Шпаргалка по "Литературе"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2014 в 21:35, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Литературе"

Вложенные файлы: 1 файл

Litra.docx

— 109.53 Кб (Скачать файл)

Но так и должно быть. Поэзия - дело уединенное и в высшей степени традиционное. Новаторство в поэзии может реализоваться скорее в свежести чувства, а не форм.

Вопрос  32.

“Я последний поэт деревни”. Своеобразие поэзии С.А.Есенина

"Я последний поэт  деревни..." – это стихотворение-реквием, стихотворение-прощание. Поэт чувствует, что вековая гармония природы, природного космоса и человека  уходит. Приближается чуждый древнему "деревянному" миру "железный  гость" и, наверное, новые певцы  нового времени. Они не будут  больше воспевать дощатые мостики, зеленые березки и все то, что  дорого сердцу поэта в его  родном краю, в храме природы. Именно в этом природном храме, где можно совершать богослужение  в любой час, и заказывает панихиду  по всему, что ему дорого, лирический  герой. Ключевые слова в этом  стихотворении – "дощатый мост", "луны часы деревянные". В  уходящем мире все было от  природы, от древа (а не от железа): весь уклад жизни, вся уходящая  крестьянская соприродная культура. Но "скромен в песнях дощатый мост", не по нему пойдут в будущее современные поэту люди. Они, как это ни горько сознавать автору стихотворения, пойдут иной дорогой, иным "мостом".

Не только поэт скорбит о прошлом. Природа тоже находится в таком же смятении, ощущая одиночество, отчаяние. Выражение чувств человека через природу – одна из самых характерных особенностей поэзии Есенина.

И как приговор звучат последние строки стихотворения: "Скоро, скоро часы деревянные // Прохрипят мой двенадцатый час!"

Большое место в творчестве Есенина занимают эпитеты, сравнения, повторы, метафоры. Они используются как средство живописи, передают многообразие оттенков природы, богатство ее красок, внешние портретные черты героев. Поэзия Есенина насыщена обращениями, часто это обращения к природе: Милые березовые чащи! Чаще всего он писал о деревенской природе, которая всегда выглядела у него простой и незамысловатой. Это происходило потому, что эпитеты, сравнения, метафоры Есенин находил в народной речи. Так же как и для народа, для Есенина характерно одушевление природы, приписывание ей человеческих чувств, т. е. приём олицетворения.

Поэтику Есенина отличает тяготение не к отвлеченностям, намекам, туманным символам многозначности, а к вещности и конкретности. Поэт создает свои эпитеты, метафоры, сравнения и образы. Но он создает их по фольклорному принципу: Он берет для образа материал из того же деревенского мира и из мира природы и стремится охарактеризовать одно явление или предмет другим. Эпитеты, сравнения, метафоры в лирике Есенина существуют не сами по себе, ради красивой формы, а для того, чтобы полнее и глубже выразить своё мировосприятие.

Лирический талант Сергея Есенина заметен и в оформлении строк, строф и отдельных стихотворений, в так называемой поэтической технике. Строфа у поэта обычно четырёхстрочная, в которой каждая строка синтаксически закончена. По своему грамматическому составу рифмы Есенина не одинаковы, однако заметно тяготение поэта к точной рифме, придающей особую гладкость и звонкость стиху.

Есенин – едва ли не самый “лунный” поэт в русской литературе. Распространённейшие образы стихотворной атрибутики-луна, месяц упоминаются в 351 его произведении более чем 140 раз.

Вопрос  33.

Марина Ивановна Цветаева (1892 – 1941)

Поэтесса, прозаик, переводчик.

Родилась в Москве 26 сентября 1892 года. Отец Марины был профессором университета, мать – пианисткой. В биографии Цветаевой написание стихов началось в возрасте 6 лет. Обучалась в Москве, затем в Швейцарии, Германии, Франции.

Первый сборник стихотворений Цветаевой был опубликован в 1910 году («Вечерний альбом»). Затем творчество Цветаевой обратилось к созданию статей, а в 1912 году она выпустила второй сборник стихов «Волшебный фонарь». В этом же году выходит замуж за Сергея Эфрона, у них появляется дочь Ариадна.

В 1914 году биография Цветаевой Марины заполняется новым чувством к поэтессе Софии Парнок. Их роман длился до 1916 года. Затем Марина вернулась к мужу. Во время Гражданской войны (1917-1922) для Цветаевой стихи являются средством выразить сочувствие. Кроме поэзии она занимается написанием пьес.

В 1922 году Цветаева переезжает в Берлин, в Чехию, затем снова в Берлин. Поэзия Цветаевой тех лет включает произведения «Поэма горы», «Поэма конца». В 1925 году у нее рождается сын Георгий. Стихи Цветаевой 1922-1925 годов были опубликованы в сборнике «После России» (1928). Однако стихотворения не принесли ей популярности за границей. В биографии Цветаевой во время эмиграции большее признание получает проза.

