Шпаргалки по "Истории литературы (I половина XIX века)"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 13:50, шпаргалка

Краткое описание

И стремительное развитие русской литературы, и ее исключительно высокий идейно-художественный уровень, и ее мировое влияние - все это, как вы знаете, стало возможным благодаря ее связям с освободительным движением, ее деятельному участию в этом движении. В обстановке вопиющего социального гнета средоточием освободительных, гражданственных идей должна была стать и действительно стала литература. Когда русская литература получила мировое признание, зарубежные читатели остро ощутили ее своеобразие и непревзойденную силу. Она покорила их своим смелым вторжением в жизнь, напряженными исканиями истины, своими героями, преисполненными высоких целей, всегда неудовлетворенными собой.

Вложенные файлы: 1 файл

Экзамен по истории литературы.doc

— 357.50 Кб (Скачать файл)

В переходный период за четыре года Лермонтовым было написано сравнительно немного лирических стихотворений: они уступили место эпическим жанрам, а также драматургии. В поэзии Лермонтова звучат мотивы душевного непокоя, страстной жажды перемен, движения, новых впечатлений. Образы бурного моря, грозы, мятежного паруса созданы во многих стихотворениях 1832 г. Это не только отголоски романтической традиции Байрона - в них выразился лермонтовский порыв к действию, к преображению своей человеческой и творческой судьбы. Антитеза мятежа и покоя, свободы и неволи определяют смысл стихотворений "Парус", "Я жить хочу! Хочу печали...", "Моряк" (1832).

Многие стихотворения, написанные в начале зрелого периода, такие, как “Я не хочу, чтоб свет узнал…”, “Гляжу на будущность с боязнью…”  и некоторые другие, по исповедальному тону, стилистике еще тесно связаны с ранней лирикой. Однако постепенно происходит перестройка лирической системы, что и станет предметом рассмотрения в настоящей статье.

Изменения в  лермонтовском методе проявятся, прежде всего, в сознательном отказе от “бессвязного и оглушающего” языка романтических страстей (“Из альбома С.Н.Карамзиной”, “Журналист, читатель и писатель”, “Не верь себе”). Лирическая тема развивается в 1837-1841 годы без импульсивного “набегания” эмоционально-интеллектуального потока

Сочувственную трактовку получают близкие к  покою состояния отдыха, сна, тишины (“Из Гете”, “Спор”, “Утес”, “Дары Терека”, “Воздушный корабль”). Зрелый Лермонтов стремится не к противопоставлению “неба” и “земли”, а к их синтезу. “Небо” и “земля” выступают как взаимодополняющая гармоническая пара: И счастье я могу постигнуть на земле, // И в небесах я вижу Бога…; В небесах торжественно и чудно, // Спит земля в сиянье голубом. На фоне такого единства становится еще более ощутимой неприкаянность “лермонтовского человека”  (“Листок”, “Выхожу один я на дорогу”). Смерть не имеет теперь таких космических масштабов, какие имела в ранней лирике, но предстает во всей беспощадной простоте:

В последние  годы поэт пишет такие стихи, как  “Соседка”, “Узник”, “Сосед”, где  ситуация несвободы позволяет герою ощутить связь с другими людьми:

Однако и духовное и социальное рабство, пропитавшее  общественную атмосферу, по-прежнему остается для Лермонтова неприемлемым (“Дума”, “Прощай, немытая Россия…”). Свобода  и воля в поздней лирике поэта  – высокие, но уже не абсолютные, а подточенные скептицизмом ценности.

Естественно, что  изменения эмоционально-интеллектуальной атмосферы лермонтовской поэзии отразились и на системе лирических жанров. Появляются романсы (“Свидание” и др.), любовные послания (“Валерик”). Лермонтов пишет баллады, в которых ослаблено сюжетно начало (“Дары Терека”, “Тамара”, “Морская царевна”), и элегии, в которые вводит элементы повествования. В стихотворениях, рождающихся из такого скрещения жанров, объединяющим началом является непосредственная лирическая эмоция. Для зрелой лирики поэта характерна легкость, с которой поэт переходит (внутри одного стихотворения) от декламационной патетики к разговорному языку, от задушевной мягкости к обличительному сарказму (“Cмерть поэта”).

Вместо открытой метафоричности Лермонтов теперь предпочитает пользоваться средствами философского иносказания. Откровенность субъективно-лирической стихии сменяется введением объективных образов. Прямое выражение переживаний уступает место выразительным сценкам, где персонажи действуют самостоятельно, но вся картина в целом вырастает из лирической эмоции автора и воплощает ее (“Тучи”, “Утес”, “Листок”, “Пленный рыцарь”, “Завещание”, “Сон” и др.).

