Функции неполных предложений разных типов в поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2014 в 20:35, реферат

Краткое описание

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что одним из магистральных направлений современной лингвистики является изучение замкнутых концептуальных систем и особенностей культурно-специфического и индивидуального (писательского) мира, отражённого в упорядоченном наборе языковых средств, которые в систематизированном представлении создают так называемый мир языка писателя.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретическая основа исследования
Общие понятия о неполном предложении
Ситуативно-контекстуальные неполные предложения
Эллиптические предложения
Диалогические неполные предложения
Глава 2. Функции неполных предложений разных типов в поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души»
2.1. О языке Н.В.Гоголя
2.2. Ситуативно-контекстуальные неполные предложения в поэме
2.3. Эллиптические предложения и их функция в поэме
2.4. Диалогические неполные предложения в поэме.
Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

Функции неполных предложений разных типов в поэме Н.docx

— 49.07 Кб (Скачать файл)

То немногое, что мы узнаём их характеристики героя, соответствует и его речевой характеристике: какой он сам весь порывистый, непоследовательный, такова и речь его. Он в разговоре перескакивает с одного на другое, не закончив одну мысль, начинает другую. Именно неполные ситуативно-контекстуальные предложения характерны для таких человеческих типов.

 

 

2.3.  Эллиптические  предложения и их функция в  поэме.

В эллиптических предложениях всегда отсутствует глагольное сказуемое, не являющееся необходимым для передачи сообщения. Этот отсутствующий член предложения не «восстанавливается» из контекста, вернее, предложение не нуждается в этом восстановлении, так как полнота высказывания достаточно выражена собственными средствами данного предложения.

Приведём примеры наличия эллиптических предложений в поэме «Мёртвые души»:

  1. Чичиков кинул вскользь два взгляда: комната была обвешана старенькими полосатыми обоями; картины с каким-то птицами; между окон старинные маленькие зеркала с тёмными рамками в виде свернувшихся листьев; за всяким зеркалом заложены были или письмо, или старая колода карт, или чулок; стенные часы с нарисованными цветами на циферблате… [39].
  2. Автор уверен, что есть читатели такие любопытные, которые пожелают даже узнать план и внутреннее  расположение шкатулки. Пожалуй, почему же не удовлетворить! Вот оно, внутреннее расположение: в самой середине мыльница, за мыльницею шесть-семь узеньких перегородок для бритв; потом между ними лодочкой для перьев, сургучей и всего, что квадратные закоулки для песочницы и чернильницы с выдолбленною подлиннее; потом всякие перегородки с крышечками и без крышечек для того, что покороче, наполненные билетами визитными, похоронными, театральными и другими, которые складывались на память. [49].

В приведённых нами примерах эллиптических предложений нет дополнительных глаголов-сказуемых в каждом следующем простом предложении, входящем в состав бессоюзного сложного потому, что в этих примерах автору не требуется показывать движение, действие, он описывает статичную картину – описание комнаты, описание шкатулки. Здесь нет динамики и не требуется.

 

    1. Диалогические неполные предложения в поэме.

Диалогические неполные предложения – это сочетание предложений-реплик. Они так тесно связаны  между собой, что обычно отдельные предложения-реплики не являются вполне самостоятельными, законченными высказываниями. Приведём примеры:

  1. – Какая же будет ваша последняя цена? – сказал наконец Србакевич.

- Два с полтиною.

- Право, у вас  душа человеческая всё равно  сто пареная репа. Уж хоть по три рубля дайте!

- Не могу.

- Ну, нечего с  вами делать, извольте! Убыток, да  уж нрав такой собачий: не могу  не  доставить удовольствия ближнему. Ведь, я чай, нужно и купчую совершить, чтоб всё было в порядке.

- Разумеется.  [97].

2.  – Что ж, душенька, пойдём обедать, - сказала Собакевичу его супруга.

- Прошу! – сказал  Собакевич.  [89].

3. – Изволь, так и быть, в шашки сыграю.

- Души идут  в ста рублях!

- Зачем же? Довольно, если пойдут в пятидесяти.

- Нет, что ж  за куш пятьдесят? Лучше ж в  эту сумму я включу тебе  какого-нибудь щенка средней руки  или золотую печатку к часам.

- Ну, изволь! –  сказал Чичиков

- Сколько же  ты мне дашь вперёд? – сказал  Ноздрёв.

- Это с какой  стати? Конечно, ничего. [77].

4. – Давненько не брал я в руки!... Э,э! это, брат, что? отсади-ка её назад! – говорил Чичиков.

- Кого?

- Да шашку-то, - сказал Чичиков… [77].

Диалогические неполные предложения в произведении художественной литературы служат  приёмом речевой характеристики героев.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Мы рассмотрели использование неполных предложений, которые мы методом сплошной выборки выделили из   поэмы Н.В.Гоголя «Мёртвые души». На основании проделанной работы мы можем сделать следующие выводы.

Поэма Н.В.Гоголя является образцом художественного стиля речи. Функции неполных предложений в поэме таковы: при передаче диалога героев произведения автор использует неполные предложения-реплики, имеющие окраску разговорности.

Эллиптические неполные предложения лишены окраски разговорности, они выполняют функцию описания предмета (комнаты). В этом случае не требуется дополнительных (восстанавливаемых) глаголов-сказуемых.

Ситуативно-контекстуальные неполные предложения также  имеют  окраску разговорности, в них пропущены восстанавливаемые члены предложения, как главные, так и второстепенные.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

  1. Артюшков И.В. К вопросу о соотношении прерванных и неполных предложений / Предложение как многоаспектная единица языка. – М., 1984.
  2. Гоголь Н.В. Мёртвые души. – М., 1985.
  3. Белый А. Мастерство Гоголя. – М., 1996.
  4. Валгина Н.С. Современный русский язык: Синтаксис. – М., 2003.
  5. Виноградов В.В. Гоголь и натуральная школа. – М., 1965.
  6. Виноградов В.В. Очерки по истории русского литературного языка 17-19 веков. – М., 1982.
  7. Грамматика русского языка. Ред. коллегия: В.В.Виноградов, Е.С.Истрина. Т.2,ч.1. – М., 1954.
  8. Ерёмина Л.И. О языке художественной прозы Н.В.Гоголя.- М., 1987.
  9. Лекант П.А. Синтаксис простого предложения в современном русском языке. – М., 1986.
  10. Ничипоров И.Б. А.Белый о речевом мастерстве Н.В.Гоголя.
  11. Попова И.А. Неполные предложения / Е.Галкина-Федорук. Современный русский язык. Синтаксис. – М., 1988.
  12. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А. Современный русский язык. – М., 1991.
  13. Современный русский язык: Теория. Анализ языковых единиц: Учеб.для студ.высш.учеб.заведений: В 2ч. – Ч.2: Морфология. Синтаксис / В.В.Бабайцева, Н.А.Николина, Л.Д.Чеснокова и др.; Под ред. Е.И.Дибровой. – М., 2001.
  14. Шахматов А.А. Синтаксис русского языка. – М., 1971.
  15. Шкут Л.И. Средства художественной выразительности в прозаических произведениях Н.В.Гоголя. – М., 2009.
  16. Язык Н.В.Гоголя / Под ред. А.Н.Кожина. – М.,1991.

 

 

 


Информация о работе Функции неполных предложений разных типов в поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души»