Функции неполных предложений разных типов в поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2014 в 20:35, реферат

Краткое описание

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что одним из магистральных направлений современной лингвистики является изучение замкнутых концептуальных систем и особенностей культурно-специфического и индивидуального (писательского) мира, отражённого в упорядоченном наборе языковых средств, которые в систематизированном представлении создают так называемый мир языка писателя.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретическая основа исследования
Общие понятия о неполном предложении
Ситуативно-контекстуальные неполные предложения
Эллиптические предложения
Диалогические неполные предложения
Глава 2. Функции неполных предложений разных типов в поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души»
2.1. О языке Н.В.Гоголя
2.2. Ситуативно-контекстуальные неполные предложения в поэме
2.3. Эллиптические предложения и их функция в поэме
2.4. Диалогические неполные предложения в поэме.
Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

Функции неполных предложений разных типов в поэме Н.docx

— 49.07 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Функции неполных предложений разных типов в поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретическая основа исследования

    1. Общие понятия о неполном предложении
    2. Ситуативно-контекстуальные неполные предложения
    3. Эллиптические предложения
    4. Диалогические неполные предложения

Глава 2. Функции  неполных предложений разных типов в поэме     Н.В.Гоголя  «Мёртвые души»

2.1. О языке Н.В.Гоголя

2.2. Ситуативно-контекстуальные  неполные предложения в поэме

2.3. Эллиптические предложения  и их функция в поэме

2.4. Диалогические неполные  предложения в поэме.

Заключение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что одним из магистральных направлений современной лингвистики является изучение замкнутых концептуальных систем и особенностей культурно-специфического и индивидуального (писательского) мира, отражённого в упорядоченном наборе языковых средств, которые в систематизированном представлении создают так называемый мир языка писателя.

В целях исследования характерных для Н.В.Гоголя приёмов создания языкового эффекта  мы обратились к проблеме употребления неполных предложений (Л.В.Щерба, О.С.Ахманова,  Артюшков И.В., Лекант П.А. И др.).

Проблема классификации неполных предложений, их места среди других типов предложений сохраняет свою дискуссионность и остроту в отечественной синтаксический науке. Актуальность данной проблемы обусловлена также практикой вузовского и школьного преподавания курса «Русский язык». Успешное решение этого вопроса может быть осуществлено лишь путём всестороннего исследования данных предложений в структурном, семантическом и коммуникативном аспектах. Только такое исследование этих предложений даёт возможность глубокого проникновения в их лингвистическую сущность.

В нашей курсовой работе будут рассматриваться разные типы неполных предложений с точки зрения их функции  в поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души».

Цель данной работы изучить типы неполных предложений, их семантику и соотнести это с практикой на примере поэмы Н.В.Гоголя «Мёртвые души».

Этой цели подчинены следующие задачи:

- дать обзор теории  вопроса о неполных предложениях;

- определить категорию  и семантику неполных предложений;

- выяснить семантические  разряды неполных предложений  и их роль в поэме Н.В.Гоголя.

Объектом исследования являются типы неполных предложений.

Предмет исследования – неполные предложения в поэме Гоголя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретическая основа исследования

    1. Общие понятия о неполном предложении

Неполнота синтаксической конструкции возникает вследствие того, что предусмотренные структурой предложения синтаксические позиции (или хотя бы одна из них) остаются лексически незамещёнными. Например: Я могу тебе дать новый учебник по синтаксису. – Спасибо, я уже купил. В ответной реплике выражение сказуемого переходным глаголом предполагает позицию прямого дополнения, однако лексическое незамещение этой позиции не нарушает смысловой определённости предложения.

Таким образом, «неполными являются предложения с лексически незамещёнными синтаксическими позициями» [Валгина 20036 194].

Неполные предложения не представляют собой особого структурного типа. По своей структуре они могут быть двусоставными и односоставными. Структурный тип неполного предложения определяется путём  сопоставления с полным вариантом. Например: Вы кто? – Студент. Ответная реплика представляет собой двусоставное неполное предложение (Я – студент). Только что звонили из дома. – Кому? Предложение Кому? односоставное  (неопределённо-личное) неполное (Кому звонили из лома?).

В истории изучения русского синтаксиса неполные предложения получали разную трактовку. Представители логической школы в грамматике рассматривали в качестве неполного любое предложение, которое отклонялось от идеального образца, отражающего схему суждения. А.А.Шахматов обосновал существование в русском языке двух самостоятельных структурных типов предложений: двусоставных и односоставных [Шахматов 1971: 30-31]. Тем самым круг неполных предложений был значительно сужен: односоставные предложения, только в силу особенностей строения предикативного минимума (один главный член), не могли быть признаны неполными.

