Спрос и предложение в туризме

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 16:04, курсовая работа

Краткое описание

Анализ влияния спроса и предложения на покупательскую способность для туристского продукта и за счет чего происходит это влияние.

Содержание

Введение
1. Спрос: понятие, показатели, факторы влияния
2. Предложение: понятие, показатели, факторы влияния
3. Факторы, влияющие на спрос и предложение
туристского рынка
3.1 Ценовой фактор
3.2 Неценовые факторы
4. Стимулирование спроса через предложение
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

курсач Полины.doc

— 265.50 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ 

Введение           3

1. Спрос: понятие,  показатели, факторы  влияния   4

2. Предложение: понятие,  показатели, факторы  влияния  7

3. Факторы, влияющие  на спрос и предложение 

туристского рынка         9

3.1 Ценовой фактор         9

3.2 Неценовые факторы        12

4. Стимулирование спроса  через предложение    16

Заключение          22

Список  литературы         23

 

ВВЕДЕНИЕ. 

     В условиях современного мира понятия  "спрос" и "предложение" известны даже людям далеким от экономических наук. Определение "покупательская способность" также не вызывает вопросов — способность потребителя приобрести тот или иной продукт, товар, услугу. Однако стоит дать более научные определения.

     Спрос — это зависимость между ценой (P) и количеством товара (Q), которое покупатели могут и желают купить по строго определенной цене, в определенный промежуток времени.

     Предложение — понятие, отражающее поведение товаропроизводителя на рынке, его готовность произвести (предложить) какое-либо количество товара за определенный период времени при определенных условиях.

     Покупательная способность — экономический показатель, обратно пропорциональный количеству валюты, необходимой для покрытия определённой потребительской корзины из товаров и услуг.

     Целью данной курсовой работы является показать влияния спроса и предложения на покупательскую способность для туристского продукта и за счет чего происходит это влияние.

 

1. спрос:  понятие, показатели, факторы влияния

 

     Спрос играет большую роль на микроуровне. То количество товара, которое потребители желают приобрести для удовлетворения своих потребностей, называется количеством товара, на которое предъявляется спрос (QD), или величиной, объемом спроса. В нашем случае товар — это туристический продукт.

     Отметим две важные особенности категории  QD: во-первых, количество товара, на которое предъявляется спрос, - это количество товара, которое потребители желают купить с учетом цены этого товара, своих вкусов, цен на другие товары и ряда других факторов. Поэтому QD товара может отличаться от количества товара, реально купленного потребителями (это особенно наглядно проявляется в случае дефицита товара). Во-вторых, желание купить товар означает не какое-то фантазирование или мечту; если покупатели желают приобрести товар, значит, они располагают для этого необходимой суммой денег.

     Что же определяет величину QD? На желания того или иного потребителя приобрести какое-то количество товара оказывают воздействие различные факторы. Однако из них можно выделить ряд основных, влияющих на желания практически всех покупателей:

  • цена самого товара (обозначим ее Р);
  • вкусы потребителей (Т);
  • средний доход домохозяйств (Y);
  • распределение доходов между домохозяйствами (Y*);
  • количество покупателей (N); ожидания изменений цен товаров (Е).

     Всю совокупность значений QD товара, соответствующих различным возможным величинам цены товара Р, при прочих равных условиях, называют спросом (D) на товар. Спрос можно представить в виде таблицы, функциональной зависимости и графически.

     Представим  функцию спроса в табличной форме (данные условные). 

     Таблица 1. Функция спроса

Исследуемая комбинация Цена единицы  товара (руб.) Количество  товара, на которое предъявлен спрос (тыс. шт.)
     А      10      700
     В      15      480
     С      20      350
     D      25      240
     Е      30      150
     F      35      100

     Данные  в табл. 1 отражают очень важную особенность  спроса: снижение цены товара при прочих равных условиях, как правило, приводит к увеличению количества товара, на которое предъявляется спрос. Этот вывод называют законом спроса.

     Исследование  спроса удобнее и нагляднее проводить  с помощью графиков, отражающих основные закономерности рынка.

     Для раскрытия зависимости количества товара X, на которое предъявляется спрос (QD), от цены товара (Р), при прочих равных условиях, построим график на основании данных табл. 1.

     

     Рисунок 1. Кривые спроса 

     Если  под воздействием какого-то фактора произойдет увеличение спроса, то кривая D сместится вправо и займет положение D1. Когда изменение фактора приводит к снижению спроса, то кривая спроса смещается влево до D2.

     Полученная  кривая D носит название кривой спроса. Каждая точка кривой D показывает конкретное значение QD товара при той или иной цене Р. Вся же кривая D отражает набор возможных соотношений "Р - QD" при прочих равных условиях, т.е. является графическим отображением спроса. Как видно из рис. 1, кривая спроса наглядно показывает, что с понижением цены товара растет количество товара, на которое предъявляется спрос. В этой связи кривая спроса имеет "низходящий" характер. Под спросом понимается совокупность значений QD, соответствующих всем возможным значениям Р при прочих равных условиях, поэтому когда нас интересует спрос на товар при заданных условиях (т.е. ни один из факторов, влияющих на QD, не меняется), мы должны иметь в виду всю кривую спроса D, весь набор соотношений "Р - QD". Отдельная же точка кривой D показывает не спрос, а определенную величину QD — количество товара, на которое предъявляется спрос, при соответствующей цене Р.

