Шпаргалка по "Языкознанию"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2014 в 03:43, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Языкознание".

Вложенные файлы: 1 файл

Yazykoznanie_kak_nauka.docx

— 193.25 Кб (Скачать файл)

 

        Особое место в цикле фонетических  дисциплин занимает фонетика экспериментальная (или инструментальная). Её роль в решении спорных проблем фонетического описания того или иного языка, в моделировании процессов автоматического распознавания и синтеза звучащей речи и т.п. исключительно велика. Сегодня она, благодаря тесным контактам с естественными науками и инженерными областями, располагает множеством инструментальных способов исследования производства и  распознавания человеческой речи.   

 Фонология может члениться  на линейную (сегментную), имеющую дело с такими следующими друг за другом в речи единицами, как фонема и слог, и нелинейную (надлинейную,суперсегментную, супрасегментную), которая занимается просодическими средствами (тон, слоговой акцент, ударение, интонация). Иногда в рамках фонологии как функциональной фонетики  соответственно противопоставляют фонематику (или фонемику) и просодику (или просодемику).  
    При более тщательном подходе, учитывая, что к линейным единицам относится не только фонема, но и слог, в сегментной фонологии следует различать учение о фонеме (фонемику) и учение о слоге (сииллабемику).  
    Фонема в языках неслогового строя (таких, например, как русский, немецкий, английский, латинский, санскрит) выступает в качестве кратчайшей функциональной единицы в составе означающего (экспонента) морфемы или слова. В языках же нефонемного строя (как, например, в китайском, бирманском, вьетнамском) аналогичную роль играет слог. Как конститутивную фонологическую единицу, его именуют силлабемой (или слогофонемой).  
    В суперсегментной фонологии могут быть разграничены тонология, акцентология и интонология — дисциплины, имеющие своими объектами такие просодические явления, как тон, словесное ударение и синтаксическая интонация.  
    Следует отметить, что если в первой и особенно во второй трети 20 в. интерес языковедов сосредоточивался преимущественно на проблемах сегментной фонологии, то в самые последние десятилетия 20 в. резко обострился интерес к суперсегментной фонологии (особенно к проблемам интонации). Объясняется это тем, что сегодня в фокусе интереса оказываются не столько такие значащие языковые единицы, как слово и морфема, а такие конструктивные языковые объекты, как предложение и высказывание (звучащий текст). Значительное внимание уделяется проблемам ввода звуковой информации в компьютер и компьютерного синтеза звучащей речи.  
    Место дисциплин фонетико-фонологического цикла в научном исследовании и в преподавании языков предопределяется тем, что звуковая материя является первичной субстанцией, в которой язык возник и существует.  
    Большинство языков мира не имеют письменности, и далеко не всякая система письменности способна фиксировать особенности звучащей речи. По этой причине лингвист обращается к специальным системам фиксации звуковых явлений (транскрипциям). 

Фонетическое членение звучащей речи

Речь представляет собой поток звуков, звуковую цепь. Эта цепь членится на отрезки – речевые единицы, выделяемые различными фонетическими средствами. В русском языке такими единицами являютсяфраза, речевой такт, фонетическое слово, слог и звук.

Наибольшей единицей, выделяемой при фонетическом членении речи, является фраза – относительно законченный в смысловом и интонационном отношении отрезок речи. Например, звуковая цепь Была осень.// По большой дороге скорой рысью ехали два экипажа.// В передней карете сидели две женщины// (Л.Толстой) членится паузами на три фразы (границы между паузами обозначаются двумя вертикальными чертами). Фраза соответствует относительно законченному по смыслу предложению. Однако её нельзя отождествлять с предложением. Фраза – это фонетическая единица, а предложение – грамматическая, они относятся к разным уровням языка. Фразы могут и не совпадать с предложениями. Например: Было ветрено, сыро и скверно.// Дверь в сад была открыта,// на почерневшем от мокроты полу террасы высыхали лужи ночного дождя//(Л.Толстой). В приведённом тексте два предложения и три фразы.

