Шпаргалка по "Языкознанию"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2014 в 03:43, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Языкознание".

Вложенные файлы: 1 файл

Yazykoznanie_kak_nauka.docx

— 193.25 Кб (Скачать файл)

О выражении языком общ сознания: мышление универсально д/всех членов общ-ва, значит мышл-е имеет соц хар-р. Язык и мышл-е связаны, значит язык выражает общественное, а не индивид-е. всё содерж-е общественного опята становится достоянием. В языке фиксир-ся наиб значимый опят людей; частотные явл-я; актуальные явл-я; явл-я, изменённые по отнош-ю к предыдущему. Социальные факторы языка склад-ся как повторяющиеся индивид-е. Влияние общества на язык осущ-ся посредством: 1) формир-я норм (это решает именно общ-во), 2) госуд политики в области языка, 3) системой информир-я в общ-ве, 4) образованием.

ЯЗЫК И КУЛЬТУРА

Главное свойство человеческого общества состоит в том, что человек накапливает знания, умения, навыки, произведения труда и передает накопленное каждым предшествующим поколением новому поколению. Только благодаря этому становится возможным использование каждым человеком и обществом в целом не только собственного опыта, но и опыта других, живших прежде людей. Именно этой способностью сообщения и преемственности знаний и опыта человек отличен от животного: человек накапливает знания и тем самым оказывается способным к созданию нового - творчеству.

Пятой Заповедью устанавливается и определяется то отношение человека к обществу и к предшествующим поколениям, которое повелевает Господь: «Почитай отца твоего и мать твою, [чтобы тебе было хорошо и] чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе» /Исх. 20:12/. Культура как фундаментальное свойство общества зиждется на этой заповеди: только почитая предшествующие поколения, новые поколения способны учиться и бережно сохранять унаследованный опыт.

Но не все, что создается людьми, может быть прецедентом, так как не все достойно подражания и предназначено для хранения: большая часть продуктов деятельности потребляется, изнашивается или утрачивает значение14.

Культурой являются не все продукты, создаваемые человеком, но только уникальные, хранимые обществом произведения, образцы или нормы, на основе которых организуется деятельность в обществе и накапливается опыт, передаваемый от поколения к поколению.

Культура существует и развивается в условиях жизни конкретного общества, потому что накопление опыта может происходить при условии сохранения традиции в образовании и преемственности жизни от поколения к поколению15.

Культуру принято подразделять на духовную16 (семантическую), материальную и физическую. К духовной культуре относится совокупность воспроизводимых идей и знаний, которыми владеет общество. К материальной культуре относится совокупность объектов, образующих искусственную среду жизнедеятельности общества, - здания, сооружения, пути сообщения, технические устройства и инвентарь, оружие, одежда, породы животных и растений, сельскохозяйственные угодья, обработанные или специально выделенные фрагменты природной среды, которые сохраняются как образцы для практической деятельности. К физической культуре относятся развиваемые обучением свойства организма человека, которые обеспечивают его продуктивную деятельность.

Факт культуры содержателен - он означает и выражает некую идею, которая выходит за пределы его физического устройства. Принято говорить, что он обладает значимостью или ценностью в отношении к своему назначению в деятельности человека и несет некий смысл. Поэтому факты культуры принято рассматривать как знаки, или сообщения, а саму культуру - как семиотическую систему. Действительно, понимание любого факта культуры возможно только в смысловом отношении к другим подобным фактам.

В основе культуры лежит язык. Язык - универсальная семиотическая система, потому что все знаки, в том числе и знаки самого языка, назначаются посредством слов. Язык в равной степени относится к духовной, физической и материальной культуре - как система имен, как речемыслительная деятельность и как совокупность произведений слова. Любое произведение или явление природы может быть понято, осмыслено и описано исключительно посредством слова. Но и сам язык развивается по мере развития культуры - как инструмент познания и организации деятельности людей.