Анализ  произведений зрелого периода творчества поэта  позволяет заметить существенное изменение позиции лирического героя. Если прежде лирического героя характеризовала жизнестроительная направленность, нацеленность на героическое или демоническое деяние, стремление создавать не стихи, а судьбу, то теперь поэт творит для читателя и открывает для личности “возможность превратить свою поневоле “случайную”, несбывшуюся судьбу в социально и этически ответственную роль” /4, 260/. И.Родзянская, так говорит о двойственности лирического героя позднего Лермонтова: “От романтизма… вели два пути “реконструкции основ” и критически-трезвого “отречения”. Лермонтов вступил на первый из них в поздних вещах песенного круга, где лирический герой возводит свою личную сложность и трагедийность к неразложимой простоте вселенской нормы и народного мифотворческого сознания. И в лирике тех же лет он создает аналитическую поправку к нерассуждающей цельности песни, продолжая юношескую линию “познания”, т.е. той “поэзии мысли”, которая, избавившись от романтической грандиозности, возмужав и отрезвев, смыкается с “поэзией действительности”. Об этой готовности Лермонтова двигаться сразу в двух направлениях и свидетельствует “двойной” принцип построения лирического субъекта в стихах последних лет” /4, 262/.

Таким образом, основной круг тем, мотивов, образов  сложился уже в ранних произведениях Лермонтова, а беспримерная сосредоточенность поэта на них в позднем творчестве вела не только к самоповторениям, но и к насыщению того, что было открыто, и, казалось бы, отработано, новым идейным и психологическим смыслом.

Важнейшей чертой лирики Лермонтова является не развитие по некой прямой линии, как развивался А.С. Пушкин, да и большинство предшественников и современников поэта. В творчестве Лермонтова обнаруживается особый, редкий тип развития – развития по спирали. Смысл движения Лермонтова-художника не в отмене того, что было выработано на предыдущем этапе, а в постоянном обращении к предыдущим темам, излюбленным мотивам, которые на новом этапе варьировались, обогащались и усложнялись, отражая стремительное развитие личности самого писателя, рост его художественного мастерства, углубление философского содержания творчества.

 

27. Особенности романтического конфликта и сюжета в поэмах М.Ю. Лермонтова

Мцыри (1831-1839)"Мцыри" — последняя романтическая поэма  Лермонтова. Перенос действия на Кавказ с его географическими и этническими признаками в недалекое от повествователя время позволил создать "реалисти­ческий" фон для сильнейшей общечеловеческой страсти, владеющей героем, — любви к свободе и потерянной родине. "Имя темное" героя остается читателю неизвестным, а экзотичес­кое наименование, использованное только в заглавии, Лермонто­вым объяснено в примечании: «Мцыри — на грузинском языке значит "неслужащий монах", нечто вроде "послушника"».

Мцыри - противоположный  Демону хар-р. Он весь - порыв к свободной, яркой, полноценной, подлинно человеческой жизни. Его тоска не безнадежная, это страстная, зовущая к борьбе тоска по идеалу. Мцыри рос одиноким, одиноким оказался он и в борьбе за свободу. Он весь полон стремления жить среди <вольных людей> (только в неск-ко дней побега он жил, а не прозябал). Ему это не удалось, в борьбе с барсом он сам становиться зверем. На нем <печать свою тюрьма оставила> (т.е. монастырь, в к-ром он жил). Но здесь нет внутреннего крушения, к к-рому приходит романтич. индивидуалист. Мцыри падает жертвой объективных об-в, оказавшихся сильнее его. Он побежеден физически, но не духовно.

В герое поэмы  воплощен пафос борьбы за идеал, Мцыри, по Белинскому, <любимый идеал> Лермонтова. Мцыри не индивидуалист, не эгоист, он просто одиночество, заточенное в монастырь.

Оба героя Мцыри  и Демона связаны традициями рус. ром-зма. Типично ром. поэма: единство человека с природой - Мцыри и  гроза, ром. любовь - встреча с грузинкой, борьба - поединок с барсом, свобода - побег из монастыря, любовь к родине. Но поэма писалась параллельно с «Героем…» -> она не могла не приобрести нек-е реалистич. эл-ты: мы узнаем, в какой соц. обстановке жил Мцыри в детстве (несчастное детство). Сама форма исповеди (поэма представляет собой исповедь Мцыри старику-черкесу о трех днях проведенных на воле, противопоставленная монастырскому быту) усиливает психологизм произвед-я, ведь тогда Л. писал соц.-психологич. роман. Эта поэма указывает на рост реалистич. тенденций в творч-ве Л. Поэма написана «упругим стихом» (Белинский). Избыток мужских рифм, свободная строфика и 4-стопный ямб отражают «огненный» хар-р Мцыри.

