"Мастер и Маргарита" М. Булгакова

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2014 в 17:32, реферат

Краткое описание

Роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита», над которым автор работал допоследнего дня своей жизни, остался в его архиве и был впервые опубликован в1966-1967 годах в журнале «Москва». Этот роман принёс автору посмертную мировуюславу. Это произведение явилось достойным продолжением тех традиций,отечественной литературы, которые утверждали прямое соединение гротеска,фантастики, ирреального с реальным в едином потоке повествования.
Булгаков писал «Мастер и Маргариту» как исторически и психологическидостоверную книгу о своём времени и его людях, и потому роман стал уникальнымчеловеческим документом той примечательной эпохи. И в то же время этомногомысленное повествование обращено в будущее, является книгой на всевремена, чему способствует её высочайшая художественность. Есть основаниепредположить, что автор мало рассчитывал на понимание и признание его романасовременниками.

Содержание

Введение
1.«Мастер и Маргарита». М.А. Булгаков
1.1Временная и пространственно — смысловая структура романа «Мастер иМаргарита»
1.2 Божественныйдар
2.Нравственно — философская тема в романе «Мастер и Маргарита»
2.1Четыре разных мира
2.2Проблема нравственного выбора
Заключение
Списокиспользуемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 48.36 Кб (Скачать файл)

 
Реферат: "Мастер и Маргарита" М. Булгакова

Содержание

Введение

1.«Мастер и Маргарита». М.А. Булгаков

1.1Временная и пространственно  — смысловая структура романа  «Мастер иМаргарита»

1.2 Божественныйдар

2.Нравственно — философская  тема в романе «Мастер и  Маргарита»

2.1Четыре разных мира

2.2Проблема нравственного выбора

Заключение

Списокиспользуемой литературы

 

Введение

 

 

Роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита», над которым автор работал допоследнего дня своей жизни, остался в его архиве и был впервые опубликован в1966-1967 годах в журнале «Москва». Этот роман принёс автору посмертную мировуюславу. Это произведение явилось достойным продолжением тех традиций,отечественной литературы, которые утверждали прямое соединение гротеска,фантастики, ирреального с реальным в едином потоке повествования.

Булгаков писал «Мастер и Маргариту» как исторически и психологическидостоверную книгу о своём времени и его людях, и потому роман стал уникальнымчеловеческим документом той примечательной эпохи. И в то же время этомногомысленное повествование обращено в будущее, является книгой на всевремена, чему способствует её высочайшая художественность. Есть основаниепредположить, что автор мало рассчитывал на понимание и признание его романасовременниками.

В романе «Мастер и Маргарита» царят счастливая свобода творческойфантазии и одновременно строгость композиционного замысла. Сатана правитвеликий бал, а вдохновенный Мастер, современник Булгакова, пишет свойбессмертный роман. Там прокуратор Иудей отправляет на казнь Христа, а рядом,суетясь, подличают, приспосабливаются, предательствуют вполне земные граждане,населяющие Садовые и Бронные улицы 20-х-30-х годов нашего века. Смех и печаль,радость и боль перемешаны там воедино, как в жизни, но в высокой степениконцентрации, которая доступна лишь сказке, поэме. «Мастер и Маргарита» и естьлирико-философская поэма прозе о любви и нравственном долге, о бесчеловечностизла, об истинном творчестве, которое всегда является преодолениембесчеловечности, порывом к свету и добру.

События в «Мастер и Маргарите» начинаются «однажды весной, в час небываложаркого заката, в Москве, на Патриарших прудах». В столице появляется Сатана иего свита.

Дьяволица, один из любимых авторских мотивов, здесь, в «Мастере иМаргарите», играет роль вполне реалистическую и может служить блистательнымпримером гротеско-фантастического, сатирического обнажения противоречий живойдействительности.

Воланд грозой проносится над булгаковской Москвой, карая глумливость инепорядочность.

