Шпаргалка по "Литературе"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 17:24, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Литература".

Вложенные файлы: 1 файл

krasov.docx

— 86.73 Кб (Скачать файл)

Такая же безысходность сквозит  и в "Суходоле", и той лишь разницей, что писатель говорит не о крестьянстве, а о дворянстве. Но что там, что там выхода нет. Суходольцы живут воспоминаниями о  прошлом, будущего у них нет. Суходол  – это рассказ о той же деревне, но не о мужиках, а о помещиках. Судьбы у них, впрочем, схожи

.

6. Роман Бунина "Жизнь  Арсеньева": жанровое новаторство,  образ автобиографического героя.

Первые четыре книги появились  в 1930м году с подзаголовком "Истоки дней", в 1933 году их перевели на английский язык. В 1939 году была отдельным изданием была выпущена повесть "Лика", она  стала 5-ой книгой лишь в  1952 году. Тогда  же и появилось современное название "Жизнь Арсеньева. Юность".

"Это совокупность памятных  мгновений". Бунин все очень  тщательно обобщал, так что  случайных моментов в этой  книге нет. Он хотел рассуждать  не о жизни человека, а о  становлении художника, через  любовь творчество и необратимую  горечь.

Это был биографический роман. "Я все физически чувствую". Это лирическая исповедь героя.

В основе романа – созерцание, переживание памятных моментов жизни. В этой книге проза и поэзия слились воедино. Бунин по-новому, широко раскрыл "внутренний мир человека".

Этот роман не только самораскрытие  главного героя, в нем решающую роль играет переживание в лицах и  событиях.

Характерная особенность  романа – постоянное совмещение временных  граней, т.е. взглядам молодого Арсеньева  свойственны глубокие взгляды уже  пожившего Бунина.

Бунин осознает человека как  звено в цепи поколений.

 

7. Тема любви и смерти  в произведениях Бунина 1920-х –  1940х годов

"Митина любовь"

"Солнечный удар"

"Тень птиц"

"Жизнь Арсеньева"

"Темные аллеи" (!)

Последнюю Бунин писал  в годы войны, в нее вошло 40 новелл, и она вышла в Париже, когда  война закончилась. А первые 11 из них были изданы в Нью-Йорке еще  в 1943 году.

Рассказы Бунина о любви  – это повествование о ее загадочной, ускользающей природе, о тайне женской  души, которая томится жаждой любить, но никогда не полюбит. Исход любви, по Бунину, всегда трагичен. Надо сказать, что темы любви и смерти у Бунина очень тесно переплетены. Именно в любви Бунин видел "возвышенную  цену" жизни.

Персонажи "Темных аллей" разные внешне, но по сути они – люди одной судьбы, они изолированы  от социальной среды.  Они все  опустошены, у них нет "цены жизни" и они стремятся найти ее в  любви, в воспоминаниях о прошлом. У них нет будущего.

Рассказ "Чистый понедельник"  - один из лучших, по мнению Бунина, в  цикле. Это не только рассказ о  любви, это рассказ о судьбах  дореволюционной России. Это было попыткой Бунина ответить на вопрос: Могла  ли история пойти иначе?

В центре, история молодой  женщины, которая в разгар своей  молодости и красоты приняла  постриг. У финала рассказа символическое  звучание – отречение героини  от любви, мира.

 

8. Проблематика и художественное  своеобразие новелл Бунина 1910х  годов.

Третий (1912-1917) новеллистический период, проза и стихи.

"Грамматика любви", "Легкое дыхание", "Старуха"  и тд.

Сложилась концепция новелл. Каждое произведение имеет 4 смысловых  плана:

-социально-бытовой, житейский.  Это будничные подробности жизни,  у Бунина невозможен "просто  человек", у него все конкретно.

-индивидуально-психологичность.  Т.е. показать индивидуальность  личности героя.

-природно-космический. Жизнь  героев – часть общего круговорота.

-философский план. Каждое  произведение Бунина заставляет  задуматься о тайнах человеческой  жизни.

Первый и четвертый  план никогда не бывают по отдельности;

Основная философская  тема того периода – вечные законы человеческого бытия, с позиции  которых Бунин и судит современность, ее общественное устройство, буржуазную цивилизацию. У Бунина не может быть вечного, "максимального" счастья, оно всегда сопряжено с ощущением  катастрофы смерти.  И в любви  бунинских героев заключено нечто  непостижимое, роковое и несбыточное, как несбыточно само счастье жизни.

1914 год – рассказ "Братья" о прекрасном юноше-рикше и  его "брате" – богатом  английском путешественнике.  Первого  лишили надежды на счатье и  любовь, а без них жизнь парня  не имеет смысла. Для него единственное  спасение от этого всего –  смерть. А жизнь его "брата"  пуста без высокой внутренней  цели.