Вслед за (1) языком в основании культуры находятся следующие семиотические системы, без которых не может функционировать человеческое общество: (2) общие знаковые системы - средства счета, обряды, игры; (3) гадания, знамения, приметы; (4) музыка, танец, изображения и орнамент; (5) утварь, костюм, архитектура; (6) меры, ориентиры, команды.

Искусственных знаковых систем имеется несколько тысяч в каждой культуре, и все они представляют собой модели языка, в которых отображаются те или иные его свойства.

Проблема природы и сущности языка.

Природа и сущность – понятия весьма близкие, но различать их следует. Под природой понимается исток, природа – это то, откуда берётся суть предмета. Сущность же – это внутренняя основа, содержательный смысл, сама суть чего-либо.  Многокачественная природа языка подразумевает под собой объединение 3х факторов: биологический, психологический, социальный. 1. Язык биологичен и с этой точки зр-я – язык явление врождённое. Придерживались этого взгляда: Якоб Гримм, В. Гумбольдт. Язык без сомнения биологическое явление, т.к. связан с физиологическими процессами, протекающими в организме человека, деятельностью органов человеческого организма. Не будь у человека языка (как органа производства речи) или любого другого физиологич. компонента, человек при всём своём желании в социальном плане реализоваться, при абсолютной работе мышления, логической способности постоения мысли не сможет произвести ни одного звука. Речевая деят-сть, способность к обучению непосредственно связаны с биологич. особенностями, с работой головного мозга. 2. С точки зр-я психологии – язык психическое явл-е. В. Гумбольдт: язык – результат духовной жизни, деятельности всего народа, выражение разума (коллективного). А.А. Потебня, В. Вундт: в сущности языка лежат психологич. категории, результат мышления. И.А. Бодуэн де Куртенэ, Щерба: язык – фактор говорящего человека, язык связан со всеми псиич. процессами. Психологическая составляющая природы языка также связана с работой головного мозга, с особенностями психики. Чтобы речь порождалась, необходимо чтобы из головного мозга поступали соответствующие нервные импульсы. Их логичность и своевременность обеспечивается правильной работой мозга, способностью накапливать и отражать знания, логичностью мышления, нервной системой. Психологический аспект изучается в курсе когнетивной лингвистики.

3. Язык также  социален. Ф-ция общения для языка  – главная, господствующая ф-ция. Именно в этой своей ф-ции язык нужен людям, нужен обществу. Язык появляется из необходимости людей в процессе трудовой деятельности. Об этом уже высказывались мысли в работах В. Гумбольдта и Гегеля, в американской лингвистике соц. аспекты языка привлекали внимание Э. Сепира и Б. Уорфа. В отечественном яз-ии проблему «Язык и общ-во» осмысливали под разными углами зрения В.В. Виноградов, Г.О. Винокур, Б.А. Ларин, Л.В. Щерба и др. учёные.

 

Вопрос о происхождении языка: основные гипотезы.

Вопрос о происхождении языка явл-ся не решённым. Он даже снимается с обсуждения на конференциях. Нужно, чтобы люди накопили знания. Одни связывают появление языка с магической заинтересованностью людей (религиозный феномен), другие – с социальными факторами, третьи – с биологическими основами, четвёртые – с психологией и проч. Среди гипотез о происхождении выделяются: 1) легенды и сказания, 2) религиозные гипотезы, 3) научные гипотезы: а) античные теории (школы Фюзей и Тесей, стоики), б) теории Нового времени (Лейбниц, Ж.Ж. Руссо).

Так, например, внечеловеческое появление языка первоначально объяснялось как «божественный дар». Античные мыслители и «отцы церкви» в раннем средневековье сомневались, как мог Бог обучить людей грамматике. Возникла формула: Бог дал человеку дар речи, но не открыл людям названия предметов. Но есть и другие теории: Т. Фюзей – язык имеет природное происхождение (Гераклит Эфесский, 1 в до н.э.). « Имена – это тени, отражения вещей» Тот, кто называет вещь, открывает созданное природой, правильное имя.  Учёные вновь и вновь обращались к этой теории. Особенно, когда выявляли сходства корней слов в разных языках. Потебня возвращ-ся к этой теории: «Есть внутренняя форма, идущая изнутри вещи».

