"Настоящие сказки" Л. Петрушевской в контексте традиционной культуры общая характеристика работы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 20:45, реферат

Краткое описание

Актуальность темы научного исследования обусловлена теоретической значимостью проблемы фольклоризма в современной филологической науке. Последние десятилетия XX века отмечены оживлением интереса исследователей к разным аспектам данной проблемы. Тем не менее методология и методика исследования фольклоризма нуждается в дальнейшем углублении как на уровне теоретического осмысления, так и в практике творчества отдельных писателей, и особенно в том случае, когда речь идет о так называемом латентном, или скрытом, фольклоризме. Именно он, по мнению А. Л. Налепина, способствует появлению в сознании читателя вполне «определенных фольклорных ассоциаций, аналогий»1. Кроме того, необходима серьезная систематизация и осмысление огромного пласта материала, связанного с литературной сказкой.

Вложенные файлы: 1 файл

НАСТОЯЩИЕ СКАЗКИ» Л. С. ПЕТРУШЕВСКОЙ В КОНТЕКСТЕ ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ.docx

— 99.54 Кб (Скачать файл)

Появляются и попытки  осмысления нового жанра в творчестве писательницы - ее сказок. Так, Т. Т. Давыдова объясняет обращение Петрушевской к особым, изобретенным ею - жанрам реквиема и настоящей сказки тем, что ей тесно: в рамках традиционного рассказа -или новеллы. [75]. Главным же отличием сказки; Л; С. Петрушевской от классической народной сказки является; считает  исследовательница,. ее. укорененность  в реальности. Сказки Петрушевской. равно интересны как взрослым, так и детям. Они узнаваемы  как; жанр,, ибо используют богатый  арсенал художественных средств  народной волшебной сказки: чудесное: превращение; чудесные предметы и другие [Там же, с. 36]. Т. Т. Давыдова пишет: «Сказки  писательницы поэтичны и веселы. Их герои живут в тридевятом государстве, где встречаются графы; и есть улицы с необычными названиями и  вполне современные; парикмахерские,- библиотеки и школы» [Там же,: с. 36]. Исследовательница справедливо  замечает, , что Л. С. Петрушевская в  то же время отказывается от стереотипных формул, дает индивидуализированные  художественные описания, в полной мере использует средства комического; Об особой разновидности сказок —  страшных сказках - говорит в одной  из своих статей Ольга Славникова, при этом рассматривает их как  отличные стилизации [260, с. 58]:

- - ! . ( • ' , ,

Л. В. Овчинникова; в свою очередь, главной особенностью художественного  мира' сказок Л. С. Петрушевской считает  «своеобразный диалог между ними (сказками) и реальностью» [213, с. 210]. По ее мнению, «узнаваемые сказочные  образы, мотивы, предметы» не просто помещены автором: в реальную действительность, но переосмыслены и более того показаны в пародийной форме?либо окрашиваются мрачной иронией; [213, с. 211]. Прибегает  Л. С. Петрушевская и к так называемой «двойной иронии»: «описывает несовершенство? реального мира и обычного человека, но заканчивается все счастливо, что вызывает у читателя смешанные  чувства (Не смеется ли писатель и  над нашей верой в чудеса и  любовью к сказочным концам?)» (курсив>.-мой — Е: П!) [Там- же, с. 212]. При этом позиция автора характеризуется  исследовательницей как- отстраненно-мудрая: «Л. Петрушевская, возможно; хочет",, чтобы мы задумались над тем, что  именно? этот, чудесный порядок правилен1 и естественен, а реальный- мир  отклонился от нормы»[Тамже,с.212].

