Стихосложение в античности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 20:50, реферат

Краткое описание

Система метрического стихосложения (которая перешло в Др. Рим из Греции в III в. до н.э.) основана на чередовании долгих ( – ) и кратких ( ˘ ) слогов, в отличие от системы русского тонического стихосложения, основанного на чередовании ударных и безударных слогов.
Чередование долгих и коротких слогов, которые соединялись в стопы, напоминало сочетание нот в музыкальном такте. (Античные поэты не читали свои стихи, а пели; поэтому поэтов иногда изображали с музыкальным инструментом -- лирой; отсюда название -- лирика).

Вложенные файлы: 1 файл

лат яз.docx

— 41.76 Кб (Скачать файл)

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Система метрического стихосложения (которая перешло в Др. Рим из Греции в III в. до н.э.) основана на чередовании  долгих ( – ) и кратких ( ˘ ) слогов, в отличие от системы русского тонического стихосложения, основанного на чередовании ударных и безударных слогов.

Чередование долгих и коротких слогов, которые соединялись в  стопы, напоминало сочетание нот  в музыкальном такте. (Античные поэты  не читали свои стихи, а пели; поэтому  поэтов иногда изображали с музыкальным  инструментом -- лирой; отсюда название -- лирика). Повторение таких стоп образовывало стих. Метрическая система знала около 30 различных видов стоп. Среди них были стопы, сыгравшие впоследствии большую роль в развитии стихосложения у различных народов, в том числе и русского (хорей, ямб, дактиль, амфибрахий и анапест). В античном стихосложении не было рифмы.

 

Мы воспроизводим латинское  стихотворное ударение средствами русского тонического стиха, т.е. выделяем как  ударные те слоги, на которые падает ритмическое ударение.

Во всех стихотворных текстах  этого учебного пособия расставлены  ударения, а слоги, подвергающиеся элизии, (от лат. глагола elido, elelidosi, elisum 3 выдавливать, выталкивать) взяты в скобки.

Рассмотрим явление элизии. Если слово оканчивается на гласный  звук или на -m с предшествующим гласным (-am, -em, -um, -im), а следующее слово начинается с гласного или h, то гласный или сочетание m с гласным первого слога не произносится. В случае, если вторым в этом ряду оказываются формы глагола esse (es, est, estis), элизии подвергается начальное e этих форм: Lésbi(a) átqu(e) amémus; Bon(am) átque mágnam; Impositá (e)st.

 

 

 

РАЗМЕРЫ, ВСТРЕЧАЮЩИЕСЯ В  ТЕКСТАХ

1. Гекзаметр -- шестистопный дактилический стих:

(так как один долгий  слог равен двум кратким, то  возможна замена двух кратких  одним долгим; поэтому в гекзаметре  и других размерах дактиль  '–UU может заменяться спондеем '– –, сохраняя ударение на первом слоге).

 

Arma virumque cano Trojae qui primus ab oris. (Vergilius)

 

2. Пентиметр -- пятистопный дактилический стих с обязательной ритмической паузой цезурой || : (от лат. глагола caedo, cecīdi, caesum 3 бить, разрубать)

 

 

Пентаметр самостоятельно не употребляется, а всегда сочетается с гекзаметром. Это сочетание  гекзаметра и пентаметра называется элегическим дистихом (двустишием):

Od(i) et amo || Quar(e) id faciam ||, fortasse, requiris

Nescio, sed fieri || senti(o) et excrucior. (Cattulus)

 

3. Ямбический сенарий (шестистопный ямбический стих):

 

Cum de fenestra corvus raptum caseum. (Phaedrus)

 

4. Фалекейский одиннадцатисложный стих:

 

Vivamus, mea Lesbi(a), atqu(e) amemus.

 

5. Сапфическая строфа:

 

 

Ille mi par esse deo videtur,

Ille, si fas est, superare divos,

Qui sedens adversus identidem te

Spectat et audit. (Cattulus)

 

6. Малый Асклепиадов стих:

 

Exegi monument(um) aere perennius. (Horatius)

 

7. Большой Асклепиадов стих:

 

Tu ne quaersieris, || scire nefas, || quem mihi, quem tibi. (Horatius)

 

8. Холиямб:

 

Egnatius, quod candidos habet dentes. (Cattulus)

 

9. Первая архилохова система состоит из одного полного гекзаметрического стиха и одного неполного:

 

Dīffūgērĕ nĭvĕs || rĕdĕūnt jām grāmĭnă cāmpis

Ārbŏrĭbūsquĕ cŏmaē. (Horatius)

 

Латинское стихосложение основано на ритмическом чередовании долгих и кратких слогов. Этим оно отличается от современного тонического стихосложения, основанного на чередовании ударных и безударных слогов. При чтении латинских стихов воспроизводится латинское стихотворное ударение средствами тонического стиха, т. е. выделяются те слоги, на которые падает ритмическое ударение. Как и в древнегреческих, в латинских стихах рифмы не было, она появилась только в средние века в новолатинских стихотворениях (поэзия вагантов).

