Шпаргалка по "Введению в античную литературу"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 18:03, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Введению в античную литературу".

Вложенные файлы: 1 файл

античная литература.doc.docx

— 78.74 Кб (Скачать файл)

«Трагедия есть воспроизведение действия серьезного и законченного, имеющего определенную величину, услаждающей речью, различными ее видами отдельно в различных частях, — воспроизведение действием, а не рассказом, производящее посредством сострадания и страха катарсис подобных аффектов» (гл. 6).

«Услаждающей речью, — поясняет Аристотель, — я называю речь, имеющую ритм и гармонию с мелодией, а различными ее видами — исполнение некоторых частей трагедии только метрами, а других — еще и пением».

В трагедии Аристотель различает шесть составных элементов, которые он распределяет в порядке их значительности следующим образом: фабула, характеры, мысли, словесное выражение, музыкальная композиция, сценическая обстановка; последние два элемента не относятся непосредственно к поэзии и в дальнейшем уже не рассматриваются. Расположение элементов свидетельствует о том, что Аристотель считает идейные моменты художественного произведения более значительными, чем формальные, а художественный показ (фабулу, характеры) более важным, чем мысли, вкладываемые в уста действующих лиц.

Фабула — «начало и как бы душа трагедии»; характеры изображаются лишь посредством действия и имеют уже вторичное значение. Фабула должна быть законченной и целостной, должна иметь определенный объем. «Прекрасное — в величине и в порядке». Фабула должна быть не слишком малой по размерам, но вместе с тем легко обозримой. Определенной величины Аристотель не нормирует: «тот предел величины драмы достаточен, в границах которого при последовательном развитии событий могут происходить по вероятности или по необходимости переходы от несчастья к счастью или от счастья к несчастью» (гл. 7).

Теоретики европейского классицизма приписывали, как известно, Аристотелю учение о «трех единствах», места, времени и действия. В действительности, Аристотель требует только единства действия. «Части событий должны быть соединены таким образом, чтобы 'при перестановке или пропуске какой-либо части изменялось и сдвигалось целое» (гл. 8). О единстве места он вообще не говорит; относительно же времени он, сопоставляя трагедию с эпосом, ограничивается констатацией, что трагедия «по возможности старается уложиться в один солнечный обход или незначительно выйти за его пределы». Мы уже указывали (стр. 111), что в развитой греческой трагедии «единство места» и «единство времени» обычно соблюдались; Аристотель, по-видимому, не придает этим моментам принципиального значения. Закон «трех единств» был впервые сформулирован итальянцем Кастельветро (1570).

Характерным для трагической фабулы Аристотель считает момент перелома, перехода от счастья к несчастью или наоборот. Перелом разбивает фабулу на две части, из которых первую Аристотель называет завязкой, вторую — развязкой. При этом он различает фабулы простые и запутанные. К последним относятся фабулы, содержащие перипетию (неожиданный поворот событий в противоположную сторону) и узнавание (ср. стр. 148). Соответственно вкусам своего времени, Аристотель отдает предпочтение запутанным фабулам. Характер трагического персонажа должен удовлетворять четырем требованиям: он должен быть благородным, подходящим для данного лица (например, в зависимости от того, мужчина это или женщина), естественным и, наконец, последовательно проведенным.

Уже это краткое изложение некоторых основных мыслей «Поэтики», далеко не охватывающее ни всех ее разделов, ни богатства ее содержания, показывает, что Аристотель создал произведение, замечательное по глубине анализа, закладывающее основы теории искусства вообще и в частности, теории драмы. В течение многих столетий оно оставалось непревзойденным, и значение его для европейской поэтики, начиная с XVI в., столь велико, что не поддается точному учету. До конца XVIII в. учение «Поэтики» оставалось канонической теорией драмы. Из взглядов Аристотеля исходили не только представители классицистического направления, но и теоретик буржуазной драмы Лессинг, причем и Лессинг и классицисты старались так истолковать Аристотеля, чтобы вывести из его «Поэтики» принципы своего литературного направления. Но и в более позднее время теория Аристотеля не потеряла своего значения. К Аристотелю апеллировал Н. Г. Чернышевский в борьбе с идеалистической поэтикой; многие положения Аристотеля сохранили актуальность и до наших дней и служат предметом внимательного изучения в советском искусствознании и литературоведении.

 

Вопрос: основные черты древнеаттической комедии. Особенности мировоззрения Аристофана.

Ответ:

Основные черты древнеаттической комедии:

 

    1. Политический характер;
    2. Выведение на сцену отдельных лиц в карикатурном виде;
    3. Фантастический характер.

 

Главной особенностью древнеаттической комедии была критика политического строя древних Афин. Боги, герои, государственные и культурные деятели подвергались насмешкам. Были попытки ограничить свободу комедии, но они не имели успеха, потому что афиняне считали своё государство неколебимым. Действие пьесы было неправдоподобно и даже неестественно: происходит сдвиг во времени и пространстве.