Другие, исследователи - пытаются найти в сказочных повествованиях-писательницы некую архетипическую матрицу для  свойственной постмодернизму интеллектуальной игры (курсив мой — Е. П.) [123]. В  этом плане- . особый интерес представляет диссертационное исследование украинского литературоведа И'. М. Колтуховой. Она считает, что «созданные Петрушевской: сказочные образы, несомненно, сохраняют глубинную связь с древнейшими^ архетипами; однако архетипические схемы, не воспроизводят буквальногмифологические шфольклорные образы, а.получают новую жизнь, в поле современности» [Там: же, с. 189-190]. Постмодернистское: начало: в «Настоящих сказках» - рассматривается? исследовательницей как переходное явление,, предполагающее прпытки «заново конструировать мир с опорой на символы и ценности предшествующих,культурных эпох» [Там же, с. 192].

Принципиальный; характер,* для« нашей работы имеют замечания  Т. Касаткиной о метафизичности творчества Л. С. Петрушевской: «за: ее простенькими,' на первый? взгляд; маленькими рассказами, стоят глубокие и прочные вещи» [116, с. 217].

Объектом» настоящего* исследованиям  послужили сказочные повествования; входящие в состав сборника «Настоящие сказки» Л. С. Петрушевской:

Предмет исследования —  жанровое своеобразие и художественные особенности сказок Л. С. Петрушевской.

Цель диссертационной» работы состоит в выявлении основных составляющих художественного мира сказок Л. С. Петрушевской в свете  новых достижений в исследовании фольклоризма, а также в определении  характера взаимодействия традиционного (сказочно-мифологического, легендарного) и индивидуально-авторского начал  в творчестве писательницы.

Задачи научного исследования: выявить фольклорные элементы в  «Настоящих сказках» писательницы; показать направленность трансформаций фольклорных  элементов; определить их роль и значение в создании особого типа литературной сказки Л. С. Петрушевской.

Методологическая основа^ исследования. В диссертации задействованы  основные общенаучные методы: анализ, синтез, обобщение и систематизация, аналогия. В работе применяются специальные  методы историко-литературного и  сравнительно-типологического анализа, а также используются элементы структурного-анализа.

Теоретическую» основу исследования составляют труды ведущих исследователей проблемы взаимодействия фольклора  и литературы (В. М. Жирмунского, Ю. М. Лотмана, В. Я. Проппа, В. Н. Топорова, Вяч. Вс. Иванова, А. М. Новиковой, Н. И. Савушкиной, Л. И. Емельянова, А. И. Лазарева, Д. Н. Медриша, У. Б. Далгат, А. Л. Налепина и др.); ученых, разрабатывающих тему фольклоризма творчества отдельных писателей (П. С. Выходцева, В.В.Блажеса, В. А. Михнюкевича, Е. А. Мироненко, Е. К. Созиной и др.), фольклоризма литературной сказки (Л. Ю. Брауде, Э. В. Померанцевой, Т. В. Зуевой, Т. Г. Леоновой, И. П. Лупановой и др.), а также исследования критиков и  литературоведов, занимающихся изучением  творчества Л. С. Петрушевской (Т. Н. Марковой, Л. В. Овчинниковой,

Т. Г. Прохоровой, О. Славниковой, Л. Н. Скаковской, И; В. Монтеюнайте, К. Зурабовой, О. Ю. Трыковой, И. М. Колтуховой, Ю. В. Павловой и др.).

Актуальность темы; научного исследования обусловлена теоретической, значимостью проблемы фольклоризма в современной филологической науке. Последние десятилетия отмечены оживлением интереса исследователей к  разным, аспектам данной проблемы. Тем  не менее методология и методика, 'исследования фольклоризма нуждается  в дальнейшем углублении как на уровне теоретического осмысления, так и  в. практике творчества; .отдельных  писателей. Кроме того, необходима-серьезная  систематизация- и осмысление огромного  пласта материала^, связанного с литературной^: сказкой.: Требуется определить и  место жанра, литературной сказки в  системе современной культуры, характера  ее отношений с традиционной, элитарной  и массовой культурой. Важно выявить  и то новое, что внесла в современный  литературный процесс в этой области  Л. С. Петрушевская.

