"Настоящие сказки" Л. Петрушевской в контексте традиционной культуры общая характеристика работы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 20:45, реферат

Краткое описание

Актуальность темы научного исследования обусловлена теоретической значимостью проблемы фольклоризма в современной филологической науке. Последние десятилетия XX века отмечены оживлением интереса исследователей к разным аспектам данной проблемы. Тем не менее методология и методика исследования фольклоризма нуждается в дальнейшем углублении как на уровне теоретического осмысления, так и в практике творчества отдельных писателей, и особенно в том случае, когда речь идет о так называемом латентном, или скрытом, фольклоризме. Именно он, по мнению А. Л. Налепина, способствует появлению в сознании читателя вполне «определенных фольклорных ассоциаций, аналогий»1. Кроме того, необходима серьезная систематизация и осмысление огромного пласта материала, связанного с литературной сказкой.

Вложенные файлы: 1 файл

НАСТОЯЩИЕ СКАЗКИ» Л. С. ПЕТРУШЕВСКОЙ В КОНТЕКСТЕ ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ.docx

— 99.54 Кб (Скачать файл)

Вместе с тем в своем  сказочном пространстве Петрушевская создает «музей современного быта» [31, с. 65], состоящий из «узнаваемых  для нашего современника примет современного мира» [Там же, с. 66]: телевидение, городской  транспорт, телефоны, подъезды и т. п. Герои «Настоящих сказок» прекрасно  ориентируются в современном  городе (см.: «История живописца», «Анна  и Мария», «За стеной», «Две сестры»), им близок и приятен мир бутиков («Новые приключения Елены Прекрасной», «Крапива и Малина», «Секрет Марилены»), салонов красоты («Секрет Марилены», «Королева Лир», «Новые приключения  Елены. Прекрасной»), престижных курортов («Верба-хлёст», «Секрет Марилены», «Маленькая волшебница»), они не представляют свою жизнь без мобильной связи  и банковских карт («Крапива и Малина», «Королева Лир», «Сказка о часах»).

Наряду с материальными  объектами, выступающими символическими ориентирами современной действительности, Л. С. Петрушевская включает в свои сказки и многочисленные прецедентные тексты, хорошо узнаваемые, «пришедшие из различных  письменных, устных, визуальных источников информации» [Там же, с. 64]. Неоднократно в «Настоящих сказках» писательницы, встречаются, яркие аллюзии на классические произведения (см.: «Новые приключения  Елены Прекрасной», «Остров летчиков», «Маленькая волшебница»), популярные жанры  фольклора и литературы («Верба-хлёст», «Отец» и др.).

Одновременно в «Настоящих сказках» Петрушевская, частично используя  для этого фольклор, предпринимает, на наш взгляд, удачную попытку  преодолеть «неосвоенное» пространство между миром детей и миром  взрослых. Удается это писательнице за счет создания особой художественной реальности — мира детства. Для того чтобы вернуть читателя в его  атмосферу, Л. С. Петрушевская использует стилистику и антураж детского фольклора, вводит многие мотивы и персонажей страшных историй.

С этой же целью включены в произведения данного сборника и нарочито жестокие сцены, которые, как показал анализ сказочного творчества писательницы, вряд ли подходят под  определение натурализма, но скорее свидетельствуют о глубоком и  объективном воспроизведении писательницей  универсалий данной области словесного творчества. Таким образом, оставаясь  на позиции взрослого, который в  то же время опирается на картину  мира ребенка, писательница помогает читателю «осмыслить собственное бытие, в  частности, специфику времени, в  котором он живет» [173, с. 5].