Фразы в свою очередь могут члениться на речевые такты. Речевые такты – более или менее законченные по смыслу части предложения. Например: Было ветрено,/ сыро/ и скверно - фраза состоит из трёх тактов (границы между тактами обозначаются одной вертикальной чертой). Однако следует иметь в виду, что деление это условно, так как в зависимости от темпа речи и желания говорящего выделить ту или иную часть высказывания членение предложения на речевые такты может иметь варианты. Так, возможны варианты членения фразы на речевые такты; ср.:На другой день весть о пожаре/ разнеслась по всему околотку (А. Пушкин). – На другой день/ весть о пожаре/ разнеслась по всему околотку. – На другой день/ весть о пожаре/ разнеслась/ по всему околотку. В некоторых случаях варианты членения фразы на речевые такты отражают разное значение. Например, ср.: Надо учиться,/ работать/ и отдыхать. – Надо учиться работать/ и отдыхать.

Речевой такт может состоять из одного или несколькихфонетических слов. Фонетическое слово – это отрезок звучащей речи, объединённый одним словесным ударением. Фонетическое слово может состоять из одного или более слов, объединённых одним ударением. Например, во фразе В ту же ночь/ широкая лодка/ отчалила от гостиницы…(И. Тургенев) три речевых такта, в каждом из которых по два фонетических слова (сочетания слов в ту же, от гостиницы образуют одно фонетическое слово). В фонетических словах, состоящих из двух и более слов, безударные слова могут стоять впереди или после ударного слова. Например, в фонетическом слове от гостиницы безударный предлог стоит впереди слова с ударением (проклитика), а в фонетическом слове хотел быбезударное слово стоит после ударного (энклитика).

Фонетическое слово делится на слоги, а слоги – на звуки. Разные линейные отрезки речевого потока называются сегментными единицами.Звук – это наименьшая сегментная единица. Каждая следующая по величине сегментная единица состоит из более мелких: слог

– из звуков, фонетическое слово – из слогов, речевой такт – из слов, фраза – из тактов.


Фонемный анализ

Функции фонемы   

 Звуковая материя формируется  и используется каждым языком  по-особому, в соответствии с правилами  его фонологической системы, включающей  в себя подсистему сегментных  средств и подсистему суперсегментных (просодических) средств.  
    Минимальными (кратчайшими в линейном плане) структурно-функциональными звуковыми единицами в большинстве языков являются фонемы. Они сами по себе не обладают значениями, но потенциально связаны со смыслом как элементы единой знаковой системы. В сочетании друг с другом и нередко по отдельности они образуют экспоненты слов и морфем и обеспечивают опознавание (идентификацию) и различение (дифференциацию) языковых знаков как значимых единиц.  
    Так, благодаря разному составу фонем, а именно употреблению разных фонем в одной и той же позиции, в экспонентах русских слов род /rot/ и рад /rat/ оказываются возможными опознание каждого из этих слов и их различение между собой. Точно также различные фонемы появляются в тождественных позициях, различая экспоненты, а тем самым и в целом

  • английские слова but /bVt/ ‘но’ и boot /bu:t/ ‘ботинок, башмак’,
  • немецкие слова liegen /li:g&n/ ‘лежать’ и legen /le:g&n/ ‘положить, класть’,
  • французские слова mais /mE/ ‘но’ и mes /me/ ‘мои’.

 

    В большинстве случаев  экспоненты слов оказываются  многофонемными. Однофонемными экспонентами  располагают, например, русские слова а /a/, и /i/, у /u/, в /v/, к /k/, морфемы -л /l/ в спа-л, -ть /t’/ в спа-ть, -ы /ы/ в стол-ы, -у /u/ в ид-у, в- /v/ во в-лез-ть, -а- /a/,  -j- и -у /u/ в шаг-а-j-у (орфографически: шагаю). По одной фонеме содержат

  • экспоненты английских слов o /@U/ ‘нуль’, А /eI/ ‘оценка “отлично” (в американской школе)’, e /i:/ ‘число е (в математике)’, I /aI/ ‘я’,
  • экспоненты немецких слов А /a:/ ‘ля (муз.)’, Е /е:/ ‘ми (муз.)’, o! /o:/ ‘о!, ах!’,
  • экспоненты французских слов а /a/ ‘имеет’, eau /o/ ‘вода’, ou /u/ ‘или’.

 

    Однофонемными являются экспоненты многих морфем в этих языках. Экспонент языкового знака не может состоять меньше чем из одной фонемы.