Научная-: новизна работы, заключается в определении; значимости фольклорных парадигм (тем; мотивов, структурных компонентов, образов  и стиля) в формировании сборника Л. С. Петрушевской «Настоящие сказки» и - шире - в выявлении возможных подходов к исследованию проблемы фольклоризма в творчестве современных писателей.

Положения, выносимые на защиту:

1. В сборнике «Настоящие  сказки» Л. С. Петрушевской, с  одной стороны, обращает на  себя внимание осознанная установка  автора , на использование народной  прозы (жанр сказки заявлен  в самом названии сборника), с  другой стороны^ писательница, опираясь  на традиции фольклора, убедительно  воссоздает картину реальной  жизни современного общества. Таким  образом:,, в ее творчестве реализуются  широкий и узкий подходы к  возможностям использования фольклора.

2. В рамках широкого  подхода Л. С. Петрушевская  воспроизводит современную - действительность, в типовых, неоднократно повторяющихся  образцах; повседневность, таким образом,  фолъклоризуется (термин К. А.  Богданова) писательницей.

3. В рамках узкого подхода  осуществляется формирование особого  типа литературной сказки: широко  и талантливо используемые в  ней элементы народной прозы  (волшебных сказок, легенд, быличек  и др.) способствуют разрушению  стереотипов «обыденности» в  сознании наших современников.

4. Объединяющим началом  сборника «Настоящие сказки»  является изображение реального  мира с позиций детской психологии. Петрушевская предпринимает, частично  используя* для этого и фольклор, попытку преодолеть «неосвоенное»  пространство между миром детей  и миром взрослых. Сказочные повествования  Л: С. Петрушевской, таким образом,  используются- и для воспроизведения  мира детства и свойственной  детям абсолютной веры в чудо.

Теоретическая значимость работы заключается в установлении характера  взаимодействия традиционного (сказочно-мифологического, легендарного) и индивидуально-авторского начал в «Настоящих сказках» Л. С. Петрушевской, а также в обосновании  разных типов подходов к использованию  фольклора в творчестве современных  писателей в целом.

Практическая значимость работы состоит в том, что ее результаты и выводы можно использовать в  курсе устного народного творчества (вопросы взаимодействия фольклора  и литературы), спецкурсах и спецсеминарах  по истории русской литературы рубежа XX—XXI вв., а также при составлении  учебных пособий по творчеству Л. С. Петрушевской.

Апробация работы. Основные положения работы и результаты исследования изложены в виде докладов: на ежегодных  научных конференциях преподавателей и студентов Марийского государственного университета по итогам научно-исследовательской  работы (2007-2011 год), на научной конференции  студентов, аспирантов и молодых  ученых «Современные методы исследования в гуманитарных науках» (Санкт

Петербург, 2008), на международной  конференции «Актуальные проблемы современной фольклористики и изучения классического наследия русской  литературы», посвященной 70-летию со дня рождения Е. А. Коспохина (Санкт-Петербург, 2008); на всероссийской конференции  с международным участием «Одиннадцатые  Вавиловские чтения» (Йошкар-Ола: МарГТ-У, 2008), на международной конференции  «Татищевские чтения: актуальные проблемы науки и практики» (Тольятти, 2009), на всероссийской конференции «Актуальные  проблемы изучения и преподавания-литературы в вузе и школе», проводимой кафедрой, русской, и зарубежной литературы и

МарГУ (Йошкар-Ола, 2009), на всероссийской5 научно-практической конференции «Проблемы  взаимодействия языка, литературы и  фольклора и современная культура», посвященной1 100-летию со дня рождения Л. Т. Барага (Уфа, 2011); на всероссийской  интернет-конференции с международным  участием «Концепция мира и человека в русской и зарубежной литературе», проводимой на базе кафедры русской  и зарубежной литературы МарГУ (Йошкар-Ола, 2011). По теме диссертации опубликовано 11 работ, 3 из,которых - в рецензируемых научных журналах, входящих в перечень, ВАК. Все статьи посвящены различным аспектам проблематики, исследуемой в научной работе.

Структура научной работы определяется предметом исследования и логикой изложения материала. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии, включающей 320 наименований. 