Анализ сказочных повествований  Л. С. Петрушевской в данном ключе  показал: наряду с конкретным (так  называемые «единицы» фольклора), а  также опосредованным использованием фольклора в произведении литературы с целью передачи его (фольклора) особой философии, ролевого поведения  персонажей и др., можно успешно  применять сказочные модели и  для воспроизведения мира детства, с присущей ребенку абсолютной верой  в чудеса. Таким образом, появляется возможность говорить о том, что  писательница постепенно, от сюжета к  сюжету, реализуя мотивы, образы, типологию  структур и приемов- сказки, а также  детского фольклора, воссоздает на страницах  своих сказочных повествований  ощущение, что перед нами истории, рассказанные детьми, и именно ► это, на наш взгляд, делает их «настоящими».

Итак, на материале обозначенного  выше сказочного репертуара Л. С. Петрушевской были показаны возможности и очерчены перспективы широкого и узкого подходов в современном использовании  фольклора писателями. В результате анализа мы пришли к выводу о том, что повседневность, воспроизводимая  в сборнике «Настоящие сказки» в  типовых, неоднократно повторяющихся образцах, с точки зрения широкого подхода в известном смысле фолъклоризуется (термин К. А. Богданова) писательницей.

В рамках узкого подхода  фольклорная проза помогает Л. С. Петрушевекой создать еще один оригинальный вариант литературной сказки, значимые компоненты которого способствуют разрушению стереотипов обыденности в сознании наших современников. 

Список научной  литературыПлотникова, Екатерина Андреевна, диссертация по теме "Фольклористика"

1. Адрианова-Перетц, В. П.  Древнерусская литература и фольклор (к постановке, проблемы) / В. П.  Адрианова-Перетц; отв. ред. А.  П. Евгеньева. - Л.: Наука, 1974. - 172 с:

2. Азадовский, М. К. Статьи  о литературе и фольклористике/ М. К. Азадовский. —М.; Л.: Художественнаялитература, 1960. — 548 с.

3. Азбелев, С. Н: Отношение  предания, легенды и сказки к  действительности (с точки зрения  разграничения жанров) 7 С. Н. Азбелев  // Славянский фольклор и историческая  действительность. — М.: Наука, 1965. -С. 5-25. ■ ;. ' ; , • > .

4. Азбелев, С. Н. Проблемы  международной1 систематизации преданий  и легенд / С. Н. Азбелев // Русский  фольклор.- М.; Л.: Наука, 1966. -Т.Х.-С. 176-195. :

5. Азбелев, С. Н; Русская  народная проза (вступительная  статья) / С. Н; Азбелев // Народная  проза. -М;: Русская книга, 1992. С. 5-33.

6. Андреев, Н. П.Указатель  сказочных сюжетов по системе  Аарне / Н. П. Андреев. Л.: ГРГО, 1929. -119 с.

7. Андреев, Н. П. Фольклор  и литература / Н. П. Андреев  // Литературная учеба. 1936. - № 2. - С. 64-99.

8. Андреев, Н. П. Проблема  тождества сюжета (Публикация В.  М. Гацака) / Н. П. Андреев // Фольклор. Проблемы историзма. М.: Наука, 1988.-С. 230-243.

9. Аникин, В. П. Возникновение  жанров в фольклоре (К определению  понятия; жанра; и его признаков) / В. П. Аникин // Русский фольклор.-М:; Л;::Наука; 1966;-Т. X.-С. 28-42.

10. Аникин, В: П.Художественное  творчество в жанрах несказочной  прозы (к общей постановке проблемы) / В. П. Аникин // Русский фольклор: -Л:: Наука, 1972. Т. XIII. - С. 6-19.

11. Аникин, В. П. Русская  народная- сказка: пособие для учителей / В; П. Аникин. ,—М1: Просвещение; 1977. — 208 с.15: Аникин, В. И; Теория, фольклора:  Курс лекций / В! П. Аникин. -М:: Филологический  факультет МГУим. М; В!Ломоносова, 19961 406 с.

12. Базанов, В. Г. Карельские  поэмы Федора Глинки / В. Г. Базанов. -Петрозаводск: Госиздат Карел. АССР, 1945. — 126 с.