В советское время наука больше поддерживала Т. Тесей – имена устанавливаются согласно договору м/ду людьми или обычаю. Можно объяснить тем, что в языке много немотивированных слов.

Т. звукоподражания идёт от стоиков, получила поддержку в 19 и даже 20 вв. Суть: «безъязычный чел-к», слыша звуки природы, старался подражать им своим речевым аппаратом. Пр: ку-ку, кап-кап.. Но таких слов оч мало. И звукоподражать можно только звучащему, как же тогда назвать безгласное: дом, камень. Отрицать теорию нельзя, но думать, что таким механическим и пассивным способом возник язык, было бы неправильным. Т. междометий идёт от эпикурейцев, противников стоиков. Её суть: первобытные люди инстинктивные животные вопли превращали в «естественные звуки» - междометия, кот сопровождали эмоции. Отсюда и произошли все ост слова. Эту точку зр-я в 18 в. поддерживал Руссо. Междометия входят в состав любого языка, но снова таких слов оч немного. Причина появл-я языка сторонниками этой теории связ-ся с экспрессивной ф-цией. Но есть многое в языке, что не связано с экспрессией.  Т. трудовых выкриков возникла в 19 в. в трудах вульгарных материалистов (Л. Нуаре, К. Бюхер): язык  возник из выкриков, сопровождавших коллективный труд. Но труд. выкрики ничего не выражают, даже эмоций. Т. соц. договора – с сер. 18в. – сторонник А. Смит. Суть: люди договорились об использовании языка, условились как-то  называть предметы. Но как?? Для этого нужно другое ср-во общ-я, на кот. должен был состояться договор.

 

Природа и сущность языка

Языкознание представляет собой одну из древнейших наук. Язык в обычном сознании - обязательное свойство человека. Это обычное явление, которое есть у человека всю его сознательную жизнь. Однако уже в глубокой древности ученые стали задумываться над тайнами человеческого языка. Объяснить его природу древние люди не могли, но они говорили о значении языка в жизни человека. Не случайно во многих сказках употреблялись чудодейственные слова и выражения, которые спасали героев в минуты опасности. Это говорит о том, что язык способен воздействовать на чувства (вызывать радость, любовь или рождать страх).

Общее языкознание изучает сущность, происхождение и развитие не конкретного языка, а языка вообще, то есть языка как средства общения. Вопрос о сущностиязыка - основной вопрос лингвистики.

Чтобы понять сущность языка, его нужно исследовать в разных аспектах:

1. Как он устроен, из каких  элементов он состоит?

2. В каком соотношении находятся  эти элементы?

3. Каким влияниям подвергается  язык со стороны внешней среды?

4. В силу каких причин происходят изменения в языке?

5. Какие функции выполняет язык?

6. Формы языка в обществе.

Существует большое количество определений языка, его сущности. Все эти определения можно свести к трем основным подходам:

1) определение языка как биологического явления;

2) определения языка как явления психического;

3) трактовка его как общественного явления.

В рамках биологической теории язык рассматривается как нечто врожденное, наследственное. Язык - естественный организм, который не зависит от воли человека. Язык - наивысший природный организм, созданный природой из звуков.

Авторы психологической теории говорили о том, что язык - продукт психофизиологической деятельности. Речь - это духовная индивидуальная деятельность. Большое внимание ученых уделялось изучению индивидуального мышления. С другой стороны, язык - это явление общественное. Поэтому сущность языка объясняется психологией народа. Язык в таком случае является самосознанием, мировоззрением и логикой народа.

Язык как общественное явление рассматривается в рамках социологической концепции. Язык человека социален по происхождению, так как возник как средство общения. Язык обслуживает общество и возникнуть, существовать, развиваться без него не может. Психологическое не может быть средством общения. Следовательно, главная сущность языка - общественная.