Хор составляли животные, птицы и фантастические существа (название комедии обычно давалось по составу хора). Хор состоял из 24 человек, делился на два полухория  и активно участвовал в действии. В последних комедиях Аристофана хора нет вообще, либо он играет незначительную роль. Ещё одна отличительная черта комедии – парабаса – партии хора, нарушающие действие, лирические отступления, говорящие о вещах, важных для автора. В комедиях «Экклезиасусы» и «Плутос» нет парабасы, поэтому их относят к среднеаттической комедии.

Известно около 40 авторов древнеаттической комедии и около 300 произведений. Помимо Аристофана выдающимися комедиографами той эпохи считались Кратин и Евполид. Существовали и неполитизированные комедии, чьи темы были разнообразны.

Аристофан (445 – 385 гг.) был драматургом и актёром. Из 44 его пьес до нас дошло 11: «Ахарняне» (425 г.), «Всадники» (424 г.), «Облака» (423 г.), «Осы» (422 г.), «Мир» (421 г.), «Птицы» (414 г.), «Лисистрата» (411 г.), «Женщины на празднике Фесмафорий» (411 г.), «Лягушки», «Экклезиасусы» (392 – 389 гг.), «Плутос» (388 г.).

 

Структура древнеаттической комедии:

 

    1. Пролог – обширная диалогическая часть;
    2. Парод – хор самым активным образом вмешивается в отношения действующих лиц, присоединяется к одной из сторон конфликта, которая проиграет;
    3. Агон – состязание враждующих сторон, обоснование аргументов;
    4. Эписодии – герой защищает плоды одержанной победы;
    5. Эксод – финальная песня (обычно на пиру);
    6. Парабаса.

 

Вопрос: комедии Аристофана «Всадники» и «Облака»: жанровая природа, проблематика, типология героев.

Ответ: «Всадники» - наиболее заострённая политическая комедия. Главные действующие лица – Демос, Пафлагонец, демагог Клеон, одержавший победу над спартанцами при Сфактерии. Эту победу готовили полководцы Никий и Демосфен, а Клеон украл их победу. Аристофан высмеивает Клеона. Агон между Клеоном и колбасником строится на основе перевёрнутых отношений. По Аристофану, обман и лесть прикрвают взяточничество и казнокрадство. Устойчивая характеристика демагога дополняется фольклорной характеристикой. При этом Аристофану неважно, каков человек на самом деле. Разрешение конфликта во «Всадниках» свидетельствует об утопичности мировоззрения Аристофана. Заострение образа идёт за счёт внешней гиперболы. Ещё одна черта комедий Аристофана – конкретизация, достигаемая материализацией отвлечённых понятий и принижением высоких материй.

Комедия «Облака» отражает недоверие афинян высоким материям и софистам, их враждебному отношению. Все философы в обыденном сознании представлялись мошенниками. Софисты главное внимание уделяли обучению диалектике и риторике как свободе отстаивания собственного мнения. Софистике могло обучаться только богатое население Афин, поэтому селяне относились к ней враждебно. Степень зловредности нового направления измерялось нравственностью. Такое воспитание отрывало человека от традиционной морали и делало ценности относительными. В «Облаках» образ софиста-мошенника был приписан Сократу. Сократ не относился к софистам, но он был очень удобен для изображения философа-новатора, воспринимавшегося современниками как чудак. Аристофан приписывает ему теории различных софистов. Для Аристофана было важно узнавание образа зрителями. Устойчивая фольклорная характеристика – маска учёного-шарлатана.

Важнейшее действующее лицо комедии – крестьянин Стрепсиад, женившийся на благонравной женщине. Первая часть комедии построена на мировоззрении сельского жителя и научных положений, их антитезе. Стрепсиад, оказавшийся неспособным обучиться софистике, отправляет в школу софистов своего сына Фигиппида.

Облака – новые боги, затуманивающие разум. Центральный агон происходит между Фигиппидом и Стрепсиадом в финале. Сцена спора между Кривдой и Правдой и финальная сцена поджога школы Сократа появляются во второй редакции комедии. Аристофана в софистике пугал нравственный релятивизм.

 

Вопрос: комедии Аристофана «Лягушки» и «Лисистрата».

Ответ: в комедии «Лисистрата» наружу вырывается природа фаллических обрядов, однако в основе комедии лежит идея мира, разоблачения корыстных политиков, защиты права народа на решение собственной судьбы. Агон в комедии происходит между Лисистратой и Пробулом. Комический эффект усиливается тем, что высокие цели Лисистрата объясняет через женские дела. В комедии есть направление против аристократических гетерий и Персии. Судьбы войны и мира должны решать сами народы. В сюжетном воплощении это самая совершенная комедия Аристофана. В комедии разделение хора обусловлено характером сюжета. Конфликт сторон подчиняет себе даже парабасу. В «Лисистрате» развитие действия продолжается и после агона.

