Русская литература второй половины 19 века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2014 в 19:59, доклад

Краткое описание

Несмотря на различия в воззрениях, славянофилы и западники выросли из одного корня. Почти все они принадлежали к наиболее образованной части дворянской интеллигенции, являясь крупными писателями, учеными, публицистами. Большинство их были воспитанниками Московского университета. Теоретической основой их взглядов была немецкая классическая философия. И тех и других волновали судьбы России, пути ее развития.

Вложенные файлы: 1 файл

Этап 2 Литература.docx

— 57.72 Кб (Скачать файл)

                                    Русская литература  второй половины 19 века 

1.Я связываю понятие либерал заповедник. народник ,революционер – демократ, почвенник с политическими действиями 19 века а то - есть реформами  Петра  I.

2. Оценка, сказанная Герценом.

Несмотря на различия в воззрениях, славянофилы и западники выросли из одного корня. Почти все они принадлежали к наиболее образованной части дворянской интеллигенции, являясь крупными писателями, учеными, публицистами. Большинство их были воспитанниками Московского университета. Теоретической основой их взглядов была немецкая классическая философия. И тех и других волновали судьбы России, пути ее развития.

3. Рассвет русского реализма наступил в 50  года 19   века Тургенев, Достоевский, Толстой чехов.

4. Чистое искусство -  это  условное название ряда  электрических  концепций, которые свойственно утверждений самоценности всякого  художественного творчества, т.е.  независимое искусство от политики, общественных проблем, воспитательных задач.

Противником  «чистого искусство» являлся Белинский он и писал , что искусство , прежде всего, должно быть искусством , мы тем не менее думаем, что мысль о каком то чистом отрешенном искусстве живущем в своей собственной сфере … есть мысль отвлечения, мечтательная. Такого  искусства ни когда не было и не будет.

 Представление «Чистого  искусства» упрекали в отказе  от решения социальных проблем  и многочисленных пародий подчёркивание  именно эту особенность их  произведений. Для подтверждения  есть произведение стихотворение Д, Д, Минаева Дуэт Фета и Розенгейма

                                              А.Н.  Островский

1. Почему Гончаров связан  с именем Островского к рождению русского театра?

К 35 годам творчества Островского Гончаров в приветствии написал.

«Литературе Вы принесли в дар целую библиотеку художественного произведений , для сцены создан свой особый мир . Вы один достроили то здание в основание которого положили краеугольные камни Фонвизин,  Грибоедов , Гоголь. Но только после вас мы, русские можем с гордостью сказать , у нас есть свой русский национальный театр. Он, по справедливости,  должен называться «Театр Островского»»

3. Если честно мне понравились  все сцены драмы  «Бесприданница»  что то выделить  сложно  есть  сцены где есть юмор особенно  с участием «Робинзоном» А также есть сцены где показывается страх что могут подумать люди когда познают , что купцы пьют шампанское по утру и в тихоря перелив шампанское в чайник могут пить как будь то чаёвничают.

 Трагедия Ларисы.

Ларисе Огудаловой пришлось испытать равнодушие и жестокость окружающих, пережить любовную драму, и в результате она гибнет, так же как и героиня Грозы. Но при кажущейся схожести Лариса Огудалова обладательница совсем иного характера, нежели Катерина Кабанова. Девушка получила великолепное образование. Она умна, утончённая, образованна, мечтает о красивой любви, но изначально ее жизнь складывается совсем иначе. Она бесприданница. Мать Ларисы очень корыстолюбива. Она торгует красотой и молодостью своих дочерей. Старшие сестры Ларисы уже пристроены благодаря заботам оборотистой родительницы, но, к сожалению, их жизнь складывается весьма и весьма трагично.

6. Цельность, решительность характера Катерины, ее «русской живой натуры» выразилась в том, что она отказалась подчиняться распорядкам дома Кабанихи с его «насильственными, мертвящими началами» и предпочла смерть жизни в неволе. Она, по словам Добролюбова, «не хочет мириться, не хочет пользоваться жалким прозябанием, которое ей дают в обмен за ее живую душу…». И это решение Катерины было проявлением не слабости, а духовной силы и смелости.

                                           И. А.  Гончаров

1.Какие качества вы  бы поставили на первое место  при оценке творчества Гончарова: эпический талант, мастерство психологического  анализа, точность социальных  характеристик?

В каждом романе есть одно из этих качеств, но чаще, на мой взгляд, просматривается точность социальных характеристик.

6. Как вы охарактеризуете роман Обломов? Что особого есть в реалистической картине мира.

Роман  является одним из лучших писателя  Гончарова . Роман рассказывает про Илью Обломова и его лени.

Реализм - художественный принцип, сущность которого в стремлении к широкому, многостороннему, правдивому изображению реальной жизни в художественном произведении. Именно Гончаров отчетливо воплощает в своих романах это важнейшее качество реализма.

Реализм Гончарова иногда квалифицируют как критический, иногда - как мифологический (тут опора делается, прежде всего, на «Сон Обломова» ). Однако очевидно, что перед нами активный противник всякого отхода от изображения реальной картины жизни.