Прожив 1930-е года в бедственном состоянии, в 1939 Цветаева возвращается в СССР. Её дочь и мужа арестовывают, Сергея расстреливают в 1941 году, а дочь через 15 лет реабилитируют. 31 августа 1941 года Цветаева покончила с собой.

Яркой и трагической была судьба Марины Цветаевой, крупного и значительного поэта первой половины нашего века. Все в ее личности и в ее поэзии (для нее это нерасторжимое единство) резко выходило за рамки традиционных представлений, господствующих литературных вкусов. В этом была и сила, и самобытность ее поэтического слова. Со страстной убежденностью она утверждала провозглашенный ею еще в ранней юности жизненный принцип: быть только самой собой, ни в чем не зависеть ни от времени, ни от среды, и именно этот принцип обернулся в дальнейшем неразрешимыми противоречиями в трагической личной судьбе.

Подлинным новаторством поэтической речи явилось естественное воплощение в слове мятущегося в вечном поиске истины беспокойного духа этой зеленоглазой гордячки, “чернорабочей и белоручки”.

Вопрос  34.

Анна Андреевна Ахматова (1889 – 1966)

Поэтесса, писательница, переводчик, критик. Родилась 11 июня 1889 года в Одессе.

Вначале биографии Ахматовой было получено образование в Царскосельской гимназии, куда ее семья переехала в 1890 году. Затем в жизни Ахматовой проходило обучение в Фундуклеевской гимназии Киева. Она посещала историко-литературные, женские курсы.

Впервые стихотворение Ахматовой было опубликовано в 1911 году. В 1910 году вышла замуж за Н. Гумилева, от которого в 1912 году родила сына Льва Николаевича. Первая книга стихов Ахматовой вышла в этом же году («Вечер»). В 1914 был опубликован второй сборник тиражом 1000 экземпляров. Еще через три года поэзия Ахматовой вышла в третьей книге, в два раза большим тиражом.

Анна Ахматова в биографии проявила себя как искусный психолог, знаток души. Затем в биографии Анны Ахматовой произошел развод с мужем, а вскоре новое замужество (с В. Шилейко).

В 1921 году первый муж поэтессы был расстрелян. Со вторым же она рассталась в 1922, после чего у Ахматовой завязались отношения с Н. Пуниным. Вообще многих близких людей поэтессы постигла печальная участь. Так Пунин трижды находился под арестом, а сын Лев более 10 лет пробыл в заключении.

Творчество Ахматовой затрагивает эти трагические темы. Например, поэма «Реквием» Ахматовой отображает нелегкую судьбу женщины, чьи близкие люди страдали от репрессий. Для Анны Ахматовой стихи были возможностью рассказать людям правду.

Стихи Ахматовой о любви доказывают тонкое понимание ею всех граней человека. Анна Ахматова в стихотворениях проявляла высокую нравственность. Кроме того лирика Ахматовой наполнена размышлениями о трагедиях народа, а не только личными переживаниями. Несколько памятников поэтессе расположены в Санкт-Петербурге. А музей Ахматовой находится в Фонтанном доме.

Вопрос  35.

Литература периода 30-ых - 40-ых годов

На рубеже 30--40-х годов XIX века в русской литературе началось формирование реалистического направления. Реализм как метод, утвержденный Пушкиным, Лермонтовым и Гоголем в 20 - 30-х годах, получал в творчестве молодых талантов разнообразную индивидуальную стилевую окраску и укреплялся как направление в литературе.

В 30–е годы происходит нарастание негативных явлений в литературном процессе. Начинается травля выдающихся писателей

В тематическом плане ведущими становятся романы об индустриализации, о первых пятилетках, создаются большие эпические полотна. И вообще ведущей становится тема труда.

Художественная литература начинала освоение проблем, связанных с вторжением науки и техники в повседневную жизнь человека. Новые сферы жизни человека, новые конфликты, новые характеры, видоизменение традиционного литературного материала привели к появлению новых героев, к возникновению новых жанров, новых приемов стихосложения, к поискам в области композиции и языка.

Большое место в русской литературе 40-х годов занимаем чрезвычайно пестрое консервативно-романтическое направление. Революционный романтизм Лермонтова сливался с реализмом, а консервативный, оформившись в целое направление, противостоял реализму.

Но главным в прозе 40-х годов вообще является, безусловно, развитие полноценной русской художественной повести, с развернутым сюжетом, вымышленными героями, действия которых, однако, осмыслены под углом зрения той этики, морали, политики и социологии, которые настойчиво проповедовали «Отечественные записки». Это подтверждается почти всеми повестями Панаева, Галахова, Тургенева, Салтыкова.

«Отечественные записки» преобразили литературный процесс 40-х годов и сделали 40-е годы столь важной эпохой в становлении русского реализма XIX века. «Отечественные записки» сумели поставить литературное движение 40-х годов под знамя своих радикальных идей.