Рассмотренные подходы характеризуются односторонней трактовкой сущности языка. Вместе с ними существует еще одно направление исследования, которое стремится раскрыть многокачественную природу языка: взаимодействие всех сторон человеческой природы - биологической, психической, социальной. При описании схемы подобного взаимодействия ученые обращаются к данным разных наук: нейролингвистики, физики, физиологии, анатомии, психолингвистики и др., которые позволяют описать весь процесс порождения речи.

  1. Язык как особая знаковая система. Свойства языкового знака.

Язык – это система знаков. Общее понятие знака заложено в трудах Чарльза Пирса, Ф. де Соссюра, Г. Огдена, А. Ричардса, Ч. Мориса. Св-ва знака: 1) двустороннее явл-е (идеально-мат), 2) указ-ет на объект, находящийся за его пределами, 3) опосредован сознанием человека. Ч. Пирс - представитель семиотики предлагает универсальную класс-цию знаков: 1) иконич знаки – план формы тождественен с сутью. 2) индексальные знаки местоимения, наречия), 3) символические знаки – устойчивые, культурно обработанные, всем известные. О связи означающего и означаемого в знаке 1. Соссюр говорит, что она условная, 2. Потебня А.А. – что она естественная, 3. современная точка зр-я – относительно условная связь. О единицах языка Э. Бенвенист говорит: - это эл-ты, единообразные и неразложимые с точки зр-я определённого уровня членения текста (фонологич, морфологич и проч) и противопоставленные др другу в системе, соответствующей данному уровню. Признаки ед-ц языка по Ф. де Соссюру: 1) Яз. ед-ца выделяется, если в ней есть однозначное соответствие м/ду ПВ и ПС. 2. Воспроизводимость. 3. Системные связи данной ед-цы: синтагматич., парадигматич., иерархические. 4. Исчислимые ед-цы. Язык отличается от остальных знаковых систем. Язык – это универсальная знакова система. Он обслуживает человека во всех сферах его жизни. Он способен выразить любое новое содержание, если это понадобится, чего не могут обеспечить искусственные знак. системы. Для яз знака действует закон С.О. Карцевского об асимметричном дуализме: когда ПВ и ПС не покрывают друг друга полностью, а всегда скользят по наклонной плоскости друг друга, пытаясь выйти за границы.

Системное устройство языка. Язык как система систем.

Языковая система – это множество яз-х эл-тов, находящихся  в закономерных связях и отнош-ях др с другом, характеризуемое определённой целостностью. Признаки системы: 1) целостность и неделимость, 2) наличие устойчивых связей (в структуре можно устанавливать разные связи и варьировать их), 3) организация и эмерджентность (идиоматичность – связанность, невыводимость значения высказ-я из значения входящих в него слов: текст не равен значению входящих в него эл-тов). Система в отличие от структуры – это ф-циональное единство, организованная сложность. Язык – это исторически сложившаяся система звуковых, словарных и грам. ср-в, объективирующая работу мышл-я и являющаяся орудием общения, обмена мыслями и взаимного понимания людей в общ-ве.

Язык как система имеет реальное членение на эл-ты, образующие его на разных уровнях. Наиболее крупное и общее членение – это членение эл-тов на фонетические, лексич., морфологич., словообраз-е, синтаксические. М/ду ними сущ-ют и действуют  мощные связи и отнош-я. В том числе в ряду этих элементов можно также выделить свои элементы, связанные определёнными отношениями. Так, например, среди лексических единиц обнаруживаем целый набор синонимичных или антонимичных друг другу эл-тов. Эти системы также целые. Выкинуть из них какой-либо эл-т и всё изменится. В морфологии есть свои отношения между эл-тами: морфология языка – это прежде всего части речи и каждая часть есть класс слов, объединённых общностью грам знач-я, парадигматич и синтагматич св-в. Вся система языка пронизана и держится на отношениях синтагматики и парадигматики. В языке множество отношений и напластований, поэтому верно утверждение, что язык – это система систем.

Информация о работе Шпаргалка по "Языкознанию"