Шпаргалка по "Литературе"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 17:24, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Литература".

Вложенные файлы: 1 файл

krasov.docx

— 86.73 Кб (Скачать файл)

Центральная идея двух первых повестей – формирование характера  человека нового типа. герой отправляется в свое путешествие длиной в два  десятилетия и встречает в  нем множество людей, которые, каждый по своему, отражают современную Россию. Яркая цепь рассказов о русских  людях – Цыганок, Королева Марго, плотник Осип, старообрядцы, студенты и многие другие. В произведении изображена чуть ли не вся Россия в  переломный момент своего исторического  развития.

В этих произведениях на первый план выдвинут процесс постепенного, порой мучительного освобождения народного  сознания от вековых традиций собственнического  мира.

В Детстве Горький сталкивает героя с противоречиями жизни. Мир  вокруг прекрасен, пока еще не испорчен темными цветами, но это только пока.  Душу героя не смогли очернить ни семейные неприятности (светлое пятно в  них – бабушка),

Судьбы людей вокруг главного героя трагичны, поэтому он начинает задумываться о мире все больше и  больше. Противоречия в характерах людей.

Новаторство Горького в том, что он продолжает видеть силу света  в людях, писатель продолжает верить в людей и Россию.

В повести "В людях" складывается новое отношение героя к человеку и окружающему миру. Это вдохновенный рассказ о людях земли русской, плотниках, каменщиках, грузчиках, иконописцах  – в которых скрыты качества писателей, художников, артистов. Каждый из них  по своему влияет на горьковского героя. В нем растет стремление разбудить  в человеке волю к сопротивлению. В конце повести возникает  образ "полусонной земли", которой  герою хочется отвесить пинок, чтобы  ее разбудить. Но не только ей, а еще  и самому себе, чтобы все завертелось  в радостном вихре.

Это почти документальный рассказ с образами обобщающего  значения, точно передающим предгрозовую атмосферу тех лет.

 

13. Социальные и нравственные  проблемы в повестях Александра  Ивановича Куприна "Поединок" и "Яма".

"Поединок", пожалуй,  лучшее произведение Куприна,  оно посвящено Горькому. Реакционная  печать назвала это произведение  крамольным, так как Куприн "расшатывал" военную касту. Горькому повесть  понравилась, он посчитал, что  таким образом Куприн оказал  офицерству большую услугу.

Но проблематика повести  выходит далеко за рамки обычной  военной повести. Куприн говорит  о причинах общественного неравенства  людей,  о возможных путях освобождения человека от духовного гнета, о взаимоотношениях личности и общества, об отношениях интеллигенции и народа, о растущем социальном самосознании человека.

Основа сюжета – судьба офицера, которого судьба заставила  ощутить неправомерность социальных отношений в полной мере. Купин  говорит не о героях, а о людях. Причем даже светлые и хорошие  люди в существующих условиях начинают опускаться. Ощущение духовного падения  возникает и у Шурочки Николаевой, и у Ромашова. Они оба протестуют против гнета среды, ищут выход, хотя причины их протеста чуть ли не противоположены.

Шурочке нужен глоток высшего  света, а с точки зрения военных  – типичная мещанская среда. Она  приспособляется ко всему, и готова ради своих целей пожертвовать всем, даже жизнью Ромашова. Вроде нарисованный светлыми красками образ девушки  наполнен не самыми чистыми чувствами  вроде эгоизма. Для Куприна ближе  благородное безволие Ромашова, чем  подход к жизни Шурочки.

Ромашов – естественный герой, но герой слабый, и его бунтарство трагически обречено. И протест у  него ной. Он мечтал о блестящей карьере, видел себя героем, но реальная жизнь  разрушила его иллюзии. Чем-то он похож на чеховского героя, но здесь  Ромашов стоит перед необходимостью действовать немедленно. Так он приходит к мысли, что среде надо сопротивляться. И у Ромашова происходит духовный перелом после разговора с солдатом Хлебниковым. Он почти доведен до самоубийства, а Ромашов внезапно видит в солдате человека, и начинает задумываться не только о своей судьбе, но и о судьбе народной. Но гуманизм Ромашова абстрактен, и призыв к состраданию в годы революции абстрактен.

Но Куприн понимал ограниченность такого человеколюбия. Так что на сцену выходит Василий Нилович  Назранский, герой, которого весьма неоднозначно оценивали критики. У него критическая  речь, романтические предчувствия, он ненавидит жизнь военной касты  и предвидит будущие социальные потрясения. Так что не без его  влияния происходит кризис в сознании главного героя.

Этическая программа Назранского  заключала в себе глубочайшие  противоречия. В итоге его искания  развивались к чистому эстетизму. Он считал, что только свободная  личность может бороться за полное социальное освобождение.

"Яма".

