В.А. Жуковский. Художественный мир романтических элегий и баллад

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2013 в 08:22, реферат

Краткое описание

Моя цель в этом реферате – описать жизнь и творчество В.А. Жуковского как создателя элегического и балладного жанров в русской литературе. Задачи:
1) Описать жизнь и творчество В.А. Жуковского;
2) Дать краткую характеристику поэзии В.А. Жуковского;
3) Охарактеризовать своеобразие элегий поэта;
4) Описать тематику и художественное своеобразие баллад В.А. Жуковского.

Содержание

1 Введение ……………………………………………………………………......3
2. Жизнь и творчество Василия Андреевича Жуковского……………………4
3. Элегия ведущий жанр поэта-романтика…………………………………..7
4. Баллада в поэзии В.А. Жуковского ………………………………………..10
5. Заключение…………………………………………………………………..13
6. Список литературы………………………………………………………….14
7.Приложения………………………………………………………………….15

Вложенные файлы: 1 файл

Жуковский реферат.docx

— 801.13 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

по литературе

На тему: «В.А. Жуковский. Художественный мир романтических элегий и баллад»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План

     1 Введение ……………………………………………………………………......3

  1. Жизнь и творчество Василия Андреевича Жуковского……………………4
  2. Элегия – ведущий жанр поэта-романтика…………………………………..7
  3. Баллада в поэзии В.А. Жуковского ………………………………………..10
  4. Заключение…………………………………………………………………..13
  5. Список литературы………………………………………………………….14
  6. Приложения………………………………………………………………….15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                          1.  Введение

                                                  Сам он всегда был способен посмеяться и пошутить

                                                 над собою, в свою возвышенность вносил человечески милые

                                                 поправки, не   умел и не любил воображать себя на пьедестале.

                                                 Без зависти,  учитель, склоняющийся перед лаврами учеников,                  

                                                 «с каким радушием благоволенья» принимал он искусство и

                                                 людей… Как тихие, замирающие часы билось его сердце, и все-

                                                 таки оно билось, и все-таки это биение в нашей поэзии слышно     

                                                 и до сих пор... (Ю.И. Айхенвальд о Жуковском) [1].

Василий Андреевич Жуковский, поэт первый половины 19 века, известен в русской литературе как законодатель и распространитель романтизма – мирового литературного течения. В  письме  к  Н.  В.  Гоголю  «Слова  поэта  — дела  поэта»  (1848)  Жуковский  систематически  изложил  свой  взгляд  на  природу  и  назначение  романтической  поэзии. «...Что  такое  дело  поэта,  что  такое  поэт  или  художник,  что  есть  художество  и  где  его  источник? Руссо  говорит:  «Прекрасно  только  то,  чего  нет».  Это не  значит: только  то,  что не  существует;  прекрасное  существует,  но  его нет,  ибо оно,  так сказать,  нам является  единственно  для того,  чтобы исчезнуть…Что  же  такое  художник?...Верховный  художник  в самом  себе  почерпнул и идею,  и материал  создания;  земной  художник,  творя,  также  осуществляет  свою  идею, но  материалы  и  для  самой  идеи,  и для ее  осуществления он  заимствует уже  из  существующего,  ему  подлежащего  творения  Божия;  творит  же он  потому,  что  по  натуре  души  своей  ощущает  в  себе  к  тому  неодолимое,  врожденное  стремление»[6, c.61].

Этот русский поэт  первым  в нашей литературе  утвердил  такой взгляд  на  поэзию, т.к. считал этот вид творчества «связующим  звеном  между  миром земным  и  миром  идеальным». 

Но не только поэзия привлекала Жуковского, он был переводчиком, критиком, редактором, прозаиком, а также состоял на государственной службе служил на службе (был Действительным членом Императорской Российской Академии, почетным членом Императорской Академии наук, ординарным академиком по Отделению русского языка и словесности, тайным советником).

В литературе более всего  они известен как создатель романтических  элегий и баллад, переводчик некоторых элегий и баллад европейских романтиков.

Моя цель в этом реферате – описать жизнь и творчество В.А. Жуковского как создателя элегического и балладного жанров в русской  литературе.

Задачи:

  1. Описать жизнь и творчество В.А. Жуковского;
  2. Дать краткую характеристику поэзии В.А. Жуковского;
  3. Охарактеризовать своеобразие элегий поэта;
  4. Описать  тематику и художественное своеобразие баллад В.А.

Жуковского.

При подготовке реферата я использовала учебники, словарные статьи, монографии, ресурсы сети Интернет, собственные рассуждения.

 

    1. Жизнь и творчество Василия Андреевича Жуковского

Родился будущий поэт и писатель  29 января (9 февраля) 1783 года в селе

Мишенском Тульской губернии.  Незаконнорождённый  сын помещика Афанасия Ивановича Бунина (1716—1791) и пленной турчанки Сальхи (в крещении – Елизаветы Дементьевны Турчаниновой; ум. 1811), привезённой в 1770 году участниками русско-турецкой войны из-под крепости Бендеры. Фамилию свою ребенок получил от жившего в имении бедного белорусского дворянина Андрея Григорьевича Жуковского (ум. 1817), который по просьбе Бунина стал крёстным отцом ребёнка и затем его усыновил. Перед рождением мальчика в семье Бунина из одиннадцати человек детей умерло шестеро. Его супруга, Мария Григорьевна Бунина, решила взять в свою семью новорождённого и воспитать его как родного сына без права передачи дворянства и без наследства.

