Шпаргалки по "Истории литературы (I половина XIX века)"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 13:50, шпаргалка

Краткое описание

И стремительное развитие русской литературы, и ее исключительно высокий идейно-художественный уровень, и ее мировое влияние - все это, как вы знаете, стало возможным благодаря ее связям с освободительным движением, ее деятельному участию в этом движении. В обстановке вопиющего социального гнета средоточием освободительных, гражданственных идей должна была стать и действительно стала литература. Когда русская литература получила мировое признание, зарубежные читатели остро ощутили ее своеобразие и непревзойденную силу. Она покорила их своим смелым вторжением в жизнь, напряженными исканиями истины, своими героями, преисполненными высоких целей, всегда неудовлетворенными собой.

Вложенные файлы: 1 файл

Экзамен по истории литературы.doc

— 357.50 Кб (Скачать файл)

У Б.развивается  философия аскетизма в земном мире он не видит надежды на радости. Задача ч-ка – пережить все земные страдания. Религиозность Б скорбная, п.ч.герой Б.был слишком сильно привязан к земн.жизни. Лирика 2-го периода – сознательное отречение от эпикуреизма и спор с 1-м пер.

Осн.жанр лирики 2-го периода – жанр элегии.

Различаются 2 вида элегий: Интимная(«Тень друга», «Мой гений», «Разлука», «Я чувствую» и  др.) и Историч-я(«переход русских  войск через Неман», «переход ч-з Рейн») «интимная» элегия –это элегия разочарования.Чувство горести обусловлено несчастливой любовью, потерей дружбы, личным душевным опытом. Б достигает здесь не только эмоц-ой напряженности, но и подлинного психологизма.

Все его позднее  тв-во пронизано чувством острого трагизма, ощущением невозвратности счастья. Обуреваемый страхом перед революцией, ее насилием и разруш-ой силой, он боится за Россию.

Обаяние поэзии Б — в удивительном переплетении иллюзорного и действительного.

Б сам ясно сознает нереальность своей утопии (ведь современному человеку уже не стать человеком «древним»), но он наделяет свою мечту всеми красками жизни, лучшими ее св-ми — любовью, радостью, наслаждениями, молодостью, красотой.

Жизнь батюшковского  лир героя дана как заведомая утопия, как «украш-ый мир вымыслов» (выражение В. В. Виноградова). Отсюда — нарочитое исп-ие мотивов, сюжетов, образов античной и новой европейской лирики.

Мы можем определить историко-лит-ое значение Б словами  Белинского: «Батюшков много способствовал тому, что Пушкин явился таким, каким явился действительно. Одной этой заслуги со стороны Б. достаточно, чтоб имя его произносилось в истории рус лит-ры с любовью и уважением».

9. Своеобразие  романтизма декабристов

Литературным  центром декабристов было руководимое Ф.Н.Глинкой “Вольное общество любителей российской словесности”, в сфере влияния декабристских идей находилась “Зелёная лампа”, свою литературную политику декабристы (Н.Тургенев, М.Орлов, Н.Муравьёв) пытались проводить в “Арзамасе”, а когда эта попытка окончилась неудачей, Н.И.Тургенев создаёт “Журнальное общество”. Печатными органами, отражавшими декабристские идеи, были “Труды Вольного общества любителей российской словесности” (или “Соревнователь просвещения и благотворения”, 1818-1825), альманах А.А.Бестужева и К.Ф.Рылеева “Полярная звезда” (1823-1825), “Мнемозина” В.К.Кюхельбекера (1824), “Русская старина” А.О.Корниловича и В.Д.Сухорукова (1825).

Среди декабристов-литераторов, конечно, были разногласия, но вместе с  тем было и принципиальное сходство, позволяющее говорить о системе декабристских эстетических идей.