Фонемная сегментация   

 Звучащая речь представляет  собой с точки зрения акустической  и с точки зрения артикуляционной  континуум, т.е. нечленимое целое. Языковые  же единицы вообще и фонемы  в частности имеют дискретную  природу, т.е. они достаточно чётко  отграничиваются друг от друга  в синтагматическом и парадигматическом  отношениях. Выделимость фонем в  речи опирается не на акустические  или артикуляторные признаки, а  на признаки структурно-функциональные, т.е. собственно языковые. Фонемная  сегментация задаётся самой языковой  системой. Цепочке дискретных фонем  в результате фонемной сегментации  ставится в соответствие ряд  звуков (фонов).  
    Фон выступает индивидуальным, единичным представителем (репрезентантом) определённой фонемы в речи. Каждой фонеме соответствует бесконечное множество фонов.  
    В соответствии с морфологическим (семиотическим по своей природе) принципом, который сформулирован в школе Л.В. Щербы и Л.Р. Зиндера, границы между фонемами проходят там, где проходят границы между морфемами. Например, слог да в слове (словоформе) вод-а членится на две фонемы: /d/ и /a/, отражая наличие морфемного шва: вод-а. Точно так же устанавливается синтагматическая граница между фонемами /v/ и /a/ в словоформе трав-а, между /u/ и /p/ в словоформе у-пад-у.  
    Многократно повторяясь по отдельности, фонемы приобретают автономию в фонологической системе языка, так что и в экспоненте слова да, где нет морфемного членения, наличествует граница между фонемами /d/ и /a/.  
    С помощью морфологического критерия можно определить, имеем ли мы дело с долгими согласными, долгими гласными, дифтонгами как с едиными фонемами или как с сочетаниями фонем (монофонематическая и бифонематическая трактовка).  
    Так, в слове вводить, начинающемся фонетически долгим [v:], выделяются две фонемы /v/, одна из которых является экспонентом морфемы в-, а другая является начальной в экспоненте корневой морфемы -вод-. Морфологический критерий даёт возможность доказать, что в русском языке отсутствуют дифтонги как единые фонемы и что в немецком и английском языках дифтонги они неделимы, монофонематичны.  
    О границах между фонемами могут сигнализировать также значащие чередования (например, чередования по аблауту в английских словоформах find ~ found ([aI] ~ ]aU]), в немецких словоформах find-en ~ fand-en ([I] ~ [a]).  
    Таким образом, границы между фонемами возможны как на стыках слов и морфем, так и внутри морфем. Они не обязательно должны совпадать с границами слогов.  
    Иным оказывается положение в слоговых языках (китайском, вьетнамском и др.). В них слог, как правило, является неделимым экспонентом морфемы и/или слова. По своим функциям такой слог подобен фонеме. Поэтому о слоге в таких случаях говорят как о кратчайшей фонологической единице — силлабеме.

Фонологические оппозиции и дифференциальные признаки   

 Каждый язык фонемного (неслогового) строя насчитывает небольшое  по количеству, закрытое множество  фонем. Они могут осуществлять  свою идентифицирующую и дифференцирующую  функцию благодаря тому, что они  различаются между собой, будучи  противопоставленными парадигматически.  
    Парадигматические особенности фонем выявляются на основе фонологических оппозиций, т.е. таких противопоставлений между фонемами, которые различают разные слова (и морфемы).  
    Впервые типология фонологических оппозиций была разработана Н.С. Трубецким. С ней можно познакомиться у её создателя в "Основах фонологии", в пособии ВБК, в ЛЭС/БЭС. Л.Р. Зиндер и Ю.С. Маслов каждый по-своему модифицировали классификацию фонологических оппозиций.  
    В данном курсе будут использованы следующие характеристики оппозиций:

  • по числу противопоставляемых членов:
    • оппозиции двухчленные (бинарные), например: /d/:/t/ - дом:том;
    • трёхчленные (тернарные), например: /p/:/t/:/k/ - пот:тот:кот, и т.д.;
  • по числу дифференциальных признаков, служащих различению противопоставляемых фонем:
    • оппозиции однопризнаковые (например: /g/:/k/, противопоставленные по признаку [звонкость]:[глухость] ([незвонкость]) - год:кот), и
    • многопризнаковые, например: /t/:/z/, противопоставленные по признакам [звонкость]:[глухость] и [смычность]:[щелинность] ([несмычность]) - тол:зол;
  • по отношению к системе фонем:
    • оппозиции изолированные (например, нем. /l/:/r/ - lassen:Rassen, и
    • пропорциональные, например: рус. /l/:/r/ = /l'/:/r'/ - лов:ров = Лёв (< Лёва):рёв.