Вопрос  36.

Александр Твардовский (1910 - 1971)

Писатель, поэт.

Родился Александр 21 июня 1910 года в Смоленской губернии Российской империи. Удивительно, что в биографии Александра Твардовского первое стихотворение было написано столь рано, что мальчик не мог его даже записать, ведь был не обучен грамоте. Любовь к литературе появилась в детстве: отец Александра любил читать произведения известных писателей.

Уже в 14 лет в биографии Твардовского было написано несколько поэм и стихотворений на злободневные темы. Когда в стране проходила коллективизация и раскулачивание, поэт поддержал процесс (утопические идеи высказал в «Страна Муравия», «Путь к социализму»). Когда в 1939 году началась война с Финляндией, А.Т. Твардовский в своей биографии как член коммунистической партии участвовал в соединении СССР и Белоруссии. Затем же обосновался в Воронеже, продолжал сочинять, работал в газете «Красная Армия».

Самым известным произведением в биографии Александра Трифоновича Твардовского стала поэма «Василий Теркин». Автору поэма принесла большой успех, поскольку была очень актуальна в военное время. Дальнейший творческий период в жизни Твардовского был наполнен философскими мыслями, которые прослеживаются в лирике 1960-х годов. Твардовский начал работать в журнале «Новый мир», полностью пересмотрел свои взгляды на политику Сталина. Когда же автора вынудили покинуть редакцию, вместе с ним ушел остальной коллектив.

Ориентируясь не на «школы», а на высокие образцы М.Цветаевой, А.Ахматовой, О.Мандельштама, Тарковский сумел донести до нас в условиях жесткого эстетического диктата традиции Серебряного века в целом, придав им неповторимое индивидуальное преломление.

Вопрос  37.

Михаил Афанасьевич Булгаков (1891 – 1940)

Русский писатель и драматург. Он писал сатирические рассказы («Вьюга», 1925), комедии («Зойкина квартира», 1926) и долгие рассказы («Белая гвардия», 1925)..

В произведениях киевлянина враждебность к революции сочувственно и реалистично описана. Он сгущает и драматизирует эти чувства в произведении «Дни Турбиных» (1926).

Сатирический и философский роман «Мастер и Маргарита» (1967) является наиболее обсуждаемым и важным произведением в биографии Михаила Афанасьевича Булгакова. Роман не был опубликован из-за цензуры, пока не появилось новое отредактированное издание в 1967, другие версии произведения были опубликованы в 1973 и 1989 году.

Булгаков периодически работал над фантазиями этого романа до самой его смерти в 1928 году. Эта работа касается раздела книги, в которой Дьявол посещает Москву.

Другим его знаменитым романом является «Собачье сердце» (1924). Булгаков был официально раскритикован за несколько его романов.

Общая характеристика романа “Мастер и Маргарита”

+Булгаков сравнивает любовь со светом «молнией». В романе можно видеть взаимную любовь героев как «начало восстановления образа Божия». Встреча героев описана так, будто она была не случайной.

Мотив «всеединства» Булгаков использует пародийно в сцене бала у сатаны. Философ считал, что не только живущие на земле, но даже умершие не исключены из всеединства благодаря человеческой нравственности. В романе же Булгакова бал у сатаны с участием умерших из разных времен и стран используется для того, чтобы пародировать всеединство.

Возможно, одним из прототипов Воланда и его свиты является маг Аполлоний из «Краткой повести об Антихристе». Аполлония зовут «великим магом» «кардинал-императорским канцлером», Воланд же в первой редакции романа назывался «магом», а в третьей редакции появилось еще одно название — «Великий канцлер».

В отношении использования космологии Флоренского в сюжетной линии романа смерть героев определяется как переход из одной сферы в другую. Как утверждалось во второй главе диссертации, в романе Булгакова смерть является мнимой, и после нее продолжается загробная жизнь героев. Смерть Мастера и Маргариты рассматривается с точки зрения теории Флоренского. Она происходит на границах между сферами. Герои должны умереть для того, чтобы совсем уйти и из действительной, и из действительно-мнимой сферы, чтобы перейти в мнимое пространство - «вечный дом». Поэтому в романе Мастер и Маргарита переживают двойную смерть. Смерть обретает символическое значение отрыва от земной жизни и одновременно ее продолжения.

Нужно отметить, что вечному приюту противопоставляется московская комната («подвальный приют»), т.е. земное временное явление. Она была для Мастера приютом, но после критики его романа превратилась в место гибели и сгорела во время ухода героя из Москвы. В отличие от Флоренского, определяющего у>с как Эмпирей в «Божественной Комедии», Булгаков предназначает эту область только Мастеру и Маргарите. В этом заключается особенность мировоззрения Булгакова.

Информация о работе Шпаргалка по "Литературе"