Шпаргалка по "Литературе"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2014 в 21:35, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Литературе"

Вложенные файлы: 1 файл

Litra.docx

— 109.53 Кб (Скачать файл)

Вопрос  15.

Лев Николаевич Толстой (1828 – 1910)

Великий русский писатель, родился в аристократической семье в имении Ясная Поляна (Тульская губерния). После смерти родителей (мать умерла в 1830, отец в 1837) будущий писатель с тремя братьями и сестрой переехал в Казань, к опекунше Юшковой. Шестнадцатилетним юношей поступил в Казанский университет, сначала на философский факультет по разряду арабско-турецкой словесности, затем учился на юридическом факультете, не окончив курс, ушел из университета и поселился в Ясной Поляне, полученной им в собственность как отцовское наследство.

Последующие четыре года будущий писатель провел в исканиях: пытался переустроить быт крестьян Ясной Поляны, жил светской жизнью в Москве, в Петербургском университете держал экзамены на степень кандидата права, определился на службу канцелярским служащим в Тульское дворянское депутатское собрание. В 1851 уехал из Ясной Поляны на Кавказ, место службы его старшего брата Николая, добровольцем участвовал в военных действиях против чеченцев.

На Кавказе Толстой всерьез начал заниматься литературным творчеством, пишет повесть "Детство", которая была одобрена Некрасовым и напечатана в журнале "Современник". Позже там была напечатана повесть "Отрочество"

Начальное образование в биографии Льва Николаевича Толстого было получено дома. Затем он учится в Казанском университете на философском, позже юридическом факультете. Однако он бросает университет. После этого жизнь Толстого снова протекает в фамильном имении.

Проходит службу на Кавказе, где творчество Толстого еще больше расцветает. После обороны Севастополя путешествует по Европе. В биографии Толстого были открыты несколько школ, в которых он по своей особой методике учил детей.

Величайшие произведения Толстого «Война и мир», «Анна Каренина» были написаны в течение этого промежутка времени. Затем писатель переехал в Москву, основал свою религиозно-философскую систему. Согласно ней в статьях, рассказах Толстого выражались идеи всеобщей любви, стремления к усовершенствованию. «Воскресение», «Крейцерова соната» Толстого носили подобный подтекст.

Всю свою биографию Лев Толстой стремился помогать бедствующим людям, боролся с несправедливостью различными способами. По своему желанию в конце жизни отрекся от богатства, однако в пути простудился, заболел и умер.

Вопрос  16.

“Севастопольские рассказы” в творчестве Л.Толстого

Первый рассказ из севастопольского цикла был посвящен описанию общей атмосферы осажденного города и включал не только военные эпизоды, но и бытовые сцены, свидетельствующие о мужестве солдат, матросов, жителей города.

Рассказчик стремится приблизить читателя к явлениям ужасным и грустным, великим и забавным, сделать его непосредственным свидетелем своих наблюдений, участником событий, описанных в произведении. Отсюда особая манера повествования, которая выходит за пределы только личного, субъективного восприятия рассказчиком всего увиденного.

Личное участие в обороне Севастополя позволило Толстому с зоркостью писателя-реалиста полно и объективно изобразить разнообразные человеческие характеры. Писатель приходит к мысли, что русские солдаты, простой народ есть та главная сила, которая порождает героический дух защитников города-героя.

В последующих частях цикла у Толстого усиливается критический пафос, появляется ясно выраженное обличительное начало. Рассказчика (и стоящего за ним автора) поражает различие между подлинным величием солдат, их простотой, естественностью поведения в минуту самой грозной опасности и тщеславным желанием высших офицеров, «метящих в Наполеоны», «затеять сражение, убить человек сотню для того только, чтобы получить лишнюю звездочку или треть жалованья»

Севастопольские рассказы стали важным этапом в формировании писательского таланта Толстого. Впервые в его творчестве возник обобщенный образ русского народа, в грозное время встающего на защиту своей родины. Было положено начало реалистическому изображению войны и психологического состояния человека на войне в русской литературе. Новый взгляд на войну, как на тяжелую работу, лишенную ореола красивости, восприятие ее с точки зрения простых солдат явилось художественным открытием Толстого.

Вопрос  17.

“Война и мир”

Сложнейшая художественно-историко-философская ткань романа сплетается из бытописания и исторических картин, из изображения эпохальных событий в жизни народа и кульминационных минут жизни частных лиц - великих и неизвестных, реальных и вымышленных; из речи повествователя и страстных монологов самого автора, как бы вышедшего на авансцену и отстранившего своих героев, остановившего действие романа, чтобы о чем-то наиважнейшем поговорить с читателем, резко оспорить общепринятую точку зрения профессиональных историков, обосновать свои принципы. Все эти пласты романа, сопряжение масштабности эпопеи с детализацией психологического анализа и с глубиной авторских размышлений делают уникальным жанр "Войны и мира".