Демон. Поэму “Демон” можно назвать венцом всего творчества Лермонтова. Поэт работал над нею 10лет(1829-39), поэма имеет 8редакций. В ее основу положен библейский миф о падшем ангеле, восставшем против Бога, изгнанном за это из рая и превращенном в духа зла.Лермонтовский Демон воплощает в себе и мощь свободного разума и разрушительную силу-страсть.Противоречивое единство этих начал,напряж.жизнь духа,неискоренимое стремление к восстановлению гармонии-и невозможность его осущ.сообщают этому образу не только трагизм.но и динамичность.Сюжетно-фабульный конфликт складывается из отношений Демона и Тамары.Однако в его развитие властно вмешивается 3 сила-Бог. Конфликт,развивающийся на втором плане(между ДиТ – Б)наполняет сод-е поэмы филос.смыслом. С момента встречи Т с Д начин.мотив новой жизни.В Д.идёт борьба м/у зарожд.чувством любви и укорениш.привычкой к злу.Но такова гуманистич.сила любви,что Д.готов отказаться от умысла жестокого.Появл.Бога подогревает в Д желание любой ценой удержать Т,не уступив её Б.В Д противоборствуют любовь к Т и яд старинной ненависти к Богу.Тамара оказалась в эпицентре столкновения.Едва вступив в царство юбви и гармонии,Д разрушает его.умертвив Т первым поцелуем.Смысл этого поцелуя: 1)безмерная,испепеляющая страсть Д оказалась гибельной для простой смертной, 2)смертельный яд поцелуя настоян на ненависти и злобе,отравляющей даже такое животворное чувство,как любовь.В любви Д почудился выход из гнетущего одиночества и бесцельности существования.Невозможность обретения подлинно высокой жизненной цели,счастья вне связи с общим миропорядком перключала сюж-псих и нравств-фил сод-е поэмы в иную поскость,связанную с проблемами соц,конкретно историческими.Рабство и свобода-одна из главных антиномий поэмы Л и русской действит-ти 30-х годов.Трагический исход борьбы Д был необыкновенно созвучен эпохе несбывшихся,обманутых надежд. Лерм.Демон - символико-фил. отражение глубинной сущности человеческого духа,чел.рода в процессе его бесконечного и трудового познания мира с целью его пересоздания и очеловечивания.

 

28. Историзм и народность в поэме «Песня про купца Калашникова»

Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника  и удалого купца Калашни­кова" (1837)-важный этап в эволюции Л на пути к народности. Творчески исп.в поэме фольклорные традиции ,Л создает произведение, органически вписывающееся в его худ.систему. Поэт широко исп.приём тройственности, который пронизывает комп-сюж и образно-стил структуру Песни, постоянные эпитеты, развернутые отриц.сравнения.лексико-синтаксич.параллелизмы,повторения окончаний одной строки в начале следующей. Каждый из 3 осн.образов поэмы несет в себе свою соц-ист и нравств-псих правду. В Кирибеевиче подкупают искренность и сила его страсти. Любовь к Алене Дмитриевне захватывает его целиком. Кирибеевич близок лерм.героям,неспособным на компромиссы с собой и жизнью. Получив поддержку в соц.положении воля переходит в своеволие, а глубокое чел.чев-во-в произвол..Иван Грозный-деспотизм и жестокость ричудливо сочет.в нем со справедливостью. Положение самодержавного владыки способствует перерождению многих его луших человеческих качеств в их противоположность. Грозный в поэме предстает и как царь-деспот,и как воплощение правосудия, призванного быть на страже общего в его вековечном споре с частным. Степан Парамонович-тип купца,человека третьего сословия, который однако.близок к народу.Он с наибольшей полнотой воплощает тип русского человека,рус.нац.хар-р.Открытый вызов,бросаемый Калашниковым царск.любимчику опричнику Кирибеевичу и самому царю,олицетворял зревшие в народе силы протеста. Центр.проблема фил.порядка-свободен ли человек в своих поступках или они предопределены обстоятельствами.судьбой,Богом. Даже если человек не свободен в выборе своей судьбы,её конечныз рез-в,он свободен в выборе между добром и злом-свободен нравственно.