Та же философия лежит  в основе рассказа "Господин и  Сан-Франциско". Громада океанского лайнера "Атлантида" и есть современный  Вавилон, и гибель его неотвратима, а его глубины Бунин называет не иначе как "девятым кругом ада".

Тема неприятия мира, построенного на страшных социальных контрастах, переплетается  с его основной философской темой.

Ощущение грядущей катастрофы выразилось в ряде рассказов, посвященных  трагедии человеческой любви, одиночеству  человека в мире ("Легкое дыхание", "Грамматика любви"). Последнее  – произведение о необычайной  красоте и великой силе человеческого  чувства, которое так не совместимо со всеобщим озверением и одичанием.

 

9. Творческий путь и  литературно-общественная деятельность  Максима Горького до 1917 года.

Алексей Максимович Пешков (1868 - 1936)

В целом, можно сказать, что  Горького все детство сосредоточенно готовили к каторге, и это величайшее чудо, что он туда не попал.

Вырос Алексей в довольно сложной мещанской семье с  суровыми нравами, не получил никакого систематического образования. С трех лет жил в Нижнем Новгороде, переболел  холерой. В пять лет его начали обучать грамоте по словарю и  часословию. В 8 лет проучился один месяц в приходской школе, но больше не выдержал. В 9 лет был принят во второй класс купавинского училища. Его он закончил, и на этом с образованием завязал.

Дед его разорился, мать умерла, так что мальчик пошел работать. С 11 лет – жизнь "в людях". Он длился 5 лет. За это время Горький  приобрел огромный опыт, кем он только не был за это время.

В 1881 году начал много, но бессистемно читать.  У Горького была феноменальная память. В 1884 году ему посоветовали поступить в  казанский университет, но его туда не пустили.

И он стал обитателем ночлежки. Прожил в Казани несколько лет.

В 1887 году Горький совершил попытку самоубийства, он стрелялся, но остался жив.

В 1888 году служил на железной дороге, а к 1889 году находит себе цель в жизни. Увлекся толстовством, хотел основать интеллигентную колонию. Он даже пришел в Ясную поляну, но Толстого не застал. Разминулись они  с ним и в Москве.

Работал в Новгороде на пивном складе, в 1889 году нашел себе хорошую работу письмоводителем  у адвоката, где проработал до 1891 года. После этого он отправляется странствовать по России с босяками. Это продолжалось 1,5 года. Обошел Поволжье, Дон, Украину пока не добрался в Тифлис. там он знакомится с политическими  ссыльными. И там же, в Тифлисе, в газете "Кавказ" появился первый рассказ Горького "Макар Чудра", уже под псевдонимом.

Но начинал Пешков как  поэт, его первое произведение "песнь  старого дуба" была показана Короленко, который разнес его в пух и  прах.  Но в Тифлисе Горький  из бродяги превратился в литератора.

С 1893 года Горький печатается в журналах и газетах поволжья, а с выходом в 1898 году "Очерков  и рассказов" Горький становится общепризнанным писателем. Начинает активно  печататься. Пишет о мещанстве  в связи с ренегатством буржуазной интеллигенции, об опошлении, измельчании  человеческих чувств.

В 1899 году в журнале "Жизнь" горький печатает роман "Фома Гордеев".

Горький пишет пьесы, в  том числе "На дне" . 1904-1905гг – "Дачники", "Дети солнца", "Варвары".

За Горького боролись 2 партии, но он уехал в США (там он написал  роман "Мать"), а потом до 1913 года осел на Капри. Главной книгой 90х годо была "Исповедь".

В 1910х Горький ставил вопросы  о России, революции, интеллигенции. Как развить в народе способность  к творчеству?

 

10. Проблематика, жанровые  и стилевые особенности творчества  Горького 1890-х годов.

1890-е годы – это начало  творчества Горького. Его первая  публикация в журнале "Кавказ", "Макар Чудра".

Начинающий писатель активно  призывал к несогласию с существующей действительностью. В некоторых  его произведениях можно было найти оттенок Щедринской сатиры, Горький обличал свинцовые мерзости жизни. В представлении молодого писателя литература должна быть "бичом" и "благородным колоколом", призывающим  к действию. Эта задача и обусловила стилевое своеобразие произведений Горького этого периода.

Горький-реалист использовал  в своих произведениях традиции романтизма. Но в тех же произведениях  просматривался новаторский реализм.

Именно потому в этот период у Горький пишет много произведений, основанных на героико-фантастической сюжетной основе. Поиск героя. Особенно ярко это отображено в произведении "Старуха изергиль" (легенда  о Данко и Ларе, последняя направлена против лжегероики).

