Шпаргалка по "Введению в античную литературу"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 18:03, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Введению в античную литературу".

Вложенные файлы: 1 файл

античная литература.doc.docx

— 78.74 Кб (Скачать файл)

 

Вопрос: общая характеристика древнегреческой лирики: хронологическая, племенная и территориальная, жанровая классификации; особенности лирического мировосприятия.

Ответ: с развитием полисов меняется мироощущение эллинов. Человек начинает осознавать себя как личность и индивидуальность. Обращаясь к художественному творчеству, человек говорит не от имени коллектива или народа, а от себя лично. В связи с этим преобладает лирическая поэзия. Появляется субъективное мировоззрение героя, новое понимание этики, новые функции мифа, открывается новая структура стиха, трансформируется психологизм, переосмысляются новые понятия эпоса, этические категории (индивидуальная доблесть вождя, полисная этика, связанная с необходимостью защищать родной город). Миф остаётся, но приобретает коммуникативную функцию. До этого миф санкционировал общий порядок, ориентировался на прошлое и был значимым сам по себе. В лирике миф ориентирован на современность – мифологические герои чувствуют и ведут себя как современные люди. При помощи мифологических сюжетов решаются актуальные вопросы современности. В лирике происходит самосознание человеком своих ощущений. При передаче эмоциональных и интеллектуальных проявлений сохраняется конкретизированная образность, но она не ограничивается внешними симптомами, а воспроизводит ощущения, переживаемые самим индивидом. Краткость текста лирического стихотворения приводит к формированию другой поэтики, появлению новых композиционных принципов (антитеза, приём «переплетающейся сети», нанизывающий стиль). Термин «лирика» появляется позже собственно лирики. Ранняя лирика называлась меликой (от греч. melos – песня, напев). Термин «лирика» появляется у александрийских филологов (III – II века до н.э.).

 

Хронологическая классификация:

 

1. 648 г. до н.э. – VI век до н.э. (Архилох, Мимнерм, Алкей, Сапфо, Тиртей, Каллин, Арион).

2. VI век до н.э. – время греческой тирании (Анакреонт, Семонид Кеосский, Парменид, Пиндар).

3. Первая половина V века – развитие хоровой мелики (Вакхилид, Феогнид).

4. Вторая половина V века – первая половина IV века (Тимофей Милетский).

 

Племенная и территориальная классификация:

 

1. Ионийская лирика (элегия и ямб);

2. Эолийская лирика (представитель – Сапфо);

3. Дорийская лирика (хоровая);

4. Сицилийская лирика.

 

Жанровая классификация:

 

1. Декламационная лирика (элегия, ямб);

2. Песенная лирика.

 

Декламационная лирика:

 

1. Элегии (общественные, общегражданские, воинственно-патриотические, личных настроений, дидактические);

2. Ямб.

 

Греческая лирическая поэзия своими корнями уходит в устное народное творчество. Она связана с любовными, свадебными и застольными песнями, обрядовыми прославлениями и гимнами, погребальными заплачками. Важнейшие жанры лирики – элегия и ямб. Истоком элегии были заплачки, но в литературном виде этот жанр необязательно носил грустный характер. Элегии исполнялись на пирах и народных собраниях  и строились на чередовании гекзаметра с пентаметром (элегический стих). Ямб происходил из песен, которые пелись на земледельческих праздниках. Ямбы декламировались без музыки и были наиболее близки к разговорной речи. Ямбический размер – трёхмерная стопа, состоящая из двух слогов. Наиболее употреблявшийся ямбический размер – триметр.

 

Песенная лирика:

 

1. Монодийная (лесбосская, сицилийская, «странствующих поэтов»);

2. Хоровая (дорийская, аттическая, общегреческая).

 

Мелические произведения – песни, но ноты к ним не сохранились. Древнегреческие филологи мыслили мелику единым целым. В каноне филологов Александрийской библиотеки выдающимися поэтами считаются Пиндар, Вакхилид, Сапфо, Анакреонт, Стесихор, Семонид Кеосский, Алкей, Алкман и Ивик. Этот жанр уходил корнями в первобытно-общинную эпоху и обслуживал определённую общественную группу. Прикрепление мелики к какому-либо коллективу остаётся её постоянным признаком. Литературная мелика сохраняет связь с фольклорной основой. Существовали застольные песни (сколии), свадебные (эпиталамии или гименеи), похоронные (френы), в честь богов (гимны), песни исцеления (пеаны), дифирамб – гимн Дионису, парфений – гимн Афине.