Для того чтобы читать латинские, стихи  античного времени, нужно иметь  представление об основных единицах стихотворной речи — стопе и стихе, а также знать, что такое элизия, афереса, цезура.

Стопа — простейшая единица стихотворной речи. Она представля-ет собой сочетание нескольких слогов, один из которых звучит с боль-шей силой, т. е. «шляется ударным. Из них наиболее распространены двухсложные и трехсложные.

К двухсложным стопам относятся  ямб и хорей (трохей), к трех-сложным — дактиль и анапест.

Ямб — сочетание краткого и долгого слогов ( <-»-): dato, sedens. 
Хорей — сочетание долгого и краткого слогов (— w): dicit, versus. 
327

Дактиль — стопа из одного долгого и двух кратких слогов ( -iuu ): frigidus, tempera.

Анапест — состоит из двух кратких и одного долгого слога: Timeo Danaos.

В дактиле и анапесте два кратких  слога могут заменяться одним  долгим, образуя так называемый спондей : dicens, egi.

Стихом называют сочетание стоп (однородных или разнородных). В основе стиха лежит единица, именуемая метром. Стих, состоящий из двух метров, называется диметром, из трех — триметром, из четырех — тетраметром, из пяти — пентаметром, из шести — гекзаметром.

В зависимости от формы стих может  быть ямбическим, хореическим, дактилическим  и т. д. Например, дактилический гекзаметр  — это стих из шести дактилей.

Для правильного чтения стиха важно  определить элизию и афересу.

Элизия (букв.: выталкивание) имеет место, если предыдущее слово заканчивается гласным, а последующее начинается гласным или буквой h. В таком случае конечный гласный предыдущего слова не произно¬сится, а словно «выталкивается» (обычно в тексте его заключают в скобки). Элизии подвергаются и сочетания гласных с буквой m в конце слова (-am, -em, -um): 
Frigidus, <5 pueri, fugit (e) hinc, latet anguis in herba; 
Dissoluat natura nequ (e) ad nil (um) interimat res.

При афересе, наоборот, читаются конечные гласные предыдущего слова (или сочетания -am, -em, -um), если за ними следуют формы es или est, в которых «выталкивается» гласная е: 
Orandum. (e) st, ut sit mens san (a) in corpere sano; 
Aurea prima sata (e)st aetas. 
Цезура (букв.: рассечение) — ритмическая пауза, которая обычно делит стих на две части. Графически она изображается двумя вертикальными линиями: 
Nil igitur mors est || ad nos neque pertinet hilum.

Рассмотрим наиболее распространенные стихотворные размеры. Поскольку изложение  всех стихотворных размеров этого сборника не входит в задачу авторов, чтение стихотворных выражений облегчено  последовательной расстановкой стихотворных ударений — иктов (').

Гекзаметр — стих, состоящий из шести дактилических стоп, причем последняя, шестая,— спондей или хорей. Гекзаметром составлялись поэмы историко-героического, философского, дидактического содержания.

Этим размером написаны «Энеида» Вергилия, «О природе вещей» Лукреция, «Искусство поэзии» Горация, «Метаморфозы»  Ови¬дия и др. Например, отрывок из «Метаморфоз» Овидия: 
Aurea prima sata (e)st || aetas quae vindice nullo Sponte sua sine lege fidem || restumque colebat. 
Первым посеян был век золотой, не знавший 
возмездья.

Сам соблюдавший всегда, без законов, и правду, 
и верность. (Пер. С. Шервинского)

Пентаметр — пятистопный стих, состоящий из двух частей, разде 
ленных обязательной цезурой: по две с половиной стопы в каждой.' В первой части дактили могут заменяться спондеем.

Пентаметр всегда соединялся с гекзаметром, занимая второе место  и образуя так называемый элегический дистих (двустишие), которым составлялись эпиграммы и лирическая поэзия. В качестве примера приведем отрывок из «Фастов» Овидия, где первый стих — гекзаметр, второй — пентаметр: 
Тетпрога labunrdr, tacitisque senescimus annis, Et fugiunt freno non remorante dies. 
Время уходит и мы молчаливо с годами стареем, Дни убегают и нам их невозможно сдержать. 
(Пер. Ф. Петровского)

Ямбический триметр, или сенар, состоит из шести ямбических стоп, объединенных по две. Этим размером написаны басни Федра, сентенции Публилия Сира, комедии Плавта, Теренция и др.

Отрывок из басни Федра «Лиса  и виноград»: 
Qui facere quae поп possunt verbis elevant, Adscriber(e) hoc debebunt exempium sibi. 
Коль кто бессилье хочет словом облегчить, К тебе относит пусть он басни этой смысл. 
(Пер. И. Шатерникова)

Малый Асклепиадов стих состоит из двух частей. Первая часть — трохей, дактиль и половина трохея. После обязательной цезуры идут дактиль, трохей и половина трохея.

Малым Асклепиадовым стихом написан знаменитый «Памятник» Горация: 
Exegi monument (um) aere perennius Regalique situ pyramid (um) altius... 
Создал памятник я, бронзы литой прочней, Царственных пирамид выше поднявшийся... 
(Пер. С. Шервинского)



Информация о работе Стихосложение в античности