В то же время, состав синтаксических конструкций, подводимых под понятие неполных предложений, был достаточно разнородным. Это нашло своё отражение в «Грамматике русского языка» 1954г., где различаются следующие типы неполных предложений [Грамматика… 1954: 89-90]:

  1. Неполные предложения, представляющие собой взаимосвязанные реплики диалога: Ты когда вернёшься домой? – В шесть часов. В ответной реплике не повторяются члены предложения, названные собеседником.
  2. Самостоятельно употребляемые неполные предложения, особенностью структуры которых является отсутствие сказуемого: Ты это о чём? Специфика этих предложений заключается в их самостоятельности, смысловой самодостаточности даже в изоляции от окружающего контекста или ситуации. В приведённом примере значение речи поддерживается наличием в составе предложения подлежащего ты со значением лица и дополнения о чём, обозначающего предмет речи.
  3. Неполные предложения, представляющие собой устойчивые сочетания: Спокойной ночи! С праздником! Что нового?
  4. Неполные предложения, входящие в состав сложных предложений: Я смотрел на него, а он – на меня. Во второй части сложного предложения не повторяется сказуемое, названное в первой части.

Неоднородность синтаксических явлений, объединённых АГ-54 понятием «неполное предложение», обусловила то внимание к ним со стороны исследователей, которое было проявлено в дальнейшем. Необходимость дифференцированного подхода к этим синтаксическим явлениям была подчёркнута В.В.Виноградовым, который обратил внимание на самостоятельно употребляемые неполные предложения: У нас праздник. У них скука. Там столпотворение. Такие предложения не всегда могут быть грамматически восполнены без нарушения норм русского языка: У нас (проходит, осуществляется)  праздник. Там (происходит) столпотворение. По мнению В.В.Виноградова, это особые структурные типы предложений, которые следует изучать не с точки зрения их неполноты, а со стороны их собственных, специфических для них структурных свойств [Грамматика… 1954: 97].  При таком анализе «при учёте структурно-грамматических особенностей так называемых неполных предложений почти каждое из них окажется полным, т.е. адекватным своему назначению и соответствующим образом выполняющим свою коммуникативную функцию» [Грамматика… 1954: 98]

Таким образом, В.В.Виноградов наметил существенное различие среди неполных предложений в том широком понимании, которого придерживается  Академическая грамматика -54.

С одной стороны, речь идёт о неполных предложениях, опирающихся  на контекст или ситуацию.  В современной учебной литературе принято деление неполных предложений на контекстуальные и ситуативные [Валгина 2003: 195-197].  В контекстуальных неполных предложениях опущенные члены предложения упомянуты  в контексте: Ты прочитал газету? – Да, прочитал. В ситуативных неполных предложениях неназванные члены предложения ясны из ситуации. Например: Идёт! – в ситуации ожидания автобуса на остановке.

С другой стороны, выделяются предложения, которые самостоятельно выражают соответствующее содержание без обращения к контексту или ситуации: Отец – за ремень. Дальнейшее изучение этих предложений со стороны их специфических свойств привело к выделению эллиптических предложений – первоначально в составе неполных предложений, впоследствии – в качестве особого типа предложений.

 

    1. Ситуативно-контекстуальные неполные предложения

Наиболее важной для разграничения полных и неполных предложений «является структурно-семантическая классификация, в соответствии с которой к неполным предложениям относятся структурно и семантически неполные предложения» [Совр.рус.яз. 2001: 369]. Причём основным  признаком неполных предложений признаётся их структурная неполнота. Семантическая полнота / неполнота выступает как уточняющая и дополняющая структурные показатели.

При разграничении и описании полных и неполных предложений обычно рассматриваются структурно и семантически неполные предложения, смысловая достаточность  которых обусловлена ситуацией и контекстом.

По условиям и форме устной и письменной речи неполные предложения делятся на ситуативные и контекстуальные.

В ситуативно неполных предложениях недостающие  члены подсказываются обстановкой, ситуацией, жестом, мимикой и т.д. Например, предложение Идёт! дополняется  деятелем-подлежащим (преподаватель, поезд, автобус, дождь и т.д.). Учёт речевой ситуации имеет первостепенное значение при изучении устной речи. Например: - Как мил! – сказала графиня Марья, глядя на ребёнка и играя с ним. (Л.Толстой); Только тут он понял, что не угадал погоду и дождь мочил его сено. – Испортит сено, - сказал он (Л.Толстой); Наконец акация качнулась и стала медленно крениться в сторону Неботова. – Падает, падает! – кричали дети и от удивления даже присели (М.Колосов).