Здесь Куприн от реализма уходит к натурализму. Произведение состоит  из портретов, сцен, деталей, характеризующих  жизнь обитательниц публичного дома. Повесть отчетливо распадается  на описания отдельных подробностей быта. Схема характерная для Куприна, но упрощенная: смысл и красота  – в жизни природы, а в цивилизации  – зло.

Здесь у писателя возникает  вопрос о ценностях. Подчас писатель растерян, исполнен скептицизма, но он продолжает свято чтить человечность, говорить о высоком назначении человека в мире, о силе его духа и чувства, о животворящих силах жизни природы, частью которой является и человек.

 

14. Проблематика и художественные  особенности рассказов Куприна.

У Александра Ивановича Куприна (1870-1937) была судьба, похожая на роман  приключений. Кем он только не работал. Его отец умер рано, все детство  будущий писатель провел во Вдовьем  Доме, позже был зачислен в кадетский  корпус. В нем он провел 12 лет. В 19 лет публикует свой первый рассказ "Последний дебют".

В раннем своем творчестве Куприн пишет про роковые мгновения, роли случая в жизни человека, анализирует  психологию страстей. На него сильно повлиял  Достоевский.

С начала 90х много сотрудничал  в провинциальных газетах и журналах.

Творческие искания Куприна  в то время закончились повестью "Молох". Куприн показывает все  более обостряющиеся отношения  между капиталом и подневольным трудом. Эта повесть ставила под  сомнение теории буржуазного прогресса, проповедуемые в то время социологами.

Эта повесть была переходом  Куприна к большой литературе.

Одна из основных идей Куприна  – столкновение естественной красоты  с безобразием современного мира.

1898 год – повесть "Олеся". Традиционная схема – человек  обыкновенный сталкивается с  девушкой, выросшей вне общества. Образ "естественного человека", он будет присутствовать в  творчестве Куприна до самого конца. Но Куприн прекрасно осознавал абстрактность своего идеала человека.

Под влиянием революции социальная критика Куприна становится более  конкретной. Преображение естественного  человека в человека реального, но наделенного  особыми качествами. Меняется проблематика, появляются образы героев, прозревающих социальную несправедливость жизни.

Это повлекло за собой воздания нового типа новеллы. Более глубокий психилогизм, в герои сталкиваются старые и новые истины.

Произведения Куприна  периода эмиграции отличаются от произведений дореволюционного периода. Основной их смысл – тоска по прошлому. Снова начинает звучать  тема рока, власти случая над человеком, по-иному начинают осознаваться отношения  природы и человека. Но Куприн при  всем при этом не утратил веры в  человека, в его доброту. И во всех его произведениях неизменно  звучала нота тоски по родине.

 

15. "Лето Господне" Ивана  Сергеевича Шмелева: идеи, образы, стиль.

Шмелев (1873-1950). Литературная деятельность началась в 90-е годы публикацией  книги очерков "На скалах Валаама" о безрадостной жизни монахов  и тунеядстве их пастырей. Началась резкая социальная критика, и Шмелев на время "затих". Вернулся он в 1905 году, публикует повесть "К солнцу". Под влиянием революции была написана повесть "Человек из ресторана" (1911).

Герои Шмелева – маленькие  люди из городских углов, которые  в годы революции увидели неясную  надежду на будущее, или задумавшиеся под тем же влиянием люди.

В 1922 году Шмелев уезжает  из России, живет в эмиграции. Там  он пишет, в основном, о безвозвратно ушедшем прошлом.

"Лето Господне" –  автобиографическое произведение, удивительное по своему построению. Оно циклично, главы организованы  круговоротом года и церковным  календарем. В картинах своего  детства Шмелев рассказывает, как  этот календарь определял всю  жизнь семьи, которая представала  в трех единых аспектах: дом,  церковь Москва.

Восприятия мира ребенком предстает у Шмелева как единственно  подлинное, истинное, изначально народное. Но это уже было мифом о России, ее идеализация.

В романе три сюжетных линии  - движение церковного года через все  главные праздники, смерть отца Вани, и духовное взросление главного героя  под влиянием этих двух линий.  Повседневные дела подчинены церковному календарю, люди повторяют одни и те же действия из года в год это традиция. Это  создает некую гармонию в произведении. Названия глав по православному принципу "Великий пост", "Пасха" и  т.д. Основная мысль – формирование нравственных качеств.

 

16. Младосимволизм. Лирика  Андрея Белого.

Символизм можно разделить  на старших символистов и младосимволистов. Это второй этап развития символизма.

Среди малосимволистов были Александр Блок, Андрей Белый, Соловьев, Вячеслав Иванов и тд. Среди них  особо выделялась группа аргонавтов(1903-1905).

В то время символисты стремились к объединению, поклонникам и  хотели избавиться от рутины в писательстве. Молодые поэты ощутили сильное  влияние Владимира Соловьева, который  критиковал Брюсова. Его стихотворение 1895 года младосимволисты посчитали  прямым обращением к себе.