Одним из самых существенных для реализма приемов отображения действительности является типизация. Это и типичность образов героев, и типичность обстоятельств, которые окружают и даже создают этих героев.

7.Характеристика Обломова  как личность и человека своей  эпохи.

Гончаров описывает Обломова человека   тридцати двух  - трёх лет. Среднего роста, приятной наружности, беспечно глядящий на мир темно – серыми глазами мягкость была господствующим и основным выражением, не лица только, а всей души героя: мягки движения, мягок халат, мягки туфли. …  Но также Обломов  является постоянно лежащим и ленивым человеком.

                                            

                                                     Иван  Сергеевич Тургенев 

              

1)

1818, 28 октября (9 ноября). В Орле, в дворянской семье родился Тургенев Иван Сергеевич. Детство провел в родовом имении матери Спасском-Лутовинове Орловской губернии.

Отец был из знатной семьи. Мать наоборот  Варвара Петровна не могла своей похвастаться родословной, дед был скрягой, отец скандалист и буян, обиравший, ещё будучи молодым офицером, валдайских ямщиков. Дядя сумасшедший скупец( любил скупать жемчуг). Тургенев не одну горькую страницу  своих писаний посвятил Лутовиновым.

 В семье Тургеневых  – Лутовиновых  уживалось высокая культура, взысканный вкус и не прикрытый деспотизм, порождавший откованную жестокость не только к крепостным крестьянам, но и к собственным детям.  В доме звучала музыка играли спектакли . У них были такие гости как Жуковскийи  известный баснописец И.И. Дмитриев. Как то Тургенев сказал Дмитрееву , что его басни хороши а у Крылово лучше , что после этого матушка отхлестала его.

1827-1829. Обучение в частном пансионе в Москве. Детство закончилось быстро началась учёба,  Тургенев овладел несколькими иностранными языками: английский, немецкий , французский, латинским а также обрёл знание в других областях науки.

1833. Начало обучения в Московском университете. В этом году писатель поступает на словестный факультет Москокова университета, затем  переводится В Санкт Петербургский университет и заканчивает в 1837 году.

1834. Перевод в Петербургский университет. Первый литературный опыт - подражательная романтическая поэма.

В университете происходит с ним много событий, он попадает на лекции Гоголя в 1836 году присутствовать на представлениях «Ревизора» оперы Глинки «жизнь за царя» и встреча А.С. Пушкина, которого видел за несколько дней до смерти поэта.  В 1834 году Тургенев пишет поэму «Стено» первый литературный опыт 1836. Появляются в печати лирические стихи, поэмы.

1837. Окончание словесного отделения философского факультета Петербургского университета. После университета Тургенев едет в Берлин, где изучает философию, историю, филологию.1838-1841. Слушание курса лекций в Берлинском университете.

1843. Сближение с Белинским. Знакомство с Полиной Виардо.

Сближение привело к точному определению кем будет Тургенев. 

1852. Напечатаны 20 очерков из "Записок охотника". За статью-некролог о Гоголе, за антикрепостническую направленность "Записок охотника" сослан в Спасское-Лутовиново под присмотр полиции. Написал повесть "Муму".

1856. Выходит из печати роман "Рудин", который является первым романом. Который был прочитан друзьями. После определённых замечаний добровольно доработал его.  

1857. вышла повесть "Ася".

1859 в журнале Современник был напечатан второй роман под названием "Дворянское гнездо".   В 1860 выходят Роман "Накануне", повесть "Первая любовь". 1862. Роман "Отцы и дети". 1867. Роман "Дым". 1876. Роман "Новь". 1877-1882. Стихотворения в прозе.

1880. Речь на открытии памятника А. С. Пушкину в Москве.

 Тургенев  пытается  Толстого  привлечь его к открытию памятника Пушкину. Но даже приезд в Ясную Поляну не помог залучить Льва Николаевича Толстого  на торжество. На открытие памятника собралась вся элита литературы. Тургенев , Достоевский, Гончаров, Писемский, Фет, Аксаков, Майков, Григорович, Полонский, Островский, и представители научных , литератупных благотворительных обществ. Памятнике поставили  Гусарский офицер Александр Пушкин  тут же стоял… Он ещё не стар… - Пушкинский праздник – речи, обеды, чтение – Для Тургенева был и высшим  увенчанием , и прощанием с России. Он хорошо это понимал.

1883, 22 августа (3 сентября). Иван Сергеевич Тургенев умер близ Парижа в местечке Буживаль. Прах перевезен на родину и похоронен на Волковом кладбище в Петербурге.

2 Какова  роль названия "Отцы и дети "в построении всего произведения ?

