абстрактное; отрицательное; безотносительное.

Мой сосед – понятие единичное; несобиратнльное; регистрирующее; конкретное; положительное; соотносительное.

Задание №2: Выполните операции обобщения, а затем ограничения трёх понятий, выбранных вами.

Обобщить понятие —  значит, перейти от понятия с меньшим  объемом, но с большим содержанием  к понятию с большим объемом, но с меньшим содержанием.

Ограничить понятие —  значит, перейти от понятия с большим  объемом, но с меньшим содержанием  к понятию с меньшим объемом, но большим содержанием.

 

  1. Олимпиада

а) обобщение:

Олимпиада → олимпийские  игры → спортивные состязания →  четырёхлетний период проведения спортивных игр.

б) ограничение:

     Олимпиада  → Олимпиада 1980 года → Олимпиада-80 → Московская Олимпиада →  Московская Олимпиада 1980 года.

2) Журнал

а) обобщение:

     Журнал →  публицистическая литература →  печатное издание → средство  массовой информации.

б) ограничение:

     Журнал →  журнал № 46 → журнал «Психология»  → журнал «Психология» № 46 → глянцевый журнал «Психология»  № 46.

3) Река

а)обобщение:

Река → водоём → пресный  водоём → пресный проточный водоём → большой пресный проточный  водоём.

б)ограничение:

Река → река в Африке → река в Африке, впадающая в  средиземное море → большая река в Африке, впадающая в средиземное  море → Большая река в Египте → река Нил.

 

Задание №3: Приведите примеры ошибочных определений понятий (по одному на каждую возможную ошибку), укажите в чём состоит ошибка.

Логическая операция, раскрывающая содержание понятия, называется определением, или дефиницией.

Понятие, содержание которого требуется раскрыть, называется определяемым (дефиниендум); понятие, раскрывающее содержание определяемого понятия, — определяющим (дефиниенс).

 

а) Барсук – мелкое животное семейства грызунов, обитающее в  лесах.

Нарушено 1 правило: Определение  должно быть соразмерным.

Данное определение не соразмерное. Ошибка слишком широкого понятия.

б) Халатность – это халатное отношение человека к своим обязанностям.

Нарушено 2 правило: Определение  не должно содержать круга.

Данное определение является тавтологией1 – определяющее понятие повторяет определяемое.  

в) Ценина – старинное  русское название майолики.

Нарушено 3 правило: Определение  должно быть ясным.

Данное определение неясное. Ошибка – определение неизвестного через неизвестное.

г) Кино – не единственная в России индустрия мирового уровня.

нарушено 4 правило: Определение  не должно быть отрицательным.

Данное определение отрицательное  и не раскрывает определяемого понятия.

Задание №4: Приведите примеры ошибок в делении понятий (по одному примеру на каждый вид ошибки), укажите, в чем состоит ошибка.

Логическая операция, раскрывающая объем понятия, называется делением.

 

а) Речь бывает устной, письменной, путанной, заумной.

Нарушено 1правило деления: Деление должно быть соразмерным.

Ошибка – деление не соразмерное с лишними членами. Основанием деления является форма  речи. Речь бывает письменной и устной.

б) Среди птиц есть водоплавающие, перелётные и не перелётные.

Нарушено 2 правило деления: деление должно производиться только по одному основанию. Ошибка- деление  производиться по двум основаниям: среди птиц есть водоплавающие и  не водоплавающие; среди птиц есть перелётные и неперелётные.

в) Многоугольники бывают правильные и ромбы.

Нарушено 3правило деления: Члены деления должны исключать  друг друга. Ошибка – члены данного  деления не исключают друг друга, так как ромб является правильным многоугольником.

г) Психология делится на общую, социальную, возрастную, медицинскую, патопсихологию, парапсихологию, психологию семейных отношений.

Нарушено 4 правило деления: деление должно быть непрерывным. Ошибка: деление лишено последовательности - скачок в делении. Психология семейных отношений является разделом социальной психологии.

  1. Задание №5: Приведите примеры понятий, которые находятся в отношении подчинения, со- подчинения, пересечения, контрарности (противоположности), контрадикторности (про- тиворечия); изобразите эти отношения кругами Эйлера.
    • Подчинение (субординация) - в отношении подчинения (субординации) находятся два или более понятий, объем одного из которых полностью входит в объем другого, составляя его часть, но не исчерпывает его. . Примеры: «юрист» (S) и «адвокат» (P); «треугольник» (S) и «прямоугольный треугольник» (P). В круговых схемах оно выразимо двумя и более концентрическими кругами:


 

 

 

 

    • Соподчинение (координация) (coordinatio notionum). В отношении соподчинения находятся два или больше неперекрещивающихся понятий, объемы которых полностью не совпадают между собой, но одинаково входят (подчиняются) в объем более общего (родового) для них понятия. Эти низшие понятия называются соподчинёнными (координированными).2