Особое достоинство этой формулы в ее подвижности, динамичности: она ярко показывает изменения героев Толстого, их духовный рост или деградацию. Застывшая, неизменная "дробь" свидетельствует о неспособности героя к духовному развитию, об отсутствии у него пути.

"Война и мир" Л. Толстого - роман-эпопея, следовательно, несет  в себе историко-философские идеи. Прежде всего, писатель утверждает  в романе собственно видение  хода истории: двигатели истории - народные массы, а не выдающиеся  личности. Заслуга Кутузов, по Толстому, в том, что он сумел уловить  настроение русского народа, последовать  его предначертанию. Наполеон, несмотря  на выдающийся полководческий  дар, не смог определить ход  истории, так как не прислушивался  к велению народа: французскому  народу Отечественная война не  была нужна.

Также в романе звучит мысль о детерминизме всех исторических событий: одно становится причиной другого. Не случайно Толстой, задумавший роман о декабристах, обращается в подготовке черновиков сначала к событиям Отечественной войны, а затем вынужден углубиться еще и в 1805 год в поисках причин победы в 1812 году.

Отдельно звучит "мысль семейная": счастливы те семьи, которые строятся вокруг "полюса мира", как семьи Ростовых, Болконских.

Проблемы войны и мира поставлены в книге Толстого так, что их взаимосвязь явно подчеркнута автором.

Подобно одному из главных и любимых героев Толстого князю Андрею Болконскому, видевшему «и войну и мир в самой действительности», писатель убедился в том, что с давних, библейских времен мир и война идут рядом. Война не сама по себе, а в ее противоборстве с миром - такой она показана в великой книге Толстого - эпопее «Война и мир». Толстой мечтал стать и стал художником живой жизни, художником мира, понимаемого не как затишье или перерыв между двумя войнами, а как единственно разумное, естественное состояние, отвечающее самой природе человека, его коренным устремлениям, смыслу и цели его пребывания на земле.

Вопрос  18.

Женские образы в романе “Война и мир”

Толстой делил своих героев на положительных и отрицательных, а не только на второстепенных и главных.

В романе перед нами предстает несколько образов женщин. И они также поделены Толстым на две группы.

К первой относятся женские образы, которые ведут ложную, искусственную жизнь. Все их устремления нацелены на достижение одной единственной цели – высокого положения в обществе. К ним относятся Анна Шерер, Элен Курагина, Жюли Карагина и другие представители высшего света.

Ко второй группе относятся те, кто ведет истинный, настоящий, естественный образ жизни. Толстой подчеркивает эволюцию этих героев. К ним относятся Наташа Ростова, Марья Болконская, Соня, Вера.

Абсолютным гением светской жизни можно назвать Элен Курагину. Она была красива, как статуя. И так же бездушна. Но в модных салонах никому нет дела до твоей души.  Но Элен не просто бездушна, она порочна. Княжна Курагина выходит замуж не за Пьера Безухова, а за его наследство.

Элен изменяла Пьеру, у нее был всем известный роман с Долоховым. И граф Безухов был вынужден, защищая свою честь, стреляться на дуэли. Страсть, застилавшая глаза, быстро прошла, и Пьер понял, с каким чудовищем он живет. Конечно же, развод оказался благом для него.

Важно заметить, что в характеристике любимых героев Толстого особое место занимают их глаза. Глаза – зеркало души. У Элен ее нет. В итоге мы узнаем, что жизнь этой героини заканчивается печально. Она умирает от болезни.

Самый обаятельный образ романа – образ Наташи Ростовой. В произведении показывается ее духовный путь от тринадцатилетней девочки до замужней женщины, многодетной матери.

С самого начала Наташе были присущи жизнерадостность, энергичность, чувствительность, тонкое восприятие добра и красоты. Она выросла в нравственно чистой атмосфере семьи Ростовых. Её лучшим другом была безропотная Соня, сирота. Образ Сони выписан не настолько тщательно, но в некоторых сценах, читателя поражает в этой девушке чистая и благородная душа. Лишь Наташа подмечает, что в Соне «чего-то не хватает»… В ней, действительно, нет живости и огня, свойственного Ростовой, но нежность и кротость, так любимая автором, извиняют все.

Любимейшими героинями Толстого в романе являются Наташа Ростова и Марья Болконская.

Внешность Наташи, на первый взгляд, некрасива, но ее облагораживает внутренняя красота. Наташа всегда остается сама собой, никогда не претворяется, в отличие от ее светских знакомых. Выражение глаз Наташи очень разнообразно, так же, как и проявления ее души. Они и «сияющие», «любопытные», «вызывающие и несколько насмешливые», «отчаянно-оживленные», «остановившиеся», «умоляющиеся», «испуганные» и так далее.

Сущность жизни Наташи заключается в любви. Она, несмотря на все невзгоды, проносит ее в своем сердце и, наконец, становится воплощенным идеалом Толстого. Наташа превращается в мать, полностью посвятившую себя детям и мужу. В ее жизни нет никаких интересов, кроме семейных. Так она стала поистине счастлива.