Неполные предложения ситуативного характера предполагают наличие в сознании говорящего опущенного члена в его лексической конкретности или возможность лексического выражения опущенного члена предложения.

Контекстуально неполные предложения характерны для письменной речи. Пропущенный член назван в контексте.

Деление предложений на ситуативные и контекстуальные в известной мере условно, так как в письменной речи ситуативные предложения приобретают некоторые свойства контекстуальных, ибо ситуация речи описывается, получает словесное выражение, а предмет речи (мысли) называется в контексте. Поэтому словом «контекст» («конситуация») нередко обозначают и ситуацию речи.

Обычно наличие контекста облегчает квалификацию структурно-семантического типа неполного предложения: Что вы больше всего любите? Книги? Приключения? Животных? Спорт? (однословные  вопросительные предложения – двусоставные неполные); Но разве можно заставить замолчать песню? Певца – можно, а песню – никогда (в ответе – неполные односоставные предложения) [Совр.рус.яз. 2001: 370].

Надо иметь в виду, что контекст не всегда позволяет чётко квалифицировать неполные предложения, так как  не всегда ясно, какой тип предложений они представляют. Например:

- Куда уезжаешь? (полное, определённо-личное)

- Отзывают учиться. (полное, неопределённо-личное)

- Куда? (неполное, неопределённо-личное)

- На курсы при  Академии связи. (?)

Последняя реплика может быть включена в следующие предложения: Я уезжаю учиться на курсы при Академии связи; Уезжаю учиться…; Отзывают учиться… «Домысливание»  опущенных членов не даёт однозначного ответа.  «Очевидно, что в таких  случаях не следует категорично определять тип неполного предложения по строению предикативной основы» [Совр.рус.яз. 2001: 370].

И.А.Попова  подразделяет неполные  предложения на такие простые, в которых не повторяется подлежащее, сказуемое, дополнение, обстоятельство и определение. Кроме того,  «предложения, входящие  в состав сложного как его части, уже не являются самостоятельными сообщениями и называются «предложениями» только условно» [Попова 1988: 323]. Самыми характерными для сочинённых и бессоюзных предложений является  неповторение одинакового сказуемого и одинаковых членов его группы. Например: Вася пошёл к себе на стройку, Наташа в университетский городок. На балконах лежали пациенты, кое-кто уже в мешках не, а под одеялами. Он был взрослым, она – девчонкой.

В сложноподчинённом предложении составляющие его части ещё в меньшей мере являются отдельными полноценными предложениями, поэтому неповторение в них тех членов, которые заключены в других частях или роль которых  выполняют они сами, является нормой и для сложноподчинённого предложения и не создаёт неполноты его в целом; можно говорить лишь о неполноте состава его частей. Поэтому сложное предложение, у которого в роли главного или второстепенного члена выступает целое предложение, является в целом полным предложением.

 

    1. Эллиптические предложения

Эллиптическими предложениями называют предложения с отсутствующим  глагольным сказуемым, не являющимся необходимым для передачи  сообщения, задача которого – не изображение самого  процесса действия, способа его протекания и т.д., а сообщение о цели, месте, времени, способе, обстоятельствах, задаче и т.п., характеризующих действие или состояние подлежащего, об объектах, на которые его деятельность направлена и т.п. Например: Татьяна в лес; медведь за нею; снег рыхлый по колено её. Отсутствующий член не нужен, не «восстанавливается» из контекста, ясного и без него, поскольку полнота высказывания достаточно выражена собственными  лексико-грамматическими  средствами данного предложения.

Предложения эллиптической структуры представляют собой особый тип «неполных по составу» предложений, поскольку отсутствие  в них глагола-сказуемого является в них нормой: любое «пополнение» изменит их структурно-функциональный тип, т.е. заменит их предложением другой структуры. Кроме того, эти предложения как единица сообщения являются самостоятельными и вне контекста, не нуждаются ни в контексте, ни в ситуации как для передачи своего основного содержания, так и для «восстановления» не названных в нём, но возможных, предполагаемых в параллельных соотносительных структурах членов предложения. Представления о действиях-состояниях выражаются в этих случаях всей эллиптической конструкцией. Например: Молчалин на лошадь садился: ногу в стремя, а лошадь на дыбы. Он об землю – и прямо в темя. Вошёл: и пробка в потолок.

Информация о работе Функции неполных предложений разных типов в поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души»