 

29. «Герой нашего времени»

.ГНВ. представляет  собою цикл, состоящий из пяти  повестей. Единственный завершенный  роман Лермонтова не задумывался первоначально как цельное произведение. В "Отечественных за­писках" за 1839 г. были опубликованы "Бэла. Из записок офицера о Кавказе" и позже "Фаталист" с примечанием, "что М.Ю. Лер­монтов в непродолжительном времени издаст собрание своих повестей, и напечатанных и ненапечатанных"; в 1840 г. там же печатается "Тамань" и следом выходит двумя частями-томиками "Герой нашего времени".

Цикличность романа – плод отнюдь не одной только творческой индивидуальности Лермонтова, его творческой манеры.

Начнем с того, что «Герой нашего времени» рассказан по меньшей мере тремя повествователями: безымянный автор, впоследствии выступающий лишь в роли публикатора дневника Печорина; Максим Максимыч и, наконец, сам Печорин. Каждое событие в романе – как бы луч света, дважды, а то и троекратно преломленный через усиливающие его линзы. Образ одного человека как бы просматривается сквозь образ другого.

Проблема личности-центраьная в романе. "Герой нашего времени" — это "история души человеческой", одной личности, воплотившей в своей неповторимой индивиду­альности противоречия целого исторического периода. Печорин — единственный главный герой. Его одиночество в романе принципиально значи­мо. Освещены лишь отдельные эпизоды биографии Печорина; в предисловии к его журналу офицер-путешественник сообщает о толстой тетради, "где он рассказывает всю свою жизнь", но, в сущности,, читатель и так получает представление о жизненном пути героя от детских лет до смерти. Это история тщетных попыток незаурядного человека реализовать себя, найти хоть какое-то удовлетворение неиз­менно оборачивающееся страданиями и потерями для него и окружающих.

Печорин — "это  портрет, составленный из пороков всего  нашего поколения, в полном их развитии". Ближе всего к традиционному  роману четвер­тая повесть — "Княжна Мери", однако ее финал противоречит западноевропейской традиции и в масштабе всего произведения ни в коей мере не является развязкой, а неявным образом мотивирует ситуацию "Бэлы", помещенной в общем повествова­нии на первое место.

"Бэла", "Тамань", "Фаталист" изобилуют приключениями, "Княжна Мери" — ин­тригами: короткое произведение, "Герой нашего времени", перенасыщен действием. Безусловно, важную роль играет смена повествователей. Мак­сим Максимыч слишком прост, чтобы понять Печорина, он в основном излагает внешние события. Переданный им большой монолог Печорина о его прошлом условно (реалистическая поэти­ка еще не разработана) мотивирован: "Так он говорил долго, и его слова врезались у меня в памяти, потому что в первый раз я слышал такие вещи от 25-летнего человека, и, Бог даст, в последний..." Литератор, наблюдающий Печорина воочию, — человек его круга, он видит и понимает гораздо больше, чем старый кавказец. Но он лишен непосредственного сочувствия к Печорину. Наконец, сам Печорин бесстрашно, не стараясь ни в чем оправдаться, расска­зывает о себе, анализирует свои мысли и поступки. Лермонтов вплотную приблизился к открытию феномена, названного впоследствии Толстым «текучестью» человечесого характера.В Отрывке эта мысльо неуловимости личности для окружающих иллюстрируется словами:тот,кто думает отгадать чужое сердце-горько ошибается».Герцен:Образ Печорина- одно из худ.открытий Л.Концентрированное выражение особенностей последекабристской эпохи,когда на поверхности видны только потери,а внутри идёт великая работа.Начиная с 19в за Печориным упрочилось определение ишнего человека.В Печорине запечатлена трагедия уже сложившейся развитой личности,обречённой жить в стране рабов.Одна из заслуг- углублённое представление о реальной сложности природы человека.Рефлексия Печорина связана с целями жизни и деятельности,ценностными ориентациями.Движ.нчалом явл.воля,которая переходит в прямой индивидуализм.В стремлении докопаться до человеческой сути.он явл причиною несчастия других,но и сам от этого не менее несчастлив.В Фаталисте ставится вопрос:предопределено ли высшей бож.волей назначение человека и нравств.законы его жизни или человек сам своим свободным разумом,свободной волей определяет их и следует им.Сам Печорин не признает вмешательства высшей воли в дела человеческие.Печорин создает в себе единственного творца своей судьбы и отому-то и дорожит своей свободой как высшей ценностью.

Информация о работе Шпаргалки по "Истории литературы (I половина XIX века)"