Все героиня романа в той или иной степени представляют собой мировосприятие самого автора. Наташа, например, является любимой героиней, потому что полностью отвечает запросам самого Толстого к женщине. А Элен «убивается» автором за то, что не смогла оценить тепло домашнего очага.

Марья Болконская не отличается красотой. Она имеет вид запуганного зверька из-за того, что очень боится своего отца, старого князя Болконского. Ей свойственно «грустное, испуганное выражение, которое редко покидало ее и делало ее некрасивое, болезненное лицо еще более некрасивым…». Только одна черта показывает нам ее внутреннюю красоту: «глаза княжны, большие, глубокие и лучистые.

Отличительная черта Марьи, как и всей ее семьи, - высокая духовность и большая внутренняя сила. После смерти отца, в окружении французских войск, княжна, убитая горем, все-таки гордо отвергает предложение французского генерала о покровительстве и уезжает из Богучарова. В отсутствии мужчин в экстремальной ситуации она одна управляет имением и делает это замечательно. В конце романа эта героиня выходит замуж и становится счастливой женой и матерью.

Вопрос  19.

Андрей Болконский и Пьер Безухов в романе Л.Толстого “Война и мир”

Если Пьер по наивности благоговеет перед салонными гостями, то Болконский, имея большой жизненный опыт, презирает собравшихся. Андрей отличается от Пьера трезвым, государственным умом, практической цепкостью, способностью довести намеченное дело до конца, сдержанностью, самодисциплиной и собранностью. А главное — силой воли и твердостью характера.

Они остро чувствуют фальшь и пошлость, они высокообразованные, умные, независимые в своих суждениях и в целом близки по духу.

Пьеру и Андрею интересно вместе. Андрей может быть откровенен только с Пьером. Он изливает душу и доверяет только ему. А Пьер способен верить только Андрею, которого он безгранично уважает. Но герои эти мыслят по-разному, их мировоззрения совсем не похожи. Если Андрей — рационалист, то есть у него рассудок преобладает над чувствами, то Безухов — натура непосредственная, способная остро чувствовать и переживать. Пьеру свойственны глубокие раздумья и сомнения в поисках смысла жизни. Жизненный путь его сложен и извилист. Вначале, под влиянием молодости и окружающей обстановки, он совершает много ошибок: ведет бесшабашную жизнь светского кутилы и бездельника, позволяет князю Курагину обобрать себя и женить на легкомысленной красавице Элен. Пьер стреляется на дуэли с Долоховым, порывает с женой, разочаровывается в жизни. Ему ненавистна всеми признаваемая ложь светского общества и он понимает необходимость борьбы.

Андрей и Пьер— деятельные натуры, они постоянно ищут смысл жизни. В силу полярности характеров, взглядов на жизнь эти герои проходят разные жизненные пути. Пути их духовных исканий тоже различны. Но нельзя не отметить, что некоторые события в их жизни идентичны, разница заключается лишь в порядке их размещения во времени, на которое они приходятся.

Жизненные пути Пьера Безухова и Андрея Болконского типичны для лучшей части дворянской молодежи того времени.

Эти люди остались верны своей родине. Когда-то в молодости Лев Толстой дал клятву: “Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и опять бросать, и опять начинать, и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие — душевная пошлость”.

Вопрос  20.

Народ в романе “Война и мир”

Толстой не считал простой народ легко управляемой однородной массой. Толстовское понимание народа гораздо глубже. В произведении, где “мысль народная” стоит на первом плане, изображены самые разные проявления народного характера, воплощенные в таких, например, персонажах, как Тихон Щербатый, безусловно полезный в партизанской войне, жестокий и безжалостный по отношению к врагам, характер — естественный, но Толстому малосимпатичный; и Платой Каратаев, который относился по-человечески.ко всем, кто его окружал: к барину Пьеру Безухову, к французскому солдатику, к собачонке, приставшей к партии пленных. Каратаев олицетворяет для Без-ухова мир, покой, уют. Характеры Тихона и Каратаева контрастно противоположны, но, по Толстому, оба они — отражение разных сторон сложного и противоречивого народного характера. Народ для Толстого — это море, в глубинах которого таятся неведомые и не всегда понятные силы. И это море Толстой отнюдь не склонен был идеализировать. В этом отношении очень характерна история бунта богучаровских крестьян. Вспомним, что крестьяне взбунтовались именно в тот момент, когда только-только похоронили старого князя, а Андрея не было в имении, и княжна Марья оказывается беспомощной и беззащитной перед бунтовщиками. Толстой говорит о подводных струях в этом море, которые в некоторые моменты выходят на поверхность. С помощью этой сцены автор и дает понять всю сложность и противоречивость народной жизни.

Информация о работе Шпаргалка по "Литературе"