А.Бестужев представляет следующую эстетическую ситуацию: существование  оригинальной русской литературы почти  невозможно, так как образованные люди говорят не на родном языке. Однако Бестужев упоминает всё-таки некую “новую школу нашей поэзии”, которая началась с Жуковского, Батюшкова и, конечно, Пушкина, который “вместе с двумя предыдущими составляет наш поэтический триумвират” (10); кроме того “новую тропу в русском стихотворстве” пробил Рылеев, “сочинитель дум”.

О сущности “новой школы нашей поэзии” писал  другой декабрист О.Сомов в статье “О романтической поэзии” (1823). Романтической  поэзией он называет “новейшую поэзию, не основанную на мифологии древних” (13), а основанную на оригинальных народных верованиях, нравах, обычаях. В итоге О.Сомов приходит к выводу: “Народу русскому, славному воинскими и гражданскими добродетелями, грозному силою и великодушному в победах, населяющему царство, обширнейшее в мире, богатое природою и воспоминаниями, — необходимо иметь свою народную поэзию, неподражательную и независимую от преданий чуждых” (18).

Статья К.Ф.Рылеева  “Несколько мыслей о поэзии” (1824) явилась  своеобразным итогом эстетических рассуждений  декабристов: “ни романтической, ни классической поэзии не существует” (23) — разве оригинальная и самобытная поэзия Гомера или Эсхила не романтическая? “Истинная поэзия в существе своём всегда была одна и та же, равно как и правила оной” (24). Главным из этих правил является оригинальность, национальная самобытность поэзии, её причастность реальной жизни народа и общества, гражданственность.

Декабристская эстетика стала основой “гражданского  романтизма” декабристской поэзии. Романтизму свойственно повышенное внимание к внутреннему миру человека, в творчестве декабристов оно принимает характер гражданского самовыражения личности.

ЖАНРОВО-СТИЛЕВОЕ МНОГООБРАЗИЕ ДЕКАБРИСТСКОЙ ПОЭЗИИ

Своеобразие декабристской  эстетики, пафос гражданского героизма потребовал использования новых  жанровых форм. Прежде всего внимание декабристов привлёк жанр оды. В оде у классицистов поэт выступал от имени всего народа, выражая таким образом не свою личную точку зрения на изображаемые события, а общенародную. У декабристов герой трагически отчуждён от народа и должен совершить подвиг для единения с ним; одиночество героя и обречённость на конфликт привели к появлению элегической тональности.

Сходные изменения  произошли с жанром дружеского послания: “высокое” послание XVIII века с элементами сатиры сочетается с интимностью  интонаций посланий “арзамасцев”. В декабристском дружеском послании (“Моё прости друзьям Кисловскому и Приклонскому” В.Ф.Раевского, “К артельным друзьям” П.Колошина) в основе лежит гражданское чувство, раскрытое с естественностью разговорной интонации и дружеской откровенностью.

Попадает в  поле зрения декабристов и жанр баллады, понятый как поэтическая форма  народной фантазии.

Наиболее удачным  жанровым экспериментом декабристов  в лирике стали “Думы” К.Ф.Рылеева, неслучайно Бестужев ставил их на первое место среди созданий “новой школы нашей поэзии”.

Декабристы создали  особую, характерную только для гражданского романтизма разновидность жанра  поэмы (“Войнаровский”, “Наливайко”, “Хмельницкий” К.Ф.Рылеева). Поэма  вобрала в себя все поэтические  открытия декабризма: историческую достоверность, национальную, гражданскую и патриотическую тематику, трагический герой-титан. Новое в декабристской поэме — разочарованный герой. Причиной его разочарования были не смутное уныние (подобно элегиям Карамзина и Жуковского), не любовные неудачи, не усталость от жизненных утех и светской суеты, разочарованность декабристского героя мотивируется тем, что он жертва судьбы, не позволившей ему реализовать свой могучий потенциал героический потенциал героических деяний, идеал героической жизни.