Также к лирической поэзии относится эпиграмма – законченное короткое стихотворение, посвящённое лицу или событию. Создателем жанра считается Семогнид Кеосский. Кроме того, к лирике относится эпитафия – надпись на надгробном памятнике, выполненная гекзаметром или элегическим дистихом.

Вопрос: творчество Архилоха: жанровый состав, проблематика, поэтика.

Ответ: Архилох жил между 689 – 640 гг. Его творчество было популярно в античности. До нас дошло около 200 фрагментов его стихотворений. Архилох сочинял элегии, гимны, басни, эпиграммы, но он более известен как создатель ямбической поэзии. Она использовалась в личной полемике и писалась двусложными размерами: ямбом, трохеем, спондеем. Архилох родился на острове Парос. Вплоть до последнего времени считалось, что Архилох был вольноотпущенником, сыном рабыни и знатного человека и наёмником, сражавшимся на острове Парос и во Фракии. Сейчас нельзя говорить о том, что он был наёмником. Он сражался как представитель полисной общины. Его этика – антиэпичность и антигомеричность, идеалы – идеалы общины, которые неизвестны героическому эпосу. Раннегреческая лирика мыслилась в рамках общественного коллектива (фиас, гетерия, апелла). Точно такой же группой было общество колонистов, к которому принадлежал Архилох.

В своём творчестве Архилох отказывается от шкалы ценностей родовой аристократии. Он обращается к безземельным переселенцам, которые ищут кусок земли. С новыми обстоятельствами складывается и новое мировоззрение. Нестабильность общественных отношений эпохи колонизаторов противостоит стабильности героического века. Возникает интерес к жизни индивида, его внутреннему миру. Несомненна роль Архилоха в обновлении художественных средств. «Я служитель царя Эниалия» - Архилох соединяет в себе несоединимое: войну и поэзию. В своих произведениях он руководитель и наставник своих сограждан, особенно в элегиях. Стихотворения Архилоха дидактичны, хотя в них изображаются личные чувства и переживания поэта. В храмовой легенде рассказывается, что Архилох стал по-новому петь старые песни и ввёл новый культ бога Диониса. Граждане воспротивились, за что были наказаны Дионисом. Тогда граждане приняли новаторство и восславили Архилоха. В творчестве Архилоха время меняется вместе с человеком. Архилох знает, что невзгоды подавляют человека, меняют его. Архилох сомневается в гомеровской чести, оспаривает её, отстаивает индивидуальность. Гомеровская лексика приобретает иной контекст. «Необходимое бегство не несёт людям позора» - Архилох убеждает, что в трудных боевых действиях лучше убежать и спастись, чтобы потом защищать общину. Мотив брошенного щита трижды встречается в древнегреческой литературе: у Архилоха (фрагмент 5), Алкея, Анакреонта (фрагмент 65). В римской поэзии этот мотив представлен Горацием. Поэзия Архилоха преодолевает дистанцию между слушателем и героем, нарочито подчёркивая субъективный момент, авторское отношение. Тема дружбы чередуется с темой вражды. Больше всего Архилох ненавидит бывших друзей, посвящает им порицания.

Отличительная черта Архилоха – его активное вторжение в жизнь. Эта особенность – личная ответственность поэта. Взлёты и падения в личной жизни Архилох типизирует, демонстрируя образцы поведения для себя и для слушателей. Жизнь представляется ему в течении удач и неудач. Идея человеческой беспомощности перед миром, обращение к духу. Архилох в обращении к себе продолжает эпическую традицию внутреннего монолога. Но Архилох не ограничивается приказом – он утешает, ободряет свой дух. Глаголы в его стихах повелительного наклонения. У Архилоха происходит самосознание своего переживания, внутреннего ощущения.

Тема любви не занимает особого места в творчестве Архилоха. В ряде отрывков он признаётся в любви к прекрасной Необуле. Отвергнутый ей, он пишет про неё с жестокой насмешкой. Обличительная поэзия Архилоха «таила в себе жало змеи и яд пчелы». Известны басни Архилоха, например, «О лисице и орле». Архилох стоит у истоков европейской лирики. Он первым осуществил переход от эпоса к лирике.

 

Вопрос: греческая монодийная мелика (Сапфо, Алкей, Анакреонт)

Ответ: Алкей и Сапфо жили в VI веке до н.э. и происходили из аристократических семей острова Лесбос. Их творчество высоко ценилось в античном мире. Произведения Сапфо были изданы в девяти папирусных книгах, Алкея – в десяти. Их творчество было известно в Римской империи. До нас дошло по 400 строк от каждого поэта.