Первоначальное образование Жуковский  получил в Тульском пансионе и  позднее в семье Юшковой, старшей  сестры его по отцу. Здесь бывали известные поэты, писатели, музыканты. Но решающее влияние на личность и поэзию Жуковского оказало четырёхлетнее пребывание в московском университетском пансионе, куда он был в 1797 помещён…Кружок, куда попал Жуковский, составляли братья Тургеневы, Кайсаровы, Мерзляков и др. В отличие от аристократических светских кругов, в нем …господствовали масонские идеи нравственного самоусовершенствования и западно-европейского сентиментализма [4]. Жуковский начал усиленно заниматься переводами с немецкого. В это время напечатаны юношеские опыты «Мысли при гробнице» [1797], «Жизнь и источник» [1798], «Майское утро» [1798] и «Мысли на кладбище» [1800], где изображаются – серебристая луна, полуразвалившиеся гробницы, «вещие совы» и т. п. Меланхолически-настроенный юноша с увлечением воспевает «сладкое уныние», мечтательность, «добродетель», смерть как путь в страну вечного блаженства.

В декабре 1800 года поэт закончил пансион  с серебряной медалью и определился  на службу в московскую соляную контору. После неудачной попытки служить Жуковский поселился в Мишенском, где жил отдельно от Буниных вместе с А. Г. Жуковским в скромной мансарде, «на чердачке флигеля». Здесь с 1802 по 1808 в уединении Жуковский занимается самообразованием, развивая свой ум и характер и воспитывая в чувства. Начинается серьёзная литературная деятельность.

Первым серьезным произведением было «Сельское кладбище» [1802] — вольный перевод элегии английского сентименталиста Грея. В следующем году появляется повесть «Вадим Новгородский», написанная в подражание историческим повестям Карамзина. С 1805 г. поэт становится домашним учителем своих племянниц по отцу Александры и Марии Протасовых. Между Марией и ее учителем возникает чувство, которому не дано было завершиться браком, был получен отказ матери из-за близкого родства. Мария вышла замуж за доктора медицины И.Ф. Моера, в 1822 году умерла. С 1805—1806 А.В. Жуковский много пишет, особенно в 1808—1812 годы. Многие стихотворения посвящены его возлюбленной («Пловец», 1812; цикл любовных песен и романсов «Песня», 1808; 1811; 1816; 1818 и др. годов; «Воспоминание», 1816; «Рыцарь Тогенбург», «Эолова арфа», «Эльвина и Эдвин» и др.)

В начале лета 1812 года Жуковский в  звании поручика участвует в войне  против Наполеона в составе Московского  ополчения. В боевых действиях ему  не пришлось участвовать, т.к. находился  в резерве на окраине Бородинского поля. Он пишет в то время произведения «Певец во стане русских воинов» (1812), «Вождю победителей» (1812, после победы под Красным).

Поэт-карамзинист И.И. Дмитриев, покровитель Жуковского, показал его стихи вдовствующей императрице Марии Федоровне, с 1815 г. поэт приглашается на должность ее чтеца. В 1815 поэт становится одним из главных участников литературного кружка «Арзамас», в шуточной форме ведшего упорную борьбу с консерватизмом классической поэзии.

С 1817 г. становится  учителем русского языка великой княгини Александры Федоровны, впоследствии императрицы. В 1826 году ему предлагают должность наставника-воспитателя великого князя Александра Николаевича (будущего императора Александра II). Среди наук для воспитанника Жуковский выбирал гуманитарные, предпочитал историю – впоследствии воспитанный им император осуществил реформу 1860-х годов, отменившую крепостное право. В 1841 году педагог и наставник окончил обучение и вышел в отставку. Последнее десятилетие провел в Германии, где женился на дочери старого друга, немецкого художника Е.Рейтерна. Он много переводит, последним стихотворением было «Царскосельский лебедь» (1851), в котором отразились трагические мысли поэта, оставшегося без друзей в новую историческую эпоху.

Скончался поэт 12 (24) апреля 1852 года в  Баден-Бадене. Его тело было доставлена в Россию и захоронено на кладбище Александро-Невской лавры в Петербурге

 

3.Элегия – ведущий жанр творчества поэта

Элегия – это грустное поэтическое произведение (песнь) о  всякой утрате, потому что утрата чувства, желания – это подобие смерти, исчезновение и небытие[5,с.33].