13. Базилишина, М. Р; Устный  народный рассказ: функциональная  природа жанра: дисс. . канд. филол.  наук / М. Р. Базилишина. Иркутск, 1997 —461 с. ;

14. Банк, Н. «Сказку пишешь  почти не дыша.» / Н. Банк // Детская  литература;- М:, 1992. № 7.-С.13-16;

15. Барзах, А. О рассказах  Л. Петрушевской: Заметки аутсайдера /

16. A. О. Барзах // Поскриптум. 1995. - № 1. - С. 244-269.

17. Барт, Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика / Р. Барт. М.: «Прогресс», 1994: — 616 с.

18. Бахтин, М. М. Вопросы  литературы и эстетики: Исследования  разных лет/ М. М. Бахтин. —  М.: Художественная литература, 1975. —  502 с.25: Бахтин, М. М. Эстетика словесного  творчества / М. М. Бахтин —  М.: Искусство, 1986. 445 с.

19. Бахтина, В. А. Время  в волшебной сказке / В. А. Бахтина  // Проблемы фольклора. — М.: Наука, 1975. С. 157-163.

20. Белинский; В. Г. Ничто  о ничем, или Отчет г. Издателю  «Телескопа» за' последнее- полугодие- (1835)* русской- литературы/

21. B. Г. Белинский // Полное  собрание сочинений: в 13 томах.  — Т. II. Статьи и рецензии 1836-1838. Ml: Изд-во АН СССР, 1953.- С. 7-50.

22. Белинский, В*. Г. Сочинения  Александра Пушкина. Статья восьмая  / В. Г. Белинский // Полное собрание  сочинений: в 13 томах. Т. VII. Статьи  и рецензии 1843. Статьи о Пушкине  1843-1848. - М.:" Изд-во АН СССР, 1953.-С. 431-472.

23. Берков, П. Н. Ломоносов  и,фольклор / П. Н. Берков // Ломоносов:  сборник статей и материалов  в 2 томах. Т. II. - М.; Л.: Изд. АН> СССР, 1946.-С. 107-129.

24. Бернштейн, Б. М. Искусствоведческие  аспекты изучения традиционной  культуры / Б. М. Бернштейн // Традиционная  культура. — 2000. -№ 2.-С. 3-18.

25. Богданов, К. А. Повседневность  и мифология: Исследования по  семиотике фольклорной действительности / К. А. Богданов. — СПб.-: Искусство, 2001.-438 с.

26. Богомолов, Н. А. Русская  литература начала XX века и оккультизм: Исследования и материалы / Н.  А. Богомолов. М.: Новое литературное  обозрение, 2000. - 550 с.

27. Бойм, С. Общие места:  мифология повседневной жизни  / С. Бойм.-М.: Новое литературное  обозрение, 2002. 320 с.

28. Бондаренко, М. Текущий  литературный процесс / М. Бондаренко // Новое литературное обозрение. 2003. - № 62. - С. 57-76.

29. Бочаров, А. Г. Свойство, а не жупел / А. Г. Бочаров  // Вопросы литературы. — 1977. —  № 5. С. 65-107.

30. Брауде, Л. Ю. Традиции  Андерсена в сказочной литературе / Л. Ю. Брауде // Детская литература. 1975. - С. 144-157.

31. Брауде, Л. Ю. К истории  понятия «Литературная сказка»/  Л. Ю. Брауде // Известия АН СССР. Сер. лит. и яз. Т. 36. - 1977. - № 3. -С. 226-234.

32. Брауде, Л. Ю. Скандинавская  литературная сказка/ Л. Ю. Брауде. М.: Наука, 1979. - 208 с.

33. Бриль, Ю. О Кощее  Бессмертном, ковре-самолете и  НТР / Ю. Бриль // Урал. 1981. - №  6. - С. 183-188.

34. Бритиков, А. Ф. Научная  фантастика, фольклор и мифология  / А. Ф. Бритиков // Русская литература. 1984. - № 3. - С. 55-74.

