"Мастер и Маргарита" М. Булгакова

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2014 в 17:32, реферат

Краткое описание

Роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита», над которым автор работал допоследнего дня своей жизни, остался в его архиве и был впервые опубликован в1966-1967 годах в журнале «Москва». Этот роман принёс автору посмертную мировуюславу. Это произведение явилось достойным продолжением тех традиций,отечественной литературы, которые утверждали прямое соединение гротеска,фантастики, ирреального с реальным в едином потоке повествования.
Булгаков писал «Мастер и Маргариту» как исторически и психологическидостоверную книгу о своём времени и его людях, и потому роман стал уникальнымчеловеческим документом той примечательной эпохи. И в то же время этомногомысленное повествование обращено в будущее, является книгой на всевремена, чему способствует её высочайшая художественность. Есть основаниепредположить, что автор мало рассчитывал на понимание и признание его романасовременниками.

Содержание

Введение
1.«Мастер и Маргарита». М.А. Булгаков
1.1Временная и пространственно — смысловая структура романа «Мастер иМаргарита»
1.2 Божественныйдар
2.Нравственно — философская тема в романе «Мастер и Маргарита»
2.1Четыре разных мира
2.2Проблема нравственного выбора
Заключение
Списокиспользуемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 48.36 Кб (Скачать файл)

Почему же мучается прокуратор? Почему ему снится сон, будто он не послална казнь бродячего, философа и целителя, будто они идут вместе по луннойдорожке и мирно беседуют, и он, «жестокий прокуратор Иудеи, от радостиплакал и смеялся во сне?» Могущество Понтия Пилата оказалось мнимым. Онтрус, верный пёс кесаря.

Совесть мучает его. Ему никогда не будет покоя — он понимает, что правИешуа остался ученик и последователь — Левий Матвей.

Он продолжит дело своего Учителя. В евангельской легенде заложены истины,которые, будучи забытыми, непременно напомнят о себе нравственной деградациейобщества.

Но как связаны ершалаимские главы с основным содержанием романа? Большоеколичество как явных, так и тончайших параллелей связывают изображениеЕршалаима двадцатых годов первого века и Москвы двадцатых годов двадцатоговека.

Герои и времена, в них описанные, как будто разные, а суть одна. Вражда,недоверие к людям инакомыслящим, зависть царствует и в мире, который окружаетМастера.

Их обнажает Воланд. Воланд — это художественно переосмысленный авторобраз Сатаны. Сатана и его помощники творят зло.

Их цель — обнажать сущность явлений, высвечивать, усиливать, выставлятьна всеобщее обозрение негативные явления в человеческом обществе. Фокусы вВарьете, проделки с подписывающими бумагами пустым костюмом, таинственноепревращение советских денег в доллары и прочая чертовщина — это обнажениескрытых пороков человека.

Становится понятным смысл фокусов в Варьете. Здесь происходит испытаниемосквичей на алчность и милосердие. В конце представления Воланд приходит квыводу: «Ну что же… они — люди как люди. Любят деньги, из чего бы те нибыли сделаны — из кожи ли, из бумаги ли, из бронзы или золота. Ну,легкомысленные… ну, что ж… и милосердие иногда случится в их сердца…обыкновенные люди… в общем, напоминают прежних… квартирный вопрос толькоиспортил их...»

Вечное стремление людей к добру неодолимо.

Прошло двадцать веков, а олицетворение добра и любви — Иисус Христос — жив в душах людей.

Мастер, главный герой романа М. Булгаков, создаёт роман о Христе иПилате. Христос для него — это мыслящая и страдающая личность, утверждающаядостоинство бескорыстного служения людям, несущая непреходящие ценности в мир.

Очень интересна история Мастера и Маргариты. Мастером движет жаждапознания. Он пытается проникнуть в глубину веков, чтобы разобраться в вечном.Как и Фаусту, познание ему даёт Сатана.