Что представляет название романа в плане словесном? Выражение “отцы и дети” в контексте произведения неоднозначно. У Базарова и Аркадия отцы — участники сюжета. Упоминаются прямые родственные связи других персонажей. Однако название романа метафорично. Под “отцами” можно понимать все старшее поколение, на смену которому идут молодые — “дети”.  
Заглавие романа Тургенева несет важную организующую функцию. Тема “отцов” и “детей” буквально пронизывает все повествование. Уже в самом начале Николай Петрович Кирсанов представляется читателям и как отец, ждущий сына, “получившего, как некогда он сам, звание кандидата”, и как сын “боевого генерала 1812 года”. Он же в десятой главе вспоминает, как сказал однажды своей матушке, что “вы, мол, меня понять не можете; мы, мол, принадлежим к двум различным поколениям”. “Вот теперь настала наша очередь...” — продолжает Николай Петрович. В историях героев постоянно намечаются противопоставления поколений. Так, Базаров говорит о своих родителях: “Я думаю: хорошо моим родителям жить на свете! Отец в шестьдесят лет хлопочет <... > и матери моей хорошо: день ее до того напичкан всякими занятиями, ахами и охами, что ей и опомниться некогда, а я...” Особенно значительны размышления Николая Петровича в одиннадцатой главе, когда он ясно осознал свое разъединение с сыном. “Брат говорит, что мы правы, — думал он, — и <...> мне самому кажется, что они дальше от истины, нежели мы, а в то же время я чувствую, что за ними есть что-то, чего мы не имеем, какое-то преимущество над нами... Молодость? Нет, не одна только молодость”.  
Конечность человеческой жизни и бесконечность действительности — и об этом тоже напоминает нам роман, являющийся документом своей эпохи.  
Как можно обобщить все вышесказанное? В чем же, наконец, смысл названия романа? “Отцы и дети” — это символ вечно обновляющейся жизни. Роман “Отцы и дети” — о жизни, такой, какой она предстала перед Тургеневым, и о том, как он ее понял.

3. Охарактеризуйте противостояние  Базарова и "отцов". Спор полемика  или диспут поколений изображён  на страницах романа?

Конфликт отцов и детей является вечной и общечеловеческой проблемой, но в конкретно-исторических условиях он приобретает особые грани. Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети», написанный в период глубоких исторических перемен, связанных с реформой 1861 года, показывает, что в России этого времени проблема отцов и детей воплотилась в противостоянии старых и новых идейных, общественно-политических и нравственно-философских позиций. С одной стороны, это поколение «отцов», к которому принадлежали дворянские либералы, с другой — идущее ему на смену поколение «детей», то есть новой, демократически настроенной молодежи, отрицавшей все, что было связано со старым миром. Перед нами разворачивается диспут общественно-исторических поколений.

                                            

                                                    Ф.И Тютчев

1.Строки стихотворения  Ф,И, Тютчева мне нравятся

                                                           

                                                       НЕ РАССУЖДАЙ, НЕ ХЛОПОЧИ

 
Безумство ищет, глупость судит; 
Дневные раны сном лечи, 
А завтра быть чему, то будет.

 Живя, умей все пережить: 
Печаль, и радость, и тревогу. 
Чего желать? О чем тужить? 
День пережит —  и слава богу!

Все, что было сегодня  плохое сном   всё вылечится и забудется и жизнь продолжается.

 

2 Мировоззрения    отразилась Тютчева   в его поэтическом творчестве .

Особенности поэтического мировоззрения Ф.И. Тютчева  
Ф.И. Тютчев принадлежал к литературному поколению русских романтиков-»любомудров» (В Одоевский, И. Киреевский, С Шевырев, Д. Веневитинов), что, в первую очередь, и определило своеобразие художественного мировосприятия этого великого русского поэта. Его лирику можно рассматривать как «дневник души», живущей личными предчувствиями и всеобщими предзнаменованиями.  
Ранние стихотворения Тютчева 1823 - 1825 годов («Слезы», «Проблеск», «К Н.» отражают увлеченность христианской мистикой.  
Период поэтической зрелости Тютчева совпадает с проявлением «античного» начала в его творчестве. Античность воспринимается поэтом также в романтическом ключе. В романтическом мировосприятии ему оказываются близки идея всеединства мира, ощущение «вселенской жизни», цельности мироздания, в которое органично включается и существование человека.  
Однако чувство вселенской гармонии для Тютчева - это не застывшая красота, не однообразие и неподвижность природных форм, а постоянная изменчивость, вечное обновление, игра, динамика, фантазия.  
В тютчевском мировоззрении мы наблюдаем абсолютную гармонию мысли и чувства: герой-лирик неотделим у него от героя-мыслителя, романтически возвышенный мечтатель - от серьезного, глубокого философа.  
Лирический герой Тютчева утверждает ценность таинства невысказанной мысли, неиссякаемым источником, живым ключом которой становится гармония природы, всеединство мира. Высшее, действительное предназначение человека - победить в себе первобытный хаос.  
Таким образом, мы видим, как разительно меняется поэтическое мировосприятие Тютчева: от ощущения гармонии, цельности, единения поэт постепенно приходит к сознанию разделенности внешнего и внутреннего, разъединенности реального и идеального в человеке и окружающем мире.        

 

                                                      А. А. Фет                                                                   

Информация о работе Русская литература второй половины 19 века