35. Буслаев, Ф. И. Исторические  очерки русской народной словесности  и искусства: в 2 т. Т. II. / Ф.  И. Буслаев. — СПб.: Кожанчиков,* 1861.-429 с.

36. Быков, Д. Рай уродов: о творчестве писательницы Л.  Петрушевской. / Д. Быков // Огонек. 1993. - № 18. - С. 34-35.

37. Васюченко, И. Игра  и тайна: Сказки XX века / И. Васюченко  // Детская литература. 1994. - № 4. - С. 3-9.

38. Ведерникова, Н. М.  Русская народная сказка / Н. М.  Ведерникова. -М.: Изд-во Наука, 1975. 136 с.

39. Веселова, И. С. Жанры  современного городского фольклора:  повествовательные традиции: автореф.  дис. . канд. филол. наук / И. С. Веселова. М., 2000. - 26 с.

40. Веселова, И. С. Жанры  современного городского фольклора:  повествовательные традиции: дисс. . .канд. филол. наук / И. С. Веселова.1. М., 2000. -189 с.

41. Веселовский, А. Н.  Новые отношения муромской легенды  о Петре и Февронии и Сага  о Рагнаре лодброке / А. Н. Веселовский  // Журнал министерства народного  просвещения. — Часть СЫУ. —  СПб., 1871. С. 95142.

42. Веселовский, А. Н.  Источники некоторых духовных  стихов / А. Н. Веселовский // Журнал  министерства народного просвещения.  — Часть СХСШ (октябрь).-СПб., 1877. С. 133-150.

43. Веселовский, А. Н.  Заметки• по литературе и народной  словесности / А. Н. Веселовский.  СПб.:, Императорской Академии наук, 1883.-93 с.

44. Веселовский, А. Н.  Статьи о- сказке (1868-1890) / А. Н.  Веселовский,// Полн. собр. соч. —  Т. XVI. — М.; Л.: Изд-во Академии наук  СССР, 1938. С. 212-230:

45. Веселовский, А. Н.  Алатырь в местных преданиях  Палестины и легенды« о Граале / А: Н. Веселовский // Народные  представления славян. -М: АСТ, 2006. С. 14Г-174.

46. Веселовский, А. Н.  Дуалистические поверья- о мироздании/ А. Н. Веселовский // Народные  представления славян. — М.: АСТ, 2006. — С. 355-467.

47. Веселовский, А. Н.  Западные легенды о древе креста  и слово

48. Григория- о трех крестных  древах / А. Н. Веселовский // Народные  представления,славян. — М.: ACT, 2006. С. 310-355.

49. Веселовский, А. Н.  Легенды об Ироде и Иродиаде  и их народные отражения / А.  Н. Веселовский // Народные представления.славян. — М.: ACT, 2006.-С. 547-585.

50. Веселовский, А. Н.  Св. Георгий^ в легенде, песне  и обряде /

51. A. Н. Веселовский // Народные  представления славян. — М.: ACT, 2006. — С. 9-141.

52. Веселовский, А. Н:  Сравнительная- мифология и .ее  метод / A-. HJ Веселовский // Народные  представления славян. Ml: ACT, 2006. -G. 143-144; 155.

53. Виала, А. Рождение  писателя: социология литературы  классического^ века / А. Виала  // Новое литературное обозрение.  — 1997. — №25.-С. 7-23.

54. Виноградов, Г. Произведения  Лермонтова в народно-песенном  обиходе / Г. Виноградов // Литературное  наследство. Mi, 1941. - Т. 43-44-С. 353-388.

55. Виноградова, Л. Н.  Народная демонология1 и? мифо-ритуальная  традиция* славян / Л. Н. Виноградова.  М.: Индрик, 2000: — 432 с.