Сама идея поместить в Москву тридцатых годов князя тьмы Воланда и егосвиту, олицетворяющих те силы, которые не поддаются никаким законам логики,была глубоко новаторской. Воланд появляется в Москве, чтобы «испытать» героевромана, воздать должное Мастеру и Маргарите, сохранившим верность друг другу илюбовь, покарать взяточников, лихоимцев, предателей. Суд над ними вершится непо законам добра, они предстанут перед судом преисподней. По мысли Булгакова, всложившейся ситуации со злом бороться следует силами зла, чтобы восстановитьсправедливость. В этом — трагический гротеск романа.

Воланд возвращает Мастеру его романа о Понтии Пилате, который Мастер сжёгв приступе страха и малодушия. Миф о Пилате и Иешуа, воссозданный в книгеМастера, переносит читателя в начальную эру духовной цивилизации человечества,утверждая мысль о том, что противоборство добра со злом — вечно, оно кроется всамих обстоятельствах жизни, в душе человека, способной на возвышенные порывы ипорабощенной ложными, переходящими интересами сегодняшнего дня.

 

1. «Мастер и Маргарита»

 

 

1.1 Временная и пространственно-смысловая  структура романа «Мастер иМаргарита»

 

 

От «Белой гвардии» до «Мастера и Маргариты» Булгаков изображал своё времякак время «апокалиптичное», как «время мировых катастроф.

Говорят что в такие времена «молчат» не только законы, но и музы. И времядействительно пыталось скрыть от современников и своё беззаконие, и свойтрагизм: на поверхности официально признанной поэзии гремели «звучные стихи — «взвейтесь!» да «развейтесь», как говорит один булгаковский персонаж, тогда,как нужны были совсем другие стихи, что-нибудь вроде: «Буря мглою небо кроет»,- которые недаром лейтмотивом проходят через всё творчество М. А. Булгакова — от «Дней Турбиных» до «Последних дней». Время пыталось скрыть Булгакова отчитателя и зрителя.

И только через полвека после смерти писателя его жизнь и его творчествовозникают перед нами без белых пятен и купюр, которыми долгие годы отличалисьпубликации его произведений, как и работы, ему посвящённые. И самым большимбелым пятном оставалась долгое время последнее произведение Булгакова «Мастер иМаргарита».

При первом знакомстве «Мастер и Маргаритой» создаётся впечатление, чтовремя действия основной, московской части романа нельзя определить точно.

В сознании подавляющего большинства и читателей, и исследователейукрепилось мнение, что Булгаков приурочил события к не которому неопределённомувремени, сочетающему предметы жизни как 20, так и 30 годов.

Подобное мнение, как оказалось, довольно точно отражает авторский замыселна отдельных этапах работы над текстом.

Так, в самом раннем варианте, редакции 1929 года, время действиямосковских сцен обозначено июнем 1934 года, позднее исправленным на июнь 1935года.

В той же редакции смерть поэта Житомирского датировалась 1933 годом. Новсе события, происходившее в Москве, были приурочены к определённым дням июня.

События, связанные с визитом Воланда в Москву, происходят в одном и томже месяце- июне, хотя год постоянно меняется и всё далее отодвигается вбудущее.

Почему писатель выбрал именно этот месяц? Возможно, один из мотивов здесь- летняя жара. Вспомним, что необычайный зной- предвестник появления нечистойсилы. Так, почти мистические события повести «Роковые яйца», связанные соткрытием чудесных лучей, начинаются в жаркий июньский день 1928 года. Ноданный мотив — не единственный.1

В редакции 1929 года действие ершалаимских сцен также разворачивается виюне. Между тем Булгакову, сыну профессора Киевской духовной академии,человеку, внимательно изучавшему Библию и библистику, несомненно, было хорошоизвестно, что месяц нисан древнеевропейского календаря, на который, согласносвидетельствам Евангелий приходятся события, связанные с арестом и казньюИисуса Христа, соответствуют в разные годы разным весенним месяцамхристианского (юлианского) календаря (старый стиль)- марту или апрелю, ноникогда не соответствуют июню. Точно также и время действия московских сцен, вкоторых легко прослеживается параллель Страстной недели, в ранних редакцияхсознательно отдалено хронологически от православной Страстной недели и Пасхи,которые в 20 веки никак не могут приходиться на июньские дни.