Для младосимволистов были характерны эклектичность и противоречивость. О целях же искусства постоянно  шли споры. Явления материального  мира выступали для символистов  лишь как символ идеи. У образа всегда было двойное значение. Споры шли  даже вокруг определения символа  и символизации. Белый считал символизацию существеннейшей особенностью символизма: "это познание верного во временном, метод изображения идей в образах".

Основным стилистическим признаком их поэзии становится метафора, смысл которой обычно раскрывался  во втором ее члене.

Младосимволисты первыми  заявили что символизм – это  мировоззрение.

Андрей Белый (Борис Николаевич Бугаев). На первом этапе своего идейно-творческого  развития увлекался Ницше и Шопенгауэром, философскими идеями Владимира Соловьева.

Считал, что самая выразительная  часть искусства – это музыка, что она может выразить все. Это  Белый пытался доказать в своих "Симфониях", которые поэт строил на сочетании высокого и низкого, истинного и ложного и тд.

Первый сборник стихов Белого "Золото в лазури". Сборник  наполнен светом, яркими красками. Ключевая тема в сборнике – тема зорь. Романтической  иронией освещается в сборнике и  образ поэта, борющегося с иллюзиями  своего художественного мира. Но в  стихи последнего раздела сборника внезапно вторгаются образы из современности.

На Белого очень повлияла революция 1905-1907 гг. Миф Соловьева  о пришествии Вечной Женственности  не реализовался. В сознании поэта  наступает кризис, и в итоге  центральными проблемами его поэзии становятся революция, Россия, судьбы народа.

1909 год – "Пепел", пожалуй, самая значительная книга  Белого. Книга посвящена памяти  Некрасова. От мистических зорь  поэт уходит в мир "рыдающей  музы" Некрасова. Основная тема  – тема нищей, угнетенной России. Стихи Белого наполнены смятением  и безысходностью. Белый пишет  о нищих, богомольцах, горемыках.  Широко используются традиции  народной лирики. Стихи Белого  очень разнообразны в плане  ритма, словесной изобразительности,  звукового богатства. 

Книга "Урна" – откровенно формальный эксперимент. Это была попытка  проверить теорию поэтической практикой.

В 1910-е Белый не создает  ничего принципиально нового.

 

17. Общая характеристика  старшего символизма. Лирика Брюсова,  Бальмонта, Гиппиус.

1890-е. Первый этап развития  символизма. Здесь можно выделить  неохристиан (Мережковский, Гиппиус,  Минский) и декадентов (Брюсов, Сологуб,  Бальмонт).

В символизме был представлен  весь спектр нового исксства.

У старших было 2 этапа  развития: 1892-1894 гг. В 1892г – выступление  Мережковског, в 1894 году выходит первый брюсовский сборник.  Это предсимволизм.

1894-1900 гг. Складывается символизм.

Константин Дмитриевич Бальмонт (1867-1942) В течении десятилетия  он "нераздельно царил над русской  поэзией". Лирика Бальмонта была глубоко субъективистской и эстетизированной. По словам Блока, Бальмонт был занят  исключительно самим собой. и  жизнь, и поэзия для него – импровизация, игра.

В основе поэтики Бальмонта  – философия возникшего и безвозвратно ушедшего неповторимого мгновения, в котором выразилось единственное и неповторимое душевное состояние  художника.

Для его поэтического стиля  характерно господство музыкального начала. "Стихия музыки" проявлялась у  Бальмонта в изощренной звуковой организации стиха. Поэтические  опыты принесли поэту большую  известность, создали целую школу  подражателей.

Многие стихотворения  Бальмонта были образцами импрессионистической лирики.

Известность Бальмонту принесли его сборники, вышедшие на рубеже веков, где он звал к приятию стихии жизни  с ее правдой и ложью, злом и  добром.

Лирический герой у  бальмонта стихийный, воинствующий эгоцентрист.

В период творческого подъема  у Бальмонта появляется своя, оригинальная тема, выделяющая его в поэзии раннего  символизма – тема животворящего  Солнца.

Но впоследствии Бальмонт стал повторяться, так что его  популярность стала падать.

Зинаида Николаевна Гиппиус (1869 – 1945). Впервые ее стихи опубликовали в "Северном Вестнике", основные мотивы ее раннего творчества – проклятие  пошлой реальности и прославление мира фантазии, тоскливое чувство разобщенности  с людьми и жажда одиночества. В ее стихах с наибольшей наглядностью отразились основные черты ранней символической  поэзии, ее эстетический и этический  максимализм. Подлинная поэзия, по ее мнению, сводилась к трем темам  – о человеке, любви и смерти. Утверждала, что истинная революция  в России возможна только в связи  с революцией религиозной.

Информация о работе Шпаргалка по "Литературе"