56. Воскобойникова, В. Вчера  и сегодня» русской литературнойсказки / В. Воскобойникова, Л. Звонарева  // Книжное обозрение. — 1999. 13.-С. 10-12.

57. Восточнославянский фольклор. Словарь научной и народной  терминологии / Редкол.: К. П. Кабашников (отв. ред.), Г. А. Барташевич,

58. B. М*. Гацак, В. Е. Гусев.  А. С. Федосик, Н. С. Шумада. Минск: Навука i тэхшка, 1993. - 478, с.

59. Выготский, Л. С. Воображение  и его развитие в детском*  возрасте / Л; В! Выготский // Лекции  по психологии. — СПб.: Союз, 1997. 143 с.

60. Выходцев, П. С. Русская  советская поэзия и народное  творчество / П. С. Выходцев М.; Л.: АН СССР, ЙРЛ (Пушкинский дом), 1963. - 548 с.

61. Гацак, В. М. Сказочник  и его текст (к развитию экспериментального  направления в фольклористике) /. В. М. Гацак // Проблемы фольклора;- М.: Наука; 1975; — С. 44-52'.

62. Герасимова, Н. М. Формулы  русской? волшебной- сказки (К  проблеме, стереотипности и вариативности  традиционной^ культуры) / Н. М. Герасимова// Советская этнография. 1978. -№ 5. - С. 18-28:

63. Гудков, Л. Литература  как социальный институт: Статьи  по социологии литературы / Л;  Гудков/ Б; Дубин. — М.: Новое  литературное обозрение, 1994. 352 с.72'. Гусев, В. Е. Эстетика фольклора  / В: Е. Гусев Л.: Наука, 1967. -319 с. '

64. Гусев, В. Е. Фольклор  как универсальный тип субкультуры  / В; Е. Гусев // В диапазоне  .уманитарного знания;. Сборник к  80-летшо профессора^ М/С. Кагана; —  СПб.: Санкт-Петербургское философское  общество, 2001. С. 320-328. (Серия «Мыслители».  Выпуск 4).

65. Давлетов, К. С. Фольклор  как вид искусства' / К. С. Давлетов. -М.: Наука, 1966.-365 с.

66. Давыдова; Л\ Т. Сумерки  реализма: (0 прозе Л! Петрушевской) / Т. Т. Давыдова // Русская словесность. 2002. - № 7. - С. 32-36.76; Далгат, У. Б;  Литература и фольклор: Теоретические  аспекты / У. Б. Далгат. -М.: Наука, 1981. 303 с.

67. Даглат, У. Б. Новые  черты фольклоризма- в современной  советской литературе / У. Б. Далгат // Фольклорное наследие народов  ССР и современность.-Кишинев, 1982.-С. 184-214.

68. Далгат, У. Б. Фольклор  и современный литературный процесс  / У. Б. Далгат // Фольклор: Поэтика  и традиция. М., 1982. - С. 34-48.

69. Дарк, О. Принесенные  в жертву: О массовой литературе, ее читателях и авторах / О.  Дарк // Знамя. 1998. - № 12. — С. 176-187.

70. Джанумов, А. С. Поэтика  христианской народной легенды  (Исследование и тексты) / А. С.  Джанумов. — М.: МГПУ., 2003. — 73 с.

71. Доброва, С. И. Эволюция  народного восприятия в художественных  образах (на примерах образного  параллелизма) / С. И. Джанумов // Традиционная«культура. 2007. - № 2. - С. 99^107.

72. Добровольская, В: Е.  Предметные реалии русской волшебной  сказки-/ В: Е. Добровольская. М.: ГРЦРФ, 2009: - 224* с.

73. Древнерусская притча  Текст.: сборник / Сост. Н. И. Прокофьев,  Л. И Алехина. М.: Советская Россия, 1991. — 528 с.: ил. — (Сокровища* древнерусской  литературы).

Информация о работе "Настоящие сказки" Л. Петрушевской в контексте традиционной культуры общая характеристика работы