 

    Тесты на  участие данной фонемы в фонологических  оппозициях позволяют установить  набор её симультанных дифференциальных признаков. Так, для русской фонемы /d/ посредством оппозиционного анализа, т.е. сопоставлений /d/ с другими фонемами (/d/:/t/, /d/:/n/, /d/:/d'/,  /d/:b/, /d/:/g/, /d/:/z/, фонологическое содержание /d/ предстаёт как набор признаков

  • [звонкость] (дом:том),
  • [ртовость] (дам:нам),
  • [непалатализованность] (дот:идёт),
  • [язычность] (дал:бал),
  • [переднеязычность] (дол:гол),
  • [смычность] (дал:зал).

 

    К этому можно добавить противопоставление всего класса согласных классу гласных (групповая оппозиция) и дополнить вышеприведённый перечень дифференциальным признаком [согласность].  
    Вообще, многие оппозиции имеют групповой характер: так, классу смычных противопоставляются класс щелевых и класс дрожащих, классу переднеязычных противостоят классы среднеязычных и заднеязычных, классу непалатализованных класс палатализованных, классу неогублённых гласных класс огублённых (лабиализованных) и т.д. Подобные фонологические оппозиции (вслед за Н.С. Трубецким) квалифицируются как фонологические корреляции.  
    Чаще всего для противопоставления подбираются минимальные пары, т.е. разные слова, которые в звуковом отношении различаются минимально, лишь в одной позиции, например:бар:пар; шар:жар.  
    Но если не находится минимальной пары, допускается противопоставление двух разных звуков, находящихся в тождественном фонетическом окружении, например, противопоставление словкот:ткёт вполне достаточно как свидетельство наличия в русском языке двух разных смычных глухих фонем: /k/ и  /k'/. Ср. тот:ткёт (эта оппозиция доказывает существование в русском языке самостоятельной фонемы /k'/).  
    Среди дифференциальных признаков русских фонем /ts/, /tS/, /g/ отсутствует признак [звонкость], так как они не противопоставляются соответствующим звонким и в позиции перед звонкими выступают в виде комбинаторных звонких вариантов [dz], [dZ], [G]; например: отец_бы, лечь_бы, лёг_бы.  
    Звуковые различия, которые не выявляются при противопоставлениях разных фонем, квалифицируются как нефонематические (избыточные). Они учитываются при описании фонем данного языка не на уровне системы (совокупности оппозиций), а на уровне нормы и на уровне узуса, а иногда и на уровне индивидуального речевого акта.  
    Число фонологических оппозиций (благодаря тому, что многие из них являются пропорциональными) и, соответственно, число дифференциальных признаков фонем меньше числа самих фонем. Фонологические оппозиции выступают как те отношения, которые упорядочивают инвентарь фонем, делая его системой. Иначе говоря, совокупность фонологических оппозиций и есть структура фонематической системы.  
    Н.С. Трубецкой и Р.О. Якобсон считали возможным к числу определений фонемы относить её квалификацию как "связки", "пучка" дифференциальных признаков. Р.О. Якобсон вообще склонен был считать фонологическийдифференциальныйпризнак (ДП), по Э. Бенвенисту меризм, элементарной единицей фонологической системы. Р. О. Якобсон предложил универсальный список фонологических признаков (в акустических терминах), из которых строится та или иная фонема любого языка.  
    Щербовская школа исходит из того, что фонологические ДП выделяются при "расщеплении"  фонем и, следовательно, вторичны по отношению к фонемам, являются не особыми элементами, а лишь чертами фонем. К тому же экспериментально-фонетические исследования в этой школе показали, что ДП представляют собой абстрактные, инвариантные черты, которые артикуляционно и акустически по-разному реализуются у фонем разных классов.  
    Оппозиционный анализ даёт возможность:

Информация о работе Шпаргалка по "Языкознанию"