"Мастер и Маргарита" М. Булгакова

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2014 в 17:32, реферат

Краткое описание

Роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита», над которым автор работал допоследнего дня своей жизни, остался в его архиве и был впервые опубликован в1966-1967 годах в журнале «Москва». Этот роман принёс автору посмертную мировуюславу. Это произведение явилось достойным продолжением тех традиций,отечественной литературы, которые утверждали прямое соединение гротеска,фантастики, ирреального с реальным в едином потоке повествования.
Булгаков писал «Мастер и Маргариту» как исторически и психологическидостоверную книгу о своём времени и его людях, и потому роман стал уникальнымчеловеческим документом той примечательной эпохи. И в то же время этомногомысленное повествование обращено в будущее, является книгой на всевремена, чему способствует её высочайшая художественность. Есть основаниепредположить, что автор мало рассчитывал на понимание и признание его романасовременниками.

Содержание

Введение
1.«Мастер и Маргарита». М.А. Булгаков
1.1Временная и пространственно — смысловая структура романа «Мастер иМаргарита»
1.2 Божественныйдар
2.Нравственно — философская тема в романе «Мастер и Маргарита»
2.1Четыре разных мира
2.2Проблема нравственного выбора
Заключение
Списокиспользуемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 48.36 Кб (Скачать файл)

Этот «роман о романе» как бы фокусирует в себе противоречия,которые обязаны решать своей жизнью все последующие поколения людей, каждаямыслящая и страдающая личность. Мастер в романе не смог одержать победу. Сделавего победителем, Булгаков нарушил бы законы художественной правды, изменил бысвоему чувству реализма.

Но разве пессимизмом веет от финальных страниц книги? Не забудем: наземле у Мастера остался ученик, прозревший Иван Понырёв, бывший Бездомный; наземле у Мастера остался роман, которому суждена долгая жизнь.

«Мастер и Маргарита» — сложное произведение. О романе ужесказано много, а будет сказано ещё больше. Существует множество толкованийзнаменитого романа. О «Мастере и Маргарите» ещё много будут думать,много писать. Рукописи не горят", — произносит один из героев романа.Булгаков пытался сжечь свою рукопись, но это не принесло ему облегчения. Романпродолжал жить. Мастер помнил его наизусть. Рукопись была восстановлена. Послесмерти писателя она пришла к нам и скоро обрела читателей во многих странахмира. Нынче творчество Михаила Афанасьевича Булгакова получило заслуженноепризнание, стоило неотъемлемой частью нашей культуры.

Однако далеко не все осмыслено и освоено. Читателем его романов,повестей, пьес суждено по-своему понять его творения и открыть новые ценности,таящиеся в глубинах.

«Мастер и Маргарита» – самое гениальное и самое неоднозначное из всех произведенийБулгакова, в котором, как ни в каком другом советском романе, раскрытпротиворечивый и трагический дух тоталитарной эпохи. Булгаков писал его вразгул репрессий, когда один за другим были повержены, исключены из партии,лишились своих постов или были расстреляны многие его прежние враги:литературные чиновники, записные партийные критики и руководители культуры –все те, хулил и травил его долгие годы.

Он следил за этой дьявольской вакханалией с почти мистическим чувством,которое и нашло отражение в романе. Главным героям его, как известно, являетсясатана, действующим под именем Воланд. Появившись в Москве, Воланд обрушиваетвсю свою дьявольскую силу на власть имущих, творящих беззаконие. Онрасправляется и с гонителями великого писателя – Мастера, жизнь которого имеетмножество параллелей с жизнью самого Булгакова (хотя полностью отождествлять ихбыло бы слишком прямолинейно). Нетрудно, таким образом, понять, кто стоял заобразом Воланда.

Философско-религиозная концепция романа очень сложна и ещё не разгаданадо конца.

Сам Булгаков был человеком далёким от ортодоксального православия. Бог,видимо, представлялся ему чем-то вроде всеобщего закона или неизбежного ходасобытий. По свидетельству жены, он верил в Судьбу, Рок, но христианином не был.При создании образа Христа (в романе он выступает под именем Иешуа Га — Ноцри)Булгаков сознательно руководствовался апокрифическими источниками, а евангелияотбрасывал как ложные. («Уж кто- кто, — говорит Воланд Берлиозу, — а вы-тодолжны знать, что ровно но ничего из того, что написано в евангелиях, непроисходило на самом деле никогда…» О том же говорит сам Иешуа). В романеМастера о Понтии Пилате есть суд, казнь и погребение Иешуа, но нет еговоскресения. Нет Богородицы; сам Иешуа не потомок знатного еврейского рода, какв евангелии, — он бедный сириец, который не знает своего родства и не помнитсвоих родителей.

Никто не понимает Иешуа с его учением, что «злых людей нет на свете»,даже его единственный апостол Левий Матвей. Его попытка разбудить в людях ихизначальную, добрую природу вызывает лишь всеобщее озлобление. Только Воландпонимает Иешуа, но не верит в возможность твёрдого обращения людей к добру.Отнюдь не в новозаветной трактовке представлен и дьявол, который более похож наветхозаветного Сатану из книги Иова.

В романе Булгакова, Воланд – подлинный «князь этого мира». Нет даженамёка на какое-то соперничество его в этом смысле с Христом.

В нём олицетворена та сила, что «вечно хочет зла и вечно совершает благо».Эта строчка из «Фауста» Гетте (немецкий поэт вложил в её уста своего дьявола –Мефистофеля) взята Булгаковым в качестве эпиграфа к своему роману. И в самомделе, Воланд в романе наказывает явных безбожников, его подручные заставляютплатить по счетам плутов, обманщиков и прочих негодяев, на протяжении романаони не раз творят «праведный суд» и даже «добро». И всё же Воланд остаётсядьяволом, демоном зла, который не хочет и не может дать людям благодати.Затравленный, сломленный несправедливой советской критикой и жизненныминевзгодами, Мастер находит в нем своего Спасителя. Но он получает от дьявола несвет, не обновление, а только вечный покой в потустороннем безвременном мире. Исполненныйглубокой философской грусти финал романа был в чем-то схож с концом самогоавтора.

 

Список используемой литературы

 

 

1.    Булгаков М. Мастер и Маргарита. – М: Приор, 2001

2.    Рыжов К.В. 100 великих россиян. – М: Наука, 2000

3.    Горобец Н.В. Мастер без Маргариты./ Вопросы литературы.1991. №8

4.    Жилин В.А. Творчество М. Булгакова. – М: Норма, 2003

5.    Митяев А.В. Материалы к биографии. – М: Наука, 2001

6.    Паниевский Н.И… Шолохов и Булгаков. – М: Приор, 2002

7.    Лукьянова Н.В… Люди русской культуры. М: Норма, 2001

8.    Миронов В.Н. Философ свободного духа. (Жизнь и творчествоМ. Булгакова). – М: Наука, 2003

9.Павлов Б.В. Очерки по истории  литературы в России. – М: Просвещение, 2003

10.Латышев А.Г…Творчество М. Булгакова. – М: Новости, 2001

 


Информация о работе "Мастер и Маргарита" М. Булгакова