Явно просматривается параллель между Мастером и Иешуа. В Мастереприсутствует божество, его занимают вечные проблемы. Не зря его имя пишется сбольшой буквы, а судьба трагична, как и у Иешуа. Мастер — это собирательныйобраз человека, стремящегося познать вечные законы нравственности.

Маргарита в романе является носительницей огромный поэтической ивдохновенной любви, которую автор назвал «вечной». И чем болеенепривлекательным, «скучным, кривым» предстаёт перед нами переулок,где эта любовь возникает, тем более необычным оказывается это чувство,вспыхнувшее «молнией». Маргарита борется, при помощи Воландавозвращает Мастера. Вместе с ним под раскаты очищающей грозы она переходит ввечность.

Каждое поколение людей решает для себя нравственные проблемы.

Одни иногда «прозревают», заглядывают «внутрь» себя.«Не обманывай-то хоть сам себя. Никогда слава не придёт к тому, ктосочиняет дурные стихи...» — безжалостно судит себя Рюхин. Другим не дано«прозреть».

Для Берлиоза, главы МАССОЛИТа, такая возможность уже не представится, онпогиб страшной, нелепой смертью. Пройдя через страдания, очищается иподнимается на более высокую нравственную ступень поэта Иван Бездомный.

Уйдя от нас, Мастер оставилнам роман как напоминание о том, что наши нравственные проблемы решать намсамим.

Нравственно — философская позиция.

«В белом плаще с кровавым подбоем, шаркающей кавалерийской походкой,ранним утром четырнадцатого числа весеннего месяца написано в крутую колоннадумежду крыльями дворца Ирода Великого вышел прокуратор Иудеи Понтий Пилат».

Так писал в романе «Мастер и Маргарита» Михаил АфанасьевичБулгаков, так начиналась книга Мастера, и так начинал рассказывать о ПонтииПилате двум несчастным писателям и атеистам Воланд, но всё по порядку.

Когда Булгаков начал писать роман «Чёрный Маг» (первоначальноеназвание романа «Мастер и Маргарита»), он уже предполагал, чтоосновную часть будет занимать рассказ о Понтии Пилате, рассказ о совести ивласти, о мести и покое, об ожидании и прощении, и, наконец, о главном — о Вереи Боге.

Тема Понтия Пилата отображает в романе не сюжетную линию, а самовосприятие и понимание писателем евангельских мотивов, сути Нового завета.

Булгаков как — то по-новому открывает нам эту тему. Осторожно, чтобы неиспугать и не испортить ощущение важности образов, придуманных не им самим, онпытается преподнести нам образы спорные, сложные, но в то же время и простые,чтобы мы не мучились вопросами, на которого не в состоянии ответить.

Понтий Пилат предстаёт перед нами как человек, которого мучит совесть, зато, что ему дана безграничная власть карать и миловать людей. Его совесть — этоголовная боль, которая почти никогда не проходит. Это как бы наказание за еговласть над людьми. Понтий Пилат обречён на одиночество.

Нет ни одного человека, которому он мог бы сказать правду. Нет ни одногоответа на вопросы, которые сжигают его мозг.

Он одинок и его друг — огромный преданный пёс, немой хранитель его души.Вечное одиночество, не только в жизни, но и на небесах. Вечное ожидание прощения.Вечная боль — плата за безверие.

«Добрый человек», так назвал Понтия Пилата«преступник» Иешуа Га-Ноцри. «Преступник назвал меня»Добрый человек", = говорит прокуратор, — Выведите его отсюда наминуту, объясните ему, как надо разговаривать со мной. Но не калечить".Понтий Пилат, привыкший к тому, что «все в Ершалаиме шепчут про него, чтоон свирепое чудовище» удивлён. Именно с этого момента, с этих слов впрокураторе что-то надламывается, происходит переоценка ценностей. ИешуаГа-Ноцри вдохнул в него веру, он стал для прокуратора совестью.

Понтий Пилат не мог смириться с гибелью Иешуа. За короткий срок общения сним прокуратор понял многое и теперь жалел о том, что не сразу смог распознатьв Иешуа товарища. Понтия Пилата охватила, жажда мести, хотя мстить надо былосебе самому. Он отомстил. Но прощения и покоя в жизни не получил.