 

2. предложение:  понятие, показатели, факторы влияния

 

     Количество  товара, которое производящие данный товар фирмы хотели бы выпустить и продать, называется количеством предложенного товара (QS) или объемом, величиной предложения. Отметим, что QS может отличаться от количества товара X, реально проданного потребителям. Величина QS также зависит от промежутка времени, как и QD, поэтому и в случае предложения будем считать неизменным рассматриваемый период.

     На  количество товара, которое фирмы  желают произвести и реализовать, оказывают воздействие многие факторы; к основным из них можно отнести следующие:

  • цена самого товара (обозначим ее Р);
  • цены ресурсов (Рг), используемых в производстве товара;
  • уровень технологии (L);
  • цели фирмы (А);
  • величины налогов и субсидий (Т);
  • цены на иные товары (Pi);
  • ожидания (Е);
  • количество производителей товаров (N).

     Всю совокупность значений QS товара, соответствующих различным возможным величинам цены Р при прочих равных условиях, называют предложением (S) товара. Предложение можно представить в виде функции, в табличной или графической форме.

     Представим  функцию предложения в табличной  форме. 

     Таблица 2. Функция предложения

Исследуемая комбинация Цена единицы  товара (руб.) Количество  товара, предлагаемое к продаже (тыс. шт.)
     А      10      50
     В      15      220
     С      20      350
     D      25      480
     Е      30      580
     F      35      670

     Данные  табл. 2 отражают важнейшую характеристику предложения: повышение цены товара при прочих равных условиях в большинстве случаев приводит к возрастанию количества товара, предлагаемого фирмами к продаже. Это является законом предложения.

     На  основании данных табл. 2 можно построить  график. Полученная кривая S называется кривой предложения.

     

     Рисунок 2. Кривые предложения 

     Точки А, В,..., F отложены на основании данных табл. 2. Соединив их одной линией, получим кривую предложения S.

     Если  под воздействием какого-то фактора  предложение возрастет, то кривая S сместится вправо и займет положение S’. При уменьшении предложения кривая S сместится влево и примет вид S”. Как видно из рис. 2, кривая предложения наглядно показывает, что с повышением цены Р товара растет количество товара, предлагаемого производителями на продажу. В этой связи кривая предложения имеет "восходящий" характер.

     Если  под воздействием изменений какого-то фактора величины QS меняются при каждой цене и происходит смещение всей кривой предложения, то происходит изменение предложения: когда предложение расширяется, кривая S смещается вправо и занимает положение S’ (рис. 2); в случае сужения предложения кривая предложения сместится влево — кривая S”. Увеличению предложения способствуют: рост числа производителей; снижение цен на ресурсы; повышение уровня технологии; субсидий товаропроизводителям. Сокращение предложения вызывается увеличением налогов, ростом цен на ресурсы.

     Если  же изменяется цена товара, то при этом остаются неизменными другие факторы, то происходит изменение только количества предложенного товара (величины предложения), а не самого предложения.

 

3. Факторы, влияющие  на спрос и предложение  туристского рынка

3.1 Ценовой фактор

 

     Действия  потребителей турпродукта определяются действием закона спроса и предложения. Этот закон устанавливает прямую зависимость между ценой и предложением и обратную зависимость между ценой и спросом. Суть его состоит в следующем:

     Повышение рыночной цены на туристский продукт  при прочих равных условиях уменьшает  объем спроса, напротив, понижение  рыночной цены увеличивает величину спроса на туристский продукт. В то же время объем предложения туристских товаров и услуг увеличивается при повышении цены и уменьшается при ее снижении.

     Зависимость спроса и предложения от цены можно  представить графически (рис. 3). Для этого по оси ординат откладывается цена, а по оси абсцисс — количество турпродукта, предлагаемое на продажу.

     

     Рис. 3. График спроса и предложения

     D — кривая спроса

     S — кривая предложения

     Т — точка рыночного равновесия

     Рт — равновесная цена

     Qт — количество товара, при котором достигается рыночное равновесие. 

     График  спроса имеет вид нисходящей кривой, а график предложения — восходящей. В точке пересечения кривых спроса и предложения достигается рыночное равновесие. Цена, при которой оно  имеет место, называется равновесной ценой.

     Используя кривую спроса, можно определить величину общей выручки от реализации туристских услуг. Выручка определяется путем  умножения цены туристского продукта на количество продукции, проданной  по этой цене.

     Обмен спроса на предложение на туристском рынке означает обмен денег туриста на туристский продукт. При таком обмене, с одной стороны, происходит удовлетворение интересов конкретного производителя (продавца) и конкретного потребителя, а с другой — создаются условия для расширенного воспроизводства. Данный процесс зависит от цены на туристский продукт.

Информация о работе Спрос и предложение в туризме