Приурочив действие и в Москве, и в Ершалаиме к июню, Булгаков подчёркивалтаким образом не соответствие событие романа евангельской традиции.

С другой стороны, факт, что московские и ершалаимские сцены происходили,как подчёркнуто Булгаковым, в одном и том же месяце, должен был обратитьвнимание человека на их глубокую внутреннюю связь.

Однако следует отметить, что уже в ранних редакциях писатель рассматривалвозможность иной, более традиционной приуроченности событий своего романа.

Последний раз набросок хронологии событий романа Булгакова сделал в1933г. Здесь к маю приурочены и первая встреча Мастер с Маргаритой, и основныесобытия московских сцен романа. К маю же с промежутком в год отнесены перваявстреча Мастер и Маргариты и их последняя встреча в земной жизни передпереходом в надмирность и в окончательном тексте произведение.

Здесь мы уже не найдём прямого обозначения времени действия московскихсцен. Единственное указание- замечание о странности «этого страшного майскоговечера», когда Бездомный и Берлиоз встретились на Патриарших с Воландом.

Эта встреча происходит в среду, а последний полёт Мастер и Маргаритызаканчивается в ночь с субботы на воскресение. Таким образом, все событиямосковских сцен укладываются в четыре дня недели, причём в те же дни неделипроисходили события в древнем Ершалаиме, отдалённым от Москвы в пространстве ивремени. Происходящее в Москве датируется по григорианскому календарю (новомустилю), принятому в 1918 году.

Поскольку среда Страстной недели в романе — это уже майский деньправославной Пасха в тот год должна была приходиться не раннее чем на 5 мая.

В роман введены, и черты нового времени, при чём с некоторым,сознательным или бессознательным, опережением. Дядя Берлиоз едет на вокзал натроллейбусе, а этот вид транспорта появился в Москве только в 1934 году.

Промежуток времени, разделяющий московские и ершалаимские сцены, былназван точно (в ранней редакции): 1900лет. Но, главное, это день воскресенияХриста, праздник православной христианской Пасхи, это одновременно воскресениеИешуа и воскресение Мастера, и в момент, когда герои московских сценвстречаются с героями библейской легенды, древний ершалаимский мир в романесливается с современным московским. И это соединение происходит в вечномпотустороннем мире благодаря усилиям его господина «князя тьмы Воланда».

Именно здесь и Иешуа, и Пилат, и Мастер и Маргарита обретают временное ивне пространственное качество вечности. Их судьбы становятся абсолютнойценностью для всех веков и народов. В этой последней сцене не только сливаютсявоедино древний ершалаимский, вечный потусторонний и современный московскийпространственные пласты романа, но и время библейское, формируя один поток стем временем, когда началась работа над «Мастером и Маргаритой».

Действие созданного Мастером романа о Понтии Пилате соединяется с ходомсовременной жизни, где мы затравленный Мастер кончает свою земную жизнь, чтобыв потустороннем мире, в вечности обрести бессмертие.

Каждому из трёх основных пространственных миров булгаковского романасоответствует и своя шкала времени.

В ершалаимском мире основное действие разворачивается, как и предписаноклассическим каноном, в течение одного дня с воспоминаниями о предшествовавшихсобытиях и с предсказанием будущих, которые мы наблюдаем лишь в заключительнойглаве романа.

Ещё более сконцентрировано время в потустороннем мире, где оно фактическиостановилось, слилось в едином миге, что символизирует часами длящаяся полночьна балу у сатаны. Только в московском мире, где действие охватывает четыре дня,время более размыто и течёт сравнительно плавно, подчиняясь воле рассказчика.

Три мира имеют и три ряда персонажей, причём представители различныхмиров формируют своеобразные триады, объединённые функциональным подобиемисходными взаимодействиями с персонажами своего ряда.