И уже там, где "… рядом с тяжёлым каменным креслом, на которомблестят от луны какие-то искры, лежит тёмная, огромная собака и так же, как ихозяин, беспокойно глядит на луну", прокуратор получает из рук Маргаритыпрощение.

Две тысячи лет ждал он этого дня, глядя на луну, вызывавшую в нёмбессонницу.

«Свободен! Свободен! Он ждёт тебя». «Человек в белом плащес кровавым подбоем поднялся с кресла, и что-то прокричал хриплым, сорваннымголосом.

Нельзя было разобрать, плачет ли он или смеётся и что он кричит. Виднобыло только, что вслед за своим верным стражем по лунной дорожке стремительнопобежал и он».

Так получил прощение и покой "… жестокий пятый прокуратор Иудеивсадник Понтий Пилат", берегись меня!" Из-за боязни доноса, боязнипогубить свою карьеру, Пилат идёт против совести.

Он делает последние, жалкие попытки спасти несчастного, а когда это неудаётся, пытается хотя бы смягчить укоры совести.

Но нет, и не может быть морального выкупа за предательство. А в основепредательства, как это всегда бывает, лежит трусость: «Трусость,несомненно, один из самых страшных пороков», — слышит Пилат слова Иешуа восне. «Нет, философ, я тебе возражаю: это самый страшный порок», — вмешивается внутренний голос Пилата самого автора.

Писатель уверен, что подлее, страшнее открытого зла — соглашательствотех, кто зло понимает, готов осуждать его, способен ему препятствовать, но неделает этого из-за малодушия, трусости, привычки к комфорту, боязни за карьеру.

По Булгакову, трусость — главная причина социальных подлостей и зла. Инаказан за подлость Понтий Пилат страшными муками совести.

Много беспокойных ночей терзается Пилат из-за того, что не пошёл тогда,четырнадцатого числа весеннего месяца нисана «на всё, чтобы спасти отказни решительно ни в чём не виноватого безумного мечтателя и врача».

Как считает писатель, совесть — это внутренний компас человека, егоморальный суд над собой, моральная оценка своих поступков.

В евангельской легенде заложены вечные ценности.

Именно этими великими критериями может быть проведена моральнаясостоятельность любой эпохи, и М. Булгаков, руководствуясь этими высокимиистинами, производит своеобразную моральную проверку нашего общества уже в 20-егоды нашего столетия, в годы непростые, противоречивые, когда человек какличность ничего не значил.

Вынужденный писать в стол, Булгаков все силы души отдал роману «Мастер иМаргарита», напечатать который он, увы, тоже не имел никакой надежды.Напряженная работа над романом возобновилась в середине 30-х гг. (Перемены вличной судьбе также способствовали этому: в октябре 1932 г. Булгаков развёлсясо своей второй женой и женился на Елене Сергеевне Шиловской. В ней он обрёлсвою последнюю возлюбленную и с неё списал главные черты своей Маргариты).«Мастер и Маргарита» – самое гениальное и самое неоднозначное из всех произведенийБулгакова, в котором, как ни в каком другом советском романе, раскрытпротиворечивый и трагический дух тоталитарной эпохи.

Булгаков писал его в разгул репрессий, когда один за другим былиповержены, исключены из партии, лишились своих постов или были расстрелянымногие его прежние враги: литературные чиновники, записные партийные критики ируководители культуры – все те, хулил и травил его долгие годы.

Он следил за этой дьявольской вакханалией с почти мистическим чувством,которое и нашло отражение в романе.

Главным героям его, как известно, является сатана, действующим под именемВоланд. Появившись в Москве, Воланд обрушивает всю свою дьявольскую силу навласть имущих, творящих беззаконие.

Он расправляется и с гонителями великого писателя – Мастера, жизнькоторого имеет множество параллелей с жизнью самого Булгакова (хотя полностьюотождествлять их было бы слишком прямолинейно).