Заключение научной  работыдиссертация на тему ""Настоящие сказки" Л.С. Петрушевской в контексте традиционной культуры"

Заключение

Данное научное исследование посвящено одной из центральных  проблем в современной филологии  — проблеме литературного фольклоризма. В соответствии с поставленными  целями и конкретными задачами она  решается в особом ракурсе взаимоотношений  между популярной культурой, элитарной  и массовой литературой и фольклором — в рамках феномена фольклоризации действительности в самом широком  смысле слова. Радикальные изменения  в литературном процессе на рубеже ХХ-ХХ1 веков (уход от прямой дидактической  направленности, «растворение» в  тексте позиции автора, в целом  новый тип отношений «автор - текст - читатель») привели к «смягчению»  противопоставленшр элитарная / массовая литература, появлению большего количества переходных форм. Обращает на себя внимание и начавшийся активный процесс переключения фольклорных текстов в функциональное поле искусства. Одной из удачных  попыток воссоздать универсальные  свойства устного вида фольклора  литературными средствами- является известный в литературных кругах - сборник Л. С. Петрушевской «Настоящие сказки». В нем признанный классик  современности, творческий талант которого объял многие литературные жанры, работает с различными традициями, текстами и'жанрами.

Как показал вышеприведенный  анализ сказочных повествований  Петрушевской, жанр волшебной сказки в творчестве писательницы «не умирает  вместе с многовековым укладом, он трансформируется, меняя бытие фольклорное на бытие  литературное» [310, с. 19]. Рассматриваемые  в нашей работе произведения сохраняют  преемственность с традицией  «вечного» жанра сказки прежде всего  в том, что они бережно и  с величайшим тактом воссоздают жанровое «ядро» сказки, сохраняя установку  на вымысел, изображение иномирия, использование  традиционных формул, структурных компонентов, типов персонажей, чудесных предметов  и помощников. С жанром фольклорной  сказки их «роднит не только стремление автора выявить, но и защитить общественную мораль, отстоять традиционные нравственные законы, но уже в современном обществе» [310, с. 19].

При этом в «Настоящие сказки»  писательницей сознательно вкрапляются  близкие сказке жанры крестьянской и городской легенды, за счет чего происходит расширение «поля» традиции. В данном сборнике встречаются контаминации с быличками и страшилками, а  также элементы мифов и обрядов.

Сказочное творчество Л. С. Петрушевской доказывает возможность развития- в  современной литературе традиций народной сказки, несмотря- на присущую ей канонизированность структуры и стиля. Составляющая художественного мира литературной^ сказки - фольклорная- традиция- -диктует  свои законы, благодаря чему формируются  многоуровневый диалог и художественный синтез — основные принципы организации  художественного мира литературной сказки. Характерной направленностью  трансформаций данных областей народного  творчества в «Настоящих сказках» Л. С. Петрушевской является выведение  на первый план в сказочных повествованиях одного из признаков собственно сказки либо «рассеивание» сказочных элементов  и наложение на них параболических, характерных по преимуществу для  притчи структур. Одновременно в текстах  писательницы, где изображается переход  из сферы реального в сферу  волшебного, фантастического («Золотая тряпка», «Дедушкина картина», «Отец», «Анна и Мария» и другие), - перед  нами самая настоящая сказка, причем актуальной (востребованной) ее делает забота о сохранении и укоренении нравственных принципов, в сохранении которых так нуждается современное общество.

Л. С. Петрушевская, придерживаясь  художественных традиций обозначенного  в названии сборника жанра, рисует вечный мир, и человеческая жизнь здесь  представлена только самым главным - любовью и самопожертвованием. И именно обращение к народной традиции позволяет возвести обыденное  в универсальное. В свою очередь  избирательное отношение к ее (традиции) арсеналу дает возможность  создания должной этической оценки.

Информация о работе "Настоящие сказки" Л. Петрушевской в контексте традиционной культуры общая характеристика работы