Также триаду формируют в романе те, кто выступают в качестве учениковИешуа и Мастер, и одновременно, — Каифы и Берлиоза. Это Левий Матвей, бывшийсборщик податей и единственный последователь Га — Ноцри, и поэт Иван Бездомный- единственный ученик Мастера. Есть и другие любопытные триады героев в романе.Иешуа Га — Ноцри и безымянный мастер, тоже образуют связку между собой, тольков виде диады, а не триады. Мастер действует как в современном, так и впотустороннем мире, в потустороннем же мире происходит встреча Мастера, Пилатаи Иешуа.

Этим частично и объясняется отсутствие третьего персонажа, подобногоИешуа и Мастеру, но целиком принадлежащего какому-то одному миру — потустороннемуили современному. Га — Ноцри совершает подвиг нравственный и перед лицоммучительной смерти оставаясь твёрд в своей гуманистической проповеди всеобщейдоброты и свободомыслия.

Удел автора романа о Понтии Пилате — подвиг творческий. И учение Иешуа, ипроизведение Мастера — это своеобразный нравственный и художественный центры,от которых отталкивается и которым в то же время направлено действие «Мастер иМаргарита».

Наконец, героиня, чьё имя вынесено в название романа, занимает уникальноеположение в структуре произведения.

Эта уникальность, очевидно, объясняется желанием писателя подчеркнутьнеповторимость любви Маргариты к Мастеру.

Три мира «Мастер и Маргариты» имеют не только параллельные структурыосновных персонажей, но и целый ряд параллельных эпизодов и описаний.1

Необходимо подчеркнуть, что наличие у «Мастера и Маргариты» весьмасложной, разветвлённой структуры вовсе не приводит к тому, что персонажи романавырождаются в простое подобие каких — то математических или иных знаков исимволов. Нет, все действующие лица произведения — живые люди, обладающиеяркими портретами характеристиками или другими запоминающимися качествами.

Объект сатиры Булгакова — это приспособленцы в литературе и искусстве,бюрократы, паразитирующие на ниве культуры.

«Мастер и Маргариты» — роман не только сатирический и философский, этороман «городской». И он останется в истории русской и мировой литературы нетолько как свидетельство человеческой стойкости гражданственности Булгакова-писателя, не только гимн человеку нравственному и бесстрашному — Иешуа Га — Ноцрии человеку творческому — Мастеру, не только как история неземной любвиМаргариты, но и как грандиозный памятник Москве, которая теперь неизбежновоспринимается нами с учётом этого великого произведения. Этот роман М. А.Булгакова — неповторимый шедевр русской и мировой литературы.

1.2 Божественный дар

Если литература — это нравственность, воплощённая в воображении, некоезеркало, в котором отражается общественное и политическое здоровье, и еслиправда об историческом периоде обнаруживается в его искусстве, то романБулгакова создан в невесёлые времена.

На каждом шагу нас ожидают лицемерие и наушничество, а главное сравнение,которое приходит в голову читателю, — Римская империя эпохи Тиберия.

Очевидно и то, что терзания Пилата имеют прямое отношение к эпохе самогоБулгакова.

В повествовательной структуре «Мастера и Маргариты» присутствуют трилинии, причём в каждом из них обнаруживается свой собственный стиль.

Сатирические сцены из жизни московской литературной и театральной средынаписаны языком, напоминающим о комических повестей Булгакова, прежде всего о«Театральном романе».

Для этого языка характерны канцеляризмы, не слишком деликатныеразговорные выражения, а также подробные физические описания действующих лиц.

История Понтия Пилата рассказана другим стилем — уравновешенным икрасноречивым, окрашенным экзотической лексикой. Рассказчик в этих главахпрозрачен.

Что же до глав, где описываются чисто фантастические события, то они,пожалуй, созданы по законам кино, с упором на зримые детали. На первый взглядэти три линии представляются независимыми друг от друга.

Информация о работе "Мастер и Маргарита" М. Булгакова