Декабристы были авторами интересных прозаических произведений — “Письма русского офицера” (1815-1816) Ф.Н.Глинки и его роман “Зиновий Богдан Хмельницкий, или Освобождённая  Малороссия” (1817), “Европейские письма” (1820) В.К.Кюхельбекера и его повесть “Адо” (1824), роман А.Бестужева-Марлинского “Роман и Ольга” (1823) и его повести ливонского цикла “Замок Венден” (1821), “Замок Нейгаузен” (1824), “Ревельский турнир” (1824), “Замок Эйзен” (1825), рыцарские повести Н.Бестужева “Гуго фон-Брахт” и Н.Муравьёва “Превратности судьбы”, фантастические произведения “Земля безглавцев” В.К.Кюхельбекера и “Сон” А.Улыбышева. У прозы декабристов несмотря на жанровое многообразие есть устойчивые общие черты: действие концентрируется вокруг главного героя, наделённого возвышенной страстью; события предопределены, поэтому историческая обстановка воспринимается как фон, декорации для трагического героя, совершающего жертвенный подвиг.

 

10. Думы  Рылеева

Особое место  в творчестве Рылеева занимает поэтический  цикл "Думы", который создавался в 1821-1823 гг., а в 1825 г. был издан отдельной книгой. В предисловии к этой книге Рылеев объяснил происхождение и особенности жанра составляющих ее стихотворений и цель, которую он стремился достигнуть: "Напоминать юношеству о подвигах предков, знакомить его со светлейшими эпохами народной истории, сдружить любовь к отечеству с первыми впечатлениями памяти - вот верный способ для привития народу сильной привязанности к родине…"

Центральное место  в думах занимают образы борцов за независимость родины и свободу народа, борцов против деспотизма и угнетения. Поэт восхищается мужеством Святослава, Мстислава Удалого, Дмитрия Донского, Ермака, Ивана Сусанина. Особенно дорог ему Волынский, воплощение "доблести гражданской", "отчизны верный сын", "заклятый враг постыдного неправосудья . Не возникает сомнения, что мысли, которые высказывает Волынский: "Славна кончина за народ!.. За истину святую. И казнь мне будет торжеством!", его готовность, "любовью к родине дыша", стать "за страждущих - железной грудью", - все это были убеждения самого Рылеева.

Свой идеал  поэта, "правды верного жреца", "поклонника пламенного добра", "органа истины священной", который "выше всех на свете благ Общественное благо  ставил Святую добродетель славил", всегда оставался "гонимых обороной И зла непримиримым врагом", Рылеев воплотил в думе "Державин".

Особое место  в цикле занимает "Иван Сусанин", единственная дума Рылеева, в центре которой стоит не царь, не князь, не вельможа, мнящий принести темным безмолвным массам свободу, просвещение, а человек из народа, который служит правому делу так, как он его понимает. Сусанин - самый исторически правдивый характер из всех, которые мы видим в думах. Думу "Иван Сусанин" высоко ценил Пушкин. Глинка создал оперу "Иван Сусанин".

Общенародной известностью пользовалась дума "Смерть Ермака", которая стала народной песней ("Ревела буря, гром гремел").

В 1823 г. создается  поэма "Войнаровский", отразившая значительные изменения, происходившие  в творчестве Рылеева. В ней уже  нет того слияния автора с героем, в уста которого поэт вкладывает свои мысли и убеждения, которое было характерно для дум. Поэт и герой уже по-разному смотрят на происходящее, по-разному оценивают его. Содержание поэмы составляет теперь повествование, ход событий, которым она посвящена. Своеобразие рылеевской поэмы отметил Пушкин: "Рылеева "Войнаровский" несравненно лучше всех его "Дум", - писал он, - слог его возмужал и становится истинно-повествовательным, чего у нас почти еще нет".

 

11. Романтическое  воплощение национального и исторического в поэме Рылеева «Войнаровский»

1823 г – наступление  нового периода творчества Р. Он начинает работу над поэмой «В»

Учителем Р  в этой его поэме был Пушкин: у него Р, по его собственному признанию, учился стихотворному языку.