Сапфо и Алкей исполняли свои произведения в фиасе и гетерии соответственно. Эти объединения берут своё начало в родовом строе. По мере формирования классовых обществ возрастные границы начали стираться. Мужчины составляли замкнутое объединение и жили вне семьи. Гетерия жила политической борьбой, а фиас – женскими заботами. Гетерии покровительствовал Зевс, Аполлон, Гермес, Дионис, а фиасу – Афродита, Гера. Жречества в Греции не было, так как каждый гражданин полиса мог принести жертву богу. Фиас существовал в дорийских и эолийских областях Греции, где положение женщины было свободней.

Коллектив Сапфо был посвящён Афродите и Музам. Основная тематика песен Сапфо – общение с подругами, свадьбы, праздники. Политическая жизнь не интересовала Сапфо, но она была в изгнании, когда к власти пришёл враждебный ей род. Вопрос об отношении Сапфо к воспитанницам остаётся спорным. В школу Сапфо отправляли девушек из Ионии. Уже в античности вокруг Сапфо родилось множество легенд. Её отец – богатый гражданин Митилены, мать рано умерла. В фрагменте 50 ею вводится ставшая известной античная формула kalos kagathos (прекрасный и благородный), характеризующая человека, принадлежащего знати. Сохранились сведения о братьях Сапфо. По легенде, она изобрела фектиду (вид арфы) и миксолидийский лад в трагедиях.

 

Поэтика произведений Сапфо:

 

1. Начало и конец стихотворения – обращение к богам;

2. Призываются женские божества: Гера, Афродита, Музы, Хариты;

3. Любовь и поэзия – два начала, служащие Сапфо;

4. Сапфо верит в возможность эпифании – явления божества смертному.

 

Центральная часть гимна – биография божества. «Гимн Афродите» - призыв, цель которого – исполнение желания. Ритуальный характер носит начальная строка («дочь Зевса», «бессмертная»). Подчёркивается могущество божества: внутренняя рама – могущество, внешняя – её качества и свойства. Древние греки искренне верили в возможность общения человека и бога, но бог не мог появляться в истинном обличье. Эта иллюзия подкрепляется актуализацией предыдущего свидания с богиней. Речь идёт не только о лейтмотиве. Сапфо соблюдает ещё одно условие призывной песни: если бог однажды оказал благодеяние, он окажет его вновь. Отсюда в завершающей строфе призыв повторяется. Рамочная композиция известна ещё эпосу. Вся структура динамично устремлена от начала до конца.

Культ Афродиты носил эротическую окраску. Обязательным элементом почитания Афродиты являлось любовное томление. Ярким примером служит стихотворение «Огненное» (фрагмент 52). В нём описывается состояние, в которое предмет страсти повергает влюблённого. У Сапфо присутствуют внешние симптомы, но она характеризует страсть. С другой стороны, Сапфо испытывает и внутренние переживания. Также она употребляет нанизывающий стиль: яркая картина создаётся накоплением коротких фраз, определения сведены к минимуму. Исход драматического действия один – страсть губит того, кто испытывает её. У Сапфо любовь теряет однозначную привлекательность, становится «горько-сладким неодолимым чудовищем», «потрясает душу как бурный ветер, обрушивающийся на дубы». Преобладает неразделённая любовь, ревность, страдания.

Творчество Алкея формируется в рамках гетерии. Алкей живёт политикой. В начале VI века Лесбос представлял собой разделённый противоречиями полис. Вначале Алкей в союзе с Питтаком боролся против тирана Мирсила. Однако, когда Питтак стал правителем («примирителем») на 10 лет, Алкей выступил против, используя фольклорное поругание, бранные стихотворения. Он называл Питтака «завсегдатаем пьяных притонов» и призывал соратников к борьбе, хотя собственная гетерия казалась ему «кораблём, застигнутым бурей в открытом море». Эта метафора перешла в мировую поэзию. Забвение от неудач Алкей находит в вине и общении с друзьями. Древние говорили, что «для Алкея любой повод – повод выпить». Ему приписывается афоризм «истина в вине».

Анакреонт (572/569 – 487/484 гг.) относится к странствующим поэтам. Он родился на острове Самос. Темы его поэзии – любовь, эротика, меланхолия. Анакреонт – символ изящного эротизма. Анакреонт в основном известен через своих подражателей. До нас дошёл сборник стихов в стиле Анакреонта, относящийся к поздней античности.