Примеры: «гл.бухгалтер»(S) и «бухгалтер»(P)подчиняются понятию «бухгалтерия». Графически это представимо так:


 

 

 

 

 

 

 

    • Противоположность (контрарность) (contrariae). В отношении  противоположности находятся два  понятия, одно из которых содержит (утверждает) некоторые признаки, а другое —  признаки,  не совместимые с ними (другое понятие как бы отрицает их, но своеобразным путем, путем замещения  исходных полярными, предельными, крайними по отношению к ним). Т. е. в отношении  противоположности находятся два  положительных, утвердительных понятия: «белый» — «черный», «хороший»  — «плохой», «умный» — «глупый» и т.п.). 3 Графически это можно выразить так:

 

 

 

 

 

    • Пересечение (перекрещивание) (notiones inter se convenientes). В отношении подчинения (субординации) находятся понятия, объем одного из которых полностью входит в объем другого, составляя его часть. Графически их отношение выразимо в двух, частично накладывающихся друг на друга кругах, причём круги символизируют объёмы данных понятий, а место их скрещивания — совпадающие, логически равные части этих объёмов. Примеры: «студент» (S) и «спортсмен» (P); «роман» (S) и «поэма» (P).

 


 

 

 

    • Противоречие (контрадикторность) (contradictoriae). В отношении противоречия находятся два понятия, одно из которых содержит (утверждает) некоторые признаки, а другое - эти же признаки исключает, исключает, не заменяя их никакими другими признаками т.е. это отношение между утвердительным и отрицательным понятиями. Объемы двух противоречащих понятий составляют весь объем рода, видами которого они являются и которому они соподчинены.4 Примеры: «трезвый человек» (S) и «нетрезвый человек»(P), «проволочная связь»(S) и «беспроволочная связь»(P), «инфекционное заболевание»(S) и «неинфекционное заболевание» (P).
    • Графически это можно представить так:


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание №6: Приведите примеры атрибутивных суждений А, Е, О,I (по одному на каждый вид), раскроите их логическую структуру, приведите их схемы, отношения между терминами изобразите с помощью кругов Эйлера; установите распределённость терминов.

Атрибутивным называется суждение о признаке предмета. В  нем отражается связь между предметом  и его признаком, эта связь  утверждается или отрицается.

 

а) «Все цветы пахнут»

Атрибутивное суждение типа А – общеутвердительное. По качеству утвердительное; по количеству – общее.

Построено по схеме: « Все  S есть Р».

Все – кванторное слово;

Цветы – субъект 

Пахнут – предикат

Субъект распределен, предикат не распределен.


 


      

 

 

 

б) «Человек не живёт два  века»

Атрибутивное суждение типа Е – общеотрицательное. По качеству отрицательное; по количеству общее.

Построено по схеме: «Ни одно Sне есть Р».

Человек – субъект 

Не живёт – отрицательная  связка (квантор)

Два века – предикат

Субъект распределён, предикат не распределён.

 


 

                             

 

 

в) «Некоторые деревья не плодоносят».

Атрибутивное суждение типа О – частноотрицательное. По качеству отрицательное, по количеству частное.

Построено по схеме: «Некоторые S не есть Р».

Некоторые – кванторное слово

Деревья – субъект 

не плодоносят – предикат

Субъект не распределён, предикат распределён.


    

 

 

г) «Некоторые певцы –  танцоры».

Атрибутивное суждение по типу I –частноутвердительное. По качеству утвердительное, по количеству общее.

построено по схеме : «Некоторые S есть Р».

Некоторые – кванторное слово

Певцы – субъект 

Танцоры – предикат

« - » -логическая связка

Субъект нераспределён, предикат нераспределён.


 

      

 

 

Задание №7: Приведите примеры сложных суждений (по одному на каждый вид), разберите их, выделив простые суждения и логические связки, запишите их с помощью символов.

а) «Дима купил на рынке  яблоки и груши».

Суждение сложное, соединительное (конъюнктивное), состоит из двух простых  суждений:

1) Дима купил на рынке  яблоки. - p

2) Дима купил на рынке  груши. – q

«и» - логическая связка.

Суждение со сложным предикатом: «S есть  и ».

Символически это суждение записывается : p q

б) «На ветке берёзы сидит  снегирь или синица»

Сложное суждение, разделительное – нестрогая дизъюнкция. Состоит  из двух простых суждений. Нестрогая дизъюнкция — суждение, в котором связка «или» употребляется в соединительно-разделитлеьном значении (символ V):

1) На ветке сидит снегирь.  – p

2) На ветке сидит синица. – q

«или» - логическая связка (разделительная).

Суждение со сложным предикатом: «S есть  или ».

Символически это суждение записывается : p v q

в) «Саша любит играть либо в футбол, либо в волейбол».

Сложное суждение, разделительное – строгая дизъюнкция. Состоит  из двух простых суждений:

1) Саша любит играть  в футбол –p

Информация о работе Контрольная работа по "Логика"