«В» — поэма  из исторического прошлого Украины. Герой поэмы — племянник Мазепы и ближайший участник в его заговоре против Петра I. После смерти Мазепы Войнаровский бежал за границу, но потом был выдан русскому правительству и сослан в Якутскую область. Время действия поэмы — 30-е годы XVIII века. Историк Миллер, путешествующий по Сибири, встречает вблизи Якутска ссыльного Войнаровского, и тот рассказывает ему о своей жизни, о Мазепе и об участии в заговоре.

Изменника и  предателя Мазепу сам Рылеев называл  «великим лицемером, скрывающим свои злые намерения под желанием блага к родине». История Войнаровского в изобр-и Р — это история благородного и пылкого молодого человека, искренне поверившего Мазепе и совращенного им на путь измены.

Р наделил своего героя тем же свободолюбием, каким  обладал он сам. Поэта прежде всего  интересовала возм-ть использ-я избранного им сюжета в целях борьбы с самодержавием. Так же как в «Думах», образ автора сливается в поэме с образом Войнаровского. В речах В мы слышим голос трибуна и гражданина, борющегося за «свободу человека», за его «своб права» против «тяжелого ига самовластья». Как романтик, Рылеев меньше всего интересовался воссозданием подлинного ист-го смысла заговора Мазепы против Петра I. Р идеализировал здесь образ Мазепы и дал его в противоречии с ист правдой.

Р. преодолевает в «В» односторонность дум, он стремится к широте худож.позиции, к правдивости психологич.хар-к. В «В» проявл-ся романтич-й субъективизм Р. «В» - романтическая поэма. Ее центром служит фигура гл.героя. Кроме вступления, описат.ремарки, связывающей 1 и 2 части поэмы, и эпилога, поэма предст.собой исповедь В. Она покоряет мастерством повествования. Но исповедь В. не преврат-сь в подробн.историю событий. В.логически связно, причинно-обусловленно рассказывает о своей жизни, Р.отбирает самые значит-е, вершинные эпизоды. Романтич.ха-р стр-ры поэмы подкрепляют резко антитетичные хар-ры(благородный В. и коварный Мазепа) и необычные ситуации: стремление В. к подвигам и его участие в коварном замысле Мазепы, идиллия любви В. с казачкой, разлука с ней и встреча ч-з много лет в снегах Якутии и др.

Необычен и  внешн.облик героев поэмы. Особая постановка центр.персонажа ощутима уже в  портрете. Она ощутима уже в  первом появлении перс-жа В.появл-ся с «беспокойным»взором, с «суровым, тоскующим» выраж-и лица, с тревожными думами, отпечатавшимися на его челе, с пламенем в глазах.Портрет центр.персонажа в рус романтич.поэме чаще всего сост-тся описанием чела, волос, взгляда, улыбки, смеха. Это абс-но соотв-ет «составу» портрета в байроновской поэме.

Рус.романтич.поэма  сохраняет печать высокости и значит-ти в портрете центр.перс-жа. Однако она ее смягчает за счет деталей психологич-го, отчасти сентим-го плана, явно ослабляющих бурную энергию байроновского ценр.перс-жа.

В рус.романтич.поэме  гл.герой отпадает от большинства, от своих соотечественников. Его позиция асоциальна, противостоит господствующей гос.власти или же нац объединению.

Отметим неск-ко моментов в духовном развитии В.:

1.Прошлое В.рисуется  в идиллистических тонах. Нет  намека на разлад.

2.Перемена началась  с участия в мятеже Мазепы. Отпадение от центр.власти(Ррмантич!), борьба с соотечеств-ми, месть и убийство.

3.Под знаком  отчуждения и послед.фаза жизн.пути  В.Отъединение от людей, параллелизм  мрачн.душевн.сост-я героя и суровости  природы.

Информация о работе Шпаргалки по "Истории литературы (I половина XIX века)"