Анакреонт – поэт редкого жизнелюбия, выражающий общегреческое мировоззрение – мир прекрасен. Анакреонт до старости славил чувственные удовольствия. Программным произведением считается фрагмент 19. Предмет любовной лирики Анакреонта – преимущественно гетеры. Долгое время Анакреонт жил в Афинах, культурном центре Греции. Концепция любви у Анакреонта – наслаждение, лёгкое, светлое чувство. Эрот Анакреонта – шаловливый мальчик, играющий человеческими судьбами в кости. Сходные мотивы позднее встречаются у Горация. В поздней лирике Анакреонт шутит над своей старостью. Любовь у него неотделима от вина, пиров, музыки, вписана в стиль придворной жизни. Эллинов отличает чувство меры, и Анакреонт не теряет голову от вина и любви. Простота и ясность восприятия мира отличает Анакреонта от Алкея и Сапфо. Его лирический герой легкомысленный, но его принципы подчёркиваются мыслью о неизбежном конце. В мировой и русской литературе темы Анакреонта нашли своё продолжение.

 

Вопрос: греческая хоровая мелика. Творчество Пиндара: особенности жанра, проблематики и поэтики.

Ответ: из всех видов греческой лирики хоровая песня сохранила наиболее тесную связь с культом и обрядом, потребности которых она главным образом и обслуживала. В своих фольклорных формах хоровая песня существовала, разумеется, повсеместно, но особенно культивировалась она в тех государствах, где у власти удержалась землевладельческая знать. Культовая поэзия служила здесь орудием пропаганды аристократической идеологии, получившей в это время новое оформление в религии Аполлона Дельфийского. В противоположность старо-аристократической идеологии, восходившей ко времени разложения родового строя, дельфийская религия и мораль были приноровлены уже к условиям классового общества и к потребностям аристократии, как господствующей группы внутри полиса. Хоровая лирика стала литературной выразительницей этой новой морали и нового мифотворчества, перерабатывающего традиционные мифы в духе дельфийской религии. Политическое господство аристократии сохранилось по преимуществу в дорийских областях; в соответствии с этим дорийский диалект сделался преобладающим языком хоровой лирики.

С другой стороны, в культовой поэзии были заинтересованы и тираны, которые вели активную религиозную политику, поддерживая низовые и общегреческие культы в противовес местным аристократическим, и стремились придать религиозное освящение своему владычеству. В этих условиях хоровая лирика становится одним из важнейших ответвлений греческой лирической поэзии и играет очень значительную роль в литературном движении эпохи.

В силу своего культового и обрядового характера хоровая лирика более архаична по способу своего исполнения, чем монодическая мелика или элегия. Слово остается связанным не только с музыкой, но и с ритмическими телодвижениями; песня исполняется традиционным обрядовым хором, который поет и вместе с тем пляшет. Во главе хора стоит предводитель; половозрастной состав хора и характер пляски очень часто уже предопределены культовым заданием, так как хоровая песня исполняется лишь по определенному поводу, в связи с каким-либо празднеством или обрядовым действием. Греки различали многочисленные виды хоровой песни в зависимости от повода, вызывающего ее, от божества, к которому она была обращена, от состава хора и характера пляски: в большинстве случаев эти виды литературной хоровой лирики являются продолжениями соответствующих фольклорных жанров, но некоторые из них, и притом важнейшие по своему литературному значению, возникли или по крайней мере получили широкое распространение в рассматриваемое время и тесно связаны с социальной и идеологической борьбой VII — VI веков. Так, дифирамб, культовой гимн в честь Диониса, обязан своим расцветом тому значению, которое приобретает в революционную эпоху религия Диониса. В хоровой лирике, начиная со второй половины VI века, одно из важнейших мест занимает эпиникий, песня, прославляющая победителя на общегреческих гимнастических состязаниях. Эти игры были народными празднествами, и победители получали у себя на родине почти божеские почести. А так как участие в состязаниях принимала главным образом аристократия, которая одна только имела достаточно средств и досуга для необходимой гимнастической тренировки, победа на играх оказывалась удобным предлогом для прославления аристократической «доблести». То обстоятельство, что предметом песнопения становился не бог и не мифологический герой, а живой представитель знати, только повышало актуальность и классовое значение эпиникиев. И уже совсем новым жанром хоровой лирики был энкомий, гимн в честь определенного лица; жанр этот своим появлением свидетельствует о повышении удельного веса личности в социальной жизни полиса, и он получил особенное развитие в придворной обстановке, окружавшей тиранов.

Информация о работе Шпаргалка по "Введению в античную литературу"