Сравнительный анализ рассказов В. Астафьева «Пастух и пастушка» и «Людочка»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2014 в 19:20, курсовая работа

Краткое описание

В контексте изученного литературоведческого материала вырисовывается цель курсовой работы:
- дать сравнительно-исторический анализ рассказов В. Астафьева «Пастух и пастушка» и «Людочка»
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть историю создания каждого из произведений;
- исследовать стиль автора изображения реальной действительности;
- изучить художественные образы произведений;
- рассмотреть символы произведений;
- в сравнении раскрыть эволюционный процесс писателя

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1.Понятие о методе в литературоведении: сравнительно-исторический метод……………………………………………………………………………….5
2.Жизненный и творческий путь В. Астафьева…………………………………8
3. История создания Пастуха и пастушки» и «Людочки»…………………….13
4. «Пастух и пастушка»………………………………………………………….14
4.1 Раскрытие жанра пасторали: авторское определение……………………..14
4.2 Стиль В. Астафьева в «Пастухе и пастушке»……………………………...14
4.3 Символика в «Пастухе и пастушке»………………………………………..15
4.4 Трагедия произведения……………………………………………………...16
5. «Людочка»……………………………………………………………………..17
5.1 Раскрытие жанра рассказ……………………………………………………17
5.2 Стиль В. Астафьева в «Людочке»…………………………………………..18
5.3 Символы в «Людочке»………………………………………………………18
5.4 Трагедия истории Людочки…………………………………………………20
6. Система художественных образов и их психология………………………..21
Заключение……………………………………………………………………….26
Список использованных источников…………………………………………...28

Вложенные файлы: 1 файл

KURSOVAYА.doc

— 195.50 Кб (Скачать файл)

Но, несмотря на всю суровость и печаль создающейся перед нами картины, автор все же оставляет крупицу надежды на благополучное будущее. Будущее еще не определено, его можно изменить; второе, еще не родившееся дитя матери Людочки и есть та надежда на счастье: «Господи, помоги хоть эту дитю полноценную родить и сохранить. Дитя не в тягость нам будет…», - молилась мать Людочки, возвращаясь на поезде домой после похорон. Эта надежда на счастье, любовь способны растопить холодное сердце матери. Ребенок, существо чистое и безгрешное, осветил ее сердце изнутри. Её душа пробуждается, освобождается от ледяных оков, которые погубили ее первого ребенка. А раскаяние и молитва Богу помогли ей приобрести веру и найти свет [23].

Недавно «Новая газета» опубликовала отрывки одного из последних интервью Астафьева. Эти строки и сейчас поражают силой откровения и боли писателя: «Планета наша задумана хорошо. Все для жизни есть. И живем: 15 200 войн учтено за все время, в них погибло три с лишним миллиарда человек. А сколько при этом еще и животины, тварей, ни в чем неповинных, - волков, лошадей, собак, кошек... Мы не на земле живем - на мешке с костями, а в середине кровь булькает. Нас, русских, сейчас 600 миллионов было бы, если б не войны, революции и преобразования. И земля ныне лежит безлюдной и пустой на сотни верст, словно дикое поле» [24].

Его считают противоречивым. Делят астафьевские книги и его самого на разные периоды. Пеняли, что озлобился в старости, не оставлял читателям ни надежды, ни просвета. А, по-моему, нет ничего противоречивого в любви и нежности к своей земле и ненависти ко всему, что уродует ее и ее обитателей. И это очень логично и правильно — говорить своему народу в глаза о его рабстве. И жалеть его. Глупо было как раз требовать просвета — если его не видно. Тем более требовать от человека, прошедшего детдом, войну, послевоенный голод, израненного, похоронившего детей и друзей.

Итак, все-таки можно заметить, что в обоих произведениях автор все еще надеется на благополучное счастливое будущее, автор не отчаивается и, казалось бы,  ищет пути разрешения сих проблем.