Первым стихотворением, которое  принесло Жуковскому известность, была элегия «Сельское кладбище»(1802), перевод одноименного стихотворения английского поэта Томаса Грея. Жуковский выбрал для перевода элегию, в которой речь идет о смерти настоящей, а размышляет о ней поэт на кладбище. Такая элегия получила особое название – кладбищенская. Человек на кладбище вспоминает о своих близких, сожалеет об их кончине, вспоминает дни радости, когда они были живы. Религиозный человек верит, что когда-нибудь, когда он умрет, снова встретится с теми, кого сейчас оплакивает. И эта будущая встреча дает ему надежду на радость и счастье. Он то охвачен чувством безнадежности, то – надежды, то испытывает горечь, а то – сладость, то подавлен разлукой, а то мечтает о встрече. Наконец, он думает: что может быть возвышеннее рождения и смерти? Мысли о том, что он не осуществил всего того, на что был предназначен, о скоротечности жизни не покидают лирического героя. Вместо пафоса оды, который выражал могущество отвлеченного от личности государственного или национального разума, в элегии господствуют мысли, близкие человеку, его эмоциям. Речь в элегии спокойная, приглушенная, ритм плавный.

Кладбищенская элегия полна  негромких раздумий. Размышление  изначально присуще всякой элегии, не только кладбищенской. Элегия, в которой господствует размышление, касающееся самых разных предметов и явлений, называется медитативной (от слова медитация – размышление, раздумье). Так как предметы размышлений могут быть различными, то различны и разновидности элегий: историческая, философская, а также унылая элегия, в которой поэт предается психологическим переживаниям о своей несчастной участи.

Внутренняя сосредоточенность  на предмете размышления требует  напряженного внимания к каждому выражению, слову и его смысловым оттенкам. Поскольку автор-поэт ведет речь о брате или братьях по человечеству, то он сохраняет интонацию личной или даже интимной близости. Все эти свойства элегии не только соблюдены Жуковским, но введены им в русскую элегию, а через нее – в русскую лирику: «Уже бледнеет день, скрываясь за горою;/ Шумящие стада толпятся над рекой;/Усталый селянин медлительной стопою/Идет, задумавшись, в шалаш спокойный свой».

В.А.Жуковский на первый план в словах выдвигает эмоции, психологическое состояние, душевное настроение и внутренний мир человека. До него в русской поэзии никто не описывал сферу внутренней жизни.

Он подводит читателя к  мысли о том, что не надо печалиться, все когда-то умрут, но живые придут их оплакать, и в этом связь всех людей – память, сопереживание. Поэт видел задачу искусства не в том, чтобы тревожить сердца и доводить накал страстей до взрыва, а в том, чтобы в размышлении утешить человека, разрешить противоречие. В этом ранний русский романтизм отличается от европейского. Там нет разрешения противоречий, нет покорности судьбе, там торжествуют трагедия и драма, нет ни победителей, ни побежденных.

В этой элегии видны черты  не только кладбищенской элегии, но и медитативной (в которой поэт размышляет), эти размышления разные, поэтому элегии бывают историческими, философскими, унылыми (психологические  переживания о своей несчастной участи).

Черты исторической элегии видим в оде-элегии «Певец во стане русских воинов» о воинах Отечественной войны 1812 г. Его слог в этой оде в отличие от возвышенного приглушен, задушевен, изменчив (то весел, то задумчив). Он всех бойцов вспоминает как друзей-однополчан, которых знал лично. Так патриотическая тема приобрела личное звучание в его стихах.

Следующая философская элегия «Море» посвящена теме человеческой жизни. Поэт одухотворяет море и сравнивает его движение с человеческой жизнью и пытается разгадать тайну человеческой жизни, так же, как раскрыть секреты моря: «Что движет твое необъятное лоно?/ Чем дышит твоя напряженная грудь? /Иль тянет тебя из земныя неволи/Далекое светлое небо к себе?».

Море для поэта, как и жизнь человека, лежит между небом и землей: человек восхищается «небом», но боится, что потеряет предмет своей надежды так же, как и море: «Ты, небом любуясь, дрожишь за него». Человек стремится к лучшему, неземному, как море любуется небом. В этом виден философско-религиозный смысл.

В психологической элегии «Вечер» (1803) описание пейзажа не содержит предметных признаков, отвлечено от них – через пейзаж автор изображает внутренний мир лирического героя: «Ручей, виющийся по светлому песку,/Как тихая твоя гармония приятна!/С каким сверканием ты катишься в реку!»

Жуковский был убежден, что  совсем не трудно изобразить реальные картины природы, всего труднее  показать «пейзаж души» - переживания, которые  вызвали эти картины.

Известны элегии «На кончину  ее величества королевы Виртембергской» (1819) (мысли о хрупкости земного  бытия и «светлой радости» от жизни  за гробом), «Невыразимое» (1819) (философские  мысли о том, что лишь видимое  очам не способно отразить Создателя  в созданье, показать всю мудрость Творца), «Песня» (1818) (размышление о том, что все хорошее, что человек переживает в этой жизни, готовит его к вечности); оттенки элегии можно найти в программном стихотворении Жуковского «Теон и Эсхин», где поэт размышляет о бренности человеческой жизни – разные друзья – жизнелюбивый Эсхин и воздержанный Теон приходят к мысли о скуке жизни, ее безрадостности, разочаровании, но не ропщут на свою судьбу – те, кто был дорог при жизни, любимы и после смерти.

Информация о работе В.А. Жуковский. Художественный мир романтических элегий и баллад