В композиционном отношении «Лягушки» - архаичная комедия, распадающаяся на три части. Связующим звеном является Дионис. Свыше 600 стихов в начале комедии – потешные сценки, связанные с Дионисом и его рабом Ксанфием. Ксанфий намного хитрее и смекалистей своего господина, смеётся над его слабостями. Аристофан уподобил лягушек трагикам-современникам. В «Лягушках» агон происходит практически в конце. В парабасе хор призывает к амнистии участников «заговора 400». Спор Эсхила и Еврипида выходит за пределами агона. Агон – серьёзная дискуссия о назначении драматического творчества. Эсхил в полемике грозен, напыщен, а Еврипид болтлив и изворотлив. Ядро разногласия – в методах трагиков. Также широко обсуждаются вопросы стиля. Широко цитируются трагедии. «Лягушки» - первый образец литературной критики в буффонадной форме. На момент постановки комедия была настолько актуальна, что её ставили дважды. Принципы Аристофана были близки зрителям.

 

Вопрос: творчество Менандра. Жанровое своеобразие новоаттической комедии в сравнении с древней и среднеаттической.

Ответ: новоаттическая комедия относится ко временам македонского владычества. Жители Афины были озабочены устройством личной жизни. Комедия целиком сосредоточивается на изображении частной жизни. Практически исчезает пародия на трагедию. Мифологические темы встречаются довольно редко. Из 64 авторов новоаттической комедии нам известно 47. Наиболее известные авторы – Менандр, Филемон, Дифил, Аполлодор Карисский, Посидипп, Филиппид. До нас дошли крупные фрагменты комедий Менандра (343/342 – 292/291 гг.).

Между последней комедией Аристофана и дебютом Менандра прошло 70 лет. Политическая обстановка изменилась, но в культурном плане Афины оставались центром. Возникли домашние театры.

По разным сведениям, Менандр поставил от 105 до 108 комедий. Его комедии пользовались большой популярность в течение 1000 лет. Менандра ставили в один ряд с Гомером. После VII века н.э. наступило полное забвение Менандра. Остались лишь сборники его изречений. В конце XIX – начале XX века начали находить некоторые фрагменты комедий Менандра. В 1907 г. были опубликованы отрывки из произведений Менандра. В середине 1950-х годов в Александрии был найден кодекс с фрагментами комедии «Брюзга».

Менандр происходил из знатной семьи и получил блестящее образование. Он был хорошо знаком с драмами Еврипида. Дядя Менандра Алексид руководил его воспитанием и был известным комедиографом. Также учителем Менандра был ученик Аристотеля Теофраст. Философия и риторика обусловили впоследствии серьёзный тон его произведений.

Первые шаги в драматургии Менандр делает во время смерти Александра Македонского и политического кризиса. Но в своих комедиях Менандр не заостряет внимание на политике. Хор появляется в перерыве между действиями. Пляски хора делят комедию Менандра на пять частей. Основной темой комедий был быт.

Уже в среднеаттической комедии определяющим становится сюжет об изнасилованной девушке и подброшенных детях. Состав участников был стереотипен: юный бездельник из состоятельной семьи, девушка, гетера, старый отец, алчный сводник, пронырливый раб, раб-резонёр, воин-соперник, парасит, болтливый повар (персонаж, связанный с традиционным финальным пиром в древнеаттической комедии). Можно было создать новый тип комедии, основанный на старых жанрах и персонажах. Но сюжеты комедий Менандра оказались жизненнее канвы. Менандр не был признан современниками.

 

Вопрос: комедия Менандра «Брюзга»: проблематика, диалектика, традиции и новаторства.

Ответ: в комедии «Брюзга» сюжетные стереотипы отсутствуют или полностью переосмыслены, в первую очередь, в любовной истории. По канве комедийного сюжета Сострат должен был соблазнить девушку или совершить над ней насилие, но Сострат хочет жениться на ней. Основой комедии VI века было увлечение юноши гетерой, попытка выкупа её у сводника. Но в ранних комедиях Менандра цель героев – законный брак, подразумевающий реальные чувства. Этот случай исключителен в матримониальной практике Афин. Перевёрнутость любовной темы меняет и другие известные мотивы, они практически отсутствуют. В ранних комедиях Менандра в традиционной роли выступают только повар и кормилица девушки, а также несколько рабов.

В центре комедии – характер персонажей. Кнемон является характерным в античном смысле: фольклорная маска скупца не подтверждается действиями. Кнемон наделён чертами несдержанного человека, чурающегося людей. Кнемон не укладывается ни в один традиционный тип характеров по Теофрасту, а собирает всё вместе. Кнемон способен к саморазвитию. По принципу контраста строятся все персонажи. В ранних комедиях присутствует явный налёт буффонады. Финал комедии выдержан в традициях народного балагана. В дальнейшем автор отказывается от шутовских приёмов и сосредоточивает своё внимание на характере. Разрешение трудностей утопическое.

Информация о работе Шпаргалка по "Введению в античную литературу"