 

 

Заключение

 

В. П. Астафьев – один из наиболее читаемых писателей двадцатого столетия. Родившийся до войны и познавший за свою жизнь много трудностей, он очень хорошо знал жизнь простого человека, душу и чувства…

Итак, на сегодняшний день сравнительное литературоведение как научная дисциплина «всеядна» и включает в себя всю теория литературы, и полностью замещают ее междисциплинарное понимание литературоведения.

Значение  личности В.П.Астафьева, его творчества в литературе трудно недооценить. Произведения его позволяют понять нам ушедшую эпоху – двадцатый век. Виктор Петрович был непосредственным участником событий этого века, противоречивого и трагического.

Виктор Астафьев ничего не придумывал, а писал так, как все и было на самом деле. Он видел собственными глазами, как война и равнодушие человека губили судьбы  людей. И не написать про такую трагедию человеческой жизни он просто не мог.

Жанр пасторали в произведении «Пастух и пастушка» В. Астафьевым выбран неслучайно. Он хорошо подчеркивает и углубляет психологизм трагедии произведения. Да и само название произведения уже говорит о выбранном жанре.

Образ-символ пастуха и пастушки, который сопровождает Бориса Костяева, в тексте, помогает писателю раскрыть чувствительность, ранимость, неординарность главного героя, несовместимость его с жестокой реальностью войны и в то же время способность на необычную возвышенную любовь.

Трагедия истории освещенной в «Пастухе и пастушке»  заключается не только в несостоятельности человеческих чувств из-за военных действий, но и в самой их потери, в ожесточении и равнодушии, как на примере старшины Мохнакова.

Также речь автора спокойна, хотя довольно эмоциональна. Виктор Астафьев старается приблизить языковую манеру к просторечной, но из этических суждений упускает нецензурные слова, брань.

Рассказ остается продуктивным жанром и в настоящее время. Успешно развиваются все его разновидности: рассказ бытовой, психологический, философский, сатирический, фантастический (научная фантастика и фэнтези), близкий к новелле и практически бессюжетный.

Рассказ «Людочка» написан доступным понятным языком. В произведении автор использовал много сравнений, причём в основном для деморализованного общества: центральный городской парк ВПВРЗ - загон, зверинец; люди - животные, стадо, звери.

Цинизм, бездуховность и экологическая катастрофа, оба эти символа помогают яснее, без прикрас увидеть многие беды и реальные опасности. Это определённая авторская позиция, это стремление взволновать читателя, заставить его оглянуться вокруг.

Разрастание зла в художественном мире Астафьева во многом объясняется этической позицией писателя, не признающего метафизическую природу зла, он не перестает удивляться каждому злому поступку и низкому движению души. Астафьев — редкий в 20 веке художник, избежавший прививки «диалектики добра и зла» и отказавшийся принять его неизбежность.

Итак, все же можно заметить, что в обоих произведениях автор все еще надеется на благополучное счастливое будущее, автор не отчаивается и, казалось бы,  ищет пути разрешения сих проблем.

Такова была личность Виктора Петровича Астафьева, что глубину и широту ее нам еще долго предстоит познавать, а напряжение и притяжение этой личности будут лишь возрастать год от года.

 

 

Список использованных источников

    1. Понятие метода литературоведения. Метод, методика, методология. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://5fan.ru/wievjob.php?id=30272. – Дата доступа: 5.04.2014.
    2. Потебня А. А. Эстетика и поэтика / А.А. Потебня. — М.: Искусство, 1976. — 616 с.
    3. Литературный глоссарий. Компаративизм. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.bukinistu.ru/obschie-stati/komparativizm.html.  — Дата доступа: 5.04.2014.
    4. Транснациональная история компаративизма: сравнительно о сравнительном литературоведении. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://magazines.russ.ru/nlo/2012/118/r52.html. – Дата доступа: 5.04.2014.
    5. Кун, Т. С. Структура научных революций / Т. С. Кун. — М.: АСТ, 2003. — 605 с.
    6. Чусовской период: журналистское наследие В. Астафьева. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://chus-kraeved-muzeum.ru/nashi-izdaniya/chusovskoy-period-zhurnalistskoe-nasledie-v-astafeva. – Дата доступа: 10.04.2014.
    7. Астафьев В. П. Что за книгой?: [Беседа с писателем В. П. Астафьевым / Записал К. Щербаков]: Комсомольская правда, 1971.  — С.7 – 11.
    8. Яновский, Н.Н. Виктор Астафьев. Очерк творчества / Н.Н. Яновский. – М.: «Советский писатель», 1982. – 272 с.
    9. Биография В.П. Астафьева. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.litra.ru/biography/get/biid/00464991226942279222/. – Дата доступа: 10.04.2014.
    10. «Пастух и пастушка» В. Астафьева. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://soch.na5.ru/HTML/3/w7_109568748613876.shtml – Дата доступа: 05.04.2014.
    11. История создания произведения «Людочка» В. Астафьева [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.litra.ru/composition/get/coid/00061401184864150532/woid/00078001184773068505/. – Дата доступа: 10.04.2014.
    12. Жанровое своеобразие повести «Пастух и пастушка» Астафьева В.П. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://lit-helper.ru/p_Janrovoe_svoeobrazie_povesti_Pastuh_i_pastushka_Astaf-eva_V_P. – Дата доступа: 15.04.2014.
    13. Перевалова, В.С. Повесть В.П. Астафьева - «Пастух и пастушка» и как «современная пастораль» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://literary.ru/literary.ru/show_archives.php. – Дата доступа: 15.04.2014.
    14. Анализ повести «Пастух и пастушка» В. Астафьева [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://lit-helper.ru/p_Analiz_povesti_Pastuh_i_pastushka_Astaf-eva_V_P. – Дата доступа: 15.04.2014.
    15. Лейдерман, Н.Л. Крик сердца: творческий облик В. Астафьева / Н.Л. Лейдерман. – Урал. – 2001. – №10. – С. 225-245
    16. Универсальная научно-популярная онлайн-энциклопедия [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/literatura/RASSKAZ.html. – Дата доступа: 05.04.2014
    17. Сочинение-рецензия на рассказ «Людочка» В. Астафьева [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.bestreferat.ru/referat-45596.html. – Дата доступа: 10.04.2014.
    18. Литературный анализ по рассказу «Людочка» В. Астафьева [Электронный ресурс] -  Режим доступа: http://allbest.ru/o-3c0a65625a2ac68b4c53b88421206d37.html. – Дата доступа: 3.04.2014.
    19. Фестиваль педагогических идей: Виктор Астафьев и его рассказ «Людочка» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/557376/. – Дата доступа: 10.04.2014.
    20. Астафьев В.П. Нет мне ответа… Эпистолярный дневник 1952-2001 / В.П. Астафьев. – Иркутск: созд. Сапронов, – 2009. – 752 с.
    21. Астафьев В. П. Красная книга русской прозы. Жестокие романсы. – М. – 2002. С.426-466.
    22. Тема преступления и наказания в рассказе «Людочка» В. Астафьева [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://rudocs.exdat.com/docs/index-299350.html. – Дата доступа: 15.04.2014.
    23. Нравственные проблемы в современной русской литературе на примере рассказа «Людочка» В. Астафьева [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.besoch.com/nravstvennye_problemy/. – Дата доступа: 10.04.2014.
    24. Новая газета. Виктор Астафьев: «Мы не на земле живем –  на мешке с костями» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.novayagazeta.ru/arts/63423.html. – Дата доступа: 05.05.2014.

 

 

 


 



Информация о работе Сравнительный анализ рассказов В. Астафьева «Пастух и пастушка» и «Людочка»