Ранний Горький нарочно  подчеркивал связь своих романтических  произведений с фольклорной традицией. его герой стремится к актичному  действию ради жизни, ощущает себя хозяином и творцом.

Но на ряду с романтическо-героическими произведениями Горький написал  ряд рассказов, где романтический  герой поставлен в реальную жизнь, и романтический герой переживает крушение своей романтической мечты.

Горький начинает искать героическое  начало в действительности, и это  приводит к написанию ряда произведений о людях из народа, которые несут  в себе высокие этические чувства. горький пишет об отверженных  обществом ("Два босяка", "В  степи", и тд). Основной пафос этого  цикла – протест против существующих общественных отношений.

Особое место в творчестве раннего Горького занимает первая его  большая повесть "Горемыка Павел". Трагическая история подкидыша, который пытается спасти свою возлюбленную от "веселой жизни", но в итоге  гибнет.

Горький по-новому осмыслил традиционные темы русской литературы, у него был совершенно необыкновенный стиль.

Герои Горького – люди незаурядные, непохожие друг на друга, но их объединяет исключительность их характера.  Горький  ставит своих героев в предельно  заостренные ситуации, чтобы показать человека на переломе его жизни.

Для молодого Горького характерны яркие краски. Его пейзажи в  произведениях имеют философский  смысл; Пишет о мещанстве в  связи с ренегатством буржуазной интеллигенции, об опошлении, измельчании  человеческих чувств.

Одно из главных произведений Горького этого периода – "Фома Гордеев". Первый роман писателя о судьбе поколений. Главный герой  – не типичный представитель купечества. Он широкий, сильный человек, белая  ворона среди купечества. Его попытки  совместить несовместимое – человеческое и собственническое – заранее  обречены. Трагедия Фомы в том, что  он бунтует, но он обречен на провал, не "из-за их силы, а из-за своей  слабости".  Образ героя романтизирован.

 

11. Социальные, нравственные  и религиозно-философские проблемы  в произведениях Горького 1910х  годов (На дне, Исповедь)

Пьеса "На дне" принесла Горькому мировую известность. Она  была откликом писателя на самые актуальные социальные, философские и нравственные проблемы того времени.

Поставить пьесу разрешили  только художественному театру, и  то, по словам Немировича-Данченко, лишь потому, что власти рассчитывали, что  она провалится. Раскритиковали пьесу  все, кто только мог. Эта пьеса  была тематическим завершением цикла  произведений Горького о босяках.

Пьеса была написана в период острого промышленно-экономического кризиса, который разразился в России в начале 20 века. Она стала своеобразным приговором тому строю, который бросил многих людей "на дно" и привел их к трагической гибели.  Здесь же протест против проповеди утешения, в которой Горький видел лишь способ примириться с действительностью.

Все герои дня – Актер, Пепел, Настя, Наташа, Клещ – стремятся  вырваться на поверхность, но чувствуют  свое бессилие перед запорами этой тюрьмы. И когда иллюзорность надежд становится очевидной – люди гибнут.

Носитель идеи утешающего обмана в пьесе – Лука, его  принцип – принцип сострадания. Он носитель идеи пассивного сострадательного гуманизма, который по мнению Горького, совершенно не гуманен. Но ложь рассеивается, и вскрывается правда – надежды  нет, и люди впадают в отчаяние. Полное разрушение и смерть Актера – последний аккорд.

"На дне" – произведение  нового типа. Движущей силой в  пьесе является борьба идей. Нет  постоянного центра, безгеройная  композиция драмы. Это цикл  маленьких драм каждого героя.

Повесть "Исповедь". Об исканиях русским народом правды, справедливости, духовной свободы. Писал  Горький на Капри, участвовал в учрежденный  Богдановым и Луначарским школе  для рабочих. Богоборческая ересь  Горького. Он считал, что именно народ  создал Христа, а потом вера ослабла  и все закончилось. "Не люблю  я Христа, ибо поспешил он явиться". Задача нового бога – задача актуальная для прогрессивных людей. Эту  книгу посчитали "возрождением" Горького.

Этапы богоискательства Матвея:

-ложная вера

-сомнения

-Утрата веры

-поиск и обретение новой  веры

Светлое произведение с хорошим  концом.

 

12. Образ России в автобиографических  произведениях Горького 1910х годов.("Детство", "В людях")

Автобиографическая трилогия Горького – Детство, В людях и  Мои университеты (в 1910х написаны только первые две части). Замысел  написать автобиографию возник у  Горького еще в самом начале его  творчества.

Информация о работе Шпаргалка по "Литературе"