Нетрудно, таким образом, понять, кто стоял за образом Воланда.

Философско-религиозная концепция романа очень сложна и ещё не разгаданадо конца. Сам Булгаков был человеком далёким от ортодоксального православия.Бог, видимо, представлялся ему чем-то вроде всеобщего закона или неизбежногохода событий.

По свидетельству жены, он верил в Судьбу, Рок, но христианином не был.При создании образа Христа (в романе он выступает под именем Иешуа Га — Ноцри)Булгаков сознательно руководствовался апокрифическими источниками, а евангелияотбрасывал как ложные. («Уж кто- кто, — говорит Воланд Берлиозу, — а вы-тодолжны знать, что ровно ничего из того, что написано в евангелии, непроисходило на самом деле никогда…» О том же говорит сам Иешуа).

В романе Мастера о Понтии Пилате есть суд, казнь и погребение Иешуа, нонет его воскресения. Нет Богородицы; сам Иешуа не потомок знатного еврейскогорода, как в евангелии, — он бедный сириец, который не знает своего родства и непомнит своих родителей.

Никто не понимает Иешуа с его учением, что «злых людей нет на свете»,даже его единственный апостол Левий Матвей.

Его попытка разбудить в людях их изначальную, добрую природу вызываетлишь всеобщее озлобление. Только Воланд понимает Иешуа, но не верит ввозможность твёрдого обращения людей к добру.

Отнюдь не в новозаветной трактовке представлен и дьявол, который болеепохож на ветхозаветного Сатану из книги Иова.

В романе Булгакова Воланд – подлинный «князь этого мира». Нет даже намёкана какое-то соперничество его в этом смысле с Христом.

В нём олицетворена та сила, что «вечно хочет зла и вечно совершаетблаго». Эта строчка из «Фауста» Гетте (немецкий поэт вложил в её уста своегодьявола – Мефистофеля) взята Булгаковым в качестве эпиграфа к своему роману.

И в самом деле, Воланд в романе наказывает явных безбожников, егоподручные заставляют платить по счетам плутов, обманщиков и прочих негодяев, напротяжении романа они не раз творят «праведный суд» и даже «добро».

И всё же Воланд остаётся дьяволом, демоном зла, который не хочет и неможет дать людям благодати.

Затравленный, сломленный несправедливой советской критикой и жизненныминевзгодами, Мастер находит в нем своего Спасителя. Но он получает от дьявола несвет, не обновление, а только вечный покой в потустороннем безвременном мире.

Исполненный глубокой философской грусти финал романа был в чем-то схож сконцом самого автора. В 1939 г. у Булгакова открылся смертельный недуг –нефросклероз. Состояние его резко ухудшилось. В последние месяцы жизни онослеп. В марте 1940 г. Булгаков скончался.

 

Заключение

 

 

Фантастический поворот дела позволяет писателю развернуть перед намицелую галерею персонажей весьма неприглядного вида, проводя аналогию с самойжизнью. Внезапная встреча с нечистой силой выворачивает наизнанку видимостьвсех этих берлиозов, лагунских, майгелей, никаноров ивановичей и прочих. Сеансчёрной магии, который Воланд со своими помощниками даёт в столичном варьете, вбуквальном и переносном смысле «раздевает» некоторых граждан из зала.Не дьявол страшен автору и его любимым героям.

Дьявола, пожалуй, для Булгакова действительно не существует, как несуществует бога человека. В его романе живёт иная, глубокая вера висторического человека и в непреложные, нравственные законы. Для Булгакованравственный закон заключён внутри человека и не должен зависеть отрелигиозного ужаса перед грядущим возмездием, проявление которого можно легкоусмотреть в бесславной гибели начитанного, но бессовестного атеиста,возглавляющего МАССОЛИТ. И Мастер, главный герой булгаковской книги, создавшийроман о Христе и Пилате, тоже далёк от религиозности в христианском смыслеэтого слова. Им написана на историческом материале книга огромнойпсихологической выразительности.

Информация о работе "Мастер и Маргарита" М. Булгакова