Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 09:37, контрольная работа
Как повествуется в одной знаменитой древней легенде, некогда в прекрасных рощах Ливана родились три кедра. Кедры, как всем известно, растут очень-очень медленно, так что наши три дерева провели целые века в раздумьях о жизни и смерти, о природе и человечестве.
Они видели, как на землю Ливана прибыли посланники царя Соломона и как затем, в битвах с ассирийцами, земля эта омылась кровью
Министерство науки, образования, молодежи и спорта Украины
Восточноукраинский национальный университет
имени Владимира Даля
Факультет массовых коммуникаций
Кафедра журналистики
Редакторский анализ произведения художественной литературы
Выполнил: Муганцева К.Н.
студентка группы МК – 281
Проверил (а): Абрамец И.В.
доц., канд. фил. наук
Луганск
2011
Пауло Коэльо
ТРИ КЕДРА
Как повествуется в одной знаменитой древней легенде, некогда в прекрасных рощах Ливана родились три кедра. Кедры, как всем известно, растут очень-очень медленно, так что наши три дерева провели целые века в раздумьях о жизни и смерти, о природе и человечестве.
Они видели, как на землю Ливана прибыли посланники царя Соломона и как затем, в битвах с ассирийцами, земля эта омылась кровью. Они видели лицом к лицу заклятых врагов - Иезавель и пророка Илию. При них был изобретен алфавит; они дивились, глядя, как мимо проходят караваны, груженные красочными тканями.
И в один прекрасный день кедры решили поговорить о будущем.
- После всего, что мне довелось повидать, - сказал первый, - я хотел бы превратиться в трон, на котором будет восседать самый могущественный царь на земле.
- А я хотел бы стать частью чего-то такого, что на веки вечные преобразит Зло в Добро, - сказал второй.
- А что до меня, - сказал третий, - то я желал бы, чтобы люди, глядя на меня, всякий раз вспоминали о Боге.
Прошли годы и годы, и вот, наконец, в лесу появились дровосеки. Они срубили кедры и распилили их.
У каждого кедра было свое заветное желание, но реальность никогда не спрашивает, о чем мы мечтаем. Первый кедр стал хлевом, а из остатков его древесины соорудили ясли. Из второго дерева сделали грубый деревенский стол, который позже продали торговцу мебелью.
Бревна от третьего дерева продать не удалось. Их распилили на доски и оставили храниться на складе в большом городе.
Горько сетовали три кедра: "Наша древесина была так хороша! Но никто не нашел ей достойного применения".
Время шло, и вот однажды звездной ночью некая супружеская пара, не нашедшая себе крова, решила переночевать в хлеву, построенном из древесины первого кедра. Жена была на сносях. Той ночью она родила сына и положила его в ясли, на мягкое сено.
И в тот же миг первый кедр понял, что мечта его сбылась: он послужил опорой величайшему Царю Земли.
Несколько лет спустя, в одном скромном деревенском доме люди сели за стол, сделанный из древесины второго кедра. Прежде чем они принялись за еду, один из них произнес несколько слов над хлебом и вином, стоявшими на столе.
И тут второй
кедр понял, что в этот самый миг
он послужил опорой не только чаше с
вином и блюду с хлебом, но и
союзу между Человеком и
На следующий день из двух досок третьего дерева сколотили крест. Через несколько часов привели израненного человека и прибили его к кресту гвоздями. Третий кедр ужаснулся своей участи и принялся проклинать жестокую судьбу.
Но не прошло и трех дней, как он понял уготованную ему долю: человек, висевший на кресте, стал Светочем Мира. Крест, сколоченный из древесины этого кедра, превратился из орудия пытки в символ торжества.
Так исполнилась судьба трех ливанских кедров: как это всегда бывает с мечтами, мечты их сбылись, но совсем иначе, чем они себе представляли.
ПЛАН:
І. Замысел.
1. Социальная значимость содержания.
2. Мировоззренческая позиция автора.
ІІ. Художественный образ:
1. Чувственная конкретность;
2.Многозначность и
3. Художественная деталь;
4. Сюжет;
5. Мотивировка поступков и логика развития, характер персонажей;
6. Язык и стиль произведения;
7. Учет жанровых особенностей.
III. Эстетическая составляющая (художественность):
1. Единство содержания и формы;
2. Художественная правда;
3. Эмоциональная емкость и ассоциативное богатство;
4. Целостность художественности.
Редакторская оценка.
РЕДАКТОРСКИЙ АНАЛИЗ
РАССКАЗА ПАУЛО КОЭЛЬО «ТРИ КЕДРА»
І. Замысел произведения «Три кедра».
«Замысел - это то отношение к отраженным в произведении явлениям, которое автор хочет вызвать в читателе» [Антонова. Редакторская подготовка изданий].
Замысел данного произведения неразрывно связан с жанром. «Для выражения смысла произведения автор находит одну-единственную форму, ведь художественный образ в силу конкретно-чувственной природы своей просто не существует вне определенной формы. Можно сказать, что художественное содержание не только нуждается в образной форме, но и порождает ее, а художественный образ олицетворяет собою единство формы и содержания» [Антонова С.Г. Редакторская подготовка изданий]. Автор выбрал жанр притчи, потому что это наиболее подходящая форма для реализации замысла: «притча – жанр эпоса: небольшое повествовательное произведение назидательного характера, содержащее религиозное или моральное поучение в иносказательной (аллегорической) форме» [Словарь литературоведческих терминов под. ред. С. П. Белокуровой].
Замысел данного произведения автор сплел из двух частей: религиозное и моральное поучение. Он подобрал образы, детали и другое для того, чтобы выразить замысел. Первое поучение выражено в основе произведения – библейский сюжет о жизни Иисуса Христа. Иисус здесь «Царь Земли», «Божество», «Светоч Мира», это говорит о Его совершенстве, о том, что Ему все под силу, и все в Его воле. А второе поучение выражено в мысли о том, что мечта порой воплощается в жизнь и воплощается так, как человек и не представлял себе: «Как это всегда бывает с мечтами, мечты их сбылись, но совсем иначе, чем они себе представляли».
Поэтому замысел можно сформулировать так: автор поучает тем, что у каждого человека есть мечты, но Бог воплощает их так идеально, как человеку даже в голову не приходило.
Религиозный сюжет автор выбрал, чтобы показать такую мечту, которая при воплощении несет наибольшую значимость для всех, как сверхмечта. И выбрав такой образ, как Всевышний Бог Иисус, автор попал в точку: Его можно назвать апогеем мечты. Возможно, образ Иисуса Христа выбран фундаментом притчи и по личным убеждениям автора, но это не имеет значения в произведении.
1. Социальная значимость содержания. Если автор пишет о мечте, то замысел здесь касается личности, а не общества. А так как личность – составляющая общества, то содержания этого произведения также социально значимо. Здесь показана проблема человеческого неверия в воплощение идеальной мечты. Значимость этой проблемы здесь можно рассмотреть в утверждении:
«У каждого кедра было свое заветное желание, но реальность никогда не спрашивает, о чем мы мечтаем» и «как это всегда бывает с мечтами, мечты их сбылись, но совсем иначе, чем они себе представляли».
2. Мировоззренческая позиция автора. Современный уже достаточно популярный бразильский автор Пауло Коэльо во многих своих работах отражает свое видение духовного мира, часто применяет яркие, серьезные и правдоподобные образы сил добра и зла. Данная притча так же, как и другие работы писателя, отражает позицию, которая защищает силы добра. Это проявляется в таких одобрительный и почтительных выражениях по отношению к главному образу произведения – Богу, объединяющему три других образа – три кедра: «трон, на котором будет восседать самый могущественный царь на земле», «что, что на веки вечные преобразит Зло в Добро», «величайшему Царю Земли», «союзу между Человеком и Божеством».
ІІ. Художественный образ. В произведении «Три кедра» Пауло Коэльо показаны четыре персонажа – первый, второй, третий кедр и Мессия. И все-таки главный образ в этой притче Мессия. А также присутствуют образы Его родителей, супружеской пары, - Марии и Иосифа.
1. Чувственная конкретность. В данном рассказе образ Иисуса Христа наиболее нагляден. Эта наглядность создает у читателя ощущение протяженности в пространстве: автор показал образ Иисуса в трех фрагментах Его жизни – рождении, 33-летним возрасте на «тайной вечере» с учениками и распятии на кресте. Убыстренным движением во времени автор показывает динамику мысли, выделяет ключевые моменты жизни главного персонажа.
Объединенные и похожие образы трех кедров – это символы людей, таких же одинаковых внешне, но совершенно разных внутренне, в своих мечтах.
2. Многозначность и ассоциативность. Иисус Христос – всем известная историческая личность. Потому этот образ многозначен и ассоциативен. Он возбуждает фантазию читателя, мобилизует множество ранее полученных знаний, обогащает жизненный опыт автора и читателя – из Евангелия читателям уже известен весь ход жизни Иисуса, потому этот образ дает возможности для субъективной конкретизации воспринятого. Этот художественный образ дополняется ассоциациями и воспоминаниями, заставляет «переживать» вновь прошедшие библейские события, ориентируясь на внутреннее отношение к нему.
3. Художественная деталь. На образы трех кедров работают различные художественные детали: то, что они размышляют о будущем («И в один прекрасный день кедры решили поговорить о будущем»), это свойственно всем людям; они стремятся быть полезными, значимыми, послужить кому-то или чему-то («И тут второй кедр понял, что в этот самый миг он послужил опорой не только чаше с вином и блюду с хлебом, но и союзу между Человеком и Божеством», «Горько сетовали три кедра: "Наша древесина была так хороша! Но никто не нашел ей достойного применения"»); то, что кедры, как и люди, не увидев воплощения своей мечты, обычно поспешно разочаровываются и ищут виноватого («Третий кедр ужаснулся своей участи и принялся проклинать жестокую судьбу»).
Важными художественными деталями в тексте являются даты, место событий, предметы: «Жена той ночью была на сносях и родила сына» (время рождества Христова), «Несколько лет спустя, в одном скромном деревенском доме люди сели за стол» (спустя 33 года Христос с учениками вечерял в одном из домов, в большой, устланной, готовой горнице) и «Прежде чем они принялись за еду, один из них произнес несколько слов над хлебом и вином, стоявшими на столе» (Иисус Христос представил хлеб плотью, которую полагает на смерть за грехи людей, и чашу представил кровью, «за многих изливаемую во оставление грехов» [Новый завет, Матфея, 26:28]); «Бревна от третьего дерева продать не удалось. Их распилили на доски и оставили храниться на складе в большом городе» (по Библии, место, где произошло распятие на кресте, это большой город здесь – это Иерусалим); «Крест, сколоченный из древесины этого кедра, превратился из орудия пытки в символ торжества» (Библия говорит: Во Христе «мы имеем искупление Кровию Его и прощение грехов» [Кол. 1:14] и примирены с Богом «Кровию Креста Его» [Кол. 1:20]) и другие детали.
Все художественные детали работают на замысел.
4. Сюжет. В основе рассказа, как уже выяснилось, лежит библейский сюжет жизни Иисуса Христа. И на этой основе также показана судьба трех деревьев.
5. Мотивировка поступков и логика развития, характер персонажей. Поступки персонажей – кедров – достаточно мотивированы. Мечта каждого дерева выражает его характер: первый хотел «превратиться в трон, на котором будет восседать самый могущественный царь на земле», второй кедр желал «стать частью чего-то такого, что на веки вечные преобразит Зло в Добро», а третьему дереву хотелось, «чтобы люди, глядя на него, всякий раз вспоминали о Боге».
И мечта каждого кедра в результате реализуется в соответствии с его желанием, с его характером. В этом также заложена поучительная мысль: мечта может осуществиться в точности, если будут определены правильные ее мотивы.
6. Язык и стиль произведения. Достоинство притчи в том, что глубокое поучение выражается простым языком и выдержано соответственно в художественном стиле.
7. Учет жанровых особенностей. «В притче нет обрисовки характеров, указаний на место и время действия, показа явлений в развитии: её цель не изображение событий, а сообщение о них. Притча часто используется с целью прямого наставления, поэтому включает объяснение аллегории» (Литературная энциклопедия под ред. Фриче В. М.). Данное произведение соответствует выбранному жанру притчи: нет обрисовки характеров (их читатель определяет для себя сам в соответствии с поступками персонажей), указаний на место и время явных также не обнаруживается (сообщение о месте и времени не имеет особенного значения в данном жанре, и проявляется не явно, в контексте), аллегория четко видна в образах деревьев, которые мыслят как люди.
III. Эстетическая составляющая (художественность).
1. Единство содержания и формы. «Для выражения смысла произведения автор находит одну-единственную форму, ведь художественный образ в силу конкретно-чувственной природы своей просто не существует вне определенной формы. Можно сказать, что художественное содержание не только нуждается в образной форме, но и порождает ее, а художественный образ олицетворяет собою единство формы и содержания» (Антонова С.Г. Редакторская подготовка изданий). Замысел данного произведения неразрывно связан с жанром. Автор выбрал жанр притчи, потому что это наиболее подходящая форма для реализации замысла и художественного образа.
2. Художественная правда обеспечивается художественной точностью - точностью жизненной (проблема реализации мечты, показанная в произведении, оправдана), точностью изобразительной (образ Иисуса Христа – реальный образ, в нем – отражение действительности), точностью эмоциональной (в образах кедров автор выражает свои мысли и чувства, свои переживания о мечтах, как о чем-то важном в жизни человека), точностью воздействия на воображение, эмоции читателя (образы кедров как средство эстетического сопереживания и сотворчества; образ Иисуса как воплощение величественности и совершенства, милосердие и жертвенности в сравнении с несовершенным человеком).
Информация о работе